родился сын, он назвал его ‘Абду-ль-Ġаффâром. ‘Абду-ль-Ġаффâр
так много плакал и поклонялся Аллâћу, что стал известен под
именем Нűħ (Плачущий) ┐.
Однажды он увидел четырехглазую собаку и подумал: «Ка-
кая некрасивая собака!» Тогда Аллâћ дал животному способ-
ность говорить, и оно сказало ‘Абду-ль-Ġаффâру: «О ‘Абду-ль-
Ġаффâр, кого ты винишь?! Если бы у меня была возможность
выбрать, кем родиться, я не выбрала бы родиться собакой. А
если винишь моего Создателя, то не является ли Он чистым
от всех недостатков?» Устыдившись перед собакой, опечалив-
шись из-за своего поступка и боясь Аллâћа, Нűħ ┐ стал пла-
кать, и слезы его не останавливались ни днем, ни ночью. Вся
его жизнь прошла в покаянии.
Посмотрите же на себя те, кому следует беспрерывно каяться,
— как нам безразличны наши грехи! Мы не можем видеть даже
самые тяжкие из них из-за ржавчины, закрывающей баċîрат[1]
нашего сердца. Поскольку пророки (мир им) являются убережен-
ными от грехов, вы не думайте, что они совершают проступки
на самом деле, это только видимость, чтобы их мудрость послу-
жила нам примером. Не позволяйте себе плохо подумать о них!
На пятисотом году жизни пришел к Нűħу ┐ Джабрâ’îл ┐ с
повелением Аллâћа и направил его посланником к заблудшим
из своего народа и потомкам заблудшего Íâбила, чтобы при-
звать их к вере в одного Аллâћа. Джабрâ’îл ┐ подготовил его,
облачив в «одеяние усердия» и в «чалму помощи» и дав «меч
решимости», и отправил его к царю по имени Дармашил, из-
вестному среди людей упрямому безбожнику. В книге «Бадâ’и‘
аż-żућűр» рассказывается, что Дармашил был первым челове-
ком, который стал производить и пить вино, играть в азартные
игры, носить одежду, расшитую золотом.
[1] Баċîрат — духовный взор, видение истины, прозорливость.
40
Забыв о Создателе и поклоняясь идолам, его народ творил
порочные деяния, от которых стонала земля. Они оставили за-
конное бракосочетание и жили как животные. Они водрузи-
ли своих многочисленных идолов на украшенные золотом и
серебром троны, приставили к ним охрану и установили осо-
бый день для всеобщего посещения. Стали традицией жертвоприношения
и пиршества.
Выбрав один из праздничных дней, Нűħ ┐ взошел на высокий
холм и попросил Аллâћа помочь ему посредством нűра Пророка
Муħаммада ┬. Затем он во всеуслышание обратился к народу и
сказал, что он посланник Аллâћа и что нельзя поклоняться ни-
кому, кроме Творца всех миров, который один только достоин
почитания. Его голос был слышен и на Востоке, и на Западе, и
все, кто пришел на пиршество, упали, лишившись сил. Идолы
рухнули со своих тронов, и люди растерялись от необъяснимого
страха, но во всей толпе только одна счастливая женщина по
имени Имрат приняла истинную веру. Так как это было предо-
пределено Всевышним, Нűħ ┐ женился на ней, и она родила
ему шестерых детей — троих сыновей и трех дочерей. Сыновей
звали Сам, Хам и Йâфиĉ, а дочерей — Бухайвират, Сâрат и Хас-
ват. Он женился также на дочери Аджвида — Вал‘аб, приняв-
шей Ислам, которая родила ему еще двоих сыновей — Балуса и
Кан‘ана. Но в последующем несчастная Вал‘аб сошла с истин-
ного пути. Ее сердце не ощутило сладости единобожия, и она
опять стала поклоняться идолам.
Количество принявших Ислам мужчин и женщин достигло
семидесяти. Нűħ ┐ призывал Дармашила и его народ к едино-
божию около трехсот лет. Когда заблудший Дармашил погиб,
царем стал его сын, и был он мал‘űном хуже своего отца. После
его кончины царство перешло к Таградусу, который был самым
заблудшим в своем роду.
