Краткое сказание о том, как ‘Али ريض الله عنه وكرم وجهه стал халифом После того, как ‘Уĉмāн стал шахидом, необходимо было найти человека, достойного того, чтобы поручить ему дела ха- лифата. Выбор остановился на ‘Али ريض الله عنه وكرم وجهه. Домой к нему пришли и сказали: «Считаем тебя самым достойным, возьми на себя прав- ление халифатом». «Как визирь я принесу вам больше пользы, чем будучи амиром», - ответил ‘Али . Но люди не согласились и не приняли его отговорок, сказав, что они не найдут человека более достойного, чем он. «Если дело обстоит так и вы не оста- вите меня в покое, то присягу нельзя приносить в тайне. Собе- рем людей в мечети Аħмада , пусть они принесут присягу кому сами захотят», - предложил ‘Али . Они отправились в мечеть, собрали людей и все вместе дали клятву верности ‘Али . Пер- вым, кто, присягнув, протянул ему руку, говорят, был Ţалħат ибн ‘Убайдуллах. Рука Ţалħата, протянутая первой для присяги ‘Али , была больной. Кто-то заметил: будет ли счастливой для ‘Али присяга, начатая с больной руки. هذا الرجل يقال له حبيب بن ذؤيب فقال : إنا لله وإنا إليه الراجعون أول يد بايعت يد شالء ال يتم هذا األمر Жители Басры были довольны ‘Али , Зубайр ибн ‘Авам тоже присягнул. Таким образом, дела халифата легли на плечи ‘Али, сына Абу Талиба . Все присягнули, кроме небольшой группы людей - говорят, это были сторонники ‘Уĉмāна . Ну‘ман ибн Башир и Муħаммад ибн Масламат были из тех, кто не стал присягать ‘Али . Ну‘ман ибн Башир, взяв окровавленную рубашку, которая бы- ла на ‘Уĉмāне, когда он умирал шахидом, и отрубленные пальцы Наилат, бежал в Сирию в поисках Му‘авийата. Так сказано в кни- ге. По истечении четырех месяцев после присяги ушли и Ţалħат с Зубайром . Оба великих сподвижника почтенного Расула , которым сообщили радостную весть о Рае, покинули Медину и перебрались в Мекку, да получат они великое довольство Аллāћа 189 Тем временем ‘Али-асхаб приступил к делам. Он разослал письма в разные стороны, вызвав к себе некоторых наместни- ков, которые были назначены ‘Уĉмāном . В Сирии наместником был Му‘авийат, сын Абусуфйана, родственник ‘Уĉмāна . ‘Али вызвал и его, но тот в письме дал ему неучтивый ответ. Отноше- ния между ними испортились, и ‘Али был вынужден бороться с неподчинившимися. Он собрал все необходимое, созвал войска и назначил амиром Медины Кусама. Пока ‘Али готовился таким образом, из Мекки пришла тревожная весть. И из-за этой вести пришлось отменить запланированный поход в Шам. К матери правоверных ‘Айше , которая находилась в Мек- ке, явились Ţалħат и Зубайр . ‘Айша расспросила их о том, что случилось, и они рассказали о причине своего прихода. Они сказали, что сбежали от народа, которому неведома истина и который не отказывается от запретного. Также сообщили, что ‘Али , правитель правоверных, готовится к походу в Шам. Мать правоверных сказала: «Будет лучше, если и мы вмешаемся в этот конфликт». Говорят, что ‘Айша вышла в путь с благими намерениями, ради примирения. Они оба посоветовались с ‘Айшей , как луч- ше сделать это. Она выразила свое мнение, сказав: «Давайте и мы отправимся в Шам». Они встретили человека по имени Ибн Амир, который после гибели ‘Уĉмāна прибыл в Мекку из Бас- ры по своим делам. Он сказал, что им нет нужды отправлять- ся в Шам, там достаточно Му‘авийата для наведения порядка, и посоветовал идти в Басру. Они, вняв его совету, решили от- правиться туда и стали готовиться в путь. ‘Айша предложила поехать с ними и ‘Абдуллаху ибн ‘Умару , который находился в Мекке. Но ‘Абдуллах