возложили на ‘Умара . Он поднялся на минбар и сел рядом с
тем местом, куда садился Абу Бакр . Затем он встал, вознес
хвалу Всевышнему, произнес салават Пророку и сказал: «О
люди! Я прочитаю мольбу, а вы произнесите «Амин»!»
‘Умар молился Аллāћу так проникновенно, что услышав его,
заплакал бы ребенок в утробе матери: «О Аллāћ, сделай меня
мягким по отношению к людям, покорным Тебе, как они того
заслуживают. Дай мне в удел твердость против врагов Твоих, не
допуская притеснений с моей стороны при наведении порядка
даже по отношению к неверным. И поскольку мне присущи ча-
стое отвлечение и забвение Тебя, сделай меня не забывающим
Тебя. Сделай моим уделом поминание Тебя во всех состояниях».
Перечислив все свои недостатки, он молил помочь ему придер-
живаться истинного пути.
Обращаясь к ‘Умару , люди стали называть его халифом
Расула . Но ‘Умара это тяготило, и он попросил называть
его по-другому. «Как же тебя называть?» - спросили люди. «Зо-
вите ‘Умаром, - ответил он и добавил: - Вы му’мины (правовер-
ные), и править вами поручено мне, значит, я являюсь вашим
амиром (правителем)». «Тогда мы будем называть тебя амир аль-
му’минин», - сказали они. ‘Умар не стал возражать, и его стали
называть амир аль-му’минин.
Есть много хадисов Ħабîба об этом столпе Шариата, кото-
рый в совершенстве обеспечил соблюдение законности и право-
порядка. Давайте же расскажем немного о достоинствах того,
кто окружил Ислам прочной железной оградой. В книге «Нурул
абсар» приведен хадис Пророка : «В предыдущих общинах бы-
ли люди кашфу[1], в моей умме таким человеком является ‘Умар
». Также сказано, что Джабрâ’îл сказал Расулу : «Со смер-
тью ‘Умара Ислам заплачет». Пророк сказал: «Если бы про-
[1] Кашфу – сокровенные познания.
163
роком к вам не отправили меня, то отправили бы ‘Умара ».
В другом рассказе, переданном от имама Аħмада, говорится:
«‘Умар со мной, и я с ‘Умаром. Где бы ни был ‘Умар, истина тоже
там». «‘Умар - светило для обитателей Рая. Довольство Аллāћа в
довольстве ‘Умара», - рассказал Хаким. «Абу Бакр и ‘Умар для
меня как зрение и слух», – передал Тирмизи.
У нас нет возможности привести все переданные хадисы и
все достоинства ‘Умар-асхаба . И приведенных достаточно для
тех, кто не является его противником. Он был самым богобо-
язненным, хотя ему и сообщили радостную весть о Рае. Боясь
оказаться лицемером, он каждый день спрашивал Ħуýайфата
[1] об этом. Ħуýайфат плакал, восхищаясь его богобоязнен-
ностью, и говорил, что он не из лицемеров. ‘Умар , думая, что
Ħуýайфат плачет от жалости к нему, тоже начинал плакать.
Так они и плакали вместе. От страха перед лицемерием меня-
лось состояние ‘Умара . Полагая из-за своей богобоязненно-
сти, что весть о Рае передана ему для испытания, он постоянно
переживал.
Послушайте, поборники порядка и законности, да поможет
вам Аллāћ взять пример с ‘Умара , приведем еще один рассказ
о справедливости того, кого никто не опережал в соблюдении
порядка и законности. Однажды ‘Умар-асхаб читал в мечети
проповедь сподвижникам. Неожиданно в мечеть вошла незна-
комая женщина и поприветствовала его. ‘Умар ответил на ее
приветствие, обернулся к ней и спросил, что ей нужно. В ответ
она протянула ‘Умару ребенка, которого держала на руках, со
словами: «Возьми своего сына». «Как этот мальчик, которого я не
знаю, может быть моим?» - спросил ‘Умар . Женщина заплака-
ла. «О амир аль-му’минин, хотя это не твой сын, он сын твоего
сына», - сообщила она сквозь слезы. «Какого моего сына?» - спро-
сил ‘Умар . «Абу Шаħмата», - ответила она. Затем он, желая
узнать, сочетались ли они законным браком, спросил, запрет-
ным или дозволенным путем это произошло. «С моей стороны
дозволенным, а со стороны твоего сына – запретным», - сказала
женщина. «Как это может быть и дозволенным и запретным,
[1] Ħуýайфат - сподвижник, которого Пророк обучил науке распознания лицемеров.
