После того как во время всемирного потопа Кааба была подня- та на небеса, паломничество к ней прекратилось. Никто не знал даже о месте, где была Кааба, пока Создатель не сообщил об этом Ибрâћîм-Ĥалîлу ┐. Когда Ма‘буд[1] изволил восстановить Каабу и возобновить паломничество к Заповедной мечети, Он повелел Ибрâћîм-Ĥалîлу ┐ через ваħй построить благодатный дом для Его гостей. В небе появилось белое облако, и его тень точно ука- зала место, где должна быть Кааба. Голос с небес известил, чтобы на этом месте заложили Дом Аллаха. Чтобы стала тяжелее чаша благих дел паломников на весах Судного дня, им было дано по- веление брать для этого камни с пяти гор: Ţűр Сайна’[2], Зайта’[3], Лубнан[4], Джűдî[5] и Хира’[6], что и было сделано. Теперь Ибрâћîм ┐, повинуясь Всевышнему, начал заклад- ку фундамента Дома Аллâћа. Исмâ‘îл ┐ помогал ему, подавая камни и раствор. И во время строительства Каабы Ибрâћîм ┐ услышал зов со стороны горы Абу-Кубайс: «О Ибрâћîм, наста- ло время вернуть то, что хранится у меня, приди и забери его». Тогда Ибрâћîм ┐ поднялся на гору. Часть горы раскололась, и он нашел Черный камень, который был спрятан там Нűħом ┐ или Джабрâ’îлом ┐. Он взял его оттуда и положил в Йеменский угол Каабы. Его (камень) возвеличили словами «Йад Аллâћи фи- д-дунйâ» (Длань могущества Аллâћа на этом свете). Всем тем, кто начинает ţавâф с чистым убеждением, сунна (желательно) сделать у Черного камня судҗűд, дотронуться до него рукой и поцеловать его. Держитесь подальше от тех, кто не придает значения этой сунне. Ныне же делать судҗűд и целовать Ħадҗар аль-Асвад стало трудно из-за многочисленности паломников. Достаточно сде- [1] Ма‘буд - Тот, кому следует поклоняться. [2] Ţűр Сайна’ — гора Синай, связанная с пророком Мűсой (Моисеем) ┐. [3] Зайта’ — Масличная гора в Палестине, связанная с пророком ‘Îсой (Иисусом) ┐. [4] Лубнâн — Ливанские горы. [5] Джűдî — гора, к которой пристал корабль Нűħа (Ноя) ┐. [6] Хира’ — гора рядом с Меккой, связанная с пророком Муħаммадом ┐. 60 лать камню знак рукой и поцеловать руку, и сунна при этом считается исполненной. Сказано, что тому, кто выполнит эту сунну по мере возможно- сти, в Судный день будет шафâ‘ат от Ħадҗар аль-Асвада. И еще сказано, что в день Маħшара (Воскрешения), когда все будут очень нуждаться в заступничестве и помощи, он выступит свидетелем. Во время пребывания нашего праотца Адама ┐ в Раю, Все- вышний приставил к нему одного ангела-хранителя. Когда Адам ┐ приблизился к хлебному дереву, ангел-хранитель отпрянул от нашего праотца. Когда же Всевышний посмотрел на него взгля- дом Милости, ангел от стыда окаменел. Когда Адама ┐ переселяли из Рая за то, что он допустил оплош- ность и вкусил с хлебного дерева, прародитель забрал с собой ока- меневшего ангела, который поначалу был ослепительной белизны, и его сияния хватило бы для освещения всей земли, но потом он почернел от прикосновения грешных людских рук, и свет в нем погас. В день воскрешения драгоценный Черный камень снова превратится в ангела и будет свидетельствовать за всех, кто при- касался к нему с почтением и чистой душой ради Всевышнего. Таково предание о Ħадҗар аль-Асвад, истину же знает Все- вышний. Соглашаться со свидетельствами историков — нелег- кое дело для тех, кто не имеет íалб салîм[1]. Что касается белого камня с глубокими следами ступней, который мы видим там, где находится маíам Ибрâћîма ┐, он вместе с Ибрахимом двигался вверх-вниз при строительстве Каабы, словно подъемный кран. Хотя на вид он выглядит как камень, на самом деле это сверкающий хризолит, который Адам также принес из Рая, и смотреть на него с намерением получить баракат — красивая сунна. После завершения строительства дома Всевышнего Аллâћ повелел призвать всех туда. Ибрâћîм ┐ повиновался, и Ми- лостивый сделал так, чтобы этот клич был услышан везде: и в Маġрибе (на Западе), и в Машриíе (на Востоке). [1] íалб салîм — чистое сердце, здоровая душа. 61 И по воле Всевышнего все человеческие źарра[1], которым было суждено исполнить хадж, ответили на этот призыв сло- вом «Лаббайк» («Вот я перед Тобой»). Тем же, чьи źарра ответили Ибрâћîму ┐, ничто не может помешать исполнить хадж. Затем Всевышний повелел Ибрâћîму ┐ исполнить хадж. Ар- хангел Джабрâ’îл ┐ подсказал ему обряды, и отец с сыном (да благословит их Аллâћ и приветствует) исполнили хадж как пола- гается. Следуя им, и наш любимый Пророк ┬ исполнил обряды хаджа подобным же образом. Таким образом, Всевышний ниспослал откровение, и с тех пор вся умма этому следует, ведь среди действий, выполняемых во время хаджа, — обязательных предписаний и сунн - нет ни- чего, в чем не было бы мудрости. «Тому, кто отправится в хадж, за каждый шаг будет записано вознаграждение, и с каждым шагом будут стираться грехи», — так сказано в хадисе от Ибн ‘Умара ─. И в книгах можно про- честь, что у совершившего