Официальный сайт целительницы Альфии
Пятница, 27.12.2024, 04:05
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
 Гибель Йазида и ‘Убайдуллаха ибн Зийада (продолжение)

Краткое сказание о гибели Йазида и ‘Убайдуллаха ибн Зийада (продолжение)


Когда слухи о движении ши‘атов дошли до Мекки, Мухтар
решил идти в Куфу. В тайне от Ибн Зубайра  ночью он отпра-
вился в путь. Прибыв в Куфу, он собрал предводителей сторон-
ников, обратился к ним и сказал, что его к ним отправил имам
Маҳди – Муħаммад, сын Ħанîфы, и что пришел он с повелением
отомстить за внука Пророка  Ħусейна . Ши‘аты поддержа-
ли его и не стали возражать ему, однако посоветовали не то-
ропиться, проявить терпение. Они дали знать, что и Сулайман
аль-Хаза‘и также готовится мстить за Ħусейна , и поскольку
тот пользуется уважением среди сторонников ‘Али , Мухтару
посоветовали подождать и посмотреть, что у того получится.
[1] Ши‘ат – сторонники ‘Али .
254
Ибн Зубайр , узнав, что Мухтар тайно ушел в Куфу, сменил
там правителя, назначив вместо Амира ибн Мас‘уда ‘Абдуллаха
ибн Йазида из ансаров. После этого Сулайман ибн Сурайд аль-
Хаза‘и начал усиленно готовить войско. Собрав в Куфе войско,
он отправился в Шам, чтобы сразиться с ними. Перед высту-
плением в поход Сулайман, желая знать намерения воинов, об-
ратился к ним с основательной проповедью и наставлениями:
«Если вы вышли в путь ради Ахирата – это хорошо, ведь это то,
к чему мы стремимся. Если же, наоборот, ваша цель – мирское,
то у нас нет ни золота, ни серебра». Предводители войска в один
голос ответили, что их цель – месть за Ħусейна . Они твердо
сказали, что нет у них другой цели, кроме получения прощения
от Аллāћа и Ахирата.
С таким намерением, раскаиваясь и прося прощения, войско
Сулаймана двинулось вперед. Правитель Куфы ‘Абдуллах узнал,
что Сулайман ушел, не посоветовавшись с ним. ‘Абдуллаху не
понравилась такая поспешность Сулаймана, и он послал за ним
гонца с наставлением и добрым советом вернуться. «Если ты
пойдешь против большой силы, это плохо кончится, одумайся,
– советовал он. – Мы объединимся, соберем силы и выступим
вместе». Сулайман получил письмо, но разум его все же не вос-
принял совет. Он обратился к своим воинам. Посоветовавшись,
они решили: победа или смерть.
Сулайман с отрядом в три тысячи человек встретился с двад-
цатитысячным войском Шама. С обеих сторон понеслись вы-
крики и высокомерные речи с обвинениями и угрозами. Двад-
цать тысяч воинов врага, письмо от амира – Сулайман стал
взвешивать все это и приготовился встретить смерть. Он сломал
ножны, поднял меч вверх. Гарцуя на лошади перед войском, он
воззвал к Всевышнему нараспев: «У тебя, о Господь, я прошу
прощения грехов»[1]. Затем он поскакал к войску Шама и долго
сражался до последнего вздоха. После него один за другим пош-
ли в бой предводители войска, и никто из них не вернулся. Но-
чью иракцы похоронили погибших и покинули поле боя. К утру
воины Шама не обнаружили на поле никого из них. Ши‘атам
[1] Он раскаивался в том, что не пришел на помощь Ħусейну .
255
Куфы, не прислушавшимся к советам, пришлось вернуться с
поражением. Как говорится, торопливый ручей до моря не до-
ходит. Таким и был конец этого похода.
Узнав о том, что Сулайман отправился в Шам, Мухтар ибн
Убайд хотел последовать за ним. Один из Бану Умаййат, не же-
лавший, чтобы Мухтар и Сулайман встретились, прибегнул к
хитрости. Он пришел к правителю и оклеветал Мухтара, сказав,
что он тайно готовится к сражению с ним. Таким образом, ни в
чем не повинного Мухтара бросили в тюрьму.
Влиятельные люди Куфы в один голос заступились за Мухтара
перед правителем. «Это человек, любящий ахль аль-байт (потом-
ков Пророка ), их сторонник. Он не выступит против тебя»,
– сказали они правителю. Тот не поверил и не послушался их.