164
говори правду!» - потребовал ‘Умар . «О амир аль-му’минин,
однажды я шла по улице Бану Наджар и встретилась с твоим
сыном, который напился в доме у иудея по имени Насикат. Я
ничего не помню, кроме того, что он потащил меня за стену, я
потеряла сознание. Когда проявились признаки беременности,
я скрыла это от родных и втайне от них родила этого мальчика.
После рождения я думала убить его, но потом пожалела и пере-
думала. Вынесите соответствующее Шариату решение и рассу-
дите нас», - рассказала женщина и стала ждать его ответа.
По велению ‘Умара муэдзин с минарета созвал народ. Все,
кто услышал этот зов, собрались в мечети. «Оставайтесь здесь,
пока я не вернусь», – сказал ‘Умар и вышел из мечети. Вме-
сте с Ибн ‘Аббâсом он отправился в дом сына и застал его за
трапезой. «Ешь, ешь, сын мой, быть может, это последняя еда
в твоей жизни», - сказал ему ‘Умар . Абу Шаħмат изменился
в лице и выронил кусок изо рта. «О мой сын, кто я?» - спросил
его ‘Умар . «Амир аль-му’минин и мой отец», - был ответ. За-
тем отец задал сыну еще один вопрос: «Обязан ли ты подчи-
няться мне?» Тот ответил: «Ты мой отец и амир аль-му’минин,
поэтому на мне две обязанности перед тобой». «Скажи мне во
имя долга перед Пророком и перед отцом, пил ли ты опья-
няющее в доме иудея по имени Насикат?» - спросил ‘Умар
сына. Абу Шаħмат признался, рассказав, что было такое и что
он раскаялся в этом. ‘Умар спросил его о женщине, кото-
рую он встретил на улице, и велел рассказать, что у него с ней
произошло. Абу Шаħмат заплакал, не находя слов. «Не плачь,
рассказывай, - велел отец ему и спокойно добавил: - Аллāћ лю-
бит говорящих правду, расскажи правду».
Абу Шаħмат безотказно признался во всем ‘Умару и честно
ответил, что было такое. И еще сказал, что раскаялся в этом. За-
тем ‘Умар взял сына за плечо и поволок его. Сын попросил от-
ца не позорить его перед людьми и самому разрубить его саблей.
Но отец предпочел следовать велению Всевышнего. Читая сыну
аят Корана, который повелевал за прелюбодеяние наказывать
публично, он поставил его перед сподвижниками. Затем он ве-
лел своему слуге по имени Афлаħ сто раз ударить плетью сына,
165
строго предупредив не делать при этом каких-либо послабле-
ний. Афлаħ исполнился жалости, ударить у него не поднималась
рука, из глаз полились слезы. ‘Умар повторил приказ и сказал:
«О слуга, подчинись мне! Если ты подчинишься мне, значит, ты
подчиняешься Всевышнему и Расулу ». С Абу Шаħмата сня-
ли рубашку, и все собравшиеся заплакали. Сын попросил отца
о пощаде: «О мой отец, сжалься надо мной». «Это наказание для
того, чтобы Аллāћ смилостивился над нами обоими», - ответил
отец. ‘Умар велел Афлаħу бить Абу Шаħмата, а сам встал ря-
дом. И Афлаħ начал бить.
