Был у Идрîса ┐ внук по имени Ламак (Ламех), и когда у него родился сын, он назвал его ‘Абду-ль-Ġаффâром. ‘Абду-ль-Ġаффâр так много плакал и поклонялся Аллâћу, что стал известен под именем Нűħ (Плачущий) ┐. Однажды он увидел четырехглазую собаку и подумал: «Ка- кая некрасивая собака!» Тогда Аллâћ дал животному способ- ность говорить, и оно сказало ‘Абду-ль-Ġаффâру: «О ‘Абду-ль- Ġаффâр, кого ты винишь?! Если бы у меня была возможность выбрать, кем родиться, я не выбрала бы родиться собакой. А если винишь моего Создателя, то не является ли Он чистым от всех недостатков?» Устыдившись перед собакой, опечалив- шись из-за своего поступка и боясь Аллâћа, Нűħ ┐ стал пла- кать, и слезы его не останавливались ни днем, ни ночью. Вся его жизнь прошла в покаянии. Посмотрите же на себя те, кому следует беспрерывно каяться, — как нам безразличны наши грехи! Мы не можем видеть даже самые тяжкие из них из-за ржавчины, закрывающей баċîрат[1] нашего сердца. Поскольку пророки (мир им) являются убережен- ными от грехов, вы не думайте, что они совершают проступки на самом деле, это только видимость, чтобы их мудрость послу- жила нам примером. Не позволяйте себе плохо подумать о них! На пятисотом году жизни пришел к Нűħу ┐ Джабрâ’îл ┐ с повелением Аллâћа и направил его посланником к заблудшим из своего народа и потомкам заблудшего Íâбила, чтобы при- звать их к вере в одного Аллâћа. Джабрâ’îл ┐ подготовил его, облачив в «одеяние усердия» и в «чалму помощи» и дав «меч решимости», и отправил его к царю по имени Дармашил, из- вестному среди людей упрямому безбожнику. В книге «Бадâ’и‘ аż-żућűр» рассказывается, что Дармашил был первым челове- ком, который стал производить и пить вино, играть в азартные игры, носить одежду, расшитую золотом. [1] Баċîрат — духовный взор, видение истины, прозорливость. 40 Забыв о Создателе и поклоняясь идолам, его народ творил порочные деяния, от которых стонала земля. Они оставили за- конное бракосочетание и жили как животные. Они водрузи- ли своих многочисленных идолов на украшенные золотом и серебром троны, приставили к ним охрану и установили осо- бый день для всеобщего посещения. Стали традицией жертвоприношения и пиршества. Выбрав один из праздничных дней, Нűħ ┐ взошел на высокий холм и попросил Аллâћа помочь ему посредством нűра Пророка Муħаммада ┬. Затем он во всеуслышание обратился к народу и сказал, что он посланник Аллâћа и что нельзя поклоняться ни- кому, кроме Творца всех миров, который один только достоин почитания. Его голос был слышен и на Востоке, и на Западе, и все, кто пришел на пиршество, упали, лишившись сил. Идолы рухнули со своих тронов, и люди растерялись от необъяснимого страха, но во всей толпе только одна счастливая женщина по имени Имрат приняла истинную веру. Так как это было предо- пределено Всевышним, Нűħ ┐ женился на ней, и она родила ему шестерых детей — троих сыновей и трех дочерей. Сыновей звали Сам, Хам и Йâфиĉ, а дочерей — Бухайвират, Сâрат и Хас- ват. Он женился также на дочери Аджвида — Вал‘аб, приняв- шей Ислам, которая родила ему еще двоих сыновей — Балуса и Кан‘ана. Но в последующем несчастная Вал‘аб сошла с истин- ного пути. Ее сердце не ощутило сладости единобожия, и она опять стала поклоняться идолам. Количество принявших Ислам мужчин и женщин достигло семидесяти. Нűħ ┐ призывал Дармашила и его народ к едино- божию около трехсот лет. Когда заблудший Дармашил погиб, царем стал его сын, и был он мал‘űном хуже своего отца. После его кончины царство перешло к Таградусу, который был самым заблудшим в своем роду. Более пятисот лет призывал Нűħ ┐ к единобожию неправед- ных, но в племенах потомков Íâбила не нашлось тех, кто по- желал принять Ислам. За призыв к истинной вере Нűħу ┐ при- шлось испытать множество мук, иногда его избивали до того, что, считая мертвым, выбрасывали на мусорную свалку. Но 41 несмотря ни на что он не переставал призывать к истинной ве- ре, и какие бы муки ни переносил, никогда не просил в молитве плохого для них, только хорошее. Из-за обладания такой силой терпения он был причислен к «улу-ль-‘аżм»[1]. Когда Всевышний сказал Нűħу, что в дальнейшем не уверует никто из его народа и их