Расул знал, что арабов можно покорить только после подчи- нения курайшитов. Как бы ни было велико желание взять Мек- ку, договор с курайшитами удерживал его. Нарушение курай- шитами договора обернулось большим бедствием для них же, и Пророк получил возможность завоевать Мекку. Вероломство мушриков стало милостью для мусульман, и Расул достиг же- лаемого. Люди Бану Хаза‘ат приняли Ислам, а Бану Бакр остались с мушриками. Еще до Ислама, во времена язычества, между ни- ми была кровная вражда. Теперь утихшая было вражда возоб- новилась, и между ними вновь возникла ненависть. Один из Ба- ну Хаза‘ат услышал слова бакрита, задевающие честь Ħабîба , и ударил его. Бакрит не примирился с этим и решил отомстить, что стало поводом для возобновления вражды. Бану Бакр стали готовиться к бою, и от курайшитов они получили тайную под- могу. Люди Бану Хаза‘ат были совершенно спокойны, полагаясь на мирный договор. Вероломные бакриты напали внезапно и уби- ли более двадцати человек из Бану Хаза‘ат. Те спешно собра- ли группу и отправили ее в Медину, чтобы сообщить Ħабîбу о случившемся. И теперь курайшиты, понимая, к чему может привести нарушение заключенного мира, стали оправдываться. Курайшиты не знали о том, что весть о вероломном нападении бакритов дошла до Пророка . Они отправили в Медину Абусу- фйана ибн Харба, который должен был встретиться с Аħмадом и обновить договор. Прибыв в Медину, Абусуфйан остановился у своей дочери, жены Пророка , матери правоверных Умму Ħабîбат. Он со- бирался сесть на постель Пророка , но Умму Ħабîбат сложила ее и не позволила ему сесть. Она сказала отцу: «Ты не сядешь на постель Расула , пока остаешься язычником». Увидев от- сутствие внимания и заботы к себе, Абусуфйан покинул дом 118 дочери. Оттуда он направился в мечеть, к Пророку . Расул спросил его, случилось ли что-нибудь. Абусуфйан ответил: «Нет» - и не стал говорить Ħабîбу о том, что сделали люди племени Бакр. Тогда Ħабîбуллāҳ коротко сказал: «Если нет, то и мы продлеваем договор». Абусуфйан понял, что в его словах есть скрытая мысль, и, обеспокоенный, отправился к сподвижни- кам. Сподвижники повернулись к нему спиной и дали понять, что они во всем следуют за Пророком . Абусуфйан не получил желаемого ответа и вернулся в печали, с сердцем, полным тре- вожных мыслей. Посланник Аллāћа бросил клич ко всем племенам, призывая всех уверовавших в Медину в начале месяца рамазан. Арабские племена, получив весть, одно за другим стали прибывать в Ме- дину. Молодые люди, готовые отдать жизнь за Ислам, сплоти- лись вокруг Ħабîба и составили войско. Ħабîб не хотел, чтобы курайшиты узнали о том, что он со- бирает войско. Ему не хотелось, чтобы те, подготовившись к ответному выступлению, начали войну на земле Харама. Он мечтал о том, чтобы привести курайшитов в Ислам без крово- пролития и военных действий, путем мирных переговоров. Про- рок обратился к Всевышнему и попросил не дать курайшитам узнать о них. Пока шла такая подготовка, Ħатиб совершил вероломный по- ступок, тайно отправив курайшитам письмо, в котором говори- лось о намерении Ħабîба идти в Мекку. Он отправил рабыню с тайным посланием к курайшитам, заплатив ей за эту услугу. Однако ангел Джабрâ’îл явился к Ħабîбу и сообщил ему об этом, и вероломство Ħатиба разоблачилось очень скоро. В тот же час Ħабîб отправил за женщиной ‘Али в сопровождении Микдада и Зубайра . Та спокойно шла по дороге, спрятав по- слание Ħатиба в косах. Когда ‘Али-асхаб дошел до сада, о ко- тором говорил Пророк , он увидел путницу. Он велел ей отдать письмо, но она попыталась убедить их, что у нее нет письма. Тог- да ‘Али-асхаб пригрозил ей, что отнимет письмо, если она не отдаст его сама. Поняв, что