Афлаħ бил плетью, Абу Шаħмат плакал, а справедливый отец
настойчиво повторял: «Бей его». Все происходящее могло при-
вести в изумление даже диких зверей. Число ударов достигло
семидесяти. Когда сын уже был близок к смерти, он попросил
отца дать ему глоток воды, но отец отказал ему и в этой просьбе,
сказав: «Если Аллāћ избавит тебя от грехов, пророк Муħаммад
даст тебе выпить из Хавза». После восьмидесяти ударов Абу
Шаħмат совсем обессилел. «О мой отец, ас-саламу ‘алайка», - ска-
зал он. «Ва ‘алайка-ссалам, - ответил отец и поручил ему: - Если
увидишь Ħабîба , передай ему мой салам и скажи, что оставил
меня читающим Коран и наказывающим плетью». Он пожелал
сыну счастливого пути. Когда число ударов достигло девяноста,
Абу Шаħмат ослабел так, что дыхание его стало прерывистым,
он уже не мог говорить. Сподвижники стали просить ‘Умара
отложить остальные десять ударов. ‘Умар и на это ответил
отказом и не прислушался к уговорам сподвижников: «Я не от-
ложу наказание так же, как и он не отложил совершение греха».
Тогда среди собравшихся поднялся громкий плач. Услышав
это, подоспела мать Абу Шаħмата. Она прибежала, обливаясь
горючими слезами, которые жгли ее сердце, цепляясь за надеж-
ду, что ее сын останется жив. «Я десять раз пешком совершу
хадж по числу оставшихся ударов», - молила она, обещая, кроме
того, раздать какое-то количество дирхемов за каждый удар. Но
‘Умар ответил, что от наказания невозможно откупиться раз-
дачей милостыни и совершением хаджа. Наказание было дове-
дено до конца, и когда число ударов достигло ста, Абу Шаħмат
166
сделал последний вздох. «О, мой сын! Да очистит Аллāћ тебя от
грехов», - взмолился ‘Умар и, положив голову сына себе на ко-
лени, горько заплакал, чтобы облегчить душу. Плач людей слы-
шался по всей Медине, не было человека, который бы не горевал
по сыну халифа. ‘Умар выполнил повеление Создателя и со-
хранил шариат Пророка подобающим образом.
Спустя сорок дней после смерти Абу Шаħмата сподвижник Ху-
зайфат увидел Расула во сне. Абу Шаħмат, одетый в райский
халат, с райской короной на голове, был вместе с Ħабîбуллāҳом
. Пророк поручил Ħуýайфату передать ‘Умару салам и
выразил свое довольство им, сказав: «Пусть так и продолжает
читать Коран и наказывать». Когда Расул закончил говорить,
Абу Шаħмат тоже попросил передать отцу от него салам и ска-
зать: «Да очистит и тебя Аллāћ от грехов, как ты очистил меня».
Он также просил передать, что он читает мольбу за него.
Не называй жестокостью справедливость ‘Умара , ибо в Ша-
риате Аллāћа нет насилия. Как же ты не поймешь, что если ты
никого не притесняешь, тебя тоже не притеснят. Не вздумай
отрицать решение Шариата, не то отойдешь от веры и впадешь
в неверие. Следуй Корану, ниспосланному Расулу , и ты полу-
чишь вечный Ахират. Шариат – это не закон, который можно
подделывать под наши желания, а незыблемый порядок Созда-
теля небес и земли. Плох тот раб, который нарушает порядок, а
плохого раба господин бьет плетью. Если раб умен, он не станет
спорить со своим господином и винить его за то, что тот ударил
его плетью. Бессмысленно оспаривать путь Всевышнего, соз-
давшего весь мир, не имеющего сотоварищей.
Благодаря своей богобоязненности и твердому порядку ‘Умар
надежно защитил Шариат. Он был халифом десять лет и де-
сять месяцев без одного дня[1] и был прозван Освободителем (Фа-
тих аль-булдан). В период его правления Ислам получил широкое
распространение и окреп, было завоевано много сел и городов.
Дамаск, Аскалан, Палестина, Кайсарийат отпали от Византии
и перешли под власть Ислама. ‘Умар сам возглавил поход на
Байт аль-Мукаддас и взял его миром, без боя. Были завоева-
[1] Согласно одной из версий.
