Его называли Луíмâн аль-Ħакîм. Хаким – это мудрец, кото- рого Всевышний одарил знаниями и умом и который следовал им. При толковании слова «хикма» – «мудрость» обязательно со- четание этих трех качеств. О происхождении Луíмâна аль-Ħакîма существует много разных мнений, но большинство сходится на том, что он был темнокожим рабом. Некоторые утверждают, что он был проро- ком, но по мнению Ибн ‘Аббâса, Луíмâн аль-Ħакîм не был им. Говорят, что он был пастухом, в другом предании говорится, что он был плотником. Однажды, когда он спал днем, его разбудил голос: «О Луíмâн, хочешь ли ты быть халифом на земле и установить справедли- вость среди людей?» Он ответил: «О Господь, если мне предостав- ляется выбор, то я предпочитаю не брать это на себя». Услышав это, ангелы удивились и спросили: «Почему?» Луíмâн ответил, что предпочитает быть на этом свете рабом, чем царем. Совер- шенство ума не позволило ему выбрать по своей воле величие, из-за которого забывается Âĥират. Ангелы удивились его мудро- сти и красоте его слов. После этого Луíмâн опять уснул, и тогда Аллâћ влил в его сердце мудрость. Так он проснулся с мудростью на устах. Я здесь привел только суть этой истории. После этого тот же голос предложил то же самое пророку Дâвűду ┐, и он согласился быть халифом на земле и не спросил о выборе, как Луíмâн. Луíмâн иногда посещал Дâвűда ┐. Однажды Дâвűд ┐, вос- хищенный его мудростью, сказал: «Мое почтение тому, кто на- делен такой мудростью». وكان لقامن يوازره بحكمته فقال له داود : طوىب لك يا لقامن أعطيت الحكمة ورصف عنك البالء وأعطي داود الخالفة وابتيل بالبلية والفتنة . ))عرائس(( صـ 306 243 Рассказывают, что Луíмâн был самым незаметным и скром- ным рабом своего хозяина. Известна история, суть которой такова: Однажды хозяин отправил его с другими рабами за фруктами в сад. Когда все уже возвращались из сада с фруктами, другие рабы стали есть плоды, а потом сказали, что это Луíмâн их съел. Луíмâн, переживая из-за этого, сказал хозяину, что лицемер не может быть доверенным человеком. Он предложил ему испы- тать их, дав каждому выпить горячей воды. Хозяин заставил их выпить горячую воду и стал смотреть, что из этого выйдет. Кроме Луíмâна, всех вырвало съеденными фруктами, его же — только водой. Тут приоткрылись «врата мудрости» Луíмâна, и хозяин узнал о его честности, правдивости и верности. В другой раз мудрость Луíмâна проявилась так. Хозяин за- шел в туалет, оставив раба снаружи, и задержался там. Луíмâн крикнул ему, что долгое нахождение в туалете может вызвать болезнь печени, повышение давления, геморрой. Удивленный мудростью его слов, хозяин, чтобы пользу от них получили и другие, написал их на стене. Как-то раз он поручил Луíмâну зарезать овцу и велел при- нести два самых сладких куска от нее. Луíмâн принес хозяи- ну язык и сердце, сказав, что слаще них нет ничего. В другой раз, поручив зарезать овцу, хозяин наказал Луíмâну принести две наихудшие части, и он опять принес язык и сердце. Хозяин спросил, как могут быть оба органа одновременно и плохими, и хорошими. «Если будут хорошими — нет ничего лучше их, а если они станут плохими — нет ничего хуже них», — сказал Луíмâн. Однажды Луíмâн, собрав народ вокруг себя, давал настав- ления. Один из собравшихся подошел и поинтересовался, кто проповедник. Увидев, что это Луíмâн, он спросил, не был ли он чабаном в таком-то месте. «Да, был», — ответил Луíмâн. «Как же ты достиг такого почета и уважения?» — поинтересовался тот. «Правдивость, оправдание доверия и отказ от лишнего», — ответил Луíмâн. Таких случаев с Луíмâном описано немало, и привести их все у меня не хватит возможности. 