Официальный сайт целительницы Альфии
Пятница, 26.04.2024, 14:04
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
 Как Ислам распространился в Дагестане

Краткое сказание о том, как Ислам распространился в Дагестане


Хвала Тебе, о Аллāћ , сделавший Дагестан райской землей,
свалат и салам драгоценному Ħабîбу, который рассказал об
этом хадис! Да обрадуются, получив довольство Аллāћа, спод-
вижники Пророка , принесшие Ислам в Дагестан! Дай Аллāћ,
чтобы, возвысившись в степенях, заслужили Рай те, кто, следуя
хадису, вышел на джихад!
Теперь послушайте, братья, обратимся к истории, дабы по-
знать ценность и достоинство Дагестана. Страна, которую Все-
могущий Аллāћ назвал райской землей, - это наша Родина. В
хадисе Посланника Аллāћа  говорится, что любовь к Родине
– это часть веры. Если возникнут сложности в соблюдении норм
Ислама, переселение (хиджра) является предпочтительным, как
переселились и сподвижники из Мекки.
Сейчас на земле не так много мест, где религия сохранилась в
чистом виде – таком, как в Дагестане, и это не станет отрицать
ни один беспристрастный мусульманин. И благодати такой, как
здесь, не найти нигде. И с какой бы стороны ни посмотрели,
нам есть чему радоваться! Если бы только некоторым недале-
ким людям не казалось правдой, когда невежество выдает себя
за знание... Дозволено ли, чтобы землю Дагестана, которая на-
звана райской землей, топтали проповедники «новой» религии?!
Разве отведет Пророк  свой взор от земли, где богобоязненные
оживили его Сунну по мере своих сил?! Не нужна смута стра-
не Шамиля, где тарикат укрепился под дланью актабов! Смута
дремлет, и не надо ее будить, а кто разбудит, против того она
и обернется, сказано в хадисе. Вражда, для которой нет дру-
гих причин, кроме зависти, подобна болезни, от которой нет
лекарства, и нет надежды найти его. Да убережет нас Аллāћ от
завистников!
Мудрые имамы в своих книгах говорят, что с увеличением но-
вовведений начнется смута в обществе. Так оно и случилось, и
мы стали этому свидетелями. Когда расплодились «обновители»
275
религии, они разожгли огонь в обществе. Они не смогли оценить
милость Аллāћа, и не нашлось в их сердцах ничего, кроме ковар-
ства и лжи. Они не последовали своим же словам и, плененные
долларами, были вынуждены воевать. Из-за них разрушилась
жизнь мирных людей, было убито много невинных. Они пролили
много крови, развязали ненужную войну и тем самым навлекли
беды. Волки и медведи дерутся, а лиса лижет кровь. В этой уди-
вительной, непонятной войне ни врага не найти, ни виновного.
Таких нескончаемых беспорядков никогда ранее не было. Да
будет хорошим предначертанное Аллāћом в последующем. Да
побудит Аллāћ правителей делать только хорошее. Да опомнятся
те, кто придирается к Исламу. Да наставит Аллāћ на истинный
путь, где бы он ни был. Да водрузится флаг мира на чеченской
земле. Дай Аллāћ, чтобы не было кровопролития в дальнейшем.
Да остановит Всевышний Аллāћ зачинщиков смуты, и да озарит
Божественный свет покрытые мраком сердца!
О люди, чтобы мы опомнились, алимы говорят: когда нам ну-
жен совет, мы находим его у других; кто говорит нам о наших
недостатках, тот является зеркалом для нас, ведь мы не видим
свои недостатки так, как могут увидеть их другие. Алимы так-
же говорят, что когда другим нужен совет, они находят его у
нас. Но что может сделать разумный с глупцом, которому нече-
го дать другим и который сам не принимает то, что ему дают?!
Есть такая поговорка: если вовремя не схватишь быка за рога,
то ухватившись за хвост его не остановишь.
