Устаз накшбандийского и шазилийского ţарīķатов, досточ- тимый шейх Саид-афанди родился в 1937 году в дагестанском селении Чиркей Буйнакского района в семье ‘Абдурахмана Аца- ева. Это было время, когда над Исламом и мусульманами сгу- стились тучи: враги Ислама уничтожили тысячи исламских уче- ных (да будет доволен ими Аллāћ), в том числе таких известных людей, как Хасан-афанди и Муħаммад Я‘суби. В этот тяжелый период по милости Аллāћа в селении Чир- кей родился мальчик. Говорят, что это произошло в ночь, ког- да определяется судьба человека. Именно в эту великую ночь и родился Саид-афанди. По воле Аллāћа, через общение с Саи- дом (по-арабски — счастливый) в последующем тысячи мюри- дов (учеников) обрели подлинное счастье. По такому важному случаю отец Саида, трижды прочитав суру «Йа-син», обратился к Всевышнему с просьбой, чтобы сын его твердой поступью шел по пути Ислама, никогда не свора- чивал с него и стал ученым, который бы обучал вере новое по- коление, ибо в то время враждебные Исламу течения набира- ли силу с каждым днем. Воистину, в ту ночь Бараат, в середи- не месяца ша‘бан, который назван месяцем Пророка ┬, когда ниспосылаются благодать и милость Всевышнего, Аллāћ внял мольбе отца Саида-афанди. Мать Саида-афанди Айша рассказывала о необычных снах, которые она видела, пока ожидала появления на свет сына. Ей снилось, как она вместе с люлькой малыша взлетает в небо и оттуда смотрит на лежащие внизу города, похожие на мура- вейники. И еще говорила она, что рождение сына прошло для нее легко и совершенно безболезненно. Часто отец, положив Саида в люльку, читал ему на ухо су- ру «Аль-Фāтиħа», а сын внимательно прислушивался, вглядыва- ясь в отца. Заметив его благой нрав, который проявлялся уже с первых месяцев жизни, отец говорил, что из него вырастет особенный человек. 8 С самого детства Саид был удивительно спокойным, терпе- ливым и умным мальчиком. Самые задиристые ребята остере- гались ссориться с ним или вступать в конфликты. Он никогда не вызывал гнева или злобы даже со стороны детей. Еще в дет- стве проявились в нем необычные для такого возраста свой- ства богобоязненности. Однажды женщины, возвращаясь с работы из колхозно- го сада, встретили его на одной из улочек и предложили ему кисть винограда. Но он, к их удивлению, отказался. Когда эта история дошла до его близких, они поинтересовались, почему он не взял виноград. Саид ответил, что эта кисть является не- дозволенной (ħарāм), чем удивил их, ведь в те времена колхоз- ное считалось ничейным — значит, дозволенным. Как-то раз, вернувшись из соседнего селения Гельбах, куда он ходил за пшеницей, Саид обнаружил в своей обуви несколько слу- чайно попавших в нее зернышек. Увидев это, он начал собирать- ся в обратную дорогу, утверждая, что ему необходимо вернуться в Гельбах, чтобы положить обратно чужие зерна, но домашние с трудом удержали его, так как на дворе уже стояла ночь. Саид всегда с большим почтением относился к старшим, а с младшими был добр и ласков. Он никогда ни с кем не вступал в споры, приводящие к ссорам, и даже когда кто-то был не прав, Саид всегда уступал. Саид-афанди (да будет доволен им Аллāћ!) — достопочтен- ный и скромный человек, чуждый стремлению к славе и никог- да не нарушающий данного им обещания. Отец Саида-афанди хотел дать сыну исламское образова- ние, но умер от внезапной болезни (да упокоит Аллāћ его душу в Раю!), когда Саиду исполнилось семь лет от роду. Случилось это в тот день и час, когда мальчик, читая Коран, дошел до су- ры «Йā-сīн», читаемой при смерти человека. Оставшись сиротой, благодаря поддержке и настойчиво- сти матери мальчик завершил чтение Корана, несмотря на все трудности. По окончании семи классов ему пришлось пасти овец, чтобы обеспечивать семью. Через четыре года его при- 9 звали в ряды Вооруженных сил, где он служил оператором в войсках ПВО в городе Каунас. На протяжении трех армейских лет, преодолевая все тяготы того времени, он старался не про- пускать ни намазов, ни постов и не ел недозволенного мяса. Окончив воинскую службу и вернувшись в родное село, Саид снова был вынужден работать чабаном, водя отары овец в го- ры. Но и там, в горах, в любую погоду — метель, снег, дождь или ветер — он каждый раз, совершив омовение, сам произно- сил азан (призыв к молитве) и выполнял намаз. В течение всех этих лет он очень страдал, вспоминая жела- ние отца видеть в нем человека, изучившего Ислам. Каждый раз, когда любовь и тяга к знаниям внезапно охватывали его, он горько плакал, стоя перед стадом, и просил Аллāћа даровать ему сведения о вере. Однако недостаток денег и необходимость содержать семью вынуждали его оставаться чабаном. Ближе к тридцати годам он оставил эту работу и продолжил учебу. В этот период произошло событие, которое стало решающим в его