244 Море мудростей Луíмâна глубоко, и чтобы достать до его дна, нужны водолазы, поэтому, довольствуясь тем, что можно взять, протянув руку, приведем некоторые из его завещаний. В книге «Рűħ аль-байâн» говорится, что его жена и сын поначалу были неверными, и чтобы привести их к вере, он давал им наставле- ния. В начале всех проповедей он говорил о самом важном – о недопустимости ширка. Жена и сын, по наставлению Всевыш- него, в результате проповедей Луíмâна пришли в Ислам. Вот некоторые из его мудростей: Пусть предметом вашей торговли будет богобоязненность — и будете получать прибыль без товара. Посещайте похороны, так вы будете вспоминать о смерти. Остерегайтесь посещения свадеб, ибо мирское увлечет вас. Когда утром прокричит петух, вставайте, не будьте слабее его. Не откладывайте на завтра покаяние, ведь за вами смерть, которая наступит внезапно. Старайтесь участвовать в собраниях ‘âлимов, не упускай- те возможности слушать речи мудрецов, ибо свет мудрости оживляет сердца, как засушливую землю оживляют дожди. Не старайтесь изучать новые науки, пока не будете следо- вать приобретенным. Мирское — это море, где утонули многие, сядьте на корабль богобоязненности, чтобы обрести спасение. Если найдете людей, собравшихся для поминания Аллâћа, не уходите, присоединяйтесь к ним, чтобы получить долю, ког- да Всевышний окинет их взором милости. Не приближайтесь к собраниям, где люди пребывают в забвении Всевышнего, это увеличит в вас невежество, сделает чёрствыми ваши сердца, и если этих людей постигнет гнев Аллâћа, вас это не обойдет. Постарайтесь, чтобы пищу вашу ели только богобоязненные, в делах советуйтесь с ‘âлимами. Приучайте свой язык постоян- но произносить «Аллâћумма-ġфир лî» (Аллâћ, прости меня). 245 На этом свете нет такой тяжести, которую бы я не пере- носил на себе, вплоть до железа и камней, но я не нашел ноши тяжелее, чем плохой сосед. Я вкусил всю горечь этого света, но худшей горечи, чем нищета, я не нашел. Мудрость сажает бедняков среди больших царей. Если сердце ваше в заблуждении, не притворяйтесь богобояз- ненными ради почитания людьми. Остерегайтесь долгов, это для вас днем — унижение, а но- чью — тяжелые раздумья. Не беритесь за мирское засучив ру- кава, это повредит вашему Âĥирату, но и не бросайте мирское совсем, иначе среди людей будете презренными бедняками. Не изучайте науки лишь для того, чтобы спорить с глупца- ми, кичиться среди ‘âлимов или добиться похвалы и известности среди людей, ведь Знающему скрытое ведомы ваши намерения. Как волк не подружится с овцой, так не будет братства между дурным и добрым. Не делайте наставления тому, кто их не воспримет. Хотя кто же сейчас сможет различить это? Дети мои, ведите себя с хорошими людьми как рабы, а с плохи- ми не дружите никогда. Не ищите того, что отвернулось от вас, и не оставляйте без внимания то, что повернулось к вам. От детей вы получите благо, если с малолетства научите их добру. Наказание детей для их воспитания так же необхо- димо, как дождь для земли. Не отправляйтесь в путь в начале ночи, постарайтесь де- лать это после полуночи. В путь выходите с мечом, в чалме, обутыми в масхи – в полном снаряжении. Нитку с иголкой, шило и посуду для еды тоже не забывайте. На случай, если вдруг вам или спутникам понадобятся лекарства, не забудь- те прихватить их с собой. Не пребывайте всегда в раздумьях, особенно не занимайте сердце печалью. Будьте довольны уделом, данным вам Господом, — проживете спокойную и безоблачную жизнь. Если желаете мирского, не стремитесь к тому, что находится в руках других. Надежды возлагайте только на Всевышнего и