Краткое сказание о гибели Йазида и ‘Убайдуллаха ибн Зийада (продолжение) Из войска Шама вновь полетели стрелы. Ими было утыкано все тело Мус‘аба, он еле держался на коне. Это больно задело сына Мус‘аба Ису, и он решил умереть, опе- редив отца, и вышел вперед. Муħаммад ибн Марван предложил и Исе перейти на их сторону, ручаясь за его неприкосновен- ность. «Женщины курайшитов не будут говорить на улицах, что я испугался вас», - сказал Иса и, искренне намереваясь испол- нить задуманное, бросился в бой. Он сражался с войском Шама до тех пор, пока не лишился власти над своим телом. Обессилев от полученных ран, отважный юноша упал на землю. Ему тот- час же отрубили голову и отнесли ее ‘Абдулмалику. Мус‘аб ибн Зубайр остался один, силы покинули его тело. Воин из Шама набросился на него и проткнул копьем. Мус‘аб упал с коня и оказался на земле. Тотчас другой воин отрубил ему голову и вслед за головой сына отнес ‘Абдулмалику. Цель ‘Абдулмалика была достигнута, и все его мечты воплотились в жизнь. Он отпра- вился в Куфу, чтобы завершить свое дело, и там обещал всем не- прикосновенность. Он призвал жителей Куфы принести присягу, и они не стали противиться и покорились ему. Теперь и Ирак вдобавок к Египту и Шаму оказался под властью ‘Абдулмалика. В Куфе ‘Абдулмалик собрал старейшин на большой маджлис и спросил, может ли кто справиться с братом Мус‘аба ‘Абдуллахом ибн Зубайром. ‘Абдулмалика не порадовали ответом, старейши- ны арабов промолчали. Хаджадж ибн Йусуф однажды увидел во сне, как он содрал кожу с Ибн Зубайра , и ему захотелось, чтобы люди узнали об этом. Услышав об этом, ‘Абдулмалик позвал к себе Ибн Йусуфа и спросил: «Что ты видел во сне?» Хаджадж рассказал ему свой сон и согласился выполнить любое его поручение. ‘Абдулмалик обрадовался и сказал: «Я надеюсь, ты возьмешься за это и до- ведешь до конца». Хаджаджу дали шесть тысяч воинов из Ирака, Египта и Шама и отправили в поход на священную землю, где родился Ħабîб . ‘Абдулмалик велел Хаджаджу, не вступать сходу в земли Харама, а наблюдать издали и ждать приказа, окружив Ибн Зубайра и 268 перекрыв дороги. Хаджадж остановился, дойдя до Таифа. Там он осмотрелся, изучил обстановку и решил позвать Муħаммада, сына Ħанîфы, чтобы посоветоваться с ним. Однако Муħаммад не пришел, не желая вмешиваться в дела, связанные с Ибн Зу- байром . Тогда Хаджадж написал в Шам письмо, сообщая, что он прибыл в Таиф. В этом письме Хаджадж попросил ‘Абдулма- лика прислать ему подкрепление, так как Ибн Зубайр собрал большое количество людей и готовится к упорному сопротивле- нию. ‘Абдулмалик выслал в помощь Хаджаджу еще шесть тысяч воинов из Египта и Шама. Когда подоспела помощь от ‘Абдулмалика, Хаджадж двинулся в сторону Мекки. Они остановились в Абтахе. Узнав об этом, Ибн Зубайр вышел ему навстречу. Как только они приблизились друг к другу, началось сражение, которое продолжалось целый день и прекратилось только ночью. На следующий день на рас- свете битва возобновилась. Так продолжалось много дней. ‘Аб- дулмалик, узнав об этом сражении, срочно отправил Хаджаджу письмо, в котором советовал: «Скажи Ибн Зубайру , что, если он присягнет, ему гарантируется неприкосновенность». И доба- вил, чтобы по возвращении Хаджадж привел его с собой, оказы- вая ему доверие и почет. Получив это письмо, Хаджадж прочитал его, поразмыслил над ним и отправил ‘Абдуллаху ибн Зубайру . А тот, прочитав письмо, отправился к матери, чтобы рассказать о нем. Матерью его была Асма’, дочь Абу Бакра Ċиддика . Она дала достойное наставление сыну. «Если бы ты сразу присягнул, было бы дру- гое дело. Теперь же положись на Всевышнего», - мудро сказала глубоковерующая Асма’. ‘Абдуллах согласился с советом матери. Он опасался, что совет мог оказаться другим. «Если бы в клят- ве верности Ибн Марвану была польза для уммы, то я с самого начала не выступил бы против. Я буду сражаться ради Аллāћа», - заявил он. Хаджадж рассердился на Ибн Зубайра и, двинув вперед войска, полностью окружил его плотным кольцом. Установи- ли катапульты, приготовились к бою и словно дождем осыпали землю Харама камнями. Повредили стены Дома Аллāћа – Каабы, 269 закидали огнем и сожгли ее покровы. Дикость Хаджаджа ото- звалась болью в сердце Ибн Зубайра . Он повел своих воинов в атаку и нанес Хаджаджу ощутимый урон. В отместку те на- чали наступление, в результате которого Хаджадж вынудил Ибн Зубайра укрыться в аль-Хараме. По приказу Хаджаджа все ворота были заперты, тем самым были закрыты все