Есть много версий о причинах испытания Аллâћом пророка Сулаймâна ┐. Я попытаюсь привести одну из них. На одном острове, доступном не для всех людей, жил некий правитель. Сулаймâн ┐, услышав о его богатстве и могуществе, приготовился к войне. С огромным войском, состоящим из лю- дей и джиннов, Сулаймâн ┐ на крыльях ветра, будто корабль по морю, прибыл на остров неверного царя. Правитель остро- ва попытался оказать сопротивление наступающему, словно бурная река, войску Сулаймана, но его убили, владения его за- хватили, а подданных взяли в плен. У убитого правителя была дочь Джарадат, и Сулаймâн ┐ решил обратить ее в Ислам. Она сделала вид, что приняла эту веру, хотя в душе затаила гнев на Сулаймâна ┐. Вскоре Сулаймâн ┐ взял ее в супруги. Он любил ее больше других жен, но Джарадат всегда грустила, и слезы не высыхали на ее глазах. Сулаймâну ┐ это не нравилось, и однаж- ды он спросил ее: «Почему ты все время плачешь и тоскуешь?» Джарадат ответила: «Не могу забыть своего отца. Чтобы успо- коить мое сердце, которое тоскует по отцу, и высушить слезы на моих глазах, прикажи шайтанам изваять статую моего от- ца, чтобы поставить в этой комнате». Сулаймâн ┐ выполнил ее просьбу, и вскоре шайтаны принесли статую, которая была как живая. Джарадат сшила одежду нужного размера, надела ее на статую, на голову водрузила корону. Нарядив идола словно же- ниха, она вместе со служанками начала аккуратно поклоняться этому идолу, выбирая для этого время, когда Сулаймâна ┐ не бывало дома. Так прошло сорок дней. Сулаймâн ┐ узнал от Асифа о том, что в его доме поклоняют- ся идолу, а не Аллâћу. Возмущенный, он пришел домой, разбил статую вдребезги и заслуженно наказал Джарадат и ее служа- нок. То, что в доме Сулаймâна ┐ в тайне от него поклонялись идолу, стало причиной его испытания. 220 Из всех версий о причинах испытания Сулаймâна ┐ самую достоверную передал Абű Ћурайра ─ в хадисе от Пророка ┬, со- гласно которому Сулаймâн ┐ поклялся, что в одну ночь он во- йдет к девяноста женам и что все они ему родят сыновей, ко- торые потом отправятся на газават. Услышав эти слова, Асиф сказал Сулаймâну ┐: «Скажи иншâаллâћ[1]». Но Сулаймâн ┐ не сказал этих слов — возможно, забыл. Как и обещал, он побывал у всех жен, но забеременела из них только одна, и та родила па- рализованного мальчика. Так пророк попал в ибтилâ[2] из-за то- го, что не сказал «иншâаллâћ». Как уже было сказано, мнений историков столько, сколько узоров на ткани. Согласно другой версии, причина этого испы- тания была иной. Однажды Джарадат сказала Сулаймâну ┐, что ее брат поссо- рился с неким человеком, и попросила рассудить их. Он пообе- щал выполнить ее просьбу, но обещание его осталось невыпол- ненным, и это стало причиной его испытания. Так говорится в книге «Хазин»[3]. Согласно еще одной версии, причиной испытания послужило то, что Сулаймâн ┐ оставил свой народ и исчез на трое суток. Так или иначе, то, что Сулаймâн ┐ был испытан, — это факт, подтверждаемый Кораном. Хотя относительно причины суще- ствуют разногласия, основой истории является Предвечная Речь Всевышнего – Коран. Перстень, на котором было выгравировано аль-Исм аль-а‘żам, стал спадать с руки Сулаймâна ┐. Каждый раз, когда перстень падал, пророк снова надевал его, но он сразу спадал опять. За- метив это, близкий друг пророка, большой ‘âлим Асиф сказал ему, что это наказание Сулаймâну ┐ за какую-то его оплош- ность, и посоветовал ему раскаяться перед Всевышним. «Доверь мне свои дела, пока ты не вернешься домой, раскаявшись», — добавил он. Царь передал перстень Асифу, попрощался с наро- [1] Иншâаллâћ - если захочет Аллах. [2] Ибтила - испытания, которым Всевышний подвергал