Более пятисот лет призывал Нűħ ┐ к единобожию неправед-
ных, но в племенах потомков Íâбила не нашлось тех, кто по-
желал принять Ислам. За призыв к истинной вере Нűħу ┐ при-
шлось испытать множество мук, иногда его избивали до того,
что, считая мертвым, выбрасывали на мусорную свалку. Но
41
несмотря ни на что он не переставал призывать к истинной ве-
ре, и какие бы муки ни переносил, никогда не просил в молитве
плохого для них, только хорошее. Из-за обладания такой силой
терпения он был причислен к «улу-ль-‘аżм»[1].
Когда Всевышний сказал Нűħу, что в дальнейшем не уверует
никто из его народа и их потомков, пророк Нűħ ┐ потерял вся-
кую надежду и попросил Всевышнего не оставить на земле ни
одного неверного, иначе они собьют с истинного пути всех Его
рабов. Так Нűħ ┐ сделал потомкам Íâбила плохое ду‘â (попросил
наказания для них в мольбе). Когда он произносил эту мольбу,
небеса задрожали. Всевышний тут же принял его мольбу и по-
велел сажать деревья на земле Куфы.
Через сорок лет на этом месте вырос лес. К тому времени по-
явились признаки приближения всемирного потопа. Нűħ ┐ на-
нял великана ‘Уджа носить бревна за еду с условием кормить
досыта. Когда великану принесли три лепешки, он усмехнулся:
это ли еда для него! Ему сказали, чтобы он начал есть, произ-
неся «бисмиллâћ», тогда он насытился половиной лепешки и не
стал доедать остальное.
По указанию Всевышнего и по подсказке Джабрâ’îла ┐ Нűħ
┐ с детьми начали строить корабль, и его соплеменники каж-
дый день насмехались над тем, что он строит корабль там, где
нет воды. Корабль строили сорок лет, размером он был шестьсот
локтей в ширину и тысячу в длину, и едва он был построен, как
с соизволения Всевышнего заговорил человеческим голосом. На-
чав со слов нафй ва-иĉбâт[2], он сказал, что спасется только тот,
кто сядет на него, и погибнет тот, кто на него не взойдет. Тогда
Нűħ ┐ обратился к народу и попросил хотя бы теперь принять
истинную веру. Но никто и слушать его не захотел и не принял
наставление корабля, полагая, что это колдовство.
Тогда Всевышний разгневался и повелел Нűħу ┐ пригото-
вить все необходимое на шесть месяцев. Пророк немедля по-
виновался. Он попросил Всевышнего разрешить ему совер-
[1] Улу-ль-‘аżм (букв. обладатели решимости) — великие пророки.
[2] Нафй ва-иĉбâт (букв. отрицание и утверждение) — слова «Нет божества, кроме
Аллâћа».
42
шить хадж и, получив разрешение, отправился к Заповедной
земле[1]. Совершив семь ţавâфов, Нűħ ┐ попросил Аллâћа на-
казать умму грешников.
Когда пророк отправился в Мекку, безбожники решили сжечь
корабль, но Всевышний поднял его в небо, держа его в воздухе
как на воде, на виду у всех.
И вот в назначенный час все живое: насекомые, звери, пти-
цы — все парами поднялись на корабль. Нűħ ┐, подчиняясь по-
велению Всевышнего, взял с собой восемьдесят мужчин и жен-
щин, уверовавших к тому времени, а также тела Адама и Ħавы
(мир им), тâбűт со священными писаниями, посох Адама ┐ и
Ħадҗар аль-Асвад (Черный камень). Рассказывают, что послед-
ним на корабль взбирался осел, но шайтан, вцепившись в его
хвост, удерживал животное. Тут Нűħ ┐, думая, что осел упира-
ется по своей воле, а не из-за уловок грязного иблиса, поругал
его, сказав: «Почему не заходишь, мал‘űн!» Уцепившись за хвост
осла, поднялся и иблис. Когда Нűħ ┐ со злостью стал отчиты-
вать иблиса за то, что тот без разрешения поднялся на корабль,
иблис возразил: «Не ты ли разрешил мне подняться, произнеся
«Заходи, мал‘űн!»» – и добавив, что в мире, кроме него, нет дру-
гого абсолютного мал‘űна, отказался выйти.