полагайтесь толь- ко на Него, Он создаст причины, и тогда достигнет вас ваш удел. 246 Делайте благо тем, кто достоин его, ибо пропадет оно, ес- ли попадет в руки недостойного, — на этом свете потеряе- те имущество и на том свете не найдете вознаграждения, будет вам один убыток, и прибыли вы не найдете. Не будьте расточительны и не будьте скрягой, но умеренно экономя — будете в завидном положении. Слово «ħикма» имеет много значений. ‘Âрифы толкуют его по-разному. Говорят, что знание истины, достоверное знание всего, что есть, и совершение всего благого — это ħикма. Аль- Ġазâлî же, которого величают ħудҗҗат аль-Ислâм, не считал мудростью знание сути всех вещей, если нет познания Аллâћа. Он сказал, что ценность знания зависит от предмета позна- ния, и поскольку мудрость — наивысшая из наук, не достоин имени мудреца тот, кто не познал Аллâћа. Познавший Аллâћа будет мудрецом, даже если слаб в других науках, и речь его от- личается от людских речей. ً قال االمام الغزاىل رحمه الله : من عرف جميع االشياء ومل يعرف الله مل يستحق أن يسمى حكيام النه مل يعرف أجل االشياء وأفضلها والحكمة أجل العلوم وجاللة العلم بقدر جاللة املعلوم وال أجل من الله ومن عرف الله فهو حكيم وإن كان ضعيف املنة ىف سائر العلوم الرسمية كليل اللسان قارص البيان فيها ومن عرف الله كان كالمه مخالفا لكالم غريه ... الخ ))روح البيان(( جـ 7 ، صـ 73 Аллâћ дарит мудрость авлийâ[1], как откровение — пророкам. Но чтобы дарованная мудрость проявилась, необходимо обуче- ние Шариату и строгое следование приобретенным знаниям. Еще мудрость можно сравнить со стрелой, пущенной в цель. Цель ее — сердце му’мина, а «лучником» является Аллâћ, и Он не промахивается. Если вода и еда — пища для тела, пища для разума — это наука мудрости. И нет для раба ценнее дара Аллâћа на этом свете, чем ħикма. Голова мудрости — это бого- боязненность, и в сердце, где нет богобоязненности, не прояв- ляется ħикма. Еще пример: мудрость – как дерево, растущее в сердце, а плоды его — на языке. [1] Авлийâ (ед. ч. вали) - любимцы Аллаха. 247 Есть еще предание от Луíмâна, в котором он говорит, что он служил четырем тысячам пророков. Из всех их изречений он нам оставил восемь: берегите сердце в намазе (ħуđűр), горло во время еды, язык среди людей, глаза в чужом месте[1]. Эти на- ставления для общей пользы, старайтесь их соблюдать. Не забы- вайте Аллâћа, помните о смерти и забудьте о двух: о добре, ко- торое вы сделали для других, и о зле, которое вам причинили. Хотя немало есть побуждений и полезных изречений, я по ме- ре возможности выбрал наставления и завещания Луíмâна и занес их в тетрадь. Что касается продолжительности его жиз- ни, есть предание, согласно которому Луíмâн прожил тысячу лет. Сказано, что его могила находится в местечке Рамла между Египтом и Сирией. Говорят также, что в тот день, когда похоро- нили Луíмâна, вокруг его могилы были похоронены еще семьде- сят пророков. Дети Израилевы изгнали их из Иерусалима, окру- жили в Рамле, и там они умерли голодной смертью. О Аллâћ, одаривший Луíмâна мудростью, одари и нас, ведь это в Твоей власти. Очисти наши сердца богобоязненностью и помоги нам искренне и покорно служить Тебе. Эти мудрости и наставления Луíмâна — дары, достаточные для тех, кто стре- мится к истине. Они – драгоценные камни, и тот, кто торгует ими обдуманно и поразмыслив, извлечет из них пользу и не бу- дет терпеть убытки. Тот, кто забросил сад, который при уходе мог дать прекрас- ный урожай, пусть упрекнет только себя. Тот, кто пренебрег бес- платными дарами, пусть занимается бесприбыльной торговлей. [1] Находясь в чужом месте, не рассматривайте все вокруг. - Прим. пер. 247
|
|