в чалме, которую повязал ему Пророк , пришел в мечеть и
поднялся на минбар. Затем он обратился к народу, высказав
свое мнение по поводу назначения нового халифа. Этот вопрос
уже обсуждался тайно и явно, об этом говорили и с отдельны-
ми лицами. «Я не вижу людей, более достойных быть халифами,
чем эти двое», - сказал ‘Абдурраħмāн , указав на ‘Али ибн Абу
Талиба и ‘Уĉмāна Зу-н-Нурайни . Повернувшись к ‘Али ,
он попросил его встать. ‘Али вышел и встал под минбаром.
Он взял ‘Али за руку, собираясь присягнуть, и поставил перед
ним условия, без принятия которых присяга была невозможна.
«Берешь ли ты на себя правление халифатом с соблюдением за-
претов и дозволений Корана и Сунны и следуя путем Абу Ба-
кра и ‘Умара?» - обратился он к ‘Али . «О Аллāћ, нет, как у
них не получится, но постараюсь как смогу», - ответил ‘Али .
‘Абдурраħмāн отпустил руку ‘Али и подозвал ‘Уĉмāна , таким
же образом взяв его за руку для присяги. «Ты берешь на себя
правление, принимая условия, которые были поставлены перед
‘Али ?» - спросил он. «О Аллāћ, да!» - сказал ‘Уĉмāн и принял
на себя дела халифата. Все собравшиеся присягнули ему, и не
было человека, который бы выступил против него.
С того дня ‘Уĉмāн вел дела халифата двенадцать лет. Двенад-
цать лет без одного дня он делал для Ислама все, что мог. С
помощью Всевышнего призыв к религии достиг значительных
успехов. Достигнув, по словам одних, восьмидесятилетнего воз-
раста, по словам других – девяноста лет, он погиб шахидом. О
его достоинствах тоже очень много рассказано, все это здесь
невозможно передать.
Невозможно описать и оценить в полной мере достоинства
тех, кто был возвеличен Самим Всевышним благой вестью о
Рае. Если мы будем любить и по мере сил поминать их, мы не
лишимся их заступничества и благодати. Да одарит нас Аллāћ
любовью к четырем халифам, столь дорогим для Пророка .
172
Когда скончалась жена ‘Уĉмāна Рукиййа, Пророк выдал
за него Уммукульсум. А когда умерла Уммукульсум, Пророк
сказал, что если бы у него была еще одна дочь, он бы и ее выдал
за ‘Уĉмāна. От ‘Али передан хадис: он слышал, как Пророк
сказал, что если бы у него было сорок дочерей, он бы по очереди
выдал их за ‘Уĉмāна.
Во время правления Абу Бакра Ċиддика случилась беда
– долго не было дождей, и вся растительность высохла. Жите-
ли Медины, измученные сильным голодом, не зная что делать,
пришли к Абу Бакру . Халиф, поддержав их дух, сказал, что
есть надежда на Аллāћа, и отправил по домам, попросив на-
браться терпения. К вечеру стало известно, что из Шама в Ме-
дину прибыл караван ‘Уĉмāна .
Утром торговцы собрались и пошли к ‘Уĉмāну , желая пере-
купить привезенные им товары. ‘Уĉмāн спросил их, чего они
хотят. Они пояснили, ради чего пришли, и начали торговать-
ся. Торговцы обещали ‘Уĉмāну двойную цену. ‘Уĉмāн ска-
зал, что ему дают больше. Они обещали заплатить в четыре раза
больше, но ‘Уĉмāн снова не согласился, сказав, что этого мало
и что ему дают еще больше. Они добавили еще и сказали, что
дадут пятикратную цену. «Этого тоже мало», - отказался ‘Уĉмāн
. Торговцы с удивлением спросили ‘Уĉмāна , кто же дает ему
больше этого. «Аллāћ дает мне в десять раз больше, дадите ли
вы столько?» - спросил ‘Уĉмāн . Узнав о намерении ‘Уĉмāна ,
торговцы потеряли надежду и лишились дара речи. ‘Уĉмāн
пожертвовал всем, раздав нуждающимся и сделав Всевышне-
го Аллāћа свидетелем. Он раздал беднякам продукты питания
(муку, оливки, изюм и т. д.), привезенные на тысяче верблюдов.