Из топки печи стала извергаться вода, что было признаком
начала потопа. Шли дожди, хотя не было туч. Вода, бурля, выхо-
дила из-под земли, и земля стала словно кипящий котел. Нűħу ┐
было передано через ваħй, что потоп начнется с извержения во-
ды из топки печи, и как только он увидит это, он должен спеш-
но садиться на корабль. Повинуясь Аллâћу, пророк Нűħ ┐ со сво-
ими близкими сел на корабль, но его сын Кан‘ан, несмотря на зов
отца, отказался последовать за ним и погубил себя. Погибли все,
кроме тех, кто сел на корабль. Из-за гнева Всевышнего на потом-
ков Íâбила было уничтожено все живое на земле. Кааба, постро-
енная ангелами во времена Адама ┐, была поднята на небеса
и названа «Аль-Байт аль-ма‘мűр аль-‘атîí» (досл.: обжитой осво-
божденный дом). Говорят, что она находится на четвертом небе.
[1] Местность вокруг Каабы.
43
Корабль, произнеся «бисмиллâћ», в сопровождении девя-
носта тысяч ангелов начал свое движение. Вначале он сделал
семь кругов над тем местом, где стояла Кааба. Затем совершил
зийâрат над местом Байт аль-Муíаддас (Иерусалим). После это-
го он отправился в плавание по всей земле. Ни на западе, ни на
востоке не осталось места, где бы он не побывал. Корабль сооб-
щал Нűħу ┐ названия всех мест, над которыми он проплывал.
Подобно полной луне, которая движется по небесному своду,
он плыл по морю среди волн в течение шести месяцев. Затем
Всевышний Аллâћ прекратил наказание, и стали облегчаться бе-
ды потопа. Из-под воды начали появляться горные вершины.
Корабль пристал к горе Джуди. Это был десятый день месяца
мухаррам, его называют днем ‘Âшűрâ.
В этот день Нűħ ┐ постился в знак благодарности Аллâћу за
дарованные ему блага. По велению Нűħа ┐ постились и все, кто
находился на корабле, даже животные, птицы и насекомые, –
говорят, что в этот день постилось все живое.
В этот день Нűħ ┐ взял оставшиеся зерна различных расте-
ний и сварил их в одном котле, и все, собравшись вместе, съели
то, что он приготовил. Этот обряд стал сунной пророка Нűħа ┐
— варить в одном котле разные зерна в десятый день месяца
мухаррам. И в наше время нехорошо забывать эту сунну, ибо
похвально соблюдать то, что пришло от праведных.
Тот, кто постится ради Аллâћа в этот день, получает возна-
граждение как за тысячекратное совершение хаджа и умры[1],
как освободивший тысячу рабов, как тысячи шаћîдов. Кто
может, пусть в этот день прочитает тысячу раз «Íул ћу» (суру
«Иĥлâċ»), и Аллâћ посмотрит на него с милостью. Кто в этот день
дает одежду сиротам и жалеет их, того обрадуют украшениями
в Раю. Соответственно, следует иметь чистые намерения ради
Аллâћа, а если намерения дурные, то все добрые дела исчезают
как пыль. Тайно отданная ċадаíа[2] надежно защищена от пока-
зухи и славы, поэтому старайтесь усердно.
[1] Умра — малое паломничество в Мекку.
[2] Садаíа — пожертвование, милостыня ради Всевышнего Аллаха.
44
Первый день мухаррама — это первый день нового года, в
этот день желательно поститься, также похвально начинать но-
вый год со служения Аллâћу. Еще есть особое ду‘â[1], по прочте-
нии которого Аллâћ отправляет двух ангелов охранять того, кто
прочел это ду‘â, от невзгод. Старайтесь прочитать его, спросив
у ‘âлимов. Не забудьте произнести семьдесят раз слова, которые
рекомендовано произносить в день ‘Âшűрâ. Если после этого чи-
тать семь раз ду‘â, то в этом году вас не постигнет смерть. Все,
что я рассказал, — это не маловажное и не ложь, которая сбива-
ет с истинного пути. Я не сам это придумал и не из воздуха взял,
а из книг, которыми можно руководствоваться.