167
ны такие города, как Алеппо, Хумс, Ба‘лабакка, Антакия, Мусил
и Кадисиййа. Был разгромлен царь персов Йаздаджир, также
были завоеваны Азербайджан и Турция. ‘Умар призвал в Ис-
лам жителей бесчисленного множества сел и городов, таких как
Даджлат, Айлат, Исфахан, Исţахар, Нахаванд, Хорасан, Трипо-
ли, Александрия, Бербер.
Когда его постигло предписанное Аллāћом и он погиб шахи-
дом, ему было шестьдесят пять лет. Он пал шахидом от руки
раба-огнепоклонника, став безвинной жертвой убийцы с пороч-
ным сердцем. Причина, заставившая гнусного огнепоклонника
поднять руку на него, была незначительной. Сабля проклятого
неверного поспособствовала еще большему совершенствованию
степеней ‘Умара .
Будучи халифом, ‘Умар ибн Хаттаб не пускал в Медину
язычников. Мугират, сын Ша‘бата, который был в Куфе, при-
был со своим рабом-огнепоклонником. Согласно другой версии,
Мугират написал письмо и попросил впустить в Медину своего
раба, расхвалив его как мастера на все руки, умельца, который
может делать что угодно. Правитель, исходя из его способно-
стей, решил впустить его ради пользы, которую он мог принести
людям. Ибн Ша‘бат отправил раба в Медину, наказав ему пла-
тить налог в размере 100 дирхемов в месяц.
Тот прибыл к амиру правоверных ‘Умару и стал жаловаться
на Мугирата. «Я не могу платить 100 дирхемов в месяц, сбавь-
те мне налог», - попросил он ‘Умара . ‘Умар вызвал к себе
Мугирата и рассказал о жалобе Абу Лу’лу’ата. «Побойся Аллāћа
и не притесняй раба, даже если он неверный», - сказал ‘Умар
. Мугират согласился с ним и дал слово, что не будет притес-
нять раба. Однако нетерпеливый нечестивец Абу Лу’лу’ат снова
пришел к ‘Умару просить об облегчении. «Я говорил о тебе с
Мугиратом, ты повинуйся ему», - велел ему ‘Умар . Абу Лу’лу’ат
ничего не ответил, но про себя подумал: «Я убью этого человека».
‘Умар спросил его: «Какую работу ты умеешь делать?» «Могу
все, что хочешь», - грубо ответил огнепоклонник. «Нам нужна
ручная мельница, можешь ли ты ее сделать?» - спросил ‘Умар .
168
С искаженным от гнева лицом тот ответил: «Я сделаю тебе мель-
ницу, о которой услышит весь мир».
После этого ‘Умар-асхаб отправился к сподвижникам и рас-
сказал им о своем разговоре с Абу Лу’лу’атом. Он сказал им, что
вид этого человека не внушает доверия. Ему не понравилось,
как говорил этот проклятый.
‘Умар увидел во сне, как петух трижды клюнул его. Он по-
нял, что конец его близок. Утром он встал и отправился в ме-
четь. Совершив коллективный намаз, он поднялся на минбар[1]
и рассказал свой сон, который сам растолковал, сказав, что, не-
сомненно, смерть близка: «Петух, который трижды ударил меня
клювом, – это неараб, который убьет меня». Затем он сказал:
«Если у меня будет возможность, я назначу вам халифом чело-
века лучше себя. Если же из-за скоропостижной смерти мне не
удастся сделать это, повинуйтесь этим шестерым: ‘Али ибн Абу
Ţалибу, ‘Уĉмāну ибн ‘Аффану, Ţалħату ибн ‘Убайдуллаҳу, Зубай-
ру ибн ‘Аваму, Абдуррахману ибн ‘Авфу, Са‘ду ибн Аби Ваķасу».
Также к ‘Умару пришел Ка‘бу аль-Аħбāр и предупредил его,
чтобы он готовился к смерти. «Тебе жить осталось только три
дня», - однозначно сказал он с удивительной точностью. ‘Умар-
асхаб попросил Ка‘бу рассказать, как он узнал об этом. «В
Таврате есть твое описание, и так случится согласно Таврату»,
- поведал Ка‘бу. Через два дня после этого Ка‘бу во второй раз
пришел к ‘Умару и дал знать: «О правитель правоверных,
остались сутки». В это самое время проклятый огнепоклонник
готовил западню для ‘Умара . Враг затаился, изготовив твер-
дый, очень острый кинжал с отравленным острием.
