Среди детей Израилевых был богатый человек по имени ‘Âмил. У него не было наследника, кроме бедного двоюродно- го брата. Однажды утром богача нашли убитым. Толкователи по-разному говорят о мотиве убийства. Согласно одному пре- данию, его убил ради наследства тот двоюродный брат. Родня ‘Амила взялась за поиски убийцы. В селе начался переполох, но напасть на след убийцы не смогли. Как гласит одно предание, убийца бросил тело между двумя селами, чтобы замести следы. По другому преданию, его нашли у ворот дома одного человека. Третьи говорят, что ‘Âмила нашли между двумя из двенадцати ворот большого храма детей Израилевых. Родственники ‘Âмила объявили кровную вражду подозрева- емым. Их разногласия переросли в спор, и чтобы его решить, обратились к пророку Мűсе ┐. Семья убитого требовала возмез- дия, но эти требования были отвергнуты, так как у родственни- ков были только подозрения, но не было свидетелей. Перед Му- сой ┐ обе стороны оказались равны. Не было достаточных до- казательств, чтобы вынести решение, так как к этому времени в Таврате еще не были ниспосланы установления о разрешении спора с помощью клятвы. Потомки Израилевы попросили Мűсу ┐, чтобы он обратился к Аллâћу с просьбой указать убийцу. Про- рок попросил Творца, и Он повелел им зарезать корову. Когда Мűсâ ┐ сообщил о повелении Аллâћа, люди возмути- лись: «Наверное, ты шутишь. Причем тут корова?» Им казалось, что решение Аллаха не соответствует их просьбе, и, не понимая мудрости, заключенной в этом решении, они возразили Мűсе ┐. «Я не шучу, таково повеление Аллâћа», — настаивал посланник Всевышнего. Поверив, они спросили: «Объясни, что это за ко- рова». Их не удовлетворил ответ на этот вопрос, они несколько раз спросили о ее возрасте, масти, породе. Если бы они тотчас послушались Аллâћа и зарезали любую корову, этого было бы 315 достаточно. Когда же у них появилось много вопросов, Аллâћ ужесточил требования. Поскольку таково было предрешение Аллâћа, все случилось в соответствии с этим предрешением. Разъясним подробнее эту историю, так как в ней много по- лезного и поучительного для того, кто прочтет размышляя. Иншâаллâћ. Согласно одному из преданий, жил один очень послушный отцу, хороший мальчик. Аллâћ и нам аятом Корана велел де- лать добро родителям, но такая забота сына об отце и приоб- ретение такого воздаяния встречается очень редко. Однажды сын встретил человека, продающего жемчужину за пятьдесят тысяч динаров, и решил купить ее. Хозяин сразу потребовал деньги, но деньги были в сундуке, а ключ от него — под поду- шкой спящего отца. Сын не хотел будить его и попросил, чтобы продавец подождал, пока родитель проснется. Тот потребовал деньги немедленно и не внял просьбе сына. Тогда сын сказал, что добавит ему десять тысяч динаров, если он подождет, по- ка отец проснется. Торговец же сказал, что он скинет ему де- сять тысяч, если он разбудит отца немедленно. Тогда сын ска- зал, что он добавит ему двадцать тысяч динаров, если он подо- ждет, пока проснется его родитель. Продавец жемчуга согла- сился. А сын так и не разбудил отца. Когда проснулся отец, сын рассказал ему о случившемся и от- правил продавца, заплатив долг. Отец очень обрадовался и, до- вольный, попросил для своего сына удачи в обоих мирах. По- сле этого он подарил сыну единственную корову, и у нее оказа- лись те признаки, которые указал Всевышний. Потомки Израи- левы купили ее у сына и зарезали. Цену за нее установили в сто- имость золота, которое вмещается в шкуру коровы. Это богат- ство сын получил из-за уважения к отцу. Если хотите получить баракат на этом свете и избавление от мук на том — добивай- тесь довольства родителей. Это было рассказано в одном предании. Познакомимся же и с другим, чтобы увеличить баракат и получить еще назидание, да будет нам помощь от Аллâћа. 