Он не выпустил Мухтара, несмотря на их поручительство. Когда
Мухтар понял, что его не отпустят, он снова написал в Медину и
попросил помощи у ‘Абдуллаха ибн ‘Умара , рассказав, что его
посадили без вины. Ибн ‘Умар  решил, что брата жены, кото-
рый ни в чем не виноват, нельзя оставлять в тюрьме. Он напи-
сал правителю Куфы письмо с просьбой о помощи. Получив это
письмо, правитель оказал уважение Ибн ‘Умару  как своему
отцу и освободил Мухтара, но потребовал поручителя, что он
останется дома. Десять ши‘атов взяли на себя поручительство,
и он был отпущен как бы под домашний арест.
Теперь Ибн Зубайр  отправил правителем в Куфу Ибн Му-
ти‘ аль-‘Адави, отстранив от должности ‘Абдуллаха ибн Йазида
из ансаров, бывшего до него. У Мухтара ибн ‘Убайда и нового
правителя взгляды были совершенно противоположными, как
огонь и вода. Их разногласия касались того, стоит ли подни-
мать народ, чтобы отомстить за Ħусейна . В это время ши‘аты,
засомневавшись в Мухтаре, отправили своих представителей
в Мекку. Они не захотели последовать за Мухтаром, пока не
увидят Муħаммада, сына Ħанîфы. Ши‘аты прибыли в Мекку к
Муħаммаду и поставили перед ним свой вопрос. «Мы пришли
узнать, действительно ли по твоему приказу к нам прибыл Ибн
‘Убайд. Если повеление было таковым, мы готовы следовать за
ним. Если же ты против этого, мы готовы подчиниться тебе»,
256
- сказали они и потребовали ответа. На этот сложный вопрос
он дал невразумительный ответ, который не содержал внятных
слов. Он не сказал однозначно, отправлял он его или нет, а лишь
говорил о своих желаниях.
ّ وأما ما ذكرتم من أمر املختار بن أيب عبيد فوالله وددت أن الله تعاىل قد انترص لنا من عدونا مبن
شاء من عباده . ))فتوح(( صـ 252 جـ 6
Сторонникам ‘Али этого оказалось достаточно, они не стали
больше спрашивать и решили, что можно следовать за Мухта-
ром. Когда они вернулись в Куфу, Мухтар пригласил их к себе,
желая узнать, чем все закончилось. «Нам велели следовать за
тобой и поддержать тебя», - ответили они, и Мухтар очень об-
радовался их ответу. От радости он воскликнул: «Аллāћу акбар!»
- так как не оказались ложью его слова, что он послан визирем.
Он созвал маджлис, пригласив авторитетных ши‘атов, и объя-
вил себя уполномоченным имама Маҳди. После этого многие в
Куфе принесли ему присягу. Предводителем войска он назначил
Ибрâҳîма ибн Аштара, и вместе они развернули свою деятель-
ность. Но не будем ворошить то, что случилось после этого, и
подведем итоги.
Движение ши‘атов в Куфе усилилось. Правитель выступил про-
тив них, произошло большое сражение, в котором сторонники
‘Али  взяли верх, и правителю пришлось укрыться в своем двор-
це. Соратники советовали потребовать гарантии безопасности,
но правитель ‘Абдуллах ибн Мути‘ не согласился с этим. Темной
ночью он сбежал из дворца, переодевшись в женскую одежду.
Когда утром его соратники не обнаружили правителя во дворце,
они попросили Мухтара о пощаде. Их просьба дошла до Мухтара,
и он сохранил им жизнь. Благодаря возросшей мощи он захватил
Куфу, и все, присягнув Мухтару, подчинились ему.
Узнав, где спрятался Ибн Мути‘, Мухтар отправил к нему
‘Абдуллаха ибн Камиля с десятью тысячами дирхемов и велел
передать ему салам от него. «Пусть возьмет эти деньги на до-
рожные расходы и, ничего не опасаясь, отправляется домой», -
передал он ему. Получив власть и богатство, Мухтар повел себя
257
по-мужски. Однако ‘Абдуллаху ибн Мути‘ стало стыдно возвра-
щаться в Мекку. Он испугался обвинений Ибн Зубайра  и стал
думать, как оправдаться перед ним. Темной ночью втайне от
людей он сбежал в Басру и обосновался там.
