для уммы. Коран, давая разъяснение каждой вещи, ответив на
вопросы и одержав победу над противниками, стал руковод-
ством в принятии всех решений. Подчинение Корану и следо-
вание Ţāҳā стали обязанностью каждого в общине. Принятие
Ислама, отменившего все предыдущие религии, стало обязанно-
стью для всех людей.
О том, что Всевышний Аллāћ отверг другие религии, кроме Ис-
лама, свидетельствует аят «Инна-д-дîна ‘инда Ллаҳи-ль-Ислâму»[1].
И Посланник довел религию до людей. Всевышний взял на се-
бя обеспечение людей их уделом, а на них возложил поклонение
Ему. Всевышний отворил врата покаяния для общины, и Ţāҳā
объяснил его условия. Милостивый Аллāћ постепенно вменил в
обязанность соблюдение столпов Ислама, разъяснив запретное и
дозволенное, и научил Ţāҳā всему, что принесет пользу в обо-
их мирах, не оставив ничего без разъяснения. Ħабîб исполнил
свою посланническую миссию, довел до уммы повеления (амр) и
запреты (нахй) и точно поведал обо всем, что произойдет после
его кончины. Затем Тайна Вселенной, Свет наставления , оза-
ривший мир, стал готовиться в последний путь.
В последнюю среду месяца сафар у Пророка начались го-
ловные боли. Это был второй день месяца сафар 11-го года хид-
жры. 12-го числа месяца раби аль-авваль, следующего за меся-
цем сафар, в понедельник, он покинул этот мир. Священный
понедельник, в который Пророк своим появлением на свет
озарил весь мир, когда ему были показаны Запад и Восток и
люди передавали друг другу радостную весть о его рождении,
– стал и днем его оплакивания. Так устроено Творцом, что се-
годня мы празднуем свадьбу, а завтра оплакиваем человека. В
Коране приведено немало назидательных примеров для побуж-
дения разумных.
ٹ ٹ ثن ڃ ڃ چ چ چ ثم آل عمران: ١٩] 1[
136
Все, что озарилось после переселения Пророка в Медину, в
тот день покрылось мраком. Даже самые великие сподвижни-
ки не вынесли такого удара и растерялись, когда они лишились
Ħабîба . Обезумевший от горя ‘Умар-асхаб пригрозил отру-
бить голову тому, кто скажет, что Пророк умер. Некоторые па-
дали без сознания, другие теряли дар речи. Йасриб окутала тьма,
так что невозможно было видеть друг друга. Абу Бакр , обла-
давший самой крепкой верой, спокойно обратился к сподвижни-
кам и образумил потерявших терпение. Все убедились в совер-
шенстве его веры. «Если кто-то поклонялся Муħаммаду , пусть
знает, что он умер. Те же, кто поклоняется Творцу, пусть знают,
что Он вечно жив, и нет создания, которое будет жить вечно».
Когда Аллāћ ниспослал суру «Ан-Наср», Посланник понял,
что конец его близок. После ее ниспослания Пророк прожил
два года. Говорят, что за это время он ни разу не улыбнулся.
Затем ангел Азраил в красивом обличье явился к Проро-
ку . Стоя у дверей, он поприветствовал Ħабîба и, словно
стеснительный гость, с почтением попросил разрешения войти.
Ţāҳā разрешил и пригласил его в дом, и ангел Азраил подо-
шел к нему. Расул спросил, где он оставил Джабрâ’îла . «На
первом небе», – ответил ангел смерти. Он рассказал Расулу ,
что обитатели небес ходят к Джабрâ’îлу на соболезнование.
В тот же час прибыл ангел Джабрâ’îл , поприветствовал Ша-
фи‘ и подошел к нему. Расулуллах обратился к Аминуллаху
: «Если есть радостная весть для меня, сообщи». «Райские вра-
та открыты для тебя», – красиво ответил Джабрâ’îл Расулу
. «О Джабрâ’îл , я не об этом тебя спрашиваю, нет ли для
меня другой благой вести?» – спросил Пророк . «Ангелы всех
семи небес собрались и готовятся к встрече с тобой», – сказал
Джабрâ’îл . Расул снова спросил его об общине, о которой он
беспокоился. Ангел Джабрâ’îл обрадовал Ţāҳā , передав ему
радостную весть от Всевышнего: «Первым в Рай войдешь ты
со своей общиной. Для других общин запретен Рай, пока ты не
войдешь». «Теперь мое желание исполнилось», – сказал Расулул-
лах и разрешил Азраилу приблизиться. По прибытии ангела
137
смерти ниспосланный как милость Предводитель всего живого
стал готовиться в путь.