316 Среди потомков Израилевых был один праведник, и кроме маленького сына, у него не было других детей. У него был теле- нок, который был определен сыну, и он привел его в лес и от- пустил, вверив Аллâћу. Отец не дожил до совершеннолетия сына. Ребенка, который не помнил лик отца, воспитала мать, и он достиг зрелого возраста. Он делил ночи на три части: одна — для сна, вторая — для мо- литв, третья — для служения матери. Утром он уходил в лес, заго- тавливал дрова, продавал их на базаре. Вырученные средства он делил на три части. Третью часть он раздавал как ċадаíа, осталь- ное расходовал на пропитание себе и матери. Тот теленок, который был отпущен в лес, вырос и превратился в красивую и статную корову. Она убегала, словно олень, едва завидев человека. И вот как-то раз мать поведала сыну историю коровы и объяснила, как найти место, где она была отпущена, порученная Аллâћу. Мать описала сыну все приметы животного, которое уносилось прочь, завидев человека, и послала его на по- имки коровы. Она научила его, как позвать корову, когда та бу- дет убегать, связав зов с именем Всевышнего. Мать описала ему удивительную красоту коровы и сказала: «Когда ты посмотришь на нее, тебе покажется, будто от нее исходит лучистый свет». С радостью выполняя повеление матери, сын пошел в лес в по- исках коровы. Он увидел корову и узнал ее по описанию. Он по- звал ее, как его учила мать. Услышав его, корова прибежала к мальчику, словно ручная, и спокойно встала перед ним. Мальчик погладил ее по лбу, на шею накинул веревку и на привязи повел домой. С разрешения Аллâћа корова красноречиво заговорила с ним и предложила ему сесть ей на спину, чтобы ему было легче идти, — так, словно пожалев его, посоветовала корова. Мальчик отказался сесть на корову, сказав, что мать не велела ему это. «Если бы сел, ты бы меня не увидел больше», — сказала она. Затем им повстречался путник, назвавшийся пастухом. Он сказал, что пас коров, и когда, нагрузив быка, хотел пойти до- мой, бык потерялся. Он поведал также о том, как он устал, как страдал от голода и жажды, и попросил у него помощи. «Если раз- решишь мне сесть на корову, я дам тебе двух коров», — сказал 317 путник. Мальчик, не колеблясь, ответил ему, чтобы он шел своей дорогой, уповая на Аллâћа, и добавил: «Всевышний знает, на- сколько искренне твое упование на Него, и если оно действитель- но искреннее, то Он тебе достаточен, а корову мою оставь». Тог- да пастух сказал, что даст десять коров, если он разрешит сесть на нее, или чтобы мальчик продал ему корову за деньги. Мальчик и не думал принимать его предложение. Он сказал, что от матери не было такого разрешения, и не отступил от своих слов. И вдруг в какой-то миг произошло нечто удивительное и неописуемое: неожиданно перед ними вспорхнула птица, и тотчас же из виду пропала корова и неизвестно куда исчез путник. Мальчик, как и в первый раз, позвал корову именем Создате- ля, и она снова со стремительностью дикого животного появи- лась перед ним и объяснила, что тот, кто хотел сесть на нее, был проклятый иблис. «Если бы тот проклятый сел на меня, я никог- да не вернулась бы к тебе, — сказала она. - Когда ты воззвал именем Господа Ибрâћîма, то мою уздечку, которую держал иблис, перехватил ангел. Он прогнал сатану, и я смогла вернуть- ся к тебе. Это – благодать матери и результат твоего служения ей. Если даже ты попросишь Аллâћа вырвать гору с корнем, то и это Он сделает для тебя». Мальчик вернулся к матери с благодатной коровой, вверен- ной в свое время его отцом на хранение Творцу. Забота матери о ребенке велика, и женщина беспокоилась о нем. Она сказала сыну, чтобы он продал на базаре корову, чтобы облегчить се- бе работу, так как ему трудно каждый день ходить в лес и но- чью заниматься богослужением. Мальчик внял совету матери и спросил, за какую цену продать животное. Мать ответила - за три динара, и велела обязательно посоветоваться с ней. Когда мальчик отправился на базар, Всемогущий направил к нему ангела в образе покупателя. Он спросил мальчика, сколько стоит корова. Тот ответил, как его учили: «Три динара» - и до- бавил, что корову не продаст, пока не посоветуется с матерью. Ангел сказал, чтобы он продал ее за шесть динаров, не спросив у матери. Мальчик твердо ответил, что не отдаст корову даже за золото, равновесное ей, без согласия матери, и дал знать, что 318 обязался не делать ничего, что нарушает уважение к ней. Он вернулся домой, чтобы рассказать об этом матери, и она разре- шила ему продать корову за шесть динаров. Ведя за собой корову, мальчик