В среду халиф отправился на рассветный намаз. После азана
и икамата верующие выровняли ряды, и он вступил в михраб и
начал молиться, за ним стали молиться и остальные. Проклятый
прошел между людьми, как вороватый кот, и встал в первом
ряду. Он трижды сзади пронзил ‘Умара кинжалом и пустился
бежать, раздвигая ряды. Лев, не отступавший даже перед це-
лым войском, был уложен наземь ударом кинжала в спину. От-
[1] Минбар – трибуна для чтения проповедей в мечети.
169
важный богатырь, не сдававшийся даже под натиском целого
войска, пал от ран, нанесенных затаившимся врагом.
В тот же час ‘Умар спросил, здесь ли ‘Абдурраħмāн ибн
‘Авф, и назначил его имамом. Тот стал имамом и завершил рас-
светный намаз. Люди погнались за бежавшим врагом, чтобы
поймать его. Проклятый отбивался кинжалом от пытавшихся
его поймать и ранил тринадцать человек, шестеро из них скон-
чались. Остальные поймали Абу Лу’лу’ата. Когда проклятый по-
нял, что ему не уйти, он вонзил кинжал в себя, покончив жизнь
самоубийством.
Смертельно раненного ‘Умара принесли домой. Он спросил
сына ‘Абдуллаха, кто его ранил. Сын ответил: «Это сделал Абу
Лу’лу’ат». Тогда ‘Умар восхвалил Аллāћа и сказал, что рад тому,
что принял смерть от его руки. На протяжении всего этого дня он
находился в предсмертном состоянии. Он страстно желал, что-
бы его похоронили рядом с Пророком . ‘Умар отправил сына
‘Абдуллаха к ‘Айше попросить ее разрешения. И ‘Айша , мать
правоверных, разрешила похоронить ‘Умара рядом с отцом.
К ночи халиф сошел в могилу и в этой высокочтимой комна-
те встретился с Ħабîбом . Согласно другой версии, он прожил
еще три дня и скончался на четвертый, сказано также – в по-
недельник. Поскольку копаться в разногласиях не наше дело,
давайте возложим и это на Всезнающего Аллāћа.
Совершив намаз-джаназа за Сухайбом, амира правоверных
проводили в путь. Гурии отвели Светило обитателей Рая в Ахи-
рат, оставив Ислам в слезах.
О ‘Умар ибн Хаттаб , исполнивший порученное так, чтобы
Аллāћ был доволен, бывший отцом для вдов и сирот, удививший
весь мир своей справедливостью и порядком, да будет Рай до-
зволенным для тебя!
Восхищаюсь вами, дорогие сподвижники, которым еще при
жизни Создатель сообщил радостную весть о Рае. Восхищаюсь
вами, предводители религии, чьи сердца очистились от пребы-
вания рядом с Ħабîбом . Мы стали очевидцами Последнего
времени, о наступлении которого говорил вам Расул .
170
Приблизилась смута Даджала, уберечь от которой просил
Пророк . Нынче появился народ, который развалил порядок и
растоптал законы, которому дорого богатство, в котором много
предательства и обмана. Негодяи, на чьих лицах нет стыда, а в
сердцах нет веры и совести, заставляют плакать землю и небеса.
Народ стонет от засилья притеснителей, и Создатель, сотворив-
ший все сущее, видит все это. Ангелы записывают все деяния
каждого человека, и хорошие и плохие, ничего не пропуская.
Приблизилось время, когда объявится имам Маҳди и спустит-
ся Иса, чтобы избавить людей от гнета. Шариат воссияет во всех
четырех сторонах света, как солнце в ясную погоду.
Иншааллāћ, есть надежда встретить время, увидеть которое
мечтают мусульмане. Если я не доживу до той поры, тем, кто
доживет, завещаю передать имаму мой салам.
170