отказался, сказав, что он будет на сто- роне жителей Медины. Тогда ‘Айша предложила Хафсе , се- стре ‘Абдуллаха, идти с ними. Но ‘Абдуллах не позволил сестре ехать с ‘Айшей , он не хотел выступать против ‘Али . Йа‘ла, наместник ‘Уĉмāна в Йемене, после его убийства при- был в Мекку. Он купил для ‘Айши верблюда по имени Аскар за четыреста дирхемов. А для войска Йа‘ла приобрел шестьсот верблюдов и выделил шестьсот тысяч дирхемов. Он заставил 190 глашатая кричать, призывая: «Кто хочет именем ‘Айши воз- величить религию, выходите!» В Мекке собрался отряд в тысячу человек. Пришли люди и из других местностей, и число воинов достигло трех тысяч. Мать правоверных вместе с Ţалħатом и Зубайром двинулась с этим войском в Басру. Жены Пророка , оставшиеся в Мекке, провожали ‘Айшу до местности Зату-ль-‘Ирк. Из-за слез, пролитых ими за Ислам, тот день назвали днем слез. Они дошли до какой-то местности, где был слышен лай собак. ‘Айша стала расспрашивать, что это за место. Ей ответили, что оно называется Хав’аб. Узнав об этом, ‘Айша вознамерилась вернуться обратно. Она сразу вспомнила слова Расулуллаха , сказанные им своим женам. Пророк говорил им: «Кого же из вас облают собаки Хав’аба?» Согласно одному из сказаний, он добавил: «Берегись, ‘Айша , чтобы ты не стала той, кого об- лают собаки Хав’аба». Однако затем спутники ‘Айши стали убеждать ее, что это не Хав’аб. И как бы она ни хотела вернуть- ся обратно, предводители войска не дали ей сделать это, и ‘Ай- ша добралась до окраины Басры, поскольку так было пред- писано Всемогущим. ‘Али , который собирался в Шам, обеспокоила весть об ‘Айше . Это вынудило правителя правоверных отменить поездку в Шам и отправиться в Басру. Поспешно выйдя в путь, чтобы догнать их, ‘Али с войском остановился в местности Рабзат. Он узнал о том, что ‘Айша уже прибыла в Басру, и отправил им письмо с назиданием. Оттуда ‘Али двинулся дальше и приблизился к войску ‘Айши . Нашлись люди, которые старались привести их к примирению, и в результате их усилий дело шло к миру. Но тем, кто был настроен отомстить за ‘Уĉмāна , разговоры о примирении были не по душе. Одна группа смутьянов соста- вила заговор и на рассвете приступила к его осуществлению. Начался неописуемый переполох, было невозможно разобрать- ся, кто и как его начал. После рассвета переполох утих. Между обоими войсками вышел ‘Али и спросил, есть ли здесь Зубайр ибн Авам. «Есть», - ответил тот и вышел к ‘Али 191 «Что заставило тебя идти против меня, о Зубайр?» - спросил ‘Али . «Меня заставило желание отомстить за ‘Уĉмāна», - отве- тил Зубайр. «Теперь выслушай меня, - сказал ‘Али Зубайру и напомнил ему хадисы Расула : - Разве Шафи’ тебе не говорил обо мне: «Ты пойдешь против ‘Али, будучи сам притеснителем»?» Когда ‘Али-асхаб сказал это, тот вспомнил позабытый хадис. Также ‘Али передал ‘Айше письмо, где написал хадисы Про- рока и аяты Корана, которые напоминают, что женщинам запрещено выходить из дому, они обязаны сидеть дома. ‘Айша опомнилась, спохватились и Ţалħат с Зубайром , сожалея о своей ошибке. Зубайр покинул войско и отправился обратно в сторону Мекки. По пути он остановился в одном племени. Амр ибн Джармуз пригласил его в гости, а потом провел Зубайра до ущелья под названием Вади сабу‘. Когда Зубайр заснул (по другой версии - находился в земном поклоне), ‘Амр ударил Зубайра и убил на месте. Затем он взял его саблю и печать и вместе с ними прибыл к ‘Али . ‘Амр радостно сообщил ‘Али , что убил Зубайра . «Тебя ждет Ад», - сказал ему ‘Али . Посланник Аллāћа говорил: «По- здравьте с обретением Ада человека, убившего Зубайра». فلام وصل )أي عمر بن جرموز( إليه سلم عليه وأخرب ّ ه بقتله الزبري ، فقال عيل ّ ريض الله عنه وكرم الله وجهه : أبرش بالنار فإين سمعت رسول الله يقول : ))برشوا قاتل الزبري بالنار(( . ))نور األبصار(( صـ 82 Ţалħат погиб от стрелы Марвана ибн Ħакама. Вновь раз- горелась смута, войска смешались друг с другом, и произошло ожесточенное сражение. Обе стороны понесли большие потери. У ‘Али было двадцать тысяч воинов, в книге сказано, что две тысячи семьдесят из них погибли. А в войске ‘Айши , Ţалħата и Зубайра было тридцать тысяч воинов, из них погибло шест- надцать тысяч девятьсот девяносто человек. Зубайра похоронили в Вади Сабу‘, это известная могила, ку- да ходят люди на зийарат. ‘Али дал наставление ‘Айше и от- правил ее обратно в Мекку в сопровождении надежных людей. А Ţалħата похоронили в Басре. Говорят, там находятся его могила и мечеть. Также сказано, что, когда его убили, ему было 64 года. 192 Оставив Ибн ‘Аббâса наместником в Басре, ‘Али со своим войском отправился в Куфу. Лев Аллāћа ‘Али навел порядок в Ираке, Египте, Йемене, Персии, Хорасане. Му‘авийат оставался наместником в Шаме, и жители Шама подчинялись ему. ‘Али отправил к нему Джарира ибн ‘Абдуллаха, чтобы принять его присягу. Но он отказался присягать ‘Али до возвращения из Палестины ‘Амра ибн ‘Аċа. Последний прибыл в Шам и встре- тился с Му‘авийатом. Их мнения сошлись, и они решили воевать против ‘Али . С этой вестью Ибн ‘Абдуллах вернулся к ‘Али . ‘Али со своим войском двинулся в Шам. Узнав об этом, Му‘авийат вышел ему навстречу. О сражении между ними луч- ше не упоминать, так как не стоит заглядывать туда, где наше- го понимания недостаточно. Это была смута, которую посеяли любители беспорядков, свалив вину за гибель ‘Уĉмāна на ‘Али . Говорят, что выступление сподвижников Расула Зубайра и Ţалħата против ‘Али , в котором они раскаялись, когда поняли, что он прав, было их ошибкой. Ошибки усердно покло- няющихся подобны удобрению для полей, они служат возвы- шению их степени. Грехи любимых рабов Аллāћа тонут в про- щении, даже если их будет так много, как пены в море. Теперь послушайте, братья, расскажем немного о том, как пал шахидом правитель правоверных ‘Али . Дай, Аллāћ, нам содействия в следовании за людьми, на которых держится Ис- лам, и получении их благодати. В Мекке тайно встретились три злосчастных хавариджита. Каждый из них обязался убить по одному амиру. Заключив крепкий договор, они отправились в путь. Согласно договору, один из них отправился в Дамаск, он взялся убить Му‘авийата. Одним ударом он ранил Му‘авийата, но люди поймали врага. Рана Му‘авийата зажила, и он остался жив. Схваченный враг, не сумевший убить Му‘авийата, попросил пощады и сообщил ему весть о том, что в это же самое время убили ‘Али , надеясь, что Му‘авийат будет доволен. Он был уверен, что ‘Али убили, поскольку они твердо намеревались покончить с тремя прави- телями в один день, в одно и то же время. Му‘авийат оставил врага в живых, пока не узнал достоверно о гибели ‘Али . Го- 193 ворят, что он отпустил его, отрубив в наказание руки и ноги, когда узнал, что ‘Али и вправду убит. Второй из тех троих брался убить Амра ибн Аса. Он отпра- вился в Египет, нашел Амра и задумал убить его, как и обязался, когда тот шел на молитву. Но в тот день Амр заболел и остался дома, а вместо него молиться пошел Хариджат. Когда тот на- чинал молитву (или уже во время молитвы), проклятый ударил Хариджата, приняв его за Амра. Удар оказался точным, Харид- жат