Для мусульманина терпение – это ключ от Рая, ведь никто
не слышал, чтобы терпеливый в итоге оказался в убытке. Кого
сейчас притесняют так, как притеснял заблудший Фир‘авн на-
род Израилев?! Или отбирают имущество у людей, как это делал
Шаддад для строительства «Рая»?! Я даже не знаю, кого сегодня
винить, если мы возмущаемся и не ценим то, что осталось позади
время, когда государство не только отбирало имущество у наших
предков, но и, бросив в тюрьмы, погубило их самих. Пророк 
рассказал, что если люди будут плохо вести себя, Аллāћ даст им
плохих правителей. Если лечить болезнь неправильно – не секрет,
какими будут последствия. Придет такое время, если захочет
276
Аллāћ, когда губительная нечисть будет разоблачена, справедли-
вость восторжествует, и этой нечисти будет дана соответствую-
щая оценка, ведь говорят, что не бывает поле без края.
Теперь вернемся к прерванной истории и продолжим листать
ее страницы. Расскажем, чтобы получить благодать, о том благе,
которым Всевышний Аллāћ одарил нас. В ночь, когда Создатель
отправил ангела Джабрâ’îла  пригласить Пророка  в Ми‘радж,
Пророк  увидел очень красивое и удивительное место на Зем-
ле. Он спросил Джабрâ’îла  о нем, и Джабрâ’îл  ему ответил:
«Это Дагестан – райская земля. Кто совершит газават и станет
шахидом на этой земле, получит воздаяние, равное награде ста
шахидов». Из слов Пророка  сподвижники узнали о том, что
Дербент – благодатная земля. Когда они узнали, каково воздая-
ние за газават в нем, их сердца охватило стремление попасть
туда. Удалые арабские храбрецы искренне вознамерились рас-
пространить Ислам. Оставив семью и детей ради Аллāћа, они
стали собираться в путь.
Дербент[1] – это очень древний город, вряд ли найдется другой
город с такой же богатой историей. 5000 лет назад царь Зу-
ль-Карнайн построил вокруг него стену. Описание этой исто-
рии займет много времени. Да и ученые-историки не оставили,
наверное, здесь ничего нерассказанного. Из рассказов об этом
городе следует, что некоторая его часть затоплена морем. Еще
рассказывают, что в то время Дербент был под властью пер-
сидского царя Кисры. В год Слона, когда родился Посланник
Аллāћа , царь, отстроив стену, укрепил ее. На этом я останов-
люсь, поскольку историю я не знаю, а это краткое разъяснение
взял из рассказов знающих.
В 40-е годы хиджры сподвижники под предводительством
Салмана  и Раби‘  в количестве четырех тысяч отважных
воинов приготовились выступить в Дербент[2]. Сподвижники
Посланника Аллāћа  с крепкой верой в сердцах вышли в путь
ради Всевышнего Аллāћа. Эта армия «львов» была исполнена ре-
[1] Дербент – город, расположенный на юге Дагестана.
[2] Это – второй поход сподвижников. Первый раз они пришли в Дербент в 22 году
по хиджре, под предводительством Сураката ибн ‘Амр , во времена правления
праведного халифа Умара ибн Хаттаба . См. «Аль-Бидаят ва-Нихаят».
277
шимости пожертвовать жизнью на пути Ислама. Так истинные
муджахиды, следуя хадису, выбрали Рай. Они заложили основы
Ислама в Дагестане. Халифом в то время был Му‘авийат .
Правитель Дербента узнал о приближении арабов и пригото-
вил свое войско к сражению с ними. В его войске было триста
тысяч человек, а Салман и Раби‘  прибыли с четырьмя тыся-
чами воинов. Увидев решительность и отвагу арабских воинов,
царь Дербента хотел бежать, но люди отговорили его. Боясь по-
зора, он был вынужден остаться.
Тем временем один из проклятых неверных неожиданно на-
пал на араба, совершающего намаз, и убил его. Он отрубил ему
голову и принес ее царю Хакану, и после этого началось сра-
жение. В день, когда началась битва, храбрые молодцы убили
двадцать тысяч неверных. На следующий день от одного араба
в страхе убегали тысячи неверных. Одни совершали намаз, дру-
гие сражались, и в этот день мусульмане, достигшие совершен-
ства и уповающие на Аллāћа, с Его помощью перебили тридцать
тысяч неверных из войска Хакана. На третий день проклятые
неверные сожгли лес, который служил укрытием для мусульман.