ее не оставят, она достала спрятан- ное в косах письмо и отдала ‘Али . Когда ‘Али принес пись- 119 мо Ħабîбу , привели Ħатиба и спросили, что это значит. Хатиб смутился, начал оправдываться и уверять Ħабîба , что он не является вероотступником. Расул проявил милосердие, учиты- вая, что Ħатиб был участником сражения при Бадре, и это спас- ло последнего. ‘Умар ибн Хаттаб держал саблю наготове, но ему пришлось сдержать себя, так как Ħабîб простил Ħатиба. Ħабîбуллāҳ двинулся в сторону Мекки с воинами, которые были подобны львам, наводящим страх на диких зверей. Он вы- ступил в поход с десятью тысячами сподвижников с намерением не оставить Каабу в руках язычников. Это был месяц рамазан. Они вышли в путь, соблюдая пост. Дойдя до Ива’, они встрети- ли ‘Абдуллаха ибн Хариса и Ибн Аби Умаййата, которые рань- ше очень сильно враждовали с Аħмадом . Встретившись с ним здесь, они оба выразили желание принять Ислам. Расул принял их, и они стали сподвижниками. Пророк очень обрадовался за них, поздравил и прочитал им аят «Лā таĉрîба ‘алайкум…»[1]. Оттуда Ħабîб отправился дальше и остановился в местно- сти Кадид. Во время похода всем было очень трудно соблюдать пост, и Расул велел им прервать пост и сам прекратил по- ститься вместе с ними. Ħабîб встретил ‘Аббâса , брата своего отца, совершав- шего хиджру из Мекки вместе с семьей. ‘Аббâса он взял с со- бой, а его семью препроводили дальше. Расулуллах двинулся вперед вместе с войском. Он остановился в местечке Мурру Зухран, расположенном вблизи Мекки. Здесь Расулуллах об- ратился к войску и велел разжечь десять тысяч костров. Как и было велено, разожгли костры, осветившие Зухран так сильно, что увидевшего это охватил бы страх. Получив весть о войске Ħабîба , многобожники встревожи- лись. Курайшиты отправили троих верных людей с заданием узнать о войске мусульман. Это были Абусуфйан ибн Харб, Бу- дайлу ибн Варка и Хаким ибн Хизам. Они прибыли в Зухран, увидели огни и были поражены их множеством. Будайлу ска- зал Абусуфйану: «Наверное, это огни Бану Амр». Абусуфйан же, ٹ ٹ ثن ے ے ۓ ۓ ڭڭ ڭ ڭ ۇۇ ۆ ۆ ۈ ۈ ثم يوسف: ٩٢] 1[ 120 посмотрев внимательно вокруг, сказал, что людей в Бану Амр не так много. ‘Аббâс , который обходил войско, услышал их. Абусуфйану стало не по себе от страха, и он бросился навстречу ‘Аббâсу. «О сын моего дяди, что это за войско, что за чудо я ви- жу? Кто возглавляет его?» - спросил он ‘Аббâса . Тот сообщил ему, что это войско Расула . Их увидела охрана Расулуллаха , и всех троих немедленно схватили. Среди воинов разошлась радостная весть о том, что пойманы предводители мекканцев. Особенно радовался ‘Умар ибн Хаттаб , он велел немедленно заключить их под стражу и усилить охрану. Абусуфйан и ‘Аббâс были друзьями. ‘Аббâс не хотел по- терять друга и пошел вместе с ним к Расулу , хотя и боялся, что тот убьет Абусуфйана. ‘Умар с яростью кинулся на него, как лев, с длинной саблей в руках, готовый обезглавить его. «Его нельзя убивать», – заступился ‘Аббâс и сказал, что привел его, пообещав безопасность. Они с Пророком призвали прибыв- ших к Исламу. Хаким и Будайлу вняли призыву. Абусуфйан же долго упорствовал, но он был бессилен и оказался в безвыходном положении. Он не принял наставление Ħабîба и, не уверовав в Расула , не произнес шахадат. «Если произнесешь шахадат и примешь Ислам, ты будешь спасен от погибели. Если же будешь настаивать на своем, сабли быстро пройдутся по твоей шее», – объяснили ему. «Если я приму Ислам и буду поклоняться одному Аллāћу, как же быть с Латом и ‘Уззой, разве я смогу расстаться с ними?» – погрузился в тяжкие раздумья Абусуфйан. Пророк милосердия вновь смилостивился и велел ‘Аббâсу увести его, дав ночь на размышление, чтобы