потомков, пророк Нűħ ┐ потерял вся- кую надежду и попросил Всевышнего не оставить на земле ни одного неверного, иначе они собьют с истинного пути всех Его рабов. Так Нűħ ┐ сделал потомкам Íâбила плохое ду‘â (попросил наказания для них в мольбе). Когда он произносил эту мольбу, небеса задрожали. Всевышний тут же принял его мольбу и по- велел сажать деревья на земле Куфы. Через сорок лет на этом месте вырос лес. К тому времени по- явились признаки приближения всемирного потопа. Нűħ ┐ на- нял великана ‘Уджа носить бревна за еду с условием кормить досыта. Когда великану принесли три лепешки, он усмехнулся: это ли еда для него! Ему сказали, чтобы он начал есть, произ- неся «бисмиллâћ», тогда он насытился половиной лепешки и не стал доедать остальное. По указанию Всевышнего и по подсказке Джабрâ’îла ┐ Нűħ ┐ с детьми начали строить корабль, и его соплеменники каж- дый день насмехались над тем, что он строит корабль там, где нет воды. Корабль строили сорок лет, размером он был шестьсот локтей в ширину и тысячу в длину, и едва он был построен, как с соизволения Всевышнего заговорил человеческим голосом. На- чав со слов нафй ва-иĉбâт[2], он сказал, что спасется только тот, кто сядет на него, и погибнет тот, кто на него не взойдет. Тогда Нűħ ┐ обратился к народу и попросил хотя бы теперь принять истинную веру. Но никто и слушать его не захотел и не принял наставление корабля, полагая, что это колдовство. Тогда Всевышний разгневался и повелел Нűħу ┐ пригото- вить все необходимое на шесть месяцев. Пророк немедля по- виновался. Он попросил Всевышнего разрешить ему совер- [1] Улу-ль-‘аżм (букв. обладатели решимости) — великие пророки. [2] Нафй ва-иĉбâт (букв. отрицание и утверждение) — слова «Нет божества, кроме Аллâћа». 42 шить хадж и, получив разрешение, отправился к Заповедной земле[1]. Совершив семь ţавâфов, Нűħ ┐ попросил Аллâћа на- казать умму грешников. Когда пророк отправился в Мекку, безбожники решили сжечь корабль, но Всевышний поднял его в небо, держа его в воздухе как на воде, на виду у всех. И вот в назначенный час все живое: насекомые, звери, пти- цы — все парами поднялись на корабль. Нűħ ┐, подчиняясь по- велению Всевышнего, взял с собой восемьдесят мужчин и жен- щин, уверовавших к тому времени, а также тела Адама и Ħавы (мир им), тâбűт со священными писаниями, посох Адама ┐ и Ħадҗар аль-Асвад (Черный камень). Рассказывают, что послед- ним на корабль взбирался осел, но шайтан, вцепившись в его хвост, удерживал животное. Тут Нűħ ┐, думая, что осел упира- ется по своей воле, а не из-за уловок грязного иблиса, поругал его, сказав: «Почему не заходишь, мал‘űн!» Уцепившись за хвост осла, поднялся и иблис. Когда Нűħ ┐ со злостью стал отчиты- вать иблиса за то, что тот без разрешения поднялся на корабль, иблис возразил: «Не ты ли разрешил мне подняться, произнеся «Заходи, мал‘űн!»» – и добавив, что в мире, кроме него, нет дру- гого абсолютного мал‘űна, отказался выйти. Из топки печи стала извергаться вода, что было признаком начала потопа. Шли дожди, хотя не было туч. Вода, бурля, выхо- дила из-под земли, и земля стала словно кипящий котел. Нűħу ┐ было передано через ваħй, что потоп начнется с извержения во- ды из топки печи, и как только он увидит это, он должен спеш- но садиться на корабль. Повинуясь Аллâћу, пророк Нűħ ┐ со сво- ими близкими сел на корабль, но его сын Кан‘ан, несмотря на зов отца, отказался последовать за ним и погубил себя. Погибли все, кроме тех, кто сел на корабль. Из-за гнева Всевышнего на потом- ков Íâбила было уничтожено все живое на земле. Кааба, постро- енная ангелами во времена Адама ┐, была поднята на небеса и названа «Аль-Байт аль-ма‘мűр аль-‘атîí» (досл.: обжитой осво- божденный дом). Говорят, что она находится на четвертом небе. [1] Местность вокруг Каабы. 