судьбе, — он встал на путь шазилийского ţарīķата. К счастью, несмотря на тяжелое и опасное время, ученые Ис- лама (односельчане Саида) — Хаджи, сын Патала, и Хаджи, сын Я‘ķūба, обучили его религиозным наукам. В то время он был уже зрелым человеком и, преодолевая все трудности, опираясь на большие способности, полученные от Всевышнего, успешно шел к намеченной цели, быстро и уверенно продвигаясь вперед в постижении религиозных наук. Благодаря острому и проница- тельному уму, восприимчивости, прекрасной памяти, которые были дарованы ему Аллāћом, он знал любую изученную им кни- гу, словно сам был ее автором. Многие муршиды (духовные наставники) предвидели его дальнейшую судьбу. Так, ţарīķатский шейх ‘Абдулхамīд- афанди из селения Инхо спрашивал у своего мюрида из Чир- кея Муħаммада-хаджи, сына Шамхала: «На краю вашего села есть дом, в котором живет благословенный сирота. Как его де- ла?» Говорят, он спрашивал об этом многих чиркейцев. На са- мом деле так и было: дом Саида-афанди находился на сельской окраине. Шейх Муħаммад ‘Āриф-афанди часто говорил своим 10 мюридам: «В Чиркее, дети мои, хранится волос Пророка ┬; на- ступит день, и это станет явным для всех». Одним из лучших качеств Саида-афанди является его бла- гой нрав. Этот терпеливый и кроткий человек никогда никому не отказывал в помощи. Не раз случалось так, что, начав стро- ительство своего дома, Саид уходил для решения людских про- блем, отложив работу и оставив сохнуть раствор. Однажды вместе с односельчанином Абдураħмāном, сыном ‘Алī, он пришел в селение Нечаевка к своему устазу Муħаммаду- афанди. Учитель сказал ему: «Саид, сын мой, силы оставляют меня. Я много думал, кого оставить после себя и, поглощенный размышлениями, стал просить Аллāћа, чтобы Он открыл мне имя того, кто станет моим преемником. Я знаю, что твои зна- ния и деяния достигли совершенства. Теперь я передаю разре- шение тебе, отныне ты должен будешь вести это дело». Глаза Саида-афанди наполнились слезами, на его лице выступил пот, и он стал просить своего устаза (учителя) не возлагать на него такое ответственное дело. Однако устаз не хотел даже слышать подобных речей, сказав, что разрешение на наставничество (идҗāза) не дается по чьему-то личному желанию и не забира- ется, если кто-то не хочет наставлять людей. Но и на этом все не завершилось. Ķутб из Батлуха Муħаммад, сын Сааду-хаджи, отправил в Чиркей устаза Муħаммада-афанди Хучади вместе с Хасмухаммадом, чтобы передать повеление (‘амр) на настав- ничество Саиду-афанди. Вместе с повелением они принесли ему печать наставничества и халат (ĥирķа), передающийся от устаза к устазу по цепочке (силсила). В жизни Саида-афанди много удивительного. Однако са- мым большим его чудом (карāма) является истиķāма — его по- стоянство в следовании Истинному Пути, предначертанному Аллāћом. Несмотря на огромное число мюридов, которые при- ходят к нему за советом, и на то, что ему приходится решать разного рода проблемы, никто никогда не слышал и не видел, чтобы он сказал хотя бы слово или совершил какое-то деяние, противоречащие Шариату и ţарīķату. 11 О необыкновенных способностях и глубоких знаниях Саида- афанди свидетельствуют книги, написанные им за короткое время. Человек, закончивший всего лишь семь классов, про- живший жизнь на горных пастбищах, в стихотворной форме (наżм) дает шариатские заключения, описывает историю рели- гии и пророков. Его перу принадлежат шесть книг (три из них в стихах), две из которых переведены на русский язык, седь- мая книга готовится к изданию. Эти труды свидетельствуют о высоком уровне его религиозных знаний. Многие видные уче- ные Ислама подтверждают, что история дагестанских богосло- вов (‘āлимов) такого еще не знала. Писать все это, ежедневно принимая до 300-400 мюридов, не под силу простому человеку! Первая его книга, переведенная на русский язык, — «Сокровищ- ница благодатных знаний» вызвала большой интерес у читателей, даже была лидером продаж среди религиозных книг в Москве. Когда шейх из селения Батлух Муħаммад-хаджи впервые про- чел его произведения, он сказал, что после ‘Алī-хаджи из селения Инхо Саид занимает второе место. Но когда вышла первая кни- га Саида-афанди, шейх сказал, что теперь Саид на первом месте. В одной из книг Саида-афанди есть такие строчки: ...На пути, где любовь к Тебе целью избрал я, Ты знаешь, Господь, ученик я — всегда. Тайну и явь, как масло и мед, Усладой сделай, аль-Ķāдир, в сердце моем... Обращаясь к читателям, он пишет: Мы разговор о многом повести могли бы, Если б не страх, что будет он напрасен. Но умному достаточно намека, И тот, кто ищет, здесь найдет немало. Да приумножит Всевышний Аллāћ силы досточтимого Саида- афанди и одарит счастьем обоих миров его семью, близких и всех тех, кого любит он и кто любит eгo! Аминь!
|
|