Несмотря на трудности, арабы в этот день бились с ожесточени-
ем. На четвертый день неверные начали разбегаться, сам царь
Хакан тоже бежал в сторону моря. Он нашел себе убежище в мо-
ре и обосновался там, спасая свою жизнь. Воины, в отличие от
царя, не пали духом и собрались вновь. И снова арабы взялись
за оружие и разгромили неверных, число которых составляло
девяносто тысяч человек. Так написано в книгах. В этот день
пали шахидами Салман и Раби‘ , одновременно были подру-
блены две опоры Шариата. И ангелы, перехватывая друг у дру-
га, понесли их чистые души на Барзах.
Услышав о смерти Салмана и Раби‘ , Хакан без угрызений
совести вернулся в Дербент. Оставив три тысячи надежных во-
инов охранять Дербент, сам он направился в сторону Анжи. В
это время страну охватил сильный голод, прекратились дожди,
высохли поля и огороды. Тогда жители обратились к священ-
нику и спросили, нет ли спасения для них, чтобы пошли дож-
ди и взошли посевы. Поп ответил им, что для этого, согласно
278
Евангелию, необходимо похоронить мусульман, о которых ска-
зано в этой книге. До сих пор тела Салмана и Раби‘  не были
отданы мусульманам. Поп велел отдать их, и Хакан, испугав-
шись еще больших бед, отдал тела Салмана и Раби‘  мусульма-
нам для предания их земле.
В 64 г. по Хиджре Дербент все еще был в руках неверных.
Халиф Валид из-за этого лишился сна и покоя. Он решил по-
слать туда Муслима и отправил к нему сподвижника по име-
ни Асад . Тайное поручение халифа Асад  срочно доставил
Муслиму, и тот взялся исполнить его, сказав, что готов отдать
жизнь ради Ислама.
Чтобы отобрать Дербент у неверных, Муслим вышел в путь во
главе сорокатысячного войска, поручив семью и детей Аллāћу.
Дойдя до Дербента, они тайком выведали, что в крепости нахо-
дятся только три тысячи неверных. Однако город был окружен
мощными стенами, крепкие ворота были заперты. Все это не
оставляло надежды завладеть городом, мусульмане не видели
другого выхода, кроме как вернуться обратно. В это время к
Муслиму явился один неверный и сообщил, что знает потайной
ход, ведущий в город. Он обещал показать им эту дорогу, если
ему хорошо заплатят. Муслим согласился и пообещал дать ему
столько богатства, сколько тот пожелает. На том и договори-
лись. Затем Муслим, обращаясь к молодым, громким голосом
сказал: «Кто желает получить богатство, если останется живым,
а если умрет – Рай, пусть встанет!» Вперед выступил достойный
храбрец по имени Абдулазиз. Он сказал, что пойдет со своим
сыном, и попросил оставить ему трофеи с вычетом хумуса. Мус-
лим пообещал ему это. Тогда отец с сыном взяли оружие и вме-
сте с четырьмя тысячами избранных воинов вышли на газават.
Впереди шел неверный, показывая дорогу. Так они через потай-
ной ход проникли в крепость, убили охранников, затем открыли
ворота и впустили остальных.
Мусульмане сразу же овладели Дербентом, а тех, кто выступил
против них, наказали должным образом. Правителем назначи-
ли Абдулазиза и навели порядок, а того проводника наградили
сполна. Установив в Дербенте шариатское правление, Муслим
279
вернулся с армией в Шам, а Абдулазиза оставил претворять в
жизнь нормы Шариата.
Жители Дербента, принявшие Ислам из страха перед мечом
Муслима, с его уходом вернулись к неверию. И снова Муслим
из Шама прибыл в Дербент. Он восстановил укрепления, навел
порядок и вместо Абдулазиза назначил правителем ‘Абдийа, ко-
торый был родом из Армении.
