Был один богатый благочестивый раб по имени Джарджис, который занимался торговлей. Он был очень щедр и строго при- держивался религии пророка Исы . В те времена в Шаме пра- вил жестокий царь по имени Заданах. Жил он в Мусиле и был самым заблудшим среди многобожников. Однажды Джарджис , не зная о беззакониях, чинимых этим неверным царем, отправился в Мусил. Отправляясь из Палести- ны в Мусил, он набрал подарков сколько мог. По прибытии в Мусил Джарджис встретился с царем и, придя на его мад- жлис, стал знакомиться с обстановкой. Тут принесли идола по имени Афлун и заставили людей поклониться ему. Ослушавших- ся хватали и мучили, потом разожгли огромный костер и стали бросать в него тех, кто отказался поклониться идолу Афлуну. Увидев все это, Джарджис разочаровался в царе, любовь его обратилась в гнев, он возненавидел Заданаха. Подарки, привезенные царю, Джарджис раздал своим людям. Всевыш- ний заронил в его сердце мысль: «Хорошо бы объявить джихад этому неверному царю». Он с упреками обрушился на заблудшего царя, подробно рас- сказал ему об атрибутах (сифатах) Всемогущего, а затем вос- кликнул в недоумении: «Как можно поклоняться идолу, лишен- ному могущества, воли, слуха и зрения?!» Слова Джарджиса лишили царя дара речи. Он спросил, кто и откуда этот человек. Джарджис ответил: «Я один из самых слабых рабов Аллāћа, сотворенный из земли». Спор, возникший между ними, перерос в противостояние. Царя очень задели резкие слова в адрес Афлуна. Он поставил Джарджиса перед выбором: поклониться Афлуну или под- вергнуться самым жестоким и беспощадным мучениям. Но Джарджис не отступился и сказал царю: «Делай что хочешь». Царь разозлился и велел истязать его доской с вбитыми гвоздя- ми. Его мышцы были изорваны так, что обнажились кости, но 30 Всевышний сохранил ему жизнь и не дал почувствовать боли. После этого Заданах приказал принести десять гвоздей, раска- лил их докрасна и вбил в голову Джарджиса , так что вытекли его мозги. И Всевышний вновь сохранил ему жизнь и не дал почувствовать боли. Проклятый царь стал думать, что сделать с ним еще. По его приказу принесли большой медный котел, по- ставили его на огромный пылающий костер и раскалили. Джар- джиса бросили в котел и плотно накрыли крышкой. Когда огонь погас и котел остыл, они решили заглянуть в него и об- наружили невредимого Джарджиса . Царь спросил его: «Разве эти мучения не причиняют тебе боль?» «Я не чувствую боли, ме- ня Всевышний Аллāћ бережет», – ответил Джарджис . Это очень расстроило царя, он задумался, как ему быть. Царь опасался, что Джарджис может навредить ему, и решил по- садить его в тюрьму на всю жизнь до истления, но советники сказали, что без мучений этого мало для него и что он может ввести в заблуждение и других заключенных, если ему оставить возможность читать проповеди. И тогда Джарджиса приве- ли в тюрьму, распяли на полу, в ноги и руки вбили гвозди, на спину поставили огромный камень и на этот камень посадили заключенных. Так прошел день. К вечеру, когда все уснули, а Джарджис остался лежать под камнем, по велению Всевыш- него явился ангел, убрал камень с его спины, вытащил гвозди, освободил Джарджиса , напоил, накормил и остался с ним до утра. Ангел подбодрил Джарджиса и передал ему радостную весть о содействии Милостивого. Утром он вывел его из тюрьмы и велел объявить джихад заблудшему царю. Ангел донес ему откровение Всевышнего: «Семь лет царь будет мучить тебя. За это время неверный Заданах четырежды убьет тебя. Аллāћ будет оживлять тебя каждый раз, кроме последнего. За это ты получишь сполна вознаграждение от Создателя». Пулей примчавшись невесть откуда, Джарджис предстал перед царем. «Кто выпустил тебя из тюрьмы?» – спросил царь. «Всемогущий Аллāћ», – был ответ. Разъяренный царь приказал рассечь Джарджиса на две части. Затем обе части изрубили на мелкие кусочки и бросили откормленным львам. Львы кинулись 31 к мясу, но приблизившись, опустили головы и потихоньку от- ступили назад. Грозные львы постыдились друг перед другом есть брошенное им разрубленное тело Джарджиса . Так про- шел день. Когда наступила ночь, Создатель собрал его тело, по- сле чего оживил, вселив в него душу, и вывел на волю. Ангел, отправленный