Силой и талантом, данными Всевышним, Źу-ль-Íарнайн ┐ покорил весь мир. Господь дал ему в помощь ангела по имени Рафâ‘îл ┐. Однажды Искандар ┐ спросил его, как поклоняют- ся Творцу ангелы на небесах. Рафâ‘îл ┐ рассказал, что есть ан- гелы, которые постоянно стоят и от стыда перед Аллâћом не под- нимают головы, другие постоянно находятся в поясном поклоне, некоторые находятся в земном поклоне. Źу-ль-Íарнайн ┐ вос- хитился этим и возжелал долгой жизни, чтобы поклоняться по- добно ангелам, и сказал об этом Рафâ‘îлу ┐. Ангел открыл ему тайну, рассказав, что на земле есть источник под названием Мâ’ аль-ħайâт (вода жизни), и тот, кто выпьет из него, будет жить до Судного дня. Искандару ┐ захотелось найти источник воды, что- бы испить из него и остаться живым до Судного дня. Он спро- сил ангела, не ведает ли он, где находится этот источник. Ангел ответил, что точно не знает, и рассказал то, что было ему извест- но: «Я слышал от других ангелов, что источник находится в мире тьмы, но точное местонахождение мне неизвестно». Искандар ┐ собрал большой маджлис ‘âлимов и всех мудре- цов и поставил перед ними вопрос: не знают ли они, где нахо- дится Мâ’ аль-ħайâт? Все ответили, что не ведают об этом ни- чего, но один из них сказал, что ему известно, будто Господь где-то на земле расположил тьму и в этой тьме поместил Мâ’ аль-ħайâт. ‘Âлим пояснил, что об этом источнике он читал в за- вещаниях Адама ┐ и что родник должен располагаться на вос- токе; так он рассеял все сомнения. Źу-ль-Íарнайн ┐ собрал шеститысячное войско из отборных мудрецов и храбрецов, во главе отряда поставил Ĥиđра ┐ и дви- нулся в путь. Ему сказали, что в темноте лучше всех видят моло- дые кобылы, поэтому отобрали тысячу таких лошадей и подго- товили все, что необходимо для снаряжения армии. 263 Днем и ночью, не останавливаясь, преодолевая трудности, войско двигалось на восток в поисках мира тьмы. Двенадцать лет провели они в пути и, наконец, достигли его. Место это бы- ло необычайно удивительное, темнота, похожая то ли на дым, то ли на тьму ночи, окутывала его. Мудрецы стали советовать Źу-ль-Íарнайну ┐ не входить туда, говоря, что до него ни один царь не вступал в темноту. Но Искандар ┐ не стал их слушать и твердо настоял на том, что обратно они не повернут. Он спро- сил ангела Рафâ‘îла ┐, будут ли они видеть друг друга, когда вступят во мрак, и ангел дал Źу-ль-Íарнайну ┐ красный жем- чуг. Рафâ‘îл ┐ сказал, что жемчуг зазвучит, если бросить его на землю, и с его помощью они найдут друг друга. Źу-ль-Íарнайн ┐ подготовил часть войска к вступлению в темный мир, а остальным велел остаться и наказал, чтобы они ждали их двенадцать лет, по прошествии которых, если они не вернутся, возвращались домой. Затем его войско во гла- ве с Абу-ль-‘Аббâсом (Ĥиđром ┐) двинулось в мир тьмы. Они шли двенадцать дней, не различая ни дня, ни ночи, не видя ни солнца, ни луны, не встречая ни зверей, ни птиц — ниче- го живого. Тут к Ĥиđру ┐ от Аллâћа пришло тайное известие, где указывалось, в какой стороне находится источник Мâ’ аль- ħайâт. Ему было велено идти туда одному, отделившись от во- йска. Всемогущий сказал, что никому, кроме него, не суждено испить из этого источника. Когда пришло такое повеление, Ĥиđр ┐ сказал спутникам, чтобы они подождали его, и пошел один. Как было сказано в от- кровении, он свернул направо, спустился в ущелье, нашел там источник, сошел с коня, искупался, сделал омовение и напился вдоволь. Вода источника была слаще меда и белее молока. Ис- пив ее, Ĥиđр ┐ испытал блаженство. Искандар же ┐ не достиг желаемого, ибо не все мечты человека исполняются. Сорок дней и ночей Искандар ┐ и его воины кружили во тьме, не зная, где они, а потом увидели некую крепость. Оста- вив Ĥиđра ┐ с войском, Źу-ль-Íарнайн пошел туда один. Твер- дыня была из желтой меди с железными воротами размером по