Вспомнив о Рае, Абулькасим , жаждавший встречи с Все-
вышним, погрузился в предсмертное состояние. Кубок, испить
из которого Всемогущий обрек всех Своих рабов, дошел и до
Аħмада . В это самое время ангел Джабрâ’îл отвернулся.
«Почему ты отворачиваешься, надоело смотреть на меня?» -
спросил Аħмад . «О Посланник Аллāћа и мой заветный друг,
как мне может надоесть смотреть на тебя? Но кому же под силу
смотреть на тебя, когда ты находишься в предсмертном состоя-
нии?!» – ответил Джабрâ’îл .
Когда Ħабîб Муħаммад заболел смертельной болезнью, у не-
го было всего семь динаров. Стыдясь перед Всевышним уме-
реть, оставив их, он раздал эти деньги беднякам. Посмотрите
же, в каком состоянии сегодня находимся мы, община Проро-
ка , устыдившегося перед Всевышним передать по наследству
дозволенное имущество, состоящее из семи динаров, и пожерт-
вовавшего их при жизни! Нет, я не запрещаю оставлять имуще-
ство в наследство, только говорю, что лучше придерживаться
Сунны Ħабîба . Я лишь хочу, чтобы сыновья времени, кото-
рым опротивело доброе, поняли красоту Ислама.
Критика дозволенного имущества не является моей целью, го-
ворить об этом не настал черед. Пока лишь мечтаю, что опом-
нятся те, кто, убив себе подобного, присваивает его имущество.
О люди Ислама, придерживающиеся пути Ħабîба , остерега-
ясь запретного из страха перед Всевышним, вы благодарите
Творца, сотворившего вас, за то, что Он не сделал вас теми, кто
проедает имущество народа. Не завидуйте тем, кто ведет такую
жизнь, и довольствуйтесь установлением Всевышнего. Он взял
на Себя обеспечить нас уделом, так уповайте же на Него, Он не
забудет о нас. О обладающие разумом, не ищите богатства, вле-
зая в долги, остерегайтесь этого! И бедняк богат, если у него нет
долгов, ведь долги отворяют врата бедности. Лучше есть хлеб с
солью, когда не беспокоит заимодавец, чем мед с маслом, имея
долги. Богатство, накопленное неправедно, лишено благодати, а
честно накопленное, хоть и малое, несет благодать.
138
Если ты совершаешь какое-либо насилие над подобным себе,
настанет день, когда тебе за это отомстят. Даже если ты облада-
ешь богатством, как у Кайсара, тебя ожидает такая же участь,
как и у него. Если сделаешь другому то, чего себе не желаешь,
ты никуда не денешься, пока не возместишь ему. И вера твоя
не станет совершенной до тех пор, пока не пожелаешь братьям
по вере того же, чего желаешь самому себе. Поскольку от всякой
болезни есть лекарство, не упусти его. Поскольку нет грехов, не
искупаемых раскаянием, пользуйся бесплатным лекарством, со-
блюдая условия. Не затевай споров из зависти, не дай себе стать
должником своего противника, сделай так, чтобы он остался в
долгу перед тобой. Раздавай милостыню сообразно времени, ме-
сту и тому, кому даешь ее. Людей дурного поведения держи на
расстоянии дневного перехода, не дай помутнеть своей чистой
жизни. Не совершай своими органами подлые поступки, бере-
ги их от запретного. Если ты последуешь такому образу жизни,
иншааллāћ, есть надежда, что ты окажешься на истинном пути.
Если вступление на верный путь не является твоей целью, то
гони повозку вперед, потом будет видно.
Печать пророков покинул этот мир, оставив сподвижников
в глубокой печали. Поручив умму Всевышнему, Сияющая луна
зашла в сторону Барзаха.