Если нужна мера щедрости, то сказанного достаточно, чтобы
оценить щедрость ‘Уĉмāна .
‘Уĉмāн проводил ночи в бдении, а днем постился. Он за-
вершал чтение Корана в ракаате намаза, в еде довольствовал-
ся уксусом и оливками, среди людей отличался стыдливостью и
совестливостью. Он был прозван «Зу-н-Нурайни». Внешне был
похож на Ибрâҳîм-Халила . Когда во время газавата при Та-
173
буке в войске мусульман начался голод, он купил еду для всего
войска.
Послушайте же, братья, небольшой рассказ о смерти третьего
халифа. Поговорим немного, не забывая о хадисе Пророка :
«Мои сподвижники подобны звездам».
Поскольку ‘Уĉмāну была очень дорога его родня, он все
чаще стал назначать своих родственников амирами и намест-
никами. Он заменил амиров, назначенных ‘Умар-асхабом , и
назначил на их место представителей Бану Умаййат. Амиром
Басры был назначен ‘Абдуллах ибн ‘Амир, Куфы – Валид ибн
‘Уķбат, Му‘авийат стал амиром Шама, ‘Амр - Палестины, ‘Абдул-
лах ибн Са‘д - Египта. По мере распространения Ислама бога-
тела казна, все больше имущества раздавалось нуждающимся.
Изо дня в день подарков становилось больше, и все были до-
вольны ‘Уĉмāном . Он вернул в Медину Ħакама ибн Аби-л-‘Аċа,
изгнанного Пророком , дал ему сто тысяч дирхемов из казны и
обеспечил его африканским хумусом[1].
Были и такие сподвижники, которым подобные деяния при-
шлись не по душе. Были случаи, когда к ‘Абдураħману ибн ‘Авфу
поступали жалобы по этому поводу. Также у людей стали по-
являться жалобы на наместников, назначенных ‘Уĉмāном в
различных местах. Жители Куфы пришли к ‘Уĉмāну с жалобой
на Валида. Молочный брат ‘Уĉмāна ‘Абдуллах ибн Аби Сараħ
тоже не понравился египтянам. ‘Уĉмāн отправил ему письмо,
в котором, пригрозив, велел соблюдать справедливость.
На ‘Абдуллаха это письмо не подействовало, и угрозу ‘Уĉмāна
он оставил без внимания. Тех, кто ходил жаловаться, он из-
бивал, бывало, что и до смерти.
Люди стали возмущаться, образовались группировки. Около
семисот египтян, собравшись, пришли прямо в Медину, потому
что притеснения ‘Абдуллаха стали чрезмерными. Они встрети-
лись с ближайшими сподвижниками Расула и, собравшись в
мечети, передали им свои жалобы. Говорить с ‘Уĉмāном отпра-
вили ‘Али-асхаба . Он передал ‘Уĉмāну требования египтян.
[1] Хумус – пятая часть военной добычи.
174
‘Уĉмāн посоветовался с ‘Али , решая, как быть. ‘Али пред-
ложил выполнить их требования, и ‘Уĉмāн согласился с ним.
«Выберите человека, чтобы назначить его амиром Египта вме-
сто Ибн Аби Сараħа», - было сказано египтянам. Люди выбрали
Муħаммада, сына Абу Бакра , и с согласия всего народа его на-
значили амиром. Там же ‘Уĉмāн написал письмо о назначении
Муħаммада и велел ему собираться в Египет. Муħаммад подгото-
вился, и караван мухаджиров и ансаров двинулся в путь.