фарсаху в длину и ширину. Он сошел с коня и подошел 264 к крепости; открыв ворота, вошел внутрь. Там Źу-ль-Íарнайн увидел огромную белую птицу. Он осторожно подошел к ней и поприветствовал ее. С соизволения Всевышнего птица от- ветила на его приветствие и весьма красноречиво заговори- ла с ним: «Что, Искандар, мало тебе было всей земли, что ты пришел еще и сюда?» Потом она сказала, что хочет спросить Искандара кое о чем. Он согласился ответить на любой во- прос. «Распространено ли среди вас прелюбодеяние и распи- тие спиртного?» — спросила она. «Да, распространено», — от- ветил Źу-ль-Íарнайн. Птица затрепетала, увеличилась в разме- рах, заполнив собой весь дворец, и издала громовой звук, слов- но ангел Ра‘д ┐ (ангел грома). «Распространено ли лжесвиде- тельство и ростовщичество?» — спросила она снова. «Да, и та- кое есть», — ответил он, и, услышав это, птица от негодования вновь встрепенулась. «Строят ли у вас большие дома?» — опять спросила птица Искандара ┐. Он опять ответил утвердитель- но и задрожал от трепета птицы и ее громоподобного крика. «Оставили ли люди единобожие?» — спросила она затем. Когда он ответил, что еще не оставили, птица немного успокоилась. «Оставили ли люди обязательную молитву?» — спросила она. Когда он ответил, что не оставили, она стала еще спокойней и уменьшилась в размерах. Потом она спросила, оставили ли лю- ди обязательное полное омовение (ġусл джанâбат), и когда он ответил, что нет, птица приняла прежние размеры. Потом она позволила Искандару ┐ взглянуть с высоты крепо- сти. Он поднялся на крепость и увидел человека, прекрасного со- бой. Незнакомец спросил Źу-ль-Íарнайна, кто он. Услышав, что он — Искандар, тот человек упрекнул его, спросив, зачем он сю- да пришел, — не хватало ли ему того, что дано на земле? Źу-ль- Íарнайн спросил его, внимательно смотревшего в небо, кто он, и тот ответил, что он — ангел Исрâфîл ┐, готовый дунуть в Сűр[1] в тот же миг, когда Аллâћ повелит ему сделать это. Затем он под- нял камень, отдал его Źу-ль-Íарнайну и велел уйти. При этом ан- гел предупредил его, что когда камень будет сыт, и он будет сыт, [1] Сур - Рог ангела Исрафила, который известит о конце света. 265 а когда камень будет голоден — он тоже будет голодать. Искан- дар ┐ взял камень и решил вернуться с войском обратно. Он рассказал обо всем, что произошло с ним в крепости, о том, что ему сказали про камень, и спросил ‘âлимов, какая му- дрость заключается в этом. Мудрецы положили этот камень на весы, а на другую чашу — примерно такой же, и очень уди- вились, когда обнаружили, что он оказался намного тяжелее обычного камня. Тогда они, чтобы уравновесить их, положили на противоположную чашу тысячу булыжников, но тот камень все равно перевесил их. Ученые признались, что не знают этой премудрости. Тогда Ĥиđр ┐ взял горсть земли и положил на другую чашу весов, и они уравновесились. Все удивились со- вершенству познаний Ĥиđра ┐. Искандару захотелось узнать, что все это значит. Тогда Ĥиđр ┐ сказал ему, что человека на- сытит только земля. Исрâфîл ┐ привел ему этот пример, как упрек в том, что Źу-ль-Íарнайн, будучи властителем всех лю- дей земли и не довольствуясь этим, пришел туда. От стыда пе- ред Всевышним Искандар заплакал и был готов провалиться сквозь землю. «Все это верно», — признался он Ĥиđру ┐ и дал слово, что до конца жизни больше не тронется в путь. Когда Źу-ль-Íарнайн ┐ возвращался со своим войском из ми- ра тьмы, они спустились в одно ущелье. Из-под копыт лошадей раздавался такой хруст, словно они шли по щебню. Все стали спрашивать друг друга, что бы это могло быть. Ангел Рафâ‘îл ┐ сказал Искандару, что это — то, о чем будет сожалеть и тот, кто возьмет его, и тот, кто оставит. Źу-ль-Íарнайн велел всем взять кто сколько хочет. Одни взяли много, другие мало, некоторые вообще не взяли, так как не могли