Его омыл ‘Али , как было указано в завещании, и помогали
ему ‘Аббâс и его сыновья Фазлу и Кусам . Усамат ибн Зайд
наливал воду при обмывании. Тело лучезарного Ţāҳā , кото-
рое не бросало тени, обмыв, завернули в саван и приготовили к
погребению.
Люди группами совершили намаз-джаназа. Передано, что
намаз-джаназа совершили и женщины с детьми. Еще сказано,
что в первую очередь намаз-джаназа совершил Всевышний, за-
тем ангелы, потом пророки. Также есть версия, согласно кото-
рой никто из сподвижников не совершил за ним намаз-джаназа,
все знает Аллāћ.
Пророк покинул этот мир в понедельник до полудня, а в ночь
на среду его положили в счастливую могилу. ‘Али с помощью
Кусама, Фазлу и ‘Аббâса опустили Гордость Вселенной в мо-
139
гилу. Сказано, что в могильную нишу почтенного Ħабîбуллāҳа
уложил сподвижник по имени Абу Ţалħат .
Что касается того, что похороны Расулуллаха прошли с опо-
зданием, то это объясняется следующими причинами. Среди
сподвижников при известии о смерти Пророка возникли раз-
ногласия, как было сказано ранее, у них даже помутился раз-
ум. Некоторые стали утверждать, что Пророк не умер, а Ибн
Хаттаб даже обнажил саблю. Передали, что во второй раз раз-
ногласия между сподвижниками возникли по вопросу места по-
гребения Пророка . Одни предложили похоронить его в Баки‘,
другие сказали, что лучше похоронить в мечети, третьи пред-
ложили повезти его туда, где похоронен Ибрâҳîм Халилуллах .
Абу Бакр не согласился ни с одним из этих трех мнений и
предложил похоронить Пророка там, где он скончался. Люди
безоговорочно послушались Ċиддика и приняли его предложе-
ние. Придя к единому мнению, все согласились с решением по-
хоронить Ħабîбуллāҳа в комнате ‘Айши. Третье, самое важное
разногласие возникло вокруг назначения преемника для уммы.
Ансары и мухаджиры стали высказывать свои мнения по этому
поводу, случалось при этом, что они даже повышали голос друг
на друга. ‘Умар ибн Хаттаб утихомирил их. Он взял Ċиддика
за руку и принес ему присягу, за ним то же самое сделали му-
хаджиры и ансары.
Эта присяга на верность была принесена на совете, собрав-
шемся в день, когда закрылись глаза Ħабîба . На следующий
день к присяге присоединились и остальные. После решения
этих вопросов и был похоронен Ţāҳā .
Хоть не довелось мне видеть лицо живого Ţāҳā , хвала Аллāћу
за то, что увидел его Равзу. Хотя не довелось быть рядом с Ра-
сулом и помогать ему, то, что мы оказались на пути Шариа-
та, – это милость Всевышнего. Хотя и не привелось совершить
намаз за Ħабîбом , достаточно того, что совершил намаз в его
мечети. Машааллāћ, оказывается, суждено было увидеть Мекку,
в которой родился Гордость Вселенной . Те, кто, возлюбив аль-
Харам, пылая любовью к Каабе, мечтая совершить зийарат к
Шафи‘ , провел в стенаниях многие годы, хвала Всевышнему
140
Аллāћу, достигли цели. Хоть мы и не можем оказать должное
почтение комнате, где закрылись глаза того, кто лучше всех из
сотворенного знал Всевышнего, быть может, оказавшись среди
тех, кто сумел сделать это, будучи принятыми Расулом , полу-
чат баракат все те, кто увидел ее. Хоть мы и не видели Аħмада
, чтобы принести присягу, взяв за руку, до нас дошла цепочка
его преемников. Вся хвала Тебе, Аллāћ, за то, что поручил им со-
хранить Шариат и тарикат в первозданном виде.
О Милостивый, хотя мы не в состоянии восхвалить Тебя за то,
что не дал нам отклониться от Сунны Ţāҳā и сделал нас по-
стоянствующими в раскаянии, останови лицемеров, строящих
козни против нас. Хоть мы и погрязли в грехах и ошибках, про-
сти нас за нашу слабость. Даже если в нашем богослужении не
хватает искренности, о Господь, мы веруем в то, что Ты один.