он вернулся утром. Абусуфйан с ‘Аббâсом ушли и эту ночь провели вместе. Утром, увидев войска Расула , построившиеся рядами для соверше- ния коллективного намаза-джамаат, Абусуфйан испугался, по- думав, что они собираются убить его. ‘Аббâс успокоил его, сказав, что они собираются молиться Аллāћу и что не нужно бо- яться. Абусуфйан удивился еще больше, увидев покорность вои- нов Пророку . Они вставали, когда Ħабîб вставал, садились, когда он садился. Послушность воинов поразила Абусуфйана. Ему стало стыдно за себя, когда он увидел своими глазами, как 121 возвеличивали Ħабîба – никто не поверил бы рассказу об этом. Он сказал ‘Аббâсу , что никогда прежде не видел царя, которому бы оказывали такие почести. «Он не царь, а Послан- ник для народа», - назидательно ответил Абусуфйану ‘Аббâс . ‘Аббâс помог Абусуфйану сделать омовение, и они снова от- правились к Расулу . Ħабîбуллāҳ мягко говорил с Абусуфйа- ном и призвал его к Исламу. «Не пришло ли время тебе оставить служение иному помимо Аллāћа?» – спросил его Пророк . В ответ Абусуфйан сказал: «Я увидел твою милость, милосердие и знания. Ты победил меня, я понял, что Аллāћ один, но у меня есть некоторое сомнение в тебе, и я не могу избавиться от него», – сказал Абусуфйан. ‘Аббâс посоветовал ему поскорее принять Ислам и предупредил как брата, что, если он не примет Ислам, его не оставят в живых. «Разве ты не видишь вокруг себя этих львов, готовых кинуться на тебя по первому же знаку Расула ? Произнеси шахадат, не заставляй Пророка приказывать ударить тебя», – возвысив голос, сказал ‘Аббâс . Усердие ‘Аббâса вырвало Абусуфйана из лап неверия. Он искренне произнес формулу шахады и оказался на истинном пути Ислама. Чтобы еще больше укрепить веру в его сердце и не дать шайтану своим коварством овладеть им, ‘Аббâс обра- тился к Ţāҳā и попросил наделить Абусуфйана какой-нибудь особенностью. И тогда Ħабîб заявил, что тому, кто укроется в доме Абусуфйана, будет гарантирована жизнь. Затем доба- вил, что спасется и вошедший в дом Ħакима ибн Ħизама, как и тот, кто войдет в Ħарам или спрячется в своем доме. Так Пророк объявил перед войском, что все упомянутые люди – спасшиеся. Он исключил лишь тех, кто нанес Исламу слишком большой вред, но все же Пророк принял и тех из них, кто впоследствии раскаялся. Когда Абусуфйан, приняв Ислам, уходил, Расул велел ‘Аббâсу не отпускать его и попросил отвести его на возвышенность, чтобы он увидел мощь войска Всевышнего. ‘Аббâс исполнил поручение и отвел Абусуфйана на холм, с которого можно было 122 увидеть все войско. Каждый отряд занял свое место, воины, подняв знамена, выстроились в боевом порядке. Отряды один за другим двинулись вперед по приказу Расула . Он отправил вперед Халида с отрядом в тысячу человек, остальные двину- лись за ними. Одни из них даже не повернули головы в сторону Абусуфйана, другие с насмешкой смотрели ему в глаза. И те и другие таким образом выказывали ему свое презрение. Абусуфйан обратился к ‘Аббâсу : «Это хитрость, чтобы об- мануть меня?» «Это не обман. Ты должен увидеть силу войска Ħабîба », – ответил ‘Аббâс . Затем, глядя на вооруженных воинов, пеших и конных, облаченных в кольчуги, Абусуфйан обернулся к ‘Аббâсу и с восхищением сказал: «Сын твоего бра- та стал падишахом!» И вновь ‘Аббâс поправил его: «Он – по- сланник Аллāћа, а не падишах». Дрожь, охватившая Абусуфйа- на при виде войска, еще больше усилилась, когда он услышал такбир, произносимый воинами. Абусуфйана отпустили с разрешения Ħабîба , и он сразу отправился в Ħарам. Он рассказал о войске Расула , об их си- ле, которую невозможно одолеть. «Если примете Ислам, вы бу- дете свободны. Если не примете и станете воевать, вы будете