скончался, а убийцу, который ошибся, схватили и отвели к Амру. Амр спросил его, знает ли он, кого убил. «Люди сказали, что это Хариджат», - ответил тот. Тогда Амр убил его, сказав: «Ты хотел убить Амра, но Аллāћ пожелал гибели Хариджата». Убить ‘Али обязался Ибн Мулджим. Этот проклятый отпра- вился в Куфу с намерением убить ‘Али . Бродя по улицам Ку- фы, он оказался у ворот дома, где играли свадьбу. Он заговорил с одной из выходивших из дому женщин по имени Кутам. Она оказалась одинокой. Он заговорил о браке, и она сказала, что посоветуется с родными. Позже Кутам пришла к нему с отве- том и потребовала от него три тысячи дирхемов, одного раба и одну хорошую служанку. Ибн Мулджим согласился дать все, что она попросила. Но у Кутам была другая цель. «Вместо всего упо- мянутого ты убей ‘Али, мне нужно это», - сказала Кутам. «Разве это возможно?» - спросил Ибн Мулджим. «Если не можешь – ухо- ди», - заявила она. Тогда он открылся ей, сказав, что приехал с одной только целью – убить ‘Али . Теперь они заново стали обсуждать этот вопрос. Она сказала, что приведет ему в помощь человека, и подговорила своего двоюродного брата Вардана со- провождать Ибн Мулджима. Кутам хотела, чтобы Шабиб ибн Маджарат тоже встретился с Ибн Мулджимом и стал соучастни- ком убийства ‘Али . Она вскружила ему голову долгими угово- рами и с трудом убедила его пойти с ними. Они устроили засаду, когда ‘Али совершал утренний намаз, и вместе ударили его саблями. Удар Шабиба прошел сверху, а удар Ибн Мулджима пришелся прямо в лоб и задел мозг. Сделав 194 это, злодеи сбежали. Вардан пытался укрыться у себя дома, но его догнали и убили как пса. Ибн Мулджим бежал, как бешеная собака, пробираясь между людьми, замахиваясь саблей на всех, кто оглядывался на него. Мугират поймал его, накинув на него одежду, поднял на ру- ки, как козленка, и ударил об землю. Он сел ему на грудь, забрал саблю и, унизив, посадил перед ‘Али . Тот велел накормить Ибн Мулджима, дать ему постель и охранять его. «Если дни мои не сочтены и я останусь жив, сам подумаю, - коротко пояснил он. - Если же я умру, пошлите его следом за мной, разберусь с ним на Арасате». Так правитель правоверных провел пятницу и субботу, мучаясь болью от ран. В ночь на воскресенье он по- кинул этот бренный мир и отправился в путь в Ахират. Ħасан с Ħусейном омыли его тело и завернули в саван, Муħаммад ибн Ħанîфат стоял рядом и наливал воду. Похоронили его поздней ночью, а могилу скрыли. Некоторые говорят, что она находить- ся в Наджафе. Затем из тюрьмы привели Ибн Мулджима. Ħасан ударил его туда же, куда тот ударил его отца. Вслед за тем люди набро- сились на него и изрубили на куски. Лев Аллāћа ‘Али умер в шестьдесят три года. Согласно другой версии, Хайдару было шестьдесят пять лет. В войне с хавариджитами в Нахраване ‘Али убил отца и брата Кутам. Разве ‘Али виноват в убийстве отца и брата Ку- там, которые погибли, сражаясь против законного имама? Ведь Ибн Мулджим слышал хадис, где говорится: «Того, кто убьет ‘Али, ожидает Ад». Однако известно, что человек приходит к по- гибели за один миг, если Аллāћ доверит его самому себе. Да не будет мгновения, когда Аллāћ доверит нас нафсу аль-аммарат, который приводит к погибели. Пока не забыл, хочу сказать: не уверен, что от начала до конца я правильно написал названия местностей и имена людей. Если я где-то ошибся, исправьте, кто может, ведь из-за огласовок бывает много разночтений. Не вините меня и не упрекайте гневно, ибо я не отрицаю, что зна- ний у меня мало. 194
|
|