В пути они провели три дня. Неожиданно по дороге им встре-
тился некий раб. Видно было, что этот раб кого-то искал или
бежал от кого-то. Друзья Муħаммада спросили его, кто он и ку-
да направляется. Тот ответил, что идет в Египет по поручению
амира правоверных. Его стали расспрашивать подробнее, и он
уточнил: «Меня отправили к правителю, который находится в
Египте». Когда ему сказали, что правитель Египта едет с ними,
путник ответил, что это не тот, кто ему нужен. Заподозрив в
нем шпиона, его схватили и привели к Муħаммаду. Ему снова
задали вопросы: «Ты чей раб? К кому тебя отправили?» Он стал
заикаться и не мог выговорить ни слова. Сначала назвался ра-
бом одного, затем рабом другого, упомянул амира аль-му’минин
и Марвана и повел путаные, противоречивые речи. Он повто-
рял, что его отправили к правителю Египта. «У тебя есть пись-
мо?» - спросили шпиона. «Нет», - ответил он. «Не бывает гонца
без письма», - не поверили ему и стали тщательно обыскивать.
Письма у него не нашли, но сомнения не исчезли, и снова стали
рыться в его вещах. Нашли бурдюк с водой, в котором что-то
перекатывалось. Когда бурдюк порвали, в нем оказалась бутыл-
ка. Откупорив бутылку, достали письмо, и это тщательно спря-
танное, тайное письмо прочитали при всех. Оказалось, что это
письмо было написано от имени ‘Уĉмāна амиру Египта Ибн Абу
Сараħу. Содержание письма ошеломило их, все замерли, глядя
друг на друга, услышав о предательстве.
Караван немедля вернулся в Медину. Созвали маджлис, со-
брав сподвижников. Им рассказали, что произошло по пути в
Египет, и прочитали это тайное послание. Услышав содержа-
ние этого письма, сподвижники Расула потеряли покой, раз-
175
гневавшись на ‘Уĉмāна . В том письме было написано, чтобы
Муħаммаду ибн Абу Бакру не дали стать амиром Египта. Также
было велено уничтожить письмо о его назначении и убить его
вместе с сопровождающими.
Сподвижники Расула разошлись по домам, опечаленные
этой невероятной вестью. Египтяне тем временем окружили дом
‘Уĉмāна , отношение к которому окончательно испортилось.
При заключении договора о назначении Муħаммада ибн Абу
Бакра амиром Египта присутствовал и ‘Али-асхаб . Он при-
нял в нем участие, пообещав египтянам, что ‘Уĉмāн выполнит
договор, и взял на себя ответственность за его исполнение. Те-
перь, когда обещания ‘Уĉмāна казались безосновательными,
Хайдару пришлось краснеть за это. Он отправился домой к
‘Уĉмāну , взяв с собой ближайших сподвижников Расула . Он
спросил ‘Уĉмāна , его ли это раб и верблюд. «Мои», - ответил
‘Уĉмāн . «А письмо это тобой написано?» - спросил он снова.
«Этого письма я не писал, и писать его не велел, и с ним в Еги-
пет раба не отправлял, и ничего об этом я не знаю», - поклялся
им ‘Уĉмāн именем Всевышнего.
Зная, что ‘Уĉмāн не даст ложную клятву, они посмотрели
на почерк и определили, что письмо написано рукой Марвана.
Сподвижники стали настаивать на его выдаче, но ‘Уĉмāн не за-
хотел выдать Марвана и удержал его рядом с собой, боясь, что
они убьют его.
Сподвижники покинули дом, недовольные отказом выдать
Марвана. Люди плотнее окружили дом ‘Уĉмāна , не давая про-
нести даже питьевую воду. Узнав об этом, ‘Али-асхаб тайком
доставил ‘Уĉмāну три бурдюка с водой. Услышав, что народ
вознамерился убить ‘Уĉмāна, ‘Али-асхаб выразил свое бес-
пристрастное мнение: «Нам нужно, чтобы ‘Уĉмāн выдал Мар-
вана, но не гибель ‘Уĉмāна». Он позвал своих сыновей Ħасана и
Ħусейна и поручил им, взяв сабли, встать у дверей ‘Уĉмāна
и никого в дом не пускать.