Всемогущим, осуществил все это, накормил и на- поил Джарджиса райской пищей и проводил его, вновь пове- лев вести джихад с царем Заданахом. В это время в городе был устроен веселый праздник по слу- чаю смерти Джарджиса . Вдруг царь и его приближенные, присутствовавшие на празднике, увидели идущего к ним чело- века. «Как же этот человек похож на Джарджиса», – подумали они одновременно и переглянулись. Одни говорили, что это он, другие утверждали, что этого не может быть. А Джарджис подошел к ним и сказал: «Вот и я». Он призвал их немедленно обратиться к Аллāћу и поведал им о том, как был оживлен Боже- ственным могуществом. Тут поднялся шум и гам, люди кричали, что Джарджис окол- довывает их, и стали звать своих колдунов. Когда собрались са- мые опытные колдуны, царь подозвал к себе главного из них и сказал: «Порадуй меня самым великим своим волшебством». Привели быка, колдун дунул в его ухо, и бык раскололся на две половины. Затем он подул в другое ухо быка, и на глазах у людей обе половины ожили. Этих двух быков запрягли в плуг, вспахали и засеяли поле, собрали урожай, обмолотили, перемо- лоли зерно, испекли хлеб и поставили перед царем. Все это про- изошло на глазах у людей в течение одного часа. Царь спросил колдуна: «Сможешь ли ты превратить Джарджи- са в животное?» «В какое животное ты хочешь его превратить? Превращу в кого хочешь», – сказал тот. Царь велел превратить Джарджиса в собаку. Колдун попросил принести чарку во- ды. Когда воду принесли, он, сделав глубокий вдох, дунул на нее и дал выпить Джарджису . Тот выпил воду залпом, словно умирал от жажды. Он стоял в полном спокойствии, а колдун изумленно смотрел на него. Затем он спросил Джарджиса , как он себя чувствует. «Очень хотел пить, а теперь стало лучше, 32 набрался сил для борьбы с вами», – ответил тот. Колдун понял состояние Джарджиса , он увидел в нем проявление могуще- ства Всевышнего. Он сказал об этом царю и добавил, что Созда- теля победить невозможно. Молва о Джарджисе распространилась повсюду. Из Ша- ма к нему прибыла одна бедная женщина, она рассказала ему о своих горестях, о том, что не стало двух ее быков, на ко- торых она пахала. Она с печалью сказала, что пришла к не- му, чтобы он попросил Аллāћа оживить ее быков. Глядя на эту женщину, объятую горем, Джарджис не мог сдержать слез. Он обратился к Всевышнему с просьбой оживить обоих быков бедной женщины, а затем протянул ей трость, которая лежала рядом, и велел коснуться ею быков. Женщина сказала, что бы- ки околели несколько дней назад и от них остались лишь кости. Джарджис ответил ей: «Ткни в то, что осталось». Женщина вернулась домой, нашла ухо одного быка и челюсть другого, положила их рядом и коснулась их тростью, и тотчас же они превратились в прежних быков. Как-то раз самый преданный царю визирь стал обвинять его, защищая Джарджиса : «Вы клевещете на него, будто он колдун. Разве может колдун удержать душу? Я еще не слышал о подобном. Вы убиваете его, но не можете умертвить, он не чувствует боли от мучений, которым вы его подвергаете». Все подумали, что Джарджис околдовал этого визиря, и решили убить его. Визирь уверовал в Джарджиса и перед всеми про- изнес свидетельство (шахадат), что Аллāћ один. Так он умер шахидом. Его пример оказал большое воздействие на людей, и четыре тысячи человек уверовали в Джарджиса . Все они по приказу царя были замучены и истреблены. Расправившись с ними, царь с вызовом сказал Джарджису : «Оживи их тоже». Джарджис с достоинством ответил царю: «Я расстаюсь с ни- ми, потому что настал их срок». Один проклятый из приближенных царя встал и тоже стал задавать вопросы Джарджису : «У нас есть четырнадцать кре- сел, стол и разные предметы из дерева. Сделай так, чтобы каж- дая доска этих предметов превратилась в дерево, а на деревьях 33 появились листья, и чтобы они зацвели и дали плоды. Если ты сделаешь это, я поверю тебе». Сказав так, проклятый неверный дал твердое слово. Джарджис ответил: «Это очень сложное для нас с тобой и простое для Всевышнего дело». Не успел он прочитать мольбу, как каждая доска превратилась в дерево, деревья покрылись листьями и зацвели, созрели плоды, так что было видно, из каких деревьев