Хоть мы и не можем отвратиться от мирского, но и о предсто-
ящем Ахирате не забудем. Если даже впадаем в большие гре-
хи, Милостивый, будем стоять у ворот Твоих с покаянием. По-
скольку суфии – наследники Ħабîба – являются доверенными
людьми, последуем за ними. Посредством их обратимся к Тебе
и будем совершать ма‘ийат, сделав Аħмада зеркалом [1]. Будем
надеяться на Твою безграничную милость и верить в то, что по-
лучим шафа‘ат Расула . Не будем любить того, кто отрицает его
шафа‘ат, и дело их оставим на Тебя.
Когда Ħабîб болел смертельной болезнью, его навестил
Джабрâ’îл . Ħабîб спросил дорогого друга: «Спустишься ли
ты на землю после моей смерти?» Джабрâ’îл , отвечая Ħабîбу
, сказал: «После твоей смерти на земле мне делать нечего. Но
спущусь десять раз, чтобы забрать с земли десять драгоценно-
стей на небеса». Пророк попросил Джабрâ’îла рассказать
про эти драгоценности, и Джабрâ’îл по порядку перечислил
их. Давайте и мы приведем их для назидания.
Аминуллах разъяснил: «В первый раз спущусь, чтобы забрать
с земли благодать, во второй раз спущусь забрать любовь из люд-
ских сердец. Затем добросердечные отношения между родствен-
[1] Ма‘ийат – духовный уровень суфийского пути, при котором мюрид получает свет
познания Аллāћа от сущности Пророка без посредников.
141
никами. Потом заберу справедливость у правителей, стыд и со-
весть у женщин, терпение у бедных, благочестие и отрешенность
от мирского у алимов, щедрость у богатых и речь Всевышнего
– Коран. В десятый раз спущусь, чтобы забрать веру».
Если разобраться, в настоящее время из упомянутых драго-
ценностей остались лишь одна-две. А остальные уже забраны,
от них осталась лишь видимость. Если посмотреть на людей, то
внешне они те же люди, но если посмотреть на их деяния, то у
них нет ничего общего с людьми. Место любви заняла враждеб-
ность, нет народов, которые не враждовали бы друг с другом.
Видите, когда дело касается имущества, между братьями и се-
страми нет милосердия друг к другу даже в той мере, как у со-
бак. Очевидцы рассказывают, что дети даже поднимают руку
на своих родителей. Нет необходимости говорить о несправед-
ливости правителей, лучше утихомириться и просить Аллāћа не
посылать большего, чем мы имеем, что может заставить поза-
быть об этом. Оставьте, пусть живут как хотят. Наступит день,
когда они завопят: «Свергнута наша власть, она не помогла нам».
Пусть идут на Арасат, где некому дать взятку, где уста будут за-
печатаны, а органы их будут свидетельствовать против них же.
Стыд женщин исчез с их лиц, их торговля опозорила религию.
Хотя и наступило время, когда слышны проповеди и наставле-
ния, они не получили пользу от них, даже такую, как мухи от
камня. И хотя мы каждый день говорим о том, как надо оде-
ваться в соответствии с Исламом, они не прислушиваются. Нет
толку говорить им, что людям нельзя вести себя подобно скоту,
выпущенному в степь. Но немало в Исламе и женщин, хранящих
в душе драгоценность, достоинством своим подобных гуриям,
которые понимают Шариат и знают, как Шариат их уважает и
почитает. О Аллāћ, Ты направь на истинный путь невежествен-
ных женщин, сделав Ислам усладой для них и дав им в удел
наставление. О Прощающий, дай баракат тех, кто, познав цену
сокровищам, уберег их, тем, кто не сумел их сохранить.
Терпения у бедных не осталось, они не довольствуются тем,
что дал им Аллāћ. Молодежь хочет легкой жизни и стремится
разбогатеть любыми способами. Для них не осталось ничего
142
недозволенного в приобретении имущества, даже если оно по-
лучено путем грабежей и убийств. Даже то, что Всевышний
определил им как дозволенное, они приобретают не иначе, как
запретным путем.
Они и не думают, что их жизнь закончится, даже не пред-
ставляют, что они тоже умрут. Хотя они запросто могут убить
ни в чем не повинного человека, своя жизнь им очень дорога.