Оба света очей дочери Расула с саблями в руках встали у две-
рей дома ‘Уĉмāна . Зубайр и некоторые сподвижники тоже
176
отправили своих сыновей с саблями охранять ‘Уĉмāна . К нему
невозможно было пробиться сквозь ряды охранявших его моло-
дых людей, которые стояли у дверей. Стрелы, пущенные издале-
ка, покрыли дверь. Одна стрела прошла сквозь дверь и ранила
Марвана, и кровь раненного окрасила Ħасана, сына ‘Али .
Возникла опасность, что начнется смута, вовлеченными в ко-
торую окажутся все.
Противники ‘Уĉмāна искали способ проникнуть в дом. Неза-
метно подобравшись к дому сзади, они то ли залезли на крышу,
то ли проломили стену, и, тайно, как разбойники, ворвавшись
в дом, убили ни в чем не повинного халифа, который совершал
богослужение, соблюдая пост и читая Коран. Они бежали из до-
ма так же, как и ворвались. Даже охрана не узнала об убийстве
правителя правоверных. Его жена Наилат зарыдала, кроме нее
с ‘Уĉмāном в доме никого не было. Выглянув наружу, Наилат
закричала и дала всем знать о том, что правитель правоверных
убит. Ħасан, Ħусейн и другие, кто стоял у дверей на страже,
всполошились, услышав ее крики. Они кинулись в дом и обна-
ружили убитого ‘Уĉмāна . Он был зарезан как пророк Йахйа
. То, что ‘Уĉмāна убили в доме, пока они сторожили у входа,
повергло молодых людей в отчаяние. Они собрались вокруг не-
го, заливаясь слезами.
Узнав о том, что произошло, пришли ‘Али, Зубайр и Ţалħат
. Случившееся потрясло их и привело в глубокое замешатель-
ство. ‘Али стал сурово упрекать сыновей. «Как могли убить
правителя правоверных, когда вы сторожили у входа в дом?» - с
горечью спрашивал он их. Ħасану он дал пощечину, а Ħусейна
ударил в грудь, обвиняя обоих.
Говорят, что первым вошел к ‘Уĉмāну Муħаммад ибн Абу
Бакр. Но о том, кто убил ‘Уĉмāна, есть много версий. Говорят,
что это был Равман ибн Сархан. День убийства, восьмое число
месяца зуль-хиджа, предшествующее дню Арафа, совпал с пят-
ницей.
177
Дом ‘Уĉмāна был в осаде в течение сорока дней, другие
говорят – пятьдесят. До этой осады произошло еще многое с тех
пор, как в народе появились разногласия из-за правителей.
Я рассказал вам эту небольшую историю, сократив ее и подве-
дя итог. На каждое обвинение в свой адрес ‘Уĉмāн отвечал обо-
снованно и безоговорочно соглашался выполнить предъявляемые
ему требования. Все же они не пришли к примирению с ним.
Они поставили его перед выбором: отречение от халифства или
смерть. ‘Уĉмāн отказался снять халат халифа, который надел
на него Аллāћ. Он перенес притеснения с терпением и упованием
на Аллāћа и выбрал смерть шахида. Он вспомнил, как Ħабîб
предсказывал ему, что он погибнет от насилия притеснителей.
Когда дом ‘Уĉмāна был осажден и его жизнь оказалась
под угрозой, те, кто остался с ним рядом, обнажили сабли. Но
‘Уĉмāн сказал им: «Да смилуется над вами Аллāћ. Идите по до-
мам и оставьте нас». Даже когда его рабы попытались оказать
сопротивление, он освободил их с условием, что они не станут
сражаться. ‘Уĉмāн не оставил возле себя и внука Пророка
Ħасана, вставшего рядом с ним с саблей в руке.
В последнюю ночь во сне к нему приходили Ħабîбуллāҳ с
Абу Бакром и ‘Умаром . Они сообщили ему радостную весть
о том, что следующим вечером он разговеется вместе с ними,
и велели проявить терпение. Пророк давно говорил ему: «О
‘Уĉмāн, Аллāћ наденет на тебя халат халифа, ты не снимай его,
когда лицемеры попытаются снять его с тебя».