изготовлены те доски. Но им этого чуда было недостаточно. Проклятый царь замыслил новые мучения для Джарджиса . Он велел расплавить медь и отлить из нее статую быка с очень большой полостью. В нее засыпали много свинца, серы и мы- шьяка, туда же бросили Джарджиса и закрыли его там. Во- круг этого медного быка разожгли большой костер, в котором расплавились свинец, сера и мышьяк, и Джарджис распла- вился вместе с ними. После того как это произошло, по воле Создателя над тем на- родом собрались черные тучи, несущие муки, загремел гром, за- сверкали молнии, поднялся сильный ветер, и город на несколько дней погрузился в глубокую тьму и отчаяние. По велению Все- могущего Аллāћа ангел Микаил прибыл на место казни Джар- джиса . Он поднял медного быка в воздух и бросил сверху вниз. Раздался такой сильный грохот, что люди от страха упали лицом вниз. Бык раскололся надвое, и из него вышел Джарджис . Он предстал перед народом и начал говорить. Мрак, окутав- ший мир, рассеялся, и стало светло как прежде. Люди пришли в себя, поднялись, посмотрели на Джарджиса и спросили: «О Джарджис, эти чудеса творишь ты или твой Аллāћ?» Человека, который задал этот вопрос, звали Туфлия. Джарджис ответил ему: «Аллāћ показывает вам их. Если вы, увидев их, не одума- етесь, вас ожидает наказание». Люди в толпе стали бурно об- суждать происшедшее, а затем сказали Джарджису , чтобы он оживил умерших. Взяв его с собой, они отправились на кладби- ще, раскопали могилы и вытащили останки умерших. Не успел Джарджис закончить свою мольбу, обращенную к Всевышне- му, как семнадцать покойников ожили. Он поговорил с одним 34 из них, пожилым человеком, и тот рассказал ему всю свою исто- рию. Но и этого царю было мало, и народ последовал за ним в своем неверии. Снова они задумались над тем, как замучить Джарджиса . Вспомнили, что еще не пытали его голодом и жаждой, и все единодушно решили исполнить задуманное. В этом городе жила одна бедная старушка, у нее был неиз- лечимо больной, глухонемой, слепой и парализованный сын. В доме этой старушки заперли Джарджиса . Дом окружили и не разрешали заносить туда еду. Когда Джарджиса одолел голод, он обратился к старушке и с надеждой на Всевышнего спросил, не найдется ли у нее чего- нибудь поесть. «Клянусь Тем, чьим именем клянутся, нет у меня в доме ничего», – сказала старушка. Джарджис спросил ее, знает ли она Всевышнего. Она ответила, что знает. Джарджис спросил, служит ли она Ему, и старушка честно призналась, что не служит. Он научил ее служить Всевышнему, и она всем серд- цем приняла Ислам. После этого она вышла из дома в надежде найти хоть что-нибудь для проголодавшегося Джарджиса . В доме старушки посреди комнаты стоял деревянный столб. Джарджис взмолился, обращаясь к Всемогущему, и Милости- вый Аллāћ ответил на его просьбу. Этот столб превратился в де- рево, ветки которого проткнули крышу и выбрались наружу. На нем поспели прекрасные сладкие плоды, Всевышний наделил ими Джарджиса . Когда старушка вернулась домой, она удивилась, увидев это чудо, и попросила Джарджиса вымолить у Всевышнего здо- ровье для ее сына. Джарджис помазал глаза ее сына своей слюной – и тот стал зрячим, дунул ему в ухо – и он избавился от глухоты. Старушка очень хотела, чтобы Джарджис попросил об исцелении ее сына от немоты и паралича. И он обрадовал ее, почтительно ответив, что и для этого тоже настанет один осо- бенный день. Однажды царь заметил дерево, появившееся из дома старуш- ки подобно дереву Туба, и спросил, что это такое. Люди сказали ему, что это дерево, которого раньше здесь не было, оно выросло 35 в темнице для колдуна. Ему также рассказали, что Джарджис со старушкой живут в благополучии, еды у них вдоволь и боль- ной сын старушки исцелился. Тогда царь велел самым верным своим слугам сжечь дом старухи и срубить дерево. Дом разру- шили, а когда хотели срубить дерево, оно превратилось в сухой столб, и его оставили. Снова Джарджис предстал перед царем, и снова царь стал думать, как его извести. Его разрубили на три части и сожг- ли, бросив в огонь. Царь велел своим слугам высыпать пепел в море. По дороге к морю они услышали голос – это Всевышний велел морю сохранить Джарджиса . По приказу