паломничество смываются большие и малые грехи. Мудрость полного омовения при вступлении в хадж в том, что, радуясь паломникам, Аллâћ призывает ангелов смотреть на них и любит, чтобы правоверные были чисты и телом. Дорогие паломники, собирающиеся ступить на землю, по которой ходи- ли пророки, чтобы получить их благодать и чтобы адаб[2] был полноценным, вам следует готовиться к иħрâму[3] искупавшись, ибо это сунна. Обычно, когда люди собираются к правителям, они надевают роскошные одежды, в противоположность этому Аллâћ любит, чтобы Его гости предстали перед Ним в простом одеянии. Когда паломники перед вступлением в обряды хаджа совер- шают в бане омовение полностью обнаженными, хорошо вспом- нить начало своей жизни и представить тот день, когда для отче- [1] źарра — сущностная частица, прототип человека, с которой Бог заключил Договор (см. Коран, 7:172). [2] Адаб – правила приличия, уважения; этикет. [3] Иħрâм - обряд вступления в хадж. 62 та они предстанут перед Аллâћом, чтобы познали они сами себя, размышляя об этих двух состояниях. Подобно тому, как пригла- шенные к великим правителям душой и телом стараются отве- тить на приглашение, тем, кого пригласил в гости Властелин ми- ров, тем более подобает ответить «Лаббайк». Аллâћ готов принять мольбу тех, кто, отвечая на Его призыв, восклицает: «Лаббайка!». Всевышний взял на Себя исполнение их желаний, отвечая им: «Просите у Меня все, что хотите, вот Я с вами». Во время ţавâфа мысли паломников, выраженные их состоя- нием, должны быть обращены к Аллâћу, и сердцем они просят: «Ведь мы гости Твои, пришедшие с надеждой на Твою милость. Не оставляй нас без ответа». Когда стоите на горе Арафат, по- чувствуйте страх, представляя муки и страдания, которые бу- дете испытывать в Судный день под палящим солнцем. Собрав камешки в Муздалифе, представьте, что вы несете свои грехи. Тех, которые поминают Аллâћа на Маш‘ар аль-ħарâм[1], Аллâћ по- минает добром среди ангелов. Когда бросаете камешки в джама- рат, нужно представить себе, что бросаете туда все свои грехи и оплошности, повинуясь Аллâћу, будучи занятыми служением Ему. Сказано, что по количеству сбритых волос в Мине получают нűр на поле ‘Арасат[2]. Да поможет Всевышний Аллâћ каждому паломнику совер- шить обряды согласно Сунне и постичь мудрость всех ритуалов. Тот, кто, боясь Аллâћа, плакал на горе ‘Арафат, читал мольбы и поминал Аллаха на горе Маш‘ар аль-ħарâм, принес жертву в Мине и обрил голову, — очищается от всех грехов. О том, что дает ему Всевышний за это, знает только Он. В Судный день такие люди будут спасены от Ада и будут находиться среди тех, которыми доволен Аллâћ. Ваћб, сын Мунаббића, рассказывает, что в Таврате (Торе), ни- спосланном Мűсе ┐, говорится о достоинстве Каабы, хотя мало- вероятно, что об этом остались сведения в нынешней Торе. [1] Окраина Муздалифы на границе с Миной. [2] ‘Арасат - место стояния в Судный день. 63 В Судный день Аллâћ отправит семьсот тысяч приближенных ангелов с золотыми цепями, чтобы привести Каабу на место сбо- ра. Тогда Кааба скажет, что не пойдет, если не исполнят ее прось- бу. Ей позволят высказать свое желание, и она попросит Все- вышнего: «Разреши мне сделать шафâ‘ат всем верующим, похо- роненным вокруг меня». И ей это разрешат. С сияющими лица- ми, одетые в иħрâм[1], все верующие, похороненные в Заповедной земле (Харам), с «Лаббайка!» на устах, словно белые голуби, собе- рутся вокруг Каабы. Тогда ангелы скажут ей: «Твое желание ис- полнено, теперь пойдем с нами». Кааба возразит, что еще не все ее желания исполнены. От имени Аллâћа ей скажут: «Проси что хочешь». И Всевышний пообещает ей исполнить желание. Кааба почтительно попросит, чтобы ей разрешили заступиться за греш- ников, приехавших со всего мира, тоскуя по ней, перенося труд- ности пути, с грехами и оплошностями, и совершивших ритуа- лы хаджа в соответствии с повелением. Тогда ей скажут, что сре- ди них есть и недостойные заступничества, которые и после по- сещения ее продолжали совершать тяжкие грехи. Кааба настой- чиво попросит соизволения помогать и таким, и ей разрешат за- ступиться за всех паломников без ограничения. После этого ангел возгласит с небес: «Все до единого посетившие дом Аллâћа — Каа- бу, соберитесь вокруг нее!» С криком «Лаббайка» все паломники с просветленными нűром лицами, сияющими как солнце, окружат ее. Их радость трудно понять тому, кто не видел это. Ангелы еще раз скажут Каабе: «Ну, теперь-то пойдем с нами, ты же получи- ла все желаемое». И Каабу со всеми паломниками, произносящи- ми «Лаббайк!», ангелы доставят на место Судного дня (Махшар). Этот рассказ, упомянутый в Таврате и переданный Ваћбом ─, приводится в книге «И‘âнат аţ-Ţâлибîн». Да сделает вас Аллâћ, дорогие паломники, из числа тех, кото- рые вместе с Каабой пойдут на Махшар. [1] Ихрам - здесь: одежда паломников.63
|
|