выходы. Ибн Зубайр осмотрелся вокруг и обратился к соратникам: «Кто из вас не желает смерти, тот может вернуться обратно к своей семье. Я освобождаю его от принесенной мне присяги». Но никто не предал Ибн Зубайра . «Мы готовы умереть там, где умрешь ты», - заявили они. Их было меньше трехсот человек. И они вступили в сражение с войском Хаджаджа. В сражении прошел день, наступила ночь. Вокруг аль-Харама поставили стражу, были приняты особые меры, чтобы Ибн Зу- байр не мог сбежать. Эту ночь до утра Ибн Зубайр и его соратники провели, совершая обход вокруг Каабы. На рассвете, огласив азан, они совершили коллективную рассветную молит- ву и решили пробиться за пределы Харама. ‘Абдуллах накинулся на стражу, словно ястреб на стаю ку- ропаток, и стражники рассеялись. Словно обученный сокол он вырвался из аль-Харама сквозь войско Хаджаджа. Он добрался домой, попрощался с семьей, зашел к матери, поцеловал ее в лоб, заплакал и попросил хранить терпение. «Терпение – это ка- чество твоих предков, да одарит Всевышний им и тебя», - ска- зала мать. Стойкость матери порадовала сына, и он улыбнулся, воздав хвалу Аллāћу. Ибн Зубайр беззаботно пошел навстречу своей смерти, словно шел танцевать на веселую свадьбу. Попро- щавшись с матерью, он вернулся обратно в аль-Харам. ‘Абдуллах ибн Зубайр пробился в аль-Харам, разорвав цепи нападавших на него с копьями и мечами воинов Хаджаджа. Войска Шама подобно речным потокам через все ворота стали вливаться на территорию аль-Харама. Здесь произошла крово- пролитная битва. У ‘Абдуллаха осталось семьдесят человек, и он стойко сражался вместе с этими оставшимися воинами. Со- рок из них были убиты, бой подходил к концу. Воины Хаджаджа со всех сторон с саблями наголо напали на ‘Абдуллаха . Двое 270 из Шама ударом повалили его на землю, а остальные, когда он упал, забили его насмерть. Затем все войско стало кричать так- бир, и мать ‘Абдуллаха , услышав это, поняла, что ее сына убили. Она сказала: «Убили моего сына ‘Абдуллаха» - и, утешая себя, произнесла «Инна лиллахи…»[1]. После убийства Ибн Зубайра остальные его друзья тоже бы- ли убиты в аль-Хараме воинами Хаджаджа. Их тела вытащили из Харама и выкинули, не осталось никого, кто мог бы расска- зать об этом. По приказу Хаджаджа тело ‘Абдуллаха ибн Зубай- ра было повешено за ноги. Хаджадж написал письмо ‘Абдулмалику в Шам, описав, как все произошло. Голову ‘Абдуллаха тоже отправили в Шам, а тело оставалось в Мекке, по-прежнему подвешенное на веревке. На третий день скорбящая мать пришла к сыну, чтобы увидеть его и успокоить сердце. При виде обезглавленного тела сына она заплакала и взмолилась: «О Аллāћ! Я довольна своим сыном. Сделай его из числа тех, кем доволен Ты». После чтения молитв по своему сыну терпеливая мать пришла к Хаджаджу и сказала: «Не пора ли этому всаднику сойти с коня?» - имея в виду сына, но Хаджадж перебил ее и ответил грубо. Асма’ стала возражать ему, прочитала хадис и сказала, что ему присущи те качества, что описаны Пророком в этом хадисе. Разочарованная и опе- чаленная, она вернулась обратно. Но Хаджадж все же пожалел опечаленную ’Асму и приказал снять ее сына с веревок и доставить к ней домой. Там его омы- ли, завернули в саван, совершили заупокойную молитву и по- хоронили. Тем временем Хаджадж в письме ‘Абдулмалику ибн Марвану рассказал, какие повреждения получила Кааба, и сообщил, что камни, выпущенные катапультой, попали в стену. Он просил разрешения исправить повреждения, нанесенные Каабе. Полу- чив письмо от Хаджаджа, ‘Абдулмалик отправил в Мекку своего сына с достаточными средствами. В ответном письме он на- [1] راجعون إليه وإنا هلل إنا» Воистину, мы принадлежим Аллāћу, к Нему и возвратимся». Так обычно говорят, когда мусульманина настигнет беда. 271 писал, чтобы курайшитам поручили под его руководством от- страивать поврежденную Каабу. Поврежденные стены со стороны Замзама и Йеменского угла были разрушены и заново отстроены. Старейшины курайши- тов таскали камни и никому другому не разрешили положить камень в стены Каабы. Кааба была отстроена, и Хаджадж вер- нулся обратно. Правление исламским халифатом перешло к ‘Абдулмалику. Для установления своего порядка он назначил наместников в Египте, Шаме, Ираке и Хиджазе. Столько смут произошло среди мусульман со дня убийства ‘Уĉмāна ибн Аффана . Мусульманам, разделенным по этой причине, шпионы своими происками не дали объединиться. Если между двумя людьми случается ссора, то один из них обя- зательно бывает неправ. И