Их вовсе не беспокоит то, что они натворили, лишь бы люди не
узнали об этом. Они не ведают и о том, что ангелы записывают
все их деяния, ничего не упуская. Но настанет без спроса чер-
ный день, когда ты окажешься под могильной плитой.
Не будет тебе спасения, когда придет ангел смерти, даже если
дашь взятку золотом, отмеряя его большой меркой. После этого
нет тебе ни покоя, ни радости, и не получишь помощи, кроме
как от Милостивого. То запретное имущество, оставшееся на-
следникам, станет для тебя неугасаемым огнем Ада. Чем гото-
вить для себя такой дом мучений, давай же, бедняк, встань на
путь Ислама. Хотя Аллāћ не нуждается в твоем покаянии, опом-
нись, ведь Милостивый призывает: «Кайтесь!». Если отдалишься
от плохих людей и будешь следовать хорошим, ты научишься
от них благим деяниям. Если будешь дружить с ними и любить
их, то милостью Творца ты будешь на Махшаре с теми, кого
любишь. Посмотри на молодых людей, которые были такими
же, как и ты, но покаялись, стремясь оказаться на истинном
пути. Бери пример с такой молодежи, прими меры для своего
спасения, не оставайся глупцом. Не ругай меня за то, что даю
много советов, воспользуйся ими, да содействует тебе Аллāћ.
Пусть тебе не надоедают мои назидания, то, что я говорю лишь
о раскаянии, да протянет тебе руку Ħабîб . Ни в одном деле
не обойтись без важного и самого необходимого инструмента.
Таким инструментом для вступившего на путь Ислама является
искреннее раскаяние. Раскаяние для правоверного – как семена
для поля, а с незасеянного поля урожай не соберешь. И наш до-
рогой Пророк произносил слова покаяния по семьдесят раз в
день. Разве не достаточно нам прекрасного пути, который Ша-
фи‘ оставил примером для уммы? Поскольку мы не ограждены
143
от грехов, ни в коем случае не забывайте о раскаянии, надеясь
на богослужение.
Есть народная пословица, переданная от предков, которая
гласит, что по одежде судят о человеке, а по коню – о богатыре.
А драгоценности, которые лучше всего украшают ученых, – это
благочестие и равнодушие к мирскому. Если ученый лишится
этих двух драгоценностей, от его красоты останется лишь ви-
димость. Не доведенный до сокровенных красот, он подобен
позолоченной меди. Среди торговцев нередко встречаются мо-
шенники, продающие медь по цене золота. Но поскольку век
лжи и обмана недолог, они быстро теряют уважение среди лю-
дей. Аллāћ, сотворивший все сущее, не унижает Своего раба, к
унижению его ведут лишь собственные поступки. Запрятанные
глубоко в сердце человека ширк[1] и лицемерие когда-нибудь да
выявятся. Еще одна народная пословица гласит: «Чтобы мясо не
портилось, его посыпают солью, но чем посыпать соль, если она
испортится?» За кем следовать простым людям, не получившим
исламского воспитания, если ученые сами не следуют своему
учению?! Как сказано в хадисе, бывает, что человек, которому
до Рая осталась всего одна пядь, все же попадает в Ад. Может,
некоторых из этих ученых ждет такой же конец.
О ты, кого Всевышний наделил знаниями, выделив среди
сверстников, разве Он не взял на Себя обеспечить уделом и со-
держать тебя?! Почему ты не замечаешь, сколько раз Всевыш-
ний призывает в Коране: «Уповай на Аллāћа»? Разве мало ска-
зано о благочестии, богобоязненности и отрешенности от мир-
ского, разве не встречал в книгах упоминаний об их ценности?
Если ты получил долю наследства Ţāҳā , почему же, друг мой, в
своем поведении ты не следуешь знаниям, не проявляешь долж-
ного уважения к ним? Разве Пророк ходил куда-нибудь в по-
исках мирского, разве он обрел сподвижников за деньги? Разве
салафы[2] и халафы[3] стремились быть имамами, внося раскол
в джамааты сел? Оставь мирское, которое убегает от тебя, чем
[1] Здесь имеется в виду малый ширк – совершение деяний напоказ.
[2] Салафы – поколение сподвижников и их последователей, живших в первые три
века Хиджры.
[3] Халафы – следующее за салафами поколение, жившее с 3 по 5 века Хиджры.