разбиты. Укрывшихся в Ħараме, в моем доме, а также тех, кто останется в своих домах, никто не тронет». Услышав эти слова Абусуфйана, курайшиты окружили его. «Вот с какой вестью ты вернулся к нам?» – выражали они ему свое негодование, набро- сившись на него. Они дергали его за усы, обзывали трусом, дру- гие называли его дурным правителем. Особенно неистовство- вала Ҳинд, жена Абусуфйана, она подняла крик, обвиняя его в трусости. «Если хочешь спастись, зайди в дом, – посоветовал ей Абусуфйан. – Если хочешь добра, прислушайся к совету и при- ми Ислам». По приказу Ħабîба на горе Ħаджун на окраине Мекки во- друзили знамя. Халиду было велено войти в Мекку вместе со своим отрядом со стороны Куда’. Сам Расулуллах с остальным войском вступил в Мекку со стороны Када’. Сила Шариата, ко- торой восхищаются холмы и горы, подобно полноводной реке прибыла в Ħарам. 123 Небольшая группа мекканцев, попавших в капкан смер- ти, оказала сопротивление, объявив, что не даст войску Хали- да вступить в Мекку. Ţāҳā велел не проливать кровь, кроме как в ответ на противодействие язычников. Подчиняясь при- казу, львы Расула не стали воевать, как бы ни было велико их желание. Когда курайшиты обнажили мечи, Халид при- казал: «Время настало, бейте!» Воины, верные договору и гото- вые отдать жизнь за религию Аллāћа, накинулись на неверных. Те принялись бежать, словно птенцы куропатки при виде орла. Было убито двадцать четыре человека из племени Бакр и четы- ре хузайлита, всего полегло двадцать восемь язычников. И двое из воинов Халида стали шахидами. Курайшиты разбежались врассыпную. Некоторые спрятались дома, другие скрылись в го- рах. Весть о действиях Халида дошла до Пророка . Он от- правил к Халиду гонца с повелением прекратить сражение. Но язык того человека стал заплетаться, и он сказал: «Бейте!» Халид убил семьдесят вождей, расправившись со всеми врагами. Расулуллах призвал Халида и выразил свое возмущение: «Почему ослушался приказа?» Халид ибн Валид стал оправ- дываться и объяснил Расулу , что он не виноват. «Что я могу поделать с тем, что произошло по воле Милостивого?» - печаль- но сказал он. К Шафи‘ явился Джабрâ’îл , и стало ясно, что это Всевышний заставил Халида поступить так. Пророк по- благодарил Халида , выполнившего повеление Всевышнего. Униженные неверные курайшиты, словно козы, взобрались на горы, спасая свою жизнь. Расул , увидев это, понял, что они не уверуют, и отправил за ними ансаров, велев уничтожить их. Абусуфйан примчался к Пророку , сетуя, что никого из курай- шитов не останется в живых. С этого времени Ħабîб велел своим воинам больше не убивать. После этого Ħабîб вступил в Ħарам и воздал Всевышнему бесконечную хвалу. Силы неверных курайшитов иссякли. Они услышали, как он читал суру «Аль-Фатħ». Пророк совершил та- ваф верхом на верблюде и с намерением тавафа громко произ- носил такбир. Вместе с ним такбир читали и воины, так что их слышали во всей Мекке. По завершении тавафа Расул пришел 124 к макаму Ибрâҳîма и совершил там намаз в два рака‘ата. За- тем он выпил воды Замзам и сделал омовение. Ни одной капле воды, которой Пророк делал омовение, сподвижники не дали пролиться на землю. Они наперебой подставляли руки и затем протирали ими лицо для бараката. Видя это, неверные изумля- лись, они поняли, насколько велик Ţāҳā для сподвижников. Все идолы, которые находились на крыше Дома Аллāћа – Каа- бы, были низвергнуты. Их разбили и выбросили. Расул , пустив стрелы, выбил глаза самому главному из идолов Хубалу. Затем Посланник Аллāћа вошел в Каабу, совершил в ней два ракаата и вознес бесконечную хвалу Господу. После этого он подошел к двери и обратился к людям с проповедью: «О народ курайши- тов, что