решить, что для них лучше. Когда войско вышло из мира тьмы, люди обнаружили, что это алмазы, и очень опечалились. Если бы Źу-ль-Íарнайн ┐ не по- каялся, он набрал бы мешки драгоценного хризолита. Если бы он наткнулся на них до того, как в его сердце проник зућд[1], он не оставил бы там ни одного камня. Те, кто ничего не взял, опе- чалились, что не взяли хоть немного, а те, которые взяли немно- го, огорчились упущенному шансу взять больше. [1] Зућд — аскетизм, отрешение от мирского, равнодушие к нему. 266 Обратите внимание, как человек стремится к мирскому: не имея ничего, он стремится к малому, а имея малое, стремится к большему. Посмотрите же, как многого хотят люди, и не насы- тятся они ничем, пока не уйдут в землю. Есть ли на свете кто- либо жаднее человека, кроме мыши? Мышь — зверек, который после смерти превращается в пыль, но словесной твари (челове- ку) необходима голова. Голова-то у всех есть, значит, нужен раз- ум, чтобы различать дурное и доброе. Незнание — это недоста- ток, который можно исправить с приобретением знания. Того же, кто не последует знаниям, ждет тесная темница, а как дол- го человек пребудет в тюрьме — зависит от тяжести преступле- ния. Убереги, о Аллâћ, от плохого конца жизни! В упомянутом царстве Źу-ль-Íарнайн по воле Аллâћа пра- вил семнадцать лет. Когда ему исполнилось тридцать шесть лет, пришел его черед испить из рога смерти. Искандару пред- сказывали по звездам, что он найдет свой конец между же- лезной землей и деревянным небом. В пути его настигла бо- лезнь, и чтобы было легче переносить жару, воины подстелили ему кольчуги, а над ним сделали навес из досок. Źу-ль-Íарнайн вспомнил предсказания звездочетов и понял, что дни его со- чтены и что смерть настигает его. Искандара едва сумели до- везти до Вавилона, где он и умер. Здесь же его и похоронили. Так сказано в книге «Бадâ’и‘у żућűр». Теперь расскажем о том, что я в начале упустил: о происхо- ждении Źу-ль-Íарнайна ┐. Мать его звали ћаланат, а ее отец был румийским[1] царем. После смерти дедушки молодой Искан- дар стал сильным, деятельным правителем. Он захватил араб- ские и румийские царства, покорил их правителей и стал могу- щественным властителем. Румы должны были платить дань пер- сидскому царю Дарию, и дед Искандара тоже выплачивал ему по золотому яйцу в год. Źу-ль-Íарнайн перестал платить Дарию дань. Тогда персидский царь написал Искандару письмо, в ко- тором ему приказывалось исполнить свой долг. Źу-ль-Íарнайн написал в ответ, что курицу, которая несла ему золотые яйца, [1] Рум - территория современных Греции и Турции. Румы (румийцы) — обитатели этих земель. 267 давно зарезали и съели. Ответ сильно разгневал Дария, он воз- ненавидел Искандара. С издевкой царь послал ему в дар мяч и палку, как бы говоря, что он еще маленький мальчик, которому только в мяч играть. Также Дарий отправил ему немного семян льна, давая понять, что его войска бесчисленны. Получив подарки Дария и прочитав его письмо, Искандар от- ветил, что его войско завоюет страну Дария так же легко, как эта палка отбивает мяч. Он отправил персидскому царю мешок с мелким семенем сурепки, что означало то же самое, что и семе- на льна. Такой ответ Искандара привел Дария в бешенство. Он начал готовить войско для покорения Źу-ль-Íарнайна. Узнав об этом, Искандар тоже решил сражаться с Дарием. Персидские во- ины, готовые отдать жизнь за одно золотое яйцо, дошли до Хора- сана. Собрав сильное войско, туда же прибыл и Искандар. Бесчисленные войска с обеих сторон, словно реки в половодье, сошлись друг с другом. Произошло жестокое сражение, которое невозможно описать словами. Войско Искандара окружило Да- рия. Персы поняли, что битва проиграна и дальнейшее крово- пролитие будет напрасным. Двое предателей из войска Дария ре- шили сбросить его с коня и убить. Они были его приближенными, говорят