‘Уĉмāн был убит несправедливо. Все произошло так, как и
было предсказано. Он стал шахидом, не сняв халат, надетый на
него Аллāћом. Говорят, что ‘Уĉмāна похоронили в окровавлен-
ной одежде, как хоронят воинов, погибших на пути Аллāћа.
После гибели ‘Уĉмāна враги обыскали его дом в поисках
сокровищ и обнаружили закрытый на замок сундук. В предвку-
шении добычи они вскрыли его и заглянули внутрь, но нашли
там только лист бумаги с завещанием ‘Уĉмāна . В этом завеща-
нии ничего не говорилось о расходовании имущества на похоро-
ны. Вот это завещание ‘Уĉмāна , пусть будет оно источником
178
благодати и примером для правоверных. Взяв с него пример,
пусть каждый по мере возможности завещает пожертвовать
имущество на благие цели.
ّ هذه وصية عثامن بن عفان يشهد أن ال اله إال الله وحده ال رشيك له وأن محمدا عبده ورسوله
وأن الجنة حق وأن النار حق وأن الله يبعث من يف القبور ليوم ال ريب فيه إن الله ال يخلف امليعاد
عليها نحيا وعليها منوت وعليها نبعث إن شاء الله من اآلمنني برحمة الله . ))نور األبصار((
Вероломное письмо, написанное рукой Марвана, стало клю-
чом, отворившим врата смуты. Злодейское убийство ‘Уĉмāна
положило начало разделению мусульман на многочисленные
группировки и вражде между ними. В жизни творений воля
Всевышнего осуществляется так, как Он захочет, поводы для
осуществления предопределений Аллāћа могут быть разные.
Сподвижники Шафи‘ , да получим мы их заступничество и
благодать, – это знамена Ислама, особенно те десять сподвиж-
ников, которым сообщили радостную весть о Рае. Не наше дело
говорить о них, но я все же привел сказание о происшедшем.
Мы не вправе думать о них плохо, ведь другие не достигнут их
степени.
Приведу один интересный случай, рассказанный Абу Калаба-
том, которому он стал очевидцем, будучи в Шаме. Абу Калабат
увидел на улице безрукого и безногого слепца. Он кричал, охва-
ченный страхом: «О, муки Ада!» Абу Калабат спросил его, что
с ним случилось. В ответ он рассказал о себе и поведал о том,
что произошло у них с ‘Уĉмāн-асхабом . Этот человек оказал-
ся одним из тех людей, которые ворвались в дом ‘Уĉмāна в
день его гибели. Когда он подошел к халифу, его жена, стоявшая
рядом, закричала от страха. Из-за того, что она подняла шум,
он ударил ее по лицу. Глубоко переживая из-за этого, ‘Уĉмāн
взмолился: «Да лишит тебя Аллāћ зрения, рук и ног и бросит в
огонь». Услышав эту мольбу халифа, тот растерялся и в страхе
выбежал из дома.
Он убедился в том, что мольба халифа была принята: три из
четырех проклятий настигли его. Бедняга кричал от страха, пред-
179
ставляя огонь, который ждал его впереди. Мольба притесненно-
го, принятая Всевышним, подобна яду для его притеснителя.
Нечто подобное произошло и во время ареста Муħаммада, сы-
на Дибира, в Асабе. Лицемер из ЧК, прибывший за ним, был его
кунаком, близким как член семьи. Но придя к нему в дом, он
сказал, что Я‘субу придется пойти с ним, так, словно видел его в
первый раз. Я›суб, для которого это было неожиданностью, стал
собираться в путь и немного замешкался. И тот, торопя Я›суба,
непочтительно ударил его по плечу: мол, некогда ждать, поспе-
ши. Тогда его жена сказала: «Пусть неверный отрубит твою ру-
ку, которой ты его ударил, ничтожный подлец». Вскоре после
этого по ее мольбе плечо того человека неожиданно разболелось,
и руку пришлось ампутировать. Этот известный случай, расска-
занный очевидцами, служит большим назиданием. Быть чело-
веком, от которого не исходили насилие и притеснение, - это
огромный неоценимый дар. Но на этом свете тиран гордится
своими победами, и его не беспокоит поражение на Махшаре.
179