Теперь список всех участников убийства Ħусейна  оказался
у Мухтара. И всех он по-разному, по степени их вины, подверг
смертельным мукам. Хавли ибн Йазиду отрубили голову, а тело
сожгли. Так же, как он сам поступил с Ħусейном , очень скоро
поступили и с ним. Теперь пришел черед отомстить приспеш-
нику Ибн Зийада – ‘Умару ибн Са‘ду, который не ложился спать
в постели, пока не был убит Ħусейн , и который пленил по-
томков Пророка . Мухтар ибн ‘Убайд отправил Абу Имрата за
‘Умаром. Но перед этим строго предупредил его, что он должен
сделать, если услышит фразу: «Эй, слуга, подай мне платок (или
шарф)». «Если он скажет так, это будет означать, что он просит
принести ему саблю. И тогда ты сразу ударь по его шее мечом и
принеси мне его голову».
Когда они неожиданно вошли к ‘Умару, тот перепугался и
спросил, какова их цель. Они сообщили о своей цели и сказа-
ли, что посланы правителем, чтобы привести его. «Правитель
обещал сохранить мне жизнь», - сказал он и зачитал письмо, в
котором было написано об этом. «Ты прав, о Абу Хафз, когда
писали это письмо, я был рядом, - сказал Абу Имрат. – Но когда
давали слово тебе, от тебя тоже требовали обещания». Так он
дал понять, что договор становится недействительным, если не
выполнено его условие. ‘Умар ибн Са‘д тоже был не дурак, он
понял, что Мухтар не оставит его в живых. Он крикнул: «Дайте
мне платок!» - что означало «Принесите мне кинжал». Поскольку
Абу Имрат знал смысл этой фразы, он отрубил ему голову со сло-
вами: «Вот он, я принес». Отделившись от тела, его голова упала.
Они взяли ее и бросили к ногам Мухтара.
У ‘Умара ибн Са‘да был сын Хафз. Ему показали голову отца
и спросили, знает ли он эту голову. Сын ответил: «Да, это голова
моего отца». Они сказали: «Рядом с ней должна быть и твоя» - и
в один миг снесли ему голову, сказав, что эти две головы отру-
блены в отместку за Ħусейна  и его сына ‘Али-старшего.
258
Получив возможность отомстить и достигнув цели, Мухтар
отобрал двадцать человек, назначил их предводителем Ибн Са-
ида из Ҳамдана и велел собираться в Мекку. Он отправил с ни-
ми тридцать тысяч дирхемов, головы обоих убитых и письмо, в
котором написал, что это Муħаммаду Маҳди от Мухтара. В это
время Муħаммад ибн Ħанîфа пребывал в печали из-за дошед-
ших до него слухов, будто Мухтар оставил ‘Умара ибн Са‘да на
свободе, обещав ему безопасность. И когда прибыли посланцы
Мухтара, он обрадовался так, будто Ħусейн  ожил.
Шамар ибн Зи-ль-Джавшан, лицемер, убивший Ħусейна ,
сбежал из города, испугавшись Мухтара. Мухтар послал за ним
одного храбреца и велел убить его там, где он найдет его. Тот
выяснил, в какую сторону сбежал проклятый, отправился по его
следам и вскоре догнал. Они встретили друг друга во всеору-
жии, с саблями и копьями. Шамару повезло, он уложил Разина
(так звали того храбреца) наземь. Убийство Разина Шамаром за-
дело Мухтара. Он дал ‘Абдурраħману Ҳамадани десять сопро-
вождающих и велел им не возвращаться до тех пор, пока не
убьют этого проклятого. Отборные воины, владеющие боевым
мастерством, вооружились, оседлали горячих коней, еле сдер-
живаемых уздой, и двинулись в погоню в ту сторону, где скрыл-
ся враг. Они настигли Шамара и его друзей на берегу реки Ев-
фрат, где те остановились на привал. В тот же миг молодые
люди выхватили сабли и окружили Шамара с друзьями, жизнь
которых подошла к концу. Они зарезали врагов, убийц Ħусейна
, не оставив в живых никого, кто бы мог рассказать об этом.
Голову проклятого Шамара отрубил хамданец. Они прибыли к
Мухтару с отрубленными головами и добычей.
Правитель Шама ‘Абдулмалик ибн Марван был напуган ро-
стом влияния Мухтара в Ираке. Узнав о его активной деятель-
ности в Куфе, он был вынужден готовиться к войне. ‘Абдулма-
лик позвал проклятого Ибн Зийада, поручил ему командовать
войсками, обозначив все вопросы, которые предстояло решить.