вы скажете, как теперь мне поступить с вами, как оце- нить ваше невежество и все, что вы мне сделали?» Униженные язычники не нашлись что сказать, их страх и стыд перед Ţāҳā еще больше усилились. Из курайшитов встал Сухайл и от имени всех сказал, обратившись к Расулу : «Поскольку Всевышний послал тебя милостью, мы надеемся на твое прощение. Несмо- тря на то, что мы натворили, и какой бы ни была наша вина, мы верим в твое доброе решение». Поскольку сказанное было правдой, Ħабîб сжалился над ними, из глаз его полились слезы, сердце его плакало. То, что произошло с курайшитами, его родней, напомнило ему историю о Йусуфе и его братьях. Затем, как и Йусуф , он сказал: «Вы свободны» – и простил их, махнув рукой. Курайшиты очень об- радовались. Они отвратились от многобожия и приняли Ислам. Посланник Аллāћа подозвал Билала и велел ему возвестить азан с крыши Дома Аллāћа. Билал огласил азан прекрасным голосом, который заставил бы заплакать даже ребенка в утробе матери. Слова азана, которые приостанавливают течение воды, были еще более тягостны для лицемеров. Зов шахадата, дошедший до всего сотворенного как на небесах, так и на земле, они вос- приняли неверно. 125 Сподвижник Абу Бакр сам привел своего отца Абу Ķаħāфата к Пророку . Абу Ķаħāфат предстал перед Аħмадом , и тот про- читал за него мольбу, приложив руку к его груди. Расул с на- ставлением призвал его принять Ислам, и Абу Ķаħāфат принял наставление и обратился в Ислам. Его коснулась плеть милости, он стал сподвижником Ţāҳā , отойдя от многобожия. Аллāћ возвеличил всех обитателей дома Абу Бакра Сиддиķа , напра- вив их на путь Ислама. Никто из сподвижников не удостоился такой награды, и вера его была крепче всех. ‘Аттаб ибн Асид был назначен правителем Мекки, а Ма‘аз ибн Джабал – его помощником. Расул доверил им всецело претво- рять Шариат и сделал назидание. День взятия Мекки, когда с помощью Аллāћа неверие было растоптано, стал праздником. Расул после этого провел в Мекке восемнадцать дней, совер- шая намазы в сокращенном виде. Предводители неверных, ко- торые больше всех противодействовали Расулу , разбежались в разные стороны. Те, кто пришел с раскаянием, были приняты. Были и такие, кто не принял Ислам и погиб в неверии. ‘Абдуллах ибн Са‘д прибежал к ‘Уĉмāну , чтобы тот попросил Расула о безопасности для него. ‘Уĉмāн спрятал ‘Абдуллаха, а затем при первой же возможности отвел его к Расулу . Хотя ‘Уĉмāн-асхаб просил простить его, Пророк трижды отверг ‘Абдуллаха. Но все же тот спасся по милости Расула , который был воплощением всех лучших качеств. ‘Абдуллах был молоч- ным братом ‘Уĉмāна , и благодаря ‘Уĉмāну он избавился от вероотступничества и вновь принял Ислам. Его жизнь прошла в Исламе, и он получил помощь от Аллāћа . ‘Икрамат, сын Абу Джахля, бежал, спасая свою жизнь. Он хо- тел переправиться через море, но его жена, которая приняла Ислам в день взятия Мекки и стала последовательницей Расула , отправилась за ним следом. Она дала ему добрый совет вер- нуться и, ручаясь за безопасность, отвела к Пророку . Увидев его, Ħабîб вскочил с места, встретив его с огромной радостью, воскликнул: «Добро пожаловать! Ты уверовал и пере- шел ко мне!» – и с большим почетом принял Икрамата. Милость 126 и всепрощение Ţāҳā восхитили Икрамата. Посредством жены он был спасен от многобожия. Он принял Ислам и, сожалея о прошедшем, попросил Пророка о прощении. Ţāҳā попросил Всевышнего простить его за прежнюю вражду. Икрамат стал сподвижником, которым Пророк был доволен. Он участвовал во многих газаватах. Так прошла его жизнь, и вера его стала совершенной, он воевал с вероотступниками и погиб смертью шахида. Да получим и мы баракат всех сподвижников! Хабар, сын