43 Корабль, произнеся «бисмиллâћ», в сопровождении девя- носта тысяч ангелов начал свое движение. Вначале он сделал семь кругов над тем местом, где стояла Кааба. Затем совершил зийâрат над местом Байт аль-Муíаддас (Иерусалим). После это- го он отправился в плавание по всей земле. Ни на западе, ни на востоке не осталось места, где бы он не побывал. Корабль сооб- щал Нűħу ┐ названия всех мест, над которыми он проплывал. Подобно полной луне, которая движется по небесному своду, он плыл по морю среди волн в течение шести месяцев. Затем Всевышний Аллâћ прекратил наказание, и стали облегчаться бе- ды потопа. Из-под воды начали появляться горные вершины. Корабль пристал к горе Джуди. Это был десятый день месяца мухаррам, его называют днем ‘Âшűрâ. В этот день Нűħ ┐ постился в знак благодарности Аллâћу за дарованные ему блага. По велению Нűħа ┐ постились и все, кто находился на корабле, даже животные, птицы и насекомые, – говорят, что в этот день постилось все живое. В этот день Нűħ ┐ взял оставшиеся зерна различных расте- ний и сварил их в одном котле, и все, собравшись вместе, съели то, что он приготовил. Этот обряд стал сунной пророка Нűħа ┐ — варить в одном котле разные зерна в десятый день месяца мухаррам. И в наше время нехорошо забывать эту сунну, ибо похвально соблюдать то, что пришло от праведных. Тот, кто постится ради Аллâћа в этот день, получает возна- граждение как за тысячекратное совершение хаджа и умры[1], как освободивший тысячу рабов, как тысячи шаћîдов. Кто может, пусть в этот день прочитает тысячу раз «Íул ћу» (суру «Иĥлâċ»), и Аллâћ посмотрит на него с милостью. Кто в этот день дает одежду сиротам и жалеет их, того обрадуют украшениями в Раю. Соответственно, следует иметь чистые намерения ради Аллâћа, а если намерения дурные, то все добрые дела исчезают как пыль. Тайно отданная ċадаíа[2] надежно защищена от пока- зухи и славы, поэтому старайтесь усердно. [1] Умра — малое паломничество в Мекку. [2] Садаíа — пожертвование, милостыня ради Всевышнего Аллаха. 44 Первый день мухаррама — это первый день нового года, в этот день желательно поститься, также похвально начинать но- вый год со служения Аллâћу. Еще есть особое ду‘â[1], по прочте- нии которого Аллâћ отправляет двух ангелов охранять того, кто прочел это ду‘â, от невзгод. Старайтесь прочитать его, спросив у ‘âлимов. Не забудьте произнести семьдесят раз слова, которые рекомендовано произносить в день ‘Âшűрâ. Если после этого чи- тать семь раз ду‘â, то в этом году вас не постигнет смерть. Все, что я рассказал, — это не маловажное и не ложь, которая сбива- ет с истинного пути. Я не сам это придумал и не из воздуха взял, а из книг, которыми можно руководствоваться. Теперь вернемся снова к рассказу о потопе и полистаем стра- ницы, из которых узнаем об остальном. Земля впитала воду и стала такой же прекрасной, как и прежде. По велению Аллâћа все живое было выпущено с корабля на землю. Солнце, Луна, звезды, дни и ночи — все стало на свои места. После сошествия с корабля было основано селение под назва- нием Íарйат ĉамâнîна (Село восьмидесяти), а затем пролился дождь милости, и на Земле заново началась жизнь. Через не- которое время умерли все жители этого села, кроме Нűħа ┐, его детей и жен. Тогда пророк отделил троим сыновьям три части земли. Старший сын Сам остался в западной части, к ней еще добавили Хиджаз, Йемен, Ирак, Шам и другие области. На ли- це Сама был нűр пророчества, и он очень уважал отца. Нűħ ┐ всегда был доволен им и просил для него у Аллâћа все хорошее. Просьба Нűħа ┐ была выполнена, из наследников Сама вышли пророки. Его потомками являются румы[2], персы, арабы. Тот, кто будет слушать отца, обретет такое же счастье. Был у Нűħа ┐ и другой сын, Хам. Он был непочтительным и не отзывался на зов отца. Ему досталась южная часть земли. Чер- нокожие являются его потомками. Это оттого, что отец просил Аллâћа, чтобы потомки Хама стали чернокожими, униженными рабами. У Хама был сын Мисрайимин. Услышав зов Нűħа ┐, он пришел к нему: «Вот я, дедушка, пришел к тебе». Нűħ ┐ с радо- [1] Ду‘â — молитва-мольба, обращенная к Всевышнему Аллаху. [2] Румы — европейцы и обитатели Малой Азии. 45 стью сделал ему ду‘â: «Да будет твое потомство благословенно, и да найдут они свое пропитание в плодородных землях с обильной водой и благоприятным климатом». В ответ на просьбу дедушки Аллâћ дал Мисрайимину Египет, чье название «Миċр» произошло от его имени. Его потомками стали копты. Нűħ ┐ позвал третьего сына, Йâфиса, который тоже не ото- звался. Тогда Нűħ ┐ попросил