Они решили действовать сообща. Первая задача – убить Мухта-
ра ибн ‘Убайда, который правил в Куфе, вслед за ним отправить
Мус‘аба в Басре, покорить население обоих городов и остано-
259
вить ши‘атов. Затем намечалось убить Ибну Зубайра  в Мекке.
«Если ты покоришь ее жителей, ты получишь власть над всеми
странами от Шама до Востока», - сказал ‘Абдулмалик. Это по-
нравилось ‘Убайдуллаху, мечты захватили его. Так как сторон-
ники Абу Тураба (‘Али-асхаба ) были его врагами, желание сра-
зиться с ними завладело им.
После достойного наказания Шамара, ‘Умара ибн Са‘да, Хавли
и других нечестивцев, которые подняли руку на ахль аль-байт,
пришел черед Мухтару взяться за Ибн Зийада. А Ибн Зийад, как
уже говорилось, вел подготовку в Мусиле. Мухтар ибн ‘Убайд
отправил против него Ибрâҳîма с двадцатитысячным войском.
Услышав об этом, проклятый Ибн Зийад выступил ему навстре-
чу. У него было восемьдесят тысяч воинов, и он не сомневался
в своей победе.
Словно волки, готовые загрызть друг друга, войска встрети-
лись, пылая злобой. Со стороны войск Шама на поединок вы-
шел ‘Авф ибн Заб‘ан и стал осыпать бранью противника. Уви-
дев его высокомерие, Ахвас ибн Шадад аль-Ħамдани вышел ему
навстречу и оборвал его. Их словесная перепалка затянулась.
Наконец, они бросились друг на друга с мечами. Ловкая рука
Аħваса опередила воина из Шама, одним ударом он нанес ему
смертельную рану и, совершив на лошади круг на поле боя,
крикнул, есть ли еще желающие сразиться. Против него вышел
Ибн ‘Урват из Дамаска и пропел стихи, браня его. Ибн Шадад
ответил ему стихами похлеще. Затем они кинулись друг на дру-
га и нанесли по одному удару. Аħвас своим ударом убил Ибн
‘Урвата. После этого из войска Шама выступил Ибн Намир Сак-
вани, словно ревущий, роя копытами землю, бык. Против него
со стороны иракцев вышел один юноша, словно разгневанный
лев, охваченный желанием убить быка. Они стали замахивать-
ся, порываясь друг на друга, как два дракона, источающие яд.
Шарик ибн Йасир ас-Са‘лави (так звали того юношу) ударом
сразил намертво Ибн Намира из Шама.
С самого начала поединков удача покинула воинов Шама.
Никто из вышедших на поединок не вернулся живым, все по-
гибли. Горделивый Ибн Зийад понурил голову, удрученный тем,
260
что сотворили воины Ирака. Теперь Ибн Аштар Ибрâҳîм вышел
вперед и стал поносить Ибн Зийада. Он напомнил обо всем, что
тот сделал с Ħусейном  и его родными на поле Кербелы, тем
самым вложив сталь в сердца своих воинов, и произнес пропо-
ведь, разжигая в них страстное желание одолеть врага. Затем
он повел их на войско Шама и сам, находясь впереди, первым
вступил в бой. Во время сражения они совместили полуденный
и предзакатный намазы, которые совершили жестами и такби-
ром. Они сражались весь день и к заходу солнца разбили войско
из Шама. Враги бросились бежать в сторону Мусила, а воины
Аштара погоняли их мечами.
Наступила ночь, и все утихло. В это мгновенье Ибрâҳîм уви-
дел одного хорошо одетого всадника в золотистой кольчуге. Конь
под ним был подобен джейрану. В руках всадник держал очень
красивую шкатулку, и Ибрâҳîм захотел ее отнять. Он ринулся за
всадником, словно волк, который гонится за убегающим, спасая
жизнь, оленем, догнал его, и всадник, сраженный ударом меча,
упал на землю. Шкатулка досталась Ибн Аштару, а конь убежал.
После этого Ибн Аштар вернулся с войском в лагерь.
Утром Ибрâҳîм рассказал всем о том, что произошло с тем
всадником, сказал, что добыл шкатулку, но сожалел, что упу-
стил скакуна. «Не беспокойся!» - утешил его один из товарищей
и сказал, что поймал коня, которого он упустил. Они пошли по-
смотреть на хозяина этого скакуна. Им оказался Ибн Зийад. В
тот же час ему отрубили голову, принесли к Ибрâҳîму и положи-
ли перед ним. Это вдвойне увеличило радость Ибн Аштара, и в
знак благодарности он совершил земной поклон Творцу.