пророков, чтобы возвысить их степень.. [3] Толкование Корана. — Прим. пер. 221 дом и обратился ко Всевышнему с глубоким раскаянием. Асиф сидел на троне Сулаймâна ┐ четырнадцать дней, а затем Аллâћ простил правителя, и он вернулся на свое место. Он надел пер- стень, который теперь сидел плотно, как в прежние времена, и Сулаймâн ┐ вновь стал править своим народом. Так сказано в толковании Корана «Хазин». Самым известным рассказом об этом испытании является следующий. Людские толки оставим на Аллâћа, я же поведаю вам то, что приводится в книгах. Когда Сулаймâну ┐ стало известно о том, что Джарадат тай- ком от него в его доме поклонялась идолу в течение сорока дней, Сулаймâн ┐ рано утром отправился в поле и целый день молил Всевышнего о прощении. Ночью, придя домой, он снял с руки перстень, перед тем как зайти в отхожее место, и передал слу- жанке, которой доверял больше остальных женщин. И вот к этой служанке подошел шайтан по имени Сахр аль-Марîд в образе Сулаймâна ┐ и потребовал перстень. Не заподозрившая ничего женщина отдала шайтану перстень пророка. Как только завет- ная вещь оказалась в его руках, шайтан сел на трон и начал пра- вить, нарушая законы шариата. Между тем Сулаймâн ┐, спра- вив нужду, пришел к служанке и потребовал перстень. Она в со- мнении стала расспрашивать его, кто он. «Я — Сулаймâн», — от- ветил ей пророк Аллâћа ┐. Но служанка возмутилась и сказала, что он лжет и что перстень она уже отдала Сулаймâну ┐. Царь понял, что это ниспосланное ему испытание и что без кольца он стал никем, ибо обладание этим перстнем с написанным аль- Исм аль-а‘żам было условием исполнения повелений правителя. Когда в результате коварства шайтана Сулаймâн ┐ остался без перстня, он очень опечалился и не знал что делать. Он начал бродить по улицам, повторяя: «Я — Сулаймâн». Люди стали сме- яться над ним, считая его умалишенным. Убедившись в том, что народ не примет его, Сулаймâн ┐ покинул город и отправился на берег моря. Там он встретил рыбаков и попросился к ним помощ- ником. Он носил на базар их улов и так ежедневно зарабатывал себе по две рыбы. Одну из них он продавал, на выручку покупал хлеб, а другую жарил и ел. Так Сулаймâн ┐ провел сорок дней. 222 Как-то раз, когда он чистил рыбу, из ее живота вдруг выпал перстень. Это была печать Сулаймâна ┐. Его радости не бы- ло границ, и вознося Всевышнему бесконечную хвалу, он надел перстень и вернулся на свой трон. Таким образом, Всевышний лишил его царства ровно на столько времени, сколько в его доме втайне поклонялись идо- лу, и в течение этого времени шайтан Сахр аль-Марîд творил беззаконие. За это время такие ‘âлимы, как Асиф, поняли, что их правитель не Сулаймâн ┐. Они стали противодействовать решениям шайтана. Так продолжалось сорок дней. Затем шай- тан оставил правление и сбежал, а перстень выбросил в море. В тот же момент его проглотила рыба, которая оказалась в руках Сулаймâна ┐. То, что шайтан появился в образе Сулаймâна ┐ и стал нару- шать законы шариата, люди истины не принимают за действи- тельность, называя это вымыслом. Перстень Сулаймâна ┐ был одной из тех вещей, что забрал с собой наш праотец Адам ┐, когда Всевышний отправил его из Рая на землю. Говорят, что на той печати также было написано: «Ла илâћа ’илла-Ллâћ Муħаммад расűлуллâћ». Человеку, который надевал этот перстень, подчиня- лось все, а когда он снимал его, он утрачивал власть. У Всевышнего чудес чрезвычайно много, все Его приказы ис- полняются по слову «Кун!», и нельзя спрашивать: почему? как? Нет пользы от пустых разговоров, так лишь тратишь бесценное время попусту, и мы не можем узнать на этом свете цену време- ни, проведенному без толку. 222
|
|