Теперь вернемся снова к рассказу о потопе и полистаем стра-
ницы, из которых узнаем об остальном. Земля впитала воду и
стала такой же прекрасной, как и прежде. По велению Аллâћа
все живое было выпущено с корабля на землю. Солнце, Луна,
звезды, дни и ночи — все стало на свои места.
После сошествия с корабля было основано селение под назва-
нием Íарйат ĉамâнîна (Село восьмидесяти), а затем пролился
дождь милости, и на Земле заново началась жизнь. Через не-
которое время умерли все жители этого села, кроме Нűħа ┐, его
детей и жен. Тогда пророк отделил троим сыновьям три части
земли. Старший сын Сам остался в западной части, к ней еще
добавили Хиджаз, Йемен, Ирак, Шам и другие области. На ли-
це Сама был нűр пророчества, и он очень уважал отца. Нűħ ┐
всегда был доволен им и просил для него у Аллâћа все хорошее.
Просьба Нűħа ┐ была выполнена, из наследников Сама вышли
пророки. Его потомками являются румы[2], персы, арабы.
Тот, кто будет слушать отца, обретет такое же счастье.
Был у Нűħа ┐ и другой сын, Хам. Он был непочтительным и не
отзывался на зов отца. Ему досталась южная часть земли. Чер-
нокожие являются его потомками. Это оттого, что отец просил
Аллâћа, чтобы потомки Хама стали чернокожими, униженными
рабами. У Хама был сын Мисрайимин. Услышав зов Нűħа ┐, он
пришел к нему: «Вот я, дедушка, пришел к тебе». Нűħ ┐ с радо-
[1] Ду‘â — молитва-мольба, обращенная к Всевышнему Аллаху.
[2] Румы — европейцы и обитатели Малой Азии.
45
стью сделал ему ду‘â: «Да будет твое потомство благословенно, и
да найдут они свое пропитание в плодородных землях с обильной
водой и благоприятным климатом». В ответ на просьбу дедушки
Аллâћ дал Мисрайимину Египет, чье название «Миċр» произошло
от его имени. Его потомками стали копты.
Нűħ ┐ позвал третьего сына, Йâфиса, который тоже не ото-
звался. Тогда Нűħ ┐ попросил Аллâћа, чтобы Он сделал потомков
Йâфиса худшими из людей. Ответив на это, Всевышний сотворил
из потомков Йâфиса племена Йаджудж и Маджудж (Гог и Магог).
Счастлив тот, кто поймет, какими будут последствия для тех,
кто не слушает родителей.
Эту историю всемирного потопа я описал коротко, так как в
сказаниях об этом много разночтений, и я остановился на таком
кратком объяснении.
Нűħ ┐ умер, когда ему было девятьсот пятьдесят лет. Он был
одним из долгожителей среди пророков. Когда к нему пришел
ангел смерти Азрâ’îл ┐, Нűħ ┐ спросил его, засомневавшись:
«Кто ты?» И когда тот ответил, что он — ангел смерти и при-
шел забрать его душу, Нűħу ┐ стало немного не по себе. Тогда
Азрâ’îл спросил: «Что, Нűħ, не насытился ли ты этим миром?»
Нűħ ┐ ответил: «Я нашел этот мир с двумя воротами: заходят
в него через одни ворота, а выходят – через другие». Азрâ’îл ┐
дал Нűħу райский напиток, чтобы было легче умереть. После
этого душа пророка ┐ вышла из тела так легко, словно волос
из масла. Дети омыли его, завернули в саван, совершили над
отцом намаз-дҗанâза[1] и достойно похоронили.
Говорят, что на месте погребения Нűħа ┐ открылся источник
чистой ключевой воды.
[1] Намаз-джанâза — мусульманская погребальная молитва.45