Затем они подсчитали потери и обнаружили, что их войско
лишилось трехсот семидесяти воинов, а противник потерял уби-
тыми и ранеными более десяти тысяч человек. Ибрâҳîм при-
казал собрать головы определенных людей, чтобы отослать их
Мухтару.
Он отправил в Куфу головы Ибн Зийада, Шархабила, Ħаċîна,
Раби‘ата и других вражеских предводителей, а вместе с ними
и радостное письмо о результате сражения. Голову Ибн Зийа-
да несли впереди. Когда посланцы дошли до Куфы, сторонники
261
ахль аль-байт от радости начали произносить такбир. Что же
касается последователей Бану Умаййат, то для них настал чер-
ный день из-за гибели Ибн Зийада.
Все головы, прикрепив к уху каждой бумагу с именем, отпра-
вили из Куфы в Мекку. Мухтар ибн ‘Убайд сопроводил их хо-
рошим письмом на имя Муħаммада, сына ‘Али , которого сам
прозвал имамом Маҳди. Вместе с ними он выслал и тридцать
тысяч динаров и велел распределить их между ахль аль-байт.
Когда караван Ибн ‘Убайда дошел до Мекки, сторонники
‘Али-асхаба  собрались, и Муħаммад прочитал им письмо Мух-
тара. От великой радости все совершили земной поклон. Трид-
цать тысяч привезенных с письмом динаров были розданы всем
близким и знакомым. Люди решили, что эти головы надо оста-
вить на земле, чтобы видели их все. ‘Абдуллах ибн Зубайр  не
согласился с этим решением, и все головы похоронили в выры-
той для них могиле.
Такие беспорядки происходили в народе. Каждый, кто мог
ухватиться за власть, подчинял себе страну. ‘Абдулмалик стал
правителем Шама и Египта, а власть в Куфе взял в свои руки
Мухтар. В Басре правил Мус‘аб, земли Хиджаза были под вла-
стью Ибн Зубайра  [1].
Против азаракитов на стороне Мус‘аба сражался Ибн Абу
Суфрат. Ибн Аштар, одержав победу в войнах, подчинил себе
Джазират. Мус‘аб, решив не упускать полученную возможность,
подготовился к взятию Куфы. Он написал письмо Ибн Аби Суф-
рату, воевавшему с азаракитами, в котором убеждал его, что
нельзя оставлять самозванца Мухтара правителем Куфы, и по-
просил помощи против него. Узнав об этом, Мухтар ибн ‘Убайд
тоже написал письмо Ибрâҳîму ибн Аштару. Но несмотря на
неоднократные просьбы Мухтара Ибн Аштар не вернулся в Ку-
фу и не помог ему.
Ибн Абу Суфрат, как только получил письмо Мус‘аба, прибыл
в Басру с тысячным отрядом всадников. У Мухтара ибн ‘Убайда
[1] ‘Абдуллах ибн Зубайр , правивший в Мекке, и Мус‘аб ибн Зубайр, правивший в
Басре, были братьями – сыновьями сподвижника Зубайра ибн ‘Авама .
262
было три тысячи воинов, пеших и всадников. Во главе войска
он поставил Ибн Шамита и отправил его навстречу Мус‘абу ибн
Зубайру, шедшему из Басры с семью тысячами воинов.
Эти две силы встали друг против друга, цели обоих были про-
тивоположны.
Из войск Мус‘аба выступил ‘Убад и стал кричать в сторону
войск Мухтара: «Мы призываем вас к книге Аллāћа и Сунне
Муħаммада , а также призываем присягнуть Ибн Зубайру ».
Из войска Мухтара вышел ‘Абдуллах ибн Камиль, чтобы отве-
тить ‘Убаду: «Мы тоже призываем вас к Книге Аллāћа и Сунне
Пророка , а также призываем принести присягу Мухтару ибн
‘Убайду. Мы предлагаем вам обсудить этот вопрос с участием
ахль аль-байт. Кто говорит, что он более достоин власти, чем
они, тот не наш человек как на этом свете, так и на том». Так
ответил куфийский воин басрийскому, возражая ему. Мус‘аб
разгневался, услышав это, и по его приказу войско из Басры
перешло в наступление. Они нанесли удар по куфийцам, уби-
ли Ибн Шамита и разгромили их войско. Куфийцам не удалось
справиться с ними. Многие из всадников и пеших были убиты,
остальные спаслись бегством. Они вернулись в Куфу в унижен-
ном состоянии.