В 100 г. Хиджры, когда халифом был Йазид, сын ‘Абдулма-
лика, в Дербенте снова возросло неверие, и вновь пришлось
отправить туда войско. ‘Убайду, сын Джараха, вышел в путь
из Мекки в Дербент ради Аллāћа, с чистым намерением отдать
жизнь за Ислам. Он набрал в войско всех желающих участво-
вать в газавате из Ирака и Шама.
В это время Дербентом после смерти Хакана правил его сын
Башанки. С огромной армией, как у пророка Сулаймана , по-
добно Посланнику Аллāћа , остановившемуся при Бадре, Убай-
ду расположился в местности Ширван. Известие об этом обе-
спокоило Башанки, который призвал неверных собрать войско.
После этого он пришел к крепости Хусайну и, укрепившись там,
приготовился к битве.
Лезгин по имени ‘Аршанис сообщил ‘Убайду, что Башанки уже
дошел до крепости Хусайну. ‘Убайду начал готовиться и стал
думать, как бы усилить войско. Разделив его на две части, он
отправил одних в сторону Хайдака, других в Табасаран, а сам с
остальными пошел в местность Дараваган. После этого он тайно
послал ‘Аршаниса разузнать о состоянии войска неверных.
Вскоре началась битва, словно встретились две бурные реки.
Отважный Убайду обратился к войску, вселяя стальной дух в
сердца молодых, и, читая аят из священного Корана, громко
крикнул: «Сражайтесь на пути Аллāћа!» Мужественные львы, го-
товые отдать жизнь ради религии Аллāћа, затрепетали в пред-
вкушении битвы. Таби‘ины[1], выступившие с намерением уме-
реть за Ислам, начали биться. К тому времени отряд, отправлен-
ный в Табасаран, вернулся с сорока тысячами воинов, десять
[1] Таби‘ины – последователи сподвижников.
280
тысяч воинов пришли из Хайдака, усилилось содействие Соз-
дателя. Мусульмане нанесли удар и разбили войско неверных,
Дербент был взят, а царь Башанки с оставшимися воинами,
спасая свою душу, бежал в сторону Анжи.
Несмотря на свое бегство, Башанки не желал признать себя
побежденным и вновь начал собирать войско. Он обошел Гель-
бах, Кизляр, пошел к татарам, обратился к иранцам, но тщетно.
Мусульмане же двинулись дальше и вознамерились взять кре-
пость Таргу. Чистые намерения принесли свои плоды, арабы
взяли Таргу и водрузили свой флаг над крепостью.
После этого они вознамерились взять крепость Анжи, однако
не смогли сделать это без хитрости. «Война – это ухищрение», -
говорится в хадисе, с его помощью и овладели крепостью Анжи.
Руководство штурмом этой крепости взял на себя храбрый ‘Аб-
дуллах. Он обратился к войску с призывом: «Желающие умереть
ради Аллāћа, пойдемте со мной!» Тридцать тысяч храбрецов
откликнулись на этот призыв, и ‘Абдуллах повел их на штурм
крепости. Прикатили двенадцать телег, груженых дровами. Не-
верные испугались, подумав, что мусульмане слишком сильны,
и царь их тайно покинул крепость. Он направился в сторону
Балхана, в местность Айван, и, найдя крепость в безопасном
месте, укрылся в ней. Установив шариатский закон в Анжи и
водрузив исламские флаги в Дагестане, ‘Убайду ибн Джарах с
помощью Аллāћа живым вернулся в Мекку.
В 115 г. Хиджры войскам из Шама снова пришлось идти
в Дагестан. Двадцать четыре тысячи воинов во главе с Абул-
Муслимом ибн ‘Абдулмаликом вступили в Дербент. Наведя там
порядок без большого, как прежде, кровопролития, Абул-Муслим
вернулся домой.
В 200 г. Хиджры таби‘инам снова пришлось взяться за ору-
жие. На этот раз собрать войско с воодушевлением взялся
Абул-Муслим, сын ‘Абдурраħмāна. Взяв с собой пять человек
из потомков Ħамзата и ‘Аббâса , Абул-Муслим приготовил-
ся к походу. Достойные потомки храбрых предков были ря-
дом с Абул-Муслимом, став его правой рукой. Трое из пятерых:
Ибрâҳîм, ‘Али, Аħмад – были шейхами из потомства Ħамзата .