пришел на рынок, и тот чело- век спросил о его решении. Мальчик сказал, что отдаст корову за цену, которую он просил, – шесть динаров. Ангел предложил ему продать корову за двенадцать динаров, но только не спра- шивая у матери. Но мальчик не оставил уважения к матери и не позарился на динары. Опять он вернулся домой и рассказал все как было. Тут мать задумалась. Она догадалась, что здесь за- ключена какая-то мудрость, и поняла, кто этот покупатель. Она сказала сыну, что это не человек, а ангел, которого Аллах послал, дабы испытать его, и велела спросить у него, если придет еще раз, продавать ли корову вообще. Мальчик вернулся на базар, нашел того человека и спросил его об этом. Ангел посоветовал ему возвращаться с коровой до- мой и больше не приходить на базар. Он велел ему передать матери, чтобы та не продавала животное, пока к ней не при- дут покупатели. Ангел рассказал им, что посредством этой ко- ровы будет выявлен убийца и что Мűсâ ┐ придет ее покупать. Он велел не отказывать ему. И еще он наказал им, чтобы про- дали ее не меньше, чем за золото, которое заполнит ее шкуру. С этими вестями мальчик вернулся домой, ведя за собой коро- ву. Он рассказал все матери, и та обрадовалась. Праведность сына принесла им удачу. К тому времени потомки Израилевы сбились с ног в поис- ках коровы, описанной им Аллâћом, и наконец нашли ее у того мальчика, которым была довольна мать. Сторговались и купили корову за золото, наполнившее ее шкуру, и дом бедного мальчи- ка наполнился благодатью. Согласно другому преданию, корова была продана за золото, в десять раз превышающее ее вес. Потом, следуя повелению Господа и с разрешения Мűсы ┐, корову зарезали. Всевышний повелел, чтобы убитого коснулись одной частью туши животного. Они последовали повелению - и покойник заговорил: «Меня убил такой-то». Назвав имя убийцы, ‘Âмил снова умер. 319 Разошлись мнения авторитетных ‘âлимов о части тела, кото- рой коснулись убитого. Говорят, что это был копчик. В другом предании сказано, что это был язык. Коран приводит множество историй, которые случились ты- сячелетия назад. Предания же об одной и той же истории ино- гда бывают противоречивы, но эти противоречия не ослабляют текст Корана. Упомянутая история приведена в Коране в суре «Аль-Баíара» («Корова»), я же ее перевел с мольбой, чтобы это стало назиданием для братьев по вере. ٹ ٹ ثن ڻ ڻ ڻ ڻ ۀ ۀ ہ ہ ہ ہھ ھ ھ ھے ے ۓ ۓ ڭ ڭ ڭ ڭ ۇ ۇ ۆ ۆ ۈ ۈ ٷ ۋ ۋۅ ۅ ۉ ۉ ې ې ې ې ى ى ئا ئا ئەئە ئو ئو ئۇ ئۇ ثم البقرة: ٦٧ - ٦٨ Размышляя над чудесами и могуществом Аллâћа, поражаешь- ся им. Тайны происходящего в мире не постигнет никто, кроме Всевышнего. Неужели не было другого пути, чтобы найти убий- цу израилита, кроме как заставить заговорить покойника? Разве зарезанная корова сама по себе помогла убитому ожить и загово- рить? Нет, братья по вере, Творец земли и небес делает причиной то, что Он пожелает. Посмотрите, что сумел сделать кусок мяса зарезанной коровы после того, как его сделал средством Творя- щий причины (Аллâћ). Как назвать разумным того, кто не пой- мет, что именно Аллâћ сделал его средством оживления? Если че- ловек знает это, то может ли он назвать зарезанную корову ина- че, кроме как средством? Уж не божеством ли ее назвать? Тот, кто поклоняется Аллаху, непременно должен знать Его, и если он не является глупцом, то должен различать причину и Того, кто эти причины творит, ведь для этого не нужно больших знаний. НОУ ВПО «ЧИркейскИй ИНстИтУт Им. СаИда-афаНдИ» Северо-кавказскИй УНИверсИтетскИй цеНтр Исламского образоваНИя И НаУкИ ООО «Издательский дом “Нуруль иршад”» 367000, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Левина, 9 www.nurulirshad.ru; e-mail: info@nurulirshad.ru Продукцию Издательского дома «Нуруль иршад» можно заказать на сайте : www.nurulirshad.ru ISBN 978-5-903593-12-5 (Т.1) ISBN 978-5-903593-11-8 قصص األنبيآء Знаки транскипции ث Ĉ ح Ħ خ Ĥ ذ Ę ط Ţ ص Ċ ض Đ غ Ġ ق Ķ هـ Ҳ Перевод: М. М. Гаджиев С. М. Султанмагомедов Г. А. Ичалов Под редакцией А. С. Ацаева Литературный редактор, корректор: З. А. Унчиева Дизайн и верстка: М.-А. М. Гаджиева Карты и снимки из книги: Шавки. «Атлас Корана» Махачкала Издательский дом «Нуруль иршад» 2010
|
|