даже, родственниками. Таким образом они рассчитыва- ли добиться расположения Искандара. Тот же приказал не уби- вать Дария, а только пленить его. Ослабевшего от ран, нанесен- ных двумя подлецами, перед смертью его принесли к Искандару, и они успели поговорить. Оправдываясь, Искандар сказал пер- сидскому царю, что у него не было намерения убивать его. Перед смертью Дарий завещал Źу-ль-Íарнайну убить тех двух подлецов и жениться на его дочери Равшанг. Оставив ему эти два завеща- ния и царство, Дарий умер. Искандар прилюдно повесил преда- телей и объявил, что такова будет участь тех, кто, потеряв поря- дочность и честь, предаст царя. Исполнив завещание Дария, Искандар женился на его дочери и начал царствовать в Руме и Персии. Он разрушил храмы, в ко- торых персы поклонялись огню. Были убиты служители огня, уни- чтожены их книги, написанные золотом на коже. Он сокрушил идолов, совершая ġазават, и стал призывать народ к единобожию. 268 В начале своего правления Źу-ль-Íарнайн был строгим ца- рем, безжалостным к подданным. Всевышний приставил к не- му одного му’мина, который постоянно давал ему наставле- ния: «Кайся, пока жив, ибо это поможет тебе в загробной жиз- ни». Искандару это надоело, и он велел арестовать му’мина. Тот провел в тюрьме три дня. Затем по велению Всевышнего был послан ангел, который снес крышу тюрьмы и освободил его. Когда об этом стало известно Искандару, он решил сам убе- диться в этом и удивился, увидев комнату без крыши. Он был поражен могуществом Создателя и почувствовал себя беспо- мощным, словно ребенок. Он стал искать того му’мина, и на- шел бывшего пленника молящимся на горе. Му’мин опять стал наставлять Искандара, убеждая его раска- яться и обратиться к Аллâћу. Когда его наставления вновь на- доели царю, он приказал стражникам схватить му’мина. Но тут по могуществу Аллâћа огнем с небес стража Źу-ль-Íарнайна бы- ла сожжена, а сам Искандар потерял сознание. Придя в себя, он искренне раскаялся и обратился к Всевышнему, попросил про- щения у того, кто был послан давать ему наставления, и добился его расположения. Он также добился расположения подданных и, призывая их к пути Ислама, начал вести себя так, чтобы Все- вышний был доволен им. Первым делом все богатство и имуще- ство, которым Всевышний одарил его, Źу-ль-Íарнайн с чистым намерением направил в лучшую сторону, заложив фундамент самого достойного из строений — мечети. Для человека, которого Всевышний вдруг одарил богатством, примера Źу-ль-Íарнайна достаточно. Умный начнет расход ова- ние имущества, как и Искандар, с благого дела. К примеру, если человек приобрел новую одежду, надев ее впервые, он пойдет в мечеть, посетит медресе, маджлис źикра[1], мавлид[2] или подобные им места и собрания, лишь бы это место не было греховным. Проследите, чтобы первые сдел- ки с имуществом были пожертвованием, это принесет благо- [1] Маджлис źикра – собрание людей для коллективного поминания Аллâћа. [2] Мавлид - 1. день рождения Пророка ═; 2. стихи о Пророке ═; 3. собрание, посвя- щенное чтению стихов о Пророке ═ и поминанию его. 269 дать. Если вдруг с помощью Всевышнего вы приобретете ав- томобиль, в знак благодарности поведите его в благую сторо- ну. Ни в коем случае не отмечайте это застольем со спиртным. Организуйте мавлид, как подобает му’мину. Садитесь за руль, произнося «бисмиллâћ», ибо если вы забудете Милосердного, Он тоже забудет о вас. Не начинайте поездки в ослушание Дари- теля (с плохой целью), считая, что машина досталась вам бла- годаря вашим стараниям и способностям. Не посещайте годекан для собирания грехов. Не говорите то- го, в чем нет пользы ни для мирской, ни для вечной жизни. Ес- ли сказали не то, не забудьте покаяться и воздать хвалу Аллâћу, давшему нам возможность каяться. Вернемся к Искандару и расскажем историю, происшедшую с ним в одном из походов. Из