281
Другие двое – Насруддин-шейх и шейх Муħаммад – из потом-
ства ‘Аббâса . Эти бесстрашные воины, собрав кого смогли
из Мекки, Медины и Шама, двинулись в путь. По пути войско
остановилось в Стамбуле. Проведя там достаточно времени и
укрепив свои позиции, Абул-Муслим с пятитысячным войском
двинулся дальше. По пути они сражались с неверными и гро-
мили их. Таким образом, распространяя Ислам, они дошли до
Индии, где Абул-Муслим пробыл два года. Здесь он хорошо во-
оружил свое войско.
В каждом населенном пункте, куда арабы донесли Ислам, они
обычно оставляли своих наместников. С общего согласия пра-
вителем над всеми наместниками был назначен человек из рода
Курайш, потомок Ħамзата .
Затем Абул-Муслим направился в Дагестан со всем своим во-
йском, в котором были слоны и верблюды. Весть об этом дошла
до Дагестана, и местные народы, объединившись с русскими,
собрали огромное войско, чтобы противостоять Абул-Муслиму.
Услышав об этом, арабы начали тайно собирать сведения.
Узнав, что в Дагестане собрались большие силы, они поняли,
что победить их невозможно, и решили перехитрить врага. Они
приготовили огромное количество еды и добавили в нее яд. Ког-
да неверные начали наступать, они, оставив еду, бежали. Не-
верные, увидев оставленную еду, с удовольствием принялись
есть. Все, кто съел что-нибудь, погибли. Количество отравлен-
ных этой едой составило шесть тысяч сто человек. Остальные в
панике разбежались, опасаясь за свою жизнь. Мусульмане же
взялись за мечи и, не щадя себя, начали газават, вследствие че-
го покорили всю равнинную часть Дагестана.
Настал черед горного Дагестана, и они расположились в Хун-
захе. В это время Хунзахом правил Баяр, сын Сураката. Когда
мусульмане наступали, он бежал из Хунзаха в Туши. Правите-
лем в Хунзахе оставили Ма‘сум-бека, сына Аħмада из потом-
ства саййида шахидов Ħамзата . А имамом всего Дагестана
был утвержден сам шейх Абул-Муслим: управление Дагестаном
было в его руках, и все решения принимались им. Он остал-
ся жить в Хунзахе, там же его и похоронили. Его зийарат стал
282
очень известным. Правителем Кумуха был назначен Шахвали,
сын Куттама из потомства ‘Аббâса , дяди Пророка . Его про-
звищем было Шамхал-хан, он собирал налоги со всех наместни-
ков. Выплатив хумус, он остальное отдавал потомкам Ħамзата
и ‘Аббâса .
Так Ислам пришел в Дагестан и действующим законом здесь
стал шариат Пророка .
На халате, который надевал Абул-Муслим, была написана су-
ра «Йа-син» – сердце Корана, а на стальном мече – аят «Инна
фатахна ляка…»[1].
Шейх Абул-Муслим  перестроил Дербент, разделил его на
семь кварталов, шесть из них назывались Кайсар, Мавсил, Химс,
Димишк, Фаластин, Артун, в каждом из которых он построил по
квартальной мечети, а в седьмом – джума-мечеть. В ней было
шесть дверей, и каждой дали свое название. Первую назвали
Баб аль-мухаджир, вторую – Баб аль-джихад, третью – Баб ас-
сагир, четвертую – Баб аль-мактумин, пятую – Баб аль-кул‘ат,
шестую – Баб аль-кучал. Через последнюю обычно входили для
заключения договора или решения вопросов примирения. Сте-
ну, которую построил еще Зу-ль-Ķарнайн, шейх Абул-Муслим
восстановил и построил в ней надежное помещение для хране-
ния оружия. Часть вновь построенной стены уходила в море,
там же сделали большое помещение для хранения всего собран-
ного урожая фруктов.