чтобы разобраться, кто из них прав, а кто нет, необходимо их подвести к правильному решению во- проса. Хотя каждый из них желает быть правым, справедли- вость бывает лишь на одной стороне. Однако, несмотря на это, нафс и шайтан не позволяют человеку признать поражение, приняв истину. Не будут счастливы те, кто прозвал последователей ‘Али ту- рабиятами и посеял смуту. Думаю, что на том свете Посланник Аллāћа не будет доволен теми, кто не проявил должного ува- жения к ахль аль-байт. Как бы то ни было, говорят, люди ки- блы, пусть даже и грешники, спасутся, если в момент отделения души от тела окажутся правоверными. В книгах сказано, что после пребывания в Аду в течение времени, соразмерного их грехам, их введут в Рай. Да войдут в Рай все люди единобожия, будучи прощенными Аллāћом благодаря заступничеству Проро- ка ! Да одарит нас Аллāћ силой, чтобы перебороть иблиса и противостоять своему нафсу! Рассказ о событиях, связанных с убийством саййида Ħусейна , немного затянулся. Я не хотел этого, но не мог остановиться, не раскрыв сути этой трагедии. 272 Теперь послушайте одну удивительную историю, я приведу ее для побуждения разумного. Обратите внимание, с какими раз- ными помыслами взяли в руки оружие и отправились воевать отец и сын. В войске ‘Али-асхаба – правителя правоверных – был юноша по имени Асал. А его отец Хаджал был на стороне Му‘авийата и сражался в войске мятежников. В одном из сра- жений Хаджал вышел вперед и крикнул: «Кто сразится со мной в поединке?» В ответ навстречу ему прискакал на коне его сын Асал. Они выхватили копья и замахнулись друг на друга. Сын ударил, и отец упал с коня. Когда он упал, с его головы слетел шлем. Асал внимательно посмотрел на него и узнал своего отца. Ему стало стыдно. Он как ветер бросился к отцу и, как бы оправ- дываясь, пристыженно воскликнул: «Отец, это ты?» «Не беспо- койся, сын мой, со мной ничего не случилось», - сказал отец. Он стал звать сына с собой: «Идем со мной в Шам, у Му‘авийата несметные богатства». Но сын ответил: «Лучше ты поспеши к ‘Али, с которым Ахират и вечный Рай». Отец сказал ему: «Сын мой, твой отец никогда не пойдет к ‘Али». На что и сын ответил: «Отец мой, и твой сын никогда не придет к Му‘авийату». Пути отца и сына разошлись. Оба вернулись обратно, откуда приш- ли. Удивительно, как по-разному определились их судьбы. Отец выбрал этот мир, а сын предпочел Рай. Оценку тому, что они выбрали, дайте сами. На правильном пути окажется тот из вас, у кого разум одержит верх. О Аллāћ, не оставляй нас, уповающих на Тебя, если даже оста- вишь тех, кто выбрал деньги, уповать на них. Пусть короли сде- лали богатство предметом поклонения, смилуйся, о Щедрый, над нами, знающими, что поклонения достоин только Ты. Даже если те, кто с радостью обустраивает мирское, забыли Тебя, не дай нам сделать вздох, не думая о Тебе. Даже если им претит шариат Ħабîба , утверди нас на пути наставления. Не дай по- бедить тем несчастным людям, которые тайно действуют про- тив Ислама. Тех, кто желает вступить на истинный путь, но не способен увидеть его, - наставь их, о Знающий, расширив им грудь. Невежественную молодежь, которая оставила Твои веле- ния и запреты, одари знаниями. О Аллāћ, покажи Свое величие 273 правителям, которые попирают закон и справедливость, чтобы опомнились они. Поистине, настало смутное время. Притеснители одержи- вают верх. Молодых людей убивают без причины. Удивитель- ное государство оставляет открытыми врата перед кровавыми руками, куда бы их ни протянули. Это край, где правители бросили народ, который обеднел оттого, что растет число гра- бителей. Это наша Родина, в которой стражи закона живут на взятки, а у всех, кто искал справедливости, сломаны хреб- ты. О люди, которым противно поведение верующих, не для Ада ли создал вас Аллāћ?! А те, кто, скрыв в сердце лицемерие, утверждают, что они мусульмане, – клянусь Аллāћом, придет день, когда вас разоблачат. С одним тасбихом не сравнятся все богатства мира – клянусь Аллāћом, это истина. Счастливый человек осознает это и, осо- знав, покается и обратится к тасбиху. Покаяние для поклонения - как семена для пашни, и не будет пользы от пашни, если ее не засеять. Если ты раб Всевышне- го, знающий, что смерть неизбежна, то нельзя откладывать по- каяние. Прими, не откладывая, блага, дарованные Всемогущим Аллāћом, не говори, что можешь взять их и завтра. Так же как не оставляешь на потом обустраивание мирского, как можно быстрее приди к покаянию. 273
|
|