Мухтар был в смятении. Ему стало ясно, что он во власти
Мус‘аба. Ибрâҳîм ибн Аштар отошел от него, войско Басры
вступило в Куфу. Ши‘аты Куфы выступили против них, и между
ними началось сражение. Но все же сил у Мухтара было мало,
в итоге ему пришлось укрыться в крепости. Войска из Басры
окружили крепость и осадили ее, лишив возможности подвозить
помощь и даже воду, как во время осады дома халифа ‘Уĉмāна
. Куфийцы оказались в трудном положении. Но эта осада не
поколебала решимости Мухтара, басрийцы не услышали от не-
го ничего, кроме твердого ответа. Он приготовился проститься
с жизнью и вместе с соратниками бросился в гущу войска бас-
рийцев. Произошло жестокое сражение, в котором пролилось
много крови. Все его соратники погибли, он остался один. По
приказу Мус‘аба воины окружили Мухтара. Они долго бились
мечами, и в конце концов он оказался прижатым к стене. Два
263
брата одновременно словно одной рукой нанесли ему сильный
удар. Он упал с коня. Оба брата тут же накинулись на него, от-
рубили ему голову и принесли ее Мус‘абу.
Тех его соратников, которые остались в крепости, Мус‘аб от-
пустил и гарантировал им безопасность. После этого Мус‘аб по-
звал к себе Умму Сабит и ‘Имрат бинт Ну‘ман – жен Мухтара
ибн Убайда и, желая узнать их мнение, спросил их, что они ска-
жут о Мухтаре. Умму Сабит сказала: «Я скажу то, что скажешь
ты». Мус‘аб остался доволен ответом и отпустил ее, сказав: «Ты
права, иди». Затем велел ‘Имрат бинт Ну‘ман рассказать, каким
он был человеком. Имрат бинт Ну‘ман не сказала про Мухтара
ничего плохого и дала ему достойную оценку. «Он был любящим
Аллāћа, Пророка  и ахль аль-байт, верующим рабом, – с вызо-
вом сказала она. – Вы его убили, но, думаю, и вы тоже долго не
проживете». Эти ее слова пронзили болью сердце Мус‘аба. Раз-
гневанный этим, Мус‘аб приказал убить ‘Имрат. Так была убита
безгрешная женщина.
Мус‘аб ибн Зубайр написал письмо Ибрâҳîму ибн Аштару в
Мусил. В нем он сообщал об убийстве Мухтара и призвал при-
сягнуть своему брату ‘Абдуллаху. «Если принесешь присягу, те-
бе гарантируются спокойствие и безопасность. Не откладывая,
явись к нам. Все земли, которые ты завоевал мечом, будут твои-
ми», - обещал он ему. В это же время известие об убийстве Мух-
тара дошло и до ‘Абдулмалика в Дамаск. Он тоже написал письмо
Ибрâҳîму ибн Аштару с такими же обещаниями, как и Мус‘аб.
«Ты будешь правителем всего Ирака», - писал он, призывая его к
присяге, и потребовал ответа. В этом же письме он перечислил
все недостатки Ибн Зубайра , оспаривающего его власть.
Умелый военачальник Ибн Аштар оказался между ними, они
перетягивали его каждый в свою сторону. Он собрал избран-
ных людей и посоветовался с ними, как лучше поступить. Совет
предпочел ‘Абдулмалика, но душа Ибрâҳîма не лежала к Шаму.
Он сказал, что в Шаме нет рода, в котором он кого-либо не убил.
И предпочтя Ирак, он пошел к Мус‘абу. Мус‘аб принял его с боль-
шой радостью, дал ценный подарок и отправил к брату в Мекку
быстрого гонца с вестью о том, что Ибн Аштар присоединился
264
к ним. Весь Хиджаз, Ирак, Джазират, Армения, Йемен, Азер-
байджан попали под власть Ибн Зубайра . А в Шаме, Египте,
Магрибе правил ‘Абдулмалик ибн Марван.
Из-за возникших разногласий ‘Убайдуллах ибн аль-Хур ото-
шел от Мус‘аба. Он был самым храбрым в Ираке, и его сражения
имеют долгую историю. В конце концов, Ибн аль-Хур вместе со
своим войском пошел к ‘Абдулмалику в Дамаск. Тот принял его,
приблизил к себе и велел дать ему сто тысяч дирхемов. Но Ибн
аль-Хур сказал повелителю, что пришел не за деньгами. «Я при-
шел потому, что мне нужно войско», - сказал он о своей цели.