Аллāћа ветер собрал пепел сожженного Джарджиса , выброшенный в море. Его вытащили, из этого пепла образовалась крепкая плоть, и Всевышний вернул в тело душу и оживил Джарджиса . Джарджис встал, отряхивая пыль с головы, словно сокол, и вернулся домой с теми же людьми, которые рассказали ца- рю обо всем. Царь понял, что бороться с ним бессмысленно, и решил помириться. «К чему нам эта вражда, что хорошего она дает нам? - заговорил он мягко. – У меня не хватает смелости уверовать в тебя, боюсь, люди скажут, что ты победил меня. Я готов следовать за тобой, если ты хоть раз поклонишься Афлу- ну». Джарджис дал слово, что в любое время готов пойти с ним туда, где находится Афлун. Радости царя не было границ, он стал подобен пьяному, целовал руки и ноги Джарджису . Царь настоял на том, чтобы он остался в его доме ночевать. «Чтобы люди узнали, как ты мне дорог, быстрей идем ко мне», – сказал он и повел Джарджиса к себе. Для него наилучшим образом приготовили комнату, обеспечили всем необходимым. «Дай сво- ему телу отдохнуть и насладиться покоем», – сказал царь, уло- жил его и сам отправился спать. Но Джарджис даже не прилег на постель царя. Он покло- нялся Всевышнему и до утра читал Забур Давуда заворажи- вающе красивым голосом. Жена царя, услышав его чтение, за- лилась слезами. Она встала и прислушалась внимательнее. Его голос произвел на нее такое сильное впечатление, что сердце ее смягчилось, она уверовала в Джарджиса и приняла Ислам. 36 Утром царь с Джарджисом отправились туда, где находил- ся идол Афлун, чтобы поклониться ему. Ради такого радостного события собралось много народу, слухи об этом дошли и до ста- рушки. Она взяла с собой больного сына и, намереваясь упре- кнуть Джарджиса , отправилась в дом, где стояли идолы. Она успела прийти туда раньше них. Джарджис увидел старушку с парализованным сыном за спиной и позвал его по имени. Не- мой сын старухи, который за всю жизнь не произнес ни слова, заговорил ему в ответ, ноги его обрели способность ходить, и он подошел к Джарджису . Джарджис велел мальчику подозвать к нему идолов. «Как их позвать?» – спросил мальчик. «Скажи, что я их зову», – под- сказал тот. Мальчик пошел к идолам и передал приказ. В тот же час идолы, сойдя с места, покатились к Джарджису и увязли в земле. Иблис, испугавшись, что земля схватит и его, выскочил из идолов. Джарджис не дал ему убежать, схватил за голову и стал выговаривать: «Мало тебе, что ты сам сбился с верного пути? Что тебя заставляет, проклятый, сбивать и людей?!» Иблис очень испугался и угодливо стал рассказывать, что он испыты- вает при этом: «Нет ничего, что можно сравнить с возможно- стью сбить с верного пути хоть одного из детей Адама. Все блага на свете не могут доставить мне большего удовольствия, чем это». «Если бы мне предложили выбрать одно из двух, я предпо- чел бы вводить человека в заблуждение», - признался он. Когда земля поглотила семьдесят идолов, царь опечалился, не зная что делать. «Ты обманул меня, так унизив моих идолов», – сказал он Джарджису . «Я сделал это, чтобы ты убедился в том, что поклоняться можно лишь Создателю, – учтиво объяснил тот царю, приведя в наставление разумные доводы. – Что это за бо- жества, если они не могут защитить себя от такого слабого раба Аллāћа, как я? Какая тебе польза от этих ни на что не способных неживых вещей?» Царь в растерянности не знал, что ответить ему. Тут жестко заговорила и жена царя. Она открыто объявила о своей вере, которую скрывала до сих пор, и начала поносить его идолов. Осыпая царя упреками, она перечисляла чудеса, яв- ленные Джарджисом . 