Асвада, тоже был в бегах, прячась в разных ме- стах, подобно хищнику. Затем он сам, по своему желанию, явил- ся к Ţāҳā в местность Джа‘ранат и принял Ислам. Сын Ҳишāма Ħāрис тоже пришел к Расулу и стал сподвижником, приняв Ислам. До этого Ħāрис был самым невежественным упрямцем среди язычников. Когда Ħāрис явился, уверовав, Расул лишь радостно сказал: «Хвала Аллāћу, который направил тебя на ис- тинный путь» - и не выказал ему свой гнев. Сафван ибн Умаййат бежал, намереваясь броситься в море от страха перед Расулом . ‘Умайр ибн Ваҳб пришел к Расулу и сообщил, что Сафван ушел топиться в море. Ваҳб стал умолять Расула дать ему гарантии безопасности, поскольку тот был во- ждем племени. И Пророк сказал: «Верни Сафвана, сына свое- го дяди, он под защитой». ‘Умайр снова попросил Ħабîба дать что-либо в знак гарантии безопасности. Ţāҳā отдал ‘Умайру чалму. Тот взял ее и отправился на поиски Сафвана. Умайр догнал Сафвана и рассказал ему о своем разговоре с Расулом . Сафван не верил и отказывался возвращаться, но все же его убедили и отвели к Ħабîбу . Он спросил Ħабîбуллāҳа : «Это правда, что я в безопасности?». «Правда», – ответил Пророк . «Дай мне два месяца на размышление», – попросил Сафван. Пророк сказал: «Даю тебе четыре месяца, подумай». Он обра- довал Сафвана, прибавив еще два месяца. Сафвана поразило милосердие Пророка . Обретя счастье, он принял Ислам. Аллāћ простил его, и Расулуллах обрадовался этому. Его вера стала совершенной, и жизнь его прошла в Исламе. Да будет одарен таким счастливым концом каждый заблудший из уммы! 127 Хинд, жена Абусуфйана, которая была самой ярой противни- цей Ислама, тоже спряталась дома. Она поняла, что неправа, и, убедившись, что ей не победить, по своей воле пришла к Расулу и приняла Ислам. «Не было на земле людей, которых я хотела бы видеть более униженными, чем ты и твои люди. Но сегодня я хочу, чтобы вы были величественнее всех», – призналась она. Если свет наставления не упадет на грудь, мрак неверия не даст сердцу осветиться. Если очистится зеркало сердца, истина выя- вится и станут понятны смысл и суть тайного и явного. Для Ка‘бу, который сочинял стихи, поносящие Посланника Аллāћа , стал тесен этот просторный мир. Он не нашел другого выхода, кроме как принять Ислам. Поняв, что не сможет дол- го скрываться, он принял разумное решение. Ведь когда разум побеждает, человек не ошибается. И он решил принять Ислам. Когда Расулуллах вернулся из Мекки в Медину, Ка’бу последо- вал за ним. Переборов гордость, он признал истину и произнес шахадат, представ перед Пророком . Он воспел в своих сти- хах Ţāҳā подобающим образом и искренне восхвалил Пророка милости . Хотя Расулуллах был не из тех, кто любит похвалу, но, услышав его стихи, он обрадовался. Лучший из творений, Ħабîб снял свой благодатный халат и подарил его Ка’бу, надев на него. Также Ħабîб принял в Ислам Ваħши, который убил Ħамзата при Уħуде. Расул , у которого не было личных инте- ресов, не сделал врагом никого, кто отнесся к Исламу с почте- нием. Тот, кто получит возможность прочитать книгу «Ķалāиду- ль-джавāҳир» Шу‘айба аль-Багини, в которой жизнь Пророка описана от начала до конца, получит знания и баракат, да ода- рит Аллāћ вас этим! В 9-м году (Хиджры) Абу Бакр Ċиддик отправился в хадж вместе с тремястами паломниками. Эта поездка была осущест- влена по велению Ħабîба , отправившего его с сурой «Бараат». В том году умерла дочь Расула Уммукульсум, в предыдущем году скончалась Зайнаб. Умер и Наджаши, правитель хабаши- тов, внявший призыву Лучшего из творений . В следующем, десятом году Ħабîб начал готовиться к по- следнему хаджу. Этот хадж получил название прощальный, 128 поскольку он оказался