нее вы узнаете, какую благодать получает народ той страны, где правит мудрый правоверный правитель. Подданные его пребывают в блаженстве. Продолжая поход, он с большим войском двинулся в Китай. Там он осадил некий город и готовился к сражению. Ночью, в поздний час, в лагерь пришел один человек, представился им- ператорским посланником и сказал, что ищет встречи с Искан- даром ┐. С разрешения Źу-ль-Íарнайна его пустили к нему. Искандар начал расспрашивать его о цели визита. Пришед- ший сказал, что разговор тайный, и потребовал встречи с глазу на глаз. Они уединились, и представившийся посланником им- ператора начал откровенный разговор, словно с родным бра- том: «Я – правитель этого города, который тебе нужен. Я при- шел, желая добра людям» - и предложил решить дело миром, без кровопролития и жертв. «Если хочешь - убей меня, я перед то- бой, - сказал он, - или же определи мне выплату дани, я приму это. Если ты убьешь меня, все равно народ назначит на мое ме- сто другого, и они будут воевать с тобой. Я пришел сюда пото- му, что знал о твоем уме и о том, что здесь примут меня». Ис- кандар, выслушав его, смягчился и в раздумье склонил голо- ву. Затем сказал, что отпустит его, если он согласен заплатить сразу за три года и потом каждый год давать еще по половине. Император согласился и, довольный условиями договора, спро- 270 сил, есть ли к нему еще какая-нибудь просьба. Искандар корот- ко ответил «нет» и спросил правителя Китая, что скажет его на- род, когда ему будет объявлено о выплате дани сразу за три го- да. «Чтобы их не утруждать, я заплачу сам», — ответил импера- тор. С таким уговором они дружелюбно расстались. Вернувшись домой, император в эту же ночь отделил дань для Искандара. Утром, увенчанный короной, во главе войска, бесчисленного, словно травяное семя, император прибыл к Źу- ль-Íарнайну как гость. Его войска окружили воинов Исканда- ра, и те подумали, что им пришел конец. Źу-ль-Íарнайн запо- дозрил китайского правителя в нарушении договора. В короне, сияющей, словно солнце, император предстал перед ним. «За- чем ты нарушил договор?» — спросил Искандар его. «Я не нару- шил его, — ответил властитель Китая. – Это войско — лишь ма- лая часть всех моих войск, мир с тобой я заключал не из страха. Я привел его, чтобы показать тебе, что у меня есть армия, но до- говор я не нарушу никогда. Я буду платить дань и не буду сра- жаться и проливать кровь этих людей». Слова мудрого китайского правителя произвели на Исканда- ра большое впечатление и весьма его обрадовали. Видя его ми- лость к подданным, Źу-ль-Íарнайн подумал, что таким должен быть правитель. Искандар отказался от дани, пожал ему руку, скрепив братские узы, и вернулся обратно. Несмотря на то, что Źу-ль-Íарнайн покинул его страну, китайский император не за- был о братстве, рожденном верой, и впоследствии отправил ему бесчисленное множество подарков. Посмотрите, как велика разница между двумя правите- лями, с которыми встретился Искандар. Царь Дарий пролил много крови и погиб сам из-за золота величиной с куриное яй- цо. Другой же, пожалевший подданных и сделавший все для их блага, не пролил ни капли крови и стал средоточием ми- лости и благодати. Властителей, которые разбогатели, высо- сав кровь подданных, в конце обязательно ждет погибель. Их богатство, собранное несправедливым путем, будет растаска- но так же, как волки растаскивают овец. Интриги правителей ненадежны, словно паутина. Всевышний обязательно заста- 271 вит тех, кто живет чужим трудом, исторгнуть из себя неблаго- словенное, неправедно нажитое имущество. Только несчастные устраивают свою жизнь так бессовестно и неправедно. Что же поделаешь с теми, кто решил получить удел запретным путем вместо дозволенного Аллâћом? Тавбу – астаġфируллâћ, шукр – альħамдулиллâћ, Лâ илâћа илла-Ллâћ Муħаммад расűлуллâћ. 271
|
|