37 «Неужели тебе не стыдно спорить с человеком, которого ты не смог умертвить, сколько бы раз ни убивал? Вам осталось добить- ся от него только того, чтобы вас поглотила земля, как идолов», – гневно бранила Искандрат (так ее звали) царя и его людей. «За семь лет колдовство Джарджиса не подействовало на ме- ня, тебя же он околдовал за одну ночь! Что ты такое говоришь?» – воскликнул царь. «Разве ты хоть раз победил его, хотя столько лет с ним боролся? Разве ты и твои люди не увидели, каким мо- гуществом наделил его Всевышний Аллāћ?» – ответила она. Видя ее упорство, отчаявшийся царь приказал приготовить доску с вбитыми гвоздями. На нее уложили Искандрат и сдирали с нее мясо расческой до тех пор, пока не обнажились кости. Обес- силенная этими мучениями, она сказала Джарджису , чтобы он попросил Всевышнего облегчить ей боль. Джарджис велел ей посмотреть на небо. Она посмотрела и засмеялась. «Почему ты смеешься?» – спросил ее царь. «Надо мной стоят два ангела, они принесли мне райскую корону, чтобы надеть на меня, и они заберут мою душу, как только я умру», – ответила она. Так Ис- кандрат покинула этот бренный мир, приняв смерть шахида. Те два ангела, выхватывая друг у друга ее чистую душу, полетели с ней на Барзах. После того как забрали ее почтенную душу, Джарджис , не откладывая, начал читать мольбу. Настало время и ему гото- виться к безвозвратной смерти. Стыдясь перед Всемогущим, он возвел Ему бесконечную хвалу и взмолился: «Ты сделал для ме- ня благом много испытаний, чтобы я получил степень шахидов. Прошу Тебя ниспослать на это племя беды, пока я еще жив». Не успел Джарджис закончить мольбу, как на заблудший на- род пролился огненный дождь. Несчастные, разозлившись на Джарджиса , в гневе набросились на него с мечом и разрубили его на куски. Джарджис , испив последнюю чашу смерти, по милости Аллāћа отправился в путь, откуда нет возврата. Воочию увидев беду, которая настигла неверный народ, праведный раб Аллāћа удовлетворенным отправился в Ахират. Этот город со всеми его обитателями сгорел дотла и превратился в пепел. Мо- гуществом Милостивого он был поднят на небо и сброшен оттуда 38 вверх дном. Долгое время на этом месте не потухал огонь, вился черный дым и из-под земли исходил запах гари. Из-за мерзкого запаха невозможно было подойти близко к тому месту, и каж- дый, кто почувствовал этот запах, заболевал. Сказано, что были тридцать четыре тысячи человек, которые верили не в царя, а во Всевышнего. Проклятый царь истребил их одного за другим, замучив как Искандрат. Нет несчастнее создания, чем человек, оказавшийся на не- верном пути, - он постарел, истратив свою молодость на сбор дров для костра, на котором сожгут его самого. Он не пони- мает Ислам, подобно дикому животному. Жизнь на этом свете ему кажется вечной, он не верит в существование Рая и Ада, в последователях Ислама видит врагов. Он бежит от Шариа- та, оставляет путь Ţāҳā , Шариату предпочитает закон, даже когда знает, что он неправильный. Страх перед Всевышним не коснулся его сердца, у него нет ни стыда, ни совести. Он не выносит ни бедности, ни богатства, безмерная зависть горит огнем в его груди. Он не стыдится воровать, а если поймают – это не будет для него позором. Честь и порядочность он может тайком продать за кусок хлеба. Он не отвечает за свои слова, из-за двуличия своего он оказался в отчаянном положении, и в речах его много лжи. Среди людей он ничтожен, и люди ничто для него. Что бы он ни делал, он делает только напоказ, и эти деяния, пусть и самые малые, ему кажутся большими. Он умеет «подыгрывать на скрипке» всякому. Меняет друзей в зависимо- сти от их кармана и материального положения. Дождь ли, ветер – он ищет подходящее укрытие и находит множество отговорок, чтобы уйти от ответственности. Распространение сплетен среди людей слаще меда для него, а если оставит сплетни – он болеет. Ему не досталось иной работы, кроме доносительства, и не хва- тает у него ума и способностей справляться даже с тем, что ему досталось. Все, кто знает его, называют его аферистом. Он тот, кто запятнал религию отцов. Мир оставлен тебе, несчастный, ешь его, но не забудь о том, что наступит день, когда тебя заста- вят все это извергнуть. Подумай о дне Арасата, когда уста твои будут запечатаны, а органы заставят говорить. 39 О Аллāћ, Милосердный (Рахим), Прощающий (Гафур), Облада- тель Милости (Рахман), помоги нам удержаться на истинном пу- ти. Не оставляй нас на самих себя. Сделав раскаяние уделом на- шим, прости нам грехи и прегрешения. Убереги нас от жизни, в которой уповают на другого помимо Тебя. Не дай нам стать самодовольными, возгордившись знаниями. Одари нас терпе- нием в бедах и благодарностью за блага, не делай нас из числа лишенных терпения и благодарности. Амин! Амин! Амин! О Отвечающий на мольбы! 39
|
|