Да увеличит Аллāћ степени тех, кто таким образом принес Ис-
лам в Дагестан. Да осветит Аллāћ могилы шахидов, которые,
оставив мирские заботы, погибли, сохранив шариат Аллāћа,
особенно могилы шейха Абул-Муслима, его товарищей и всех
правоверных, оставшихся на чужой земле. Да пребудут они в
радости рядом с Любимцем Аллāћа , получив степень вилай-
ат аль-кубра[2]. Да получат ризван аль-акбар[3] все, кто перенес
тяготы, следуя хадису Пророка . Да одарит Аллāћ обильным
урожаем тех, кто посеял семена Ислама на райской земле, ко-
ٹ ٹ ثن ٱ ٻ ٻ ٻ ٻ پ ثم الفتح: ١] 1[
[2] Вилайат аль-кубра - высокий уровень богопознания.
[3] Ризван аль-акбар - досл.: великое довольство Аллāћа; один из уровней тариката.
283
торая была в неверии. Благодарим Всевышнего Аллāћа, сделав-
шего их причиной этого неиссякаемого блага для нас. Наш долг
– благодарить их. Да поможет нам Аллāћ исполнить свой долг.
Да не оставит нас Аллāћ без их благодати и заступничества, и
да сохранит Он нас от неверия и лицемерия. Да наставит Аллāћ
на истинный путь подрастающее поколение и да одарит его
счастьем, дав понимание Ислама. Да уйдет время, когда про-
ливается кровь, и да не возвратится оно больше никогда. Да по-
ложит Аллāћ конец смутам и раздорам, замышляемым сынами
мира сего, лишенными благодати и веры. О Аллāћ, смилуйся над
нами в этой и в будущей жизни, ведь атрибуты твои – Раħмâн и
Раħîм[1]! Прости, Аллāћ, наши упущения и недостатки, не спра-
шивая строго, ведь Ты Прощающий и Щедрый!
И после распространения Ислама Абул-Муслимом Дагестану
пришлось пережить много бед, происходили войны и разные
перемены, но наш народ всегда терпеливо переносил их. В 714
г. Хиджры эта райская земля оказалась под властью русского
царя. С ростом неверия слабел Ислам, с уменьшением веры воз-
растала безнравственность. Люди стали дурно вести себя и от-
клонились от Шариата. Так продолжалось пятьсот лет.
[1] Раħмâн – Милостивый ко всем на этом свете; Раħîм – Милостивый на том свете
только к уверовавшим.
283


Продолжение




НОВОСТИ САЙТА
КУЛИНАРНЫЙ КАНАЛ ГОТОВИМ ВКУСНО И СЫТНО
Готовим вкусно и сытно
АЛЛЕРГИЯ, ДЕРМАТИТ, ПИЩЕВЫЕ ОТРАВЛЕНИЯ, РВОТА
ОГУРЦЫ ПО-КОРЕЙСКИ
огурцы по корейски
КАК КРАДУТ УДАЧУ И СЧАСТЬЕ
ЩИ ИЗ СВЕЖЕЙ КАПУСТЫ
Щи из свежей капусты
КАК ПРОХОДЯТ СЕАНСЫ.
ЧТО ПРОИСХОДИТ МЕЖДУ СЕАНСАМИ. ИТОГ
БЛЮДА ИЗ РИСА. КАША РИСОВАЯ С МЯСОМ
Блюда из риса плов
РЕИНКАРНАЦИЯ. ПУТЕШЕСТВИЯ В ПРОШЛЫЕ ЖИЗНИ
КАК ПРИГОТОВИТЬ КИСЕЛЬ
Как сварить кисель
САМЫЙ УДАЧНЫЙ И ПРОСТОЙ РЕЦЕПТ БЛИНОВ
Самые вкусные блины
РОЛЛЫ ДОМАШНИЕ
роллы в домашних условиях
ТАТАРСКИЙ БАЛЕШ
самый вкусный татарский балеш
Поиск

Все права защищены © 2024
Яндекс цитирования users online