последним для Ħабîба . В четверг меся- ца зуль-каида вместе с семьюдесятью тысячами сподвижников (по другой версии их было сто тысяч) он вышел из Медины и прибыл в Мекку с намерением совершить хадж. Стояние на горе Арафат пришлось на пятницу. После предзакатного намаза он получил аят, в котором Рахман сообщил, что его религия достиг- ла совершенства. Этот аят как бы предвещал скорую смерть Ра- сула . Когда аят был ниспослан, ‘Умар-асхаб заплакал. Про- рок спросил, почему он плачет. ‘Умар печально ответил, что за обретением совершенства следует потеря. Это был единственный хадж, который Пророк совершил после переселения в Медину. Существуют разные мнения о том, когда хадж стал обязательным. Согласно одному из них, это бы- ло в 5-м году Хиджры. Сколько раз он совершил хадж до и по- сле получения пророчества, точно не известно. Малый же хадж после переселения в Медину он совершил четырежды: при за- ключении мирного договора в Худайбиййи, возмещенный ма- лый хадж вместо несовершенного в предыдущем году, третий – совершенный после сражения при Хунайне и четвертый – после прощального хаджа (хаджжат аль-вада’). После прощального хаджа и возвращения в Медину Пророк прожил недолго. Спустя восемьдесят один день, в понедель- ник, Шафи’ по воле Всевышнего покинул этот свет. Гордость Вселенной положили в могилу в возрасте шестидесяти трех лет. Облако, несущее благодать всем творениям, вознеслось к ‘Аршу по зову Милостивого. С участием Посланника Аллāћа было совершено двадцать девять газаватов. Бадр, Уħуд, Хандаķ, Хайбар, Ţāиф, Ħунайн, Фатħу-Макка, Мусţалиķ были в их числе. Что касается газава- тов, в которых Пророк не участвовал лично, то их количество, согласно его жизнеописаниям, достигает пятидесяти. Ţāҳā сам не убил ни одного человека, кроме Убаййу ибн Халфа в битве при Уħуде. В убийстве сына Халфа рукой Ħабîба тоже кроется тайная мудрость, о которой расскажу вам, по- слушайте. 129 В то время, когда Ħабîб призывал к Исламу в Мекке, этот проклятый особо отличился своим противодействием ему. У не- го был откормленный пшеницей конь, на котором он ездил, по- хваляясь. Во время верховых прогулок на этом коне при каждой встрече с Расулом он высокомерно говорил: «Я убью тебя, сидя верхом на этом коне». Пророк отвечал ему: «Я убью тебя, когда ты будешь верхом на этом коне». Такие препирательства повто- рялись постоянно, пока он был в Мекке. После переселения Пророка в Медину, в день гибели Ħамзата в битве при Уħуде подлый Убаййу верхом на своем холеном коне кинулся на Ħабîба с криком: «Где Муħаммад?» Храбре- цы, охранявшие Ħабîба , бросились ему навстречу. Но Пророк остановил их, сказав: «Пропустите его ко мне». Когда Убаййу приблизился, Расул осмотрел его и заметил на проклятом не- честивце кольчугу. Ħабîб увидел место под горлом, не защи- щенное кольчугой и открытое для удара копьем. Пророк взял у сподвижника копье и вонзил в горло Убаййу. Тот упал с коня. Сподвижники от радости громко произнесли такбир. Сын Хал- фа напоминал побежденного в бою петуха. Его угрозы Ħабîбу оказались пустыми, и Убаййу вернулся к курайшитам с полной чашей смерти. «Меня убил Муħаммад», – поклялся Убаййу перед ними. Это задело их, и они стали упрекать Убаййу: «Ты испугал- ся». И Абусуфйан добавил: «Да на тебе лишь царапина». Убаййу вновь поклялся: «Я бы погиб, даже если бы Муħаммад плюнул на меня». Он вспомнил и признался, как в Мекке сам высокомерно угрожал Пророку и как тот ответил ему. Хотя гордость не по- зволила ему принять Ислам, этот проклятый понял, какой силой и возможностями обладает Ħабîб . Хоть и не оказался на ис- тинном пути из-за несчастья своего, он убедился, что обещание Шафи‘ не было напрасным. 129
|
|