144
больше ты за ним гоняешься, пока оно само не придет за тобой,
да наделит тебя Аллāћ благодатью! Береги обе драгоценности,
которые украшают тебя, да будешь ты вознагражден таким же
красивым Ахиратом!
О обладающий богатством, ты не гордись имуществом, будто
накопил его своим умением. Большие цари, у которых во дворе
было больше богатства, чем у тебя дома, тоже покинули этот
мир. Богатство Аллāћа, доверенное тебе для твоего испытания,
пусти туда, куда ему предначертано. Да одарит тебя сполна
Аллāћ щедростью сердца – самым ценным сокровищем, наибо-
лее облагораживающим богатых.
В твоем имуществе содержится удел многих людей, не забудь
об этом, да наставит тебя Аллāћ, одарив содействием. Не допу-
скай беспечности в выплате обязательного заката, не сомневай-
ся, что с уплатой заката твое имущество станет полноценным.
Шайтан пугает тебя нищетой, не дай этому заблудшему и про-
клятому обмануть себя. Чем больше ты отдашь, тем больше и
Всевышний даст тебе. Да сделает тебя Аллāћ на этом свете даю-
щим и раздающим.
Когда появляются болезни, которых раньше не было, врачи
учат людей бороться с ними, рассказывают по радио, передают
по телевизору, печатают статьи в газетах и журналах. Они по
мере сил своих стараются научить людей применять нужные
лекарства против болезни, рассказывают о том, как передаются
те или иные болезни, и дают советы, как уберечь здоровье. Тот,
кто внемлет совету, никогда не ошибется и не пропадет. Нет
болезни, от которой не было бы средства, кроме смерти, необхо-
димо, чтобы молодые поняли это.
По мере необходимости приходится делать наставления, ведь
самое важное – это духовное воспитание. Несмотря на то, что у
нас не проходит и дня без грехов, мы мало каемся, хотя говорим
об этом каждый день. И Всемогущий много раз приводит в Ко-
ране в разных местах аяты с одинаковым смыслом. Поскольку
нас окружают многие болезни, я хочу побудить вас использо-
вать средства. О Аллāћ, не дай нам осиротеть, забрав с земли
бесценное сокровище – Свою речь. Да не настанет день, когда
145
не будет Священного Корана, оставленного умме Расулом по-
сле смерти.
Даже если не сумеем выполнить требования Корана, да не
окажется дом без него, чтобы оказывать ему почтение по мере
сил. Да вознаградит Аллāћ сполна тех, кто прочитал его, даже
если читали они со слабым махраджем[1] и таджвидом[2].
Ангел Джабрâ’îл заберет и девятое сокровище – Коран, пред-
вечную речь Всевышнего. Вместо Корана останутся лишь белые
страницы, на которых не будет даже следов написанного. Чем
жить в такое время, лучше умереть и уйти в землю. Счастливый
не увидит это время, и чтобы не увидеть его, просите Создателя.
На десятый раз ангел Джабрâ’îл заберет веру из сердец лю-
дей. Чем ходить по земле с сердцем без веры, во много раз луч-
ше оказаться в утробе земли.
О Аллāћ, спаси ахль ас-Сунна[3] от унижения лишением веры.
Сохрани в нас единобожие при смерти, даже если в исполнении
основ Ислама у нас имеются недостатки. Одари нас, надеющих-
ся на Твою безграничную милость, результатом утверждения
«Лā илāҳа илла Ллāҳ». Поскольку умме Ħабîба обещано заступ-
ничество, не лишай заступничества и нас – тех, кто надеется на
его получение.
Амин! Амин! Амин! О Отвечающий мольбе!
[1] Махрадж – место артикуляции звуков арабского алфавита.
[2] Таджвид – правила чтения Корана с учетом махраджа.
[3] Ахль ас-Сунна ва-ль-джама‘а («люди Сунны и согласия общины») – люди, придер-
живающиеся пути истины, на который указал пророк Муħаммад и которому
следовали все сподвижники во времена четырех праведных халифов: Абу Бакра,
‘Умара, ‘Уĉмāна, ‘Али . Также этому пути следовали все четыре имама мазхабов.
См.: Саид-афанди аль-Чиркави. Сокровищница благодатных знаний. Москва,
2003. С. 21
145