‘Абдулмалик обрадовался еще больше и отдал в его распоряже-
ние четыре тысячи воинов из войска Шама. Присоединив их к
иракскому войску, Ибн аль-Хур выступил в поход.
В пути они остановились на привал в одном месте. На при-
вале иракцы и воины из Шама разговорились. Разговор о том,
что произошло между ‘Али-асхабом  и Му‘авийатом, вскоре
перерос в спор. В ходе разгоревшегося спора они стали зама-
хиваться друг на друга, и из ничего началась стычка. Вражда
возобновилась, войска ринулись друг на друга, началось сраже-
ние между воинами Ирака и Шама. Было пролито много крови,
в живых с обеих сторон остались немногие. Уцелевшие воины
Шама вернулись назад. Потрясенный же Ибн аль-Хур остался в
глубокой печали.
Все, что там произошло, стало известно Мус‘абу, который ре-
шил извлечь выгоду из случившегося и срочно подготовил пять-
сот всадников во главе с Убайдом ибн ‘Аббâсом. Он приказал им
найти Ибн аль-Хура и проводил их в поход.
Ибн аль-Хур с небольшим отрядом оставшихся воинов сто-
ял на берегу реки Евфрат. Увидев облако пыли, поднятое при-
ближающимся войском, отважный Ибн Хур сразу узнал воинов
Мус‘аба и крикнул: «Садитесь на коней, о дети свободы! Умрите
сегодня с почетом и не сдавайтесь в плен!» Они взяли в руки
мечи и копья и сели на коней, а число их не достигало и пятиде-
сяти. Пятьсот всадников из Басры и отряд, не насчитывающий
и пятидесяти человек, приблизились друг к другу. Ибн аль-Хур
встал впереди, распевая стихи. Затем они с товарищами бес-
265
страшно ринулись на войско Басры, как львы. В течение часа
половина его товарищей перешла в мир иной. Вскоре Ибн аль-
Хур остался один. Басрийцы окружили его. Один их них ударил
его копьем. Он потерял силы и упал у самой воды. Даже в воде
Евфрата он продолжал сражаться с противником, и никто не
мог приблизиться к нему. Они стали пускать в него стрелы, при-
говаривая: «Ну, как тебе сейчас?» А он отвечал: «Если вы мужчи-
ны, выходите на поединок по одному».
Обессиленный от множества ран, он набрел на лодку и попро-
сил лодочника перевезти его на другой берег, пообещав хоро-
шо заплатить. Тот согласился, и они поплыли. А воины Мус‘аба
стояли на берегу и кричали, угрожая лодочнику: «Приведи к нам
того, кто восстал против правителя правоверных Ибн Зубайра».
Они обещали ему десять тысяч дирхемов, если он вернет его об-
ратно. Лодка дошла до середины реки, когда лодочник собрался
повернуть ее обратно. Ибн аль-Хур стоял на своем: «Плыви впе-
ред!» Между ними произошла стычка, а тот лодочник по сравне-
нию с Ибн аль-Хуром был великаном. Они стали бороться, рас-
качивая лодку. В результате оба упали и утонули в Евфрате. За
ними отправили ныряльщиков, которые подняли тело Ибн аль-
Хура. Ему отрезали голову и отправили в Басру к Ибн Зубайру,
а тот переправил ее своему брату ‘Абдуллаху в Мекку.
‘Абдулмалик был недоволен тем, что власть над Хиджазом и
Ираком оказалась в руках ‘Абдуллаха и Мус‘аба. Он написал сво-
им сторонникам в Басру, подстрекая их к смуте. В Басре было
два течения. Ши‘аты начали беспокоить сторонников Марвана.
Когда Мус‘аб, находившийся в Куфе, узнал об этом, он позвал к
себе Заħара ибн Кайса и велел отправиться с тысячей воинов в
Басру, а вслед отправил еще тысячу воинов. Люди Ибн Зубай-
ра разгромили сторонников Марвана и схватили зачинщиков
смуты. Услышав о том, что они отделались легким наказанием,
Мус‘аб сам прибыл в Басру. Он вызвал правителя Басры и велел
привести к нему арестованных. Их привели по одному и постави-
ли перед ним. Он обрушился на них с обвинениями, обжигая им
лица упреками. Их дома сожгли, имущество отобрали и превра-
тили их в нищих, у которых нет ничего. Наведя такой порядок в
266
Басре, Мус‘аб вернулся в Куфу. Уезжая, он приказал: «Если кто-
нибудь из них поднимет голову, отрубите ее и пришлите мне».
‘Абдулмалик тяжело перенес весть о том, как в Басре обошлись
с его людьми. Он двинулся в Ирак с шестидесятитрехтысячной
конницей. Когда он миновал город Мусил, о его намерении стало
известно Мус‘абу. Он подготовился к бою, собрав войско, и вы-
шел из Куфы ему навстречу. Пройдя расстояние в один фарсах,
он остановился на ночлег на одной поляне. Многие воины пре-
дали Мус‘аба, и это очень озаботило его. Мус‘аб спросил совета
у Ибн Аби Фарвата, и тот посоветовал ему вернуться обратно:
«Тебе лучше отправиться в Хиджаз к своему брату, правителю
правоверных ‘Абдуллаху». Но Мус‘аб отказался, сказав, что не
желает давать арабам повода говорить, что он сбежал. Теперь
и Ибн Аби Фарват наотрез отказался идти с ним дальше. Мус‘аб
оставил предавших его, взял с собой тех, кто сдержал слово, и
сел на коня, сказав, что случится только то, что предначертано.
Мус‘аб и ‘Абдулмалик встретились и выстроили войска ря-
дами друг против друга. Около часа они осыпали друг друга
стрелами, затем войска сошлись. Ибрâҳîм ибн Аштар на глазах
у Мус‘аба бесстрашно бросился в войско Шама. Воины бились
беспощадно, погибло много людей. Это сражение – одно из из-
вестных в народе. Воины ‘Абдулмалика окружили Ибн Аштара.
Они обрушились на него с копьями, и он упал с коня. Окружив-
шие его бросились к нему и начали рубить мечами. Он получил
более тридцати ран. После его гибели ему отрубили голову и от-
несли ‘Абдулмалику. Так погиб этот храбрец.
Потеряв Ибн Аштара, Мус‘аб словно лишился руки. Его поте-
ря была равноценна потере половины войска. Мус‘аб приказал
одному воину: «Абу ‘Уĉмāн, скачи вперед». Абу ‘Уĉмāн, которому
стало ясно, что его убьют, отказался и сказал: «Там, где не побе-
дишь, лучше остаться побежденным». Мус‘аб приказал другому:
«Подними знамя!» Но и тот отказался, предпочитая сохранить
свою голову. «Был бы жив Ибрâҳîм ибн Аштар», - посетовал
Ибн Зубайр, утешая себя. Ибн Марван сказал, что правитель
правоверных прощает Мус‘аба и призывает сдаться. «Правитель
правоверных находится в Хиджазе», - твердо возразил Мус‘аб.
267


Краткое сказание о гибели Йазида и ‘Убайдуллаха ибн Зийада (продолжение)




НОВОСТИ САЙТА
КУЛИНАРНЫЙ КАНАЛ ГОТОВИМ ВКУСНО И СЫТНО
Готовим вкусно и сытно
АЛЛЕРГИЯ, ДЕРМАТИТ, ПИЩЕВЫЕ ОТРАВЛЕНИЯ, РВОТА
ОГУРЦЫ ПО-КОРЕЙСКИ
огурцы по корейски
КАК КРАДУТ УДАЧУ И СЧАСТЬЕ
ЩИ ИЗ СВЕЖЕЙ КАПУСТЫ
Щи из свежей капусты
КАК ПРОХОДЯТ СЕАНСЫ.
ЧТО ПРОИСХОДИТ МЕЖДУ СЕАНСАМИ. ИТОГ
БЛЮДА ИЗ РИСА. КАША РИСОВАЯ С МЯСОМ
Блюда из риса плов
РЕИНКАРНАЦИЯ. ПУТЕШЕСТВИЯ В ПРОШЛЫЕ ЖИЗНИ
КАК ПРИГОТОВИТЬ КИСЕЛЬ
Как сварить кисель
САМЫЙ УДАЧНЫЙ И ПРОСТОЙ РЕЦЕПТ БЛИНОВ
Самые вкусные блины
РОЛЛЫ ДОМАШНИЕ
роллы в домашних условиях
ТАТАРСКИЙ БАЛЕШ
самый вкусный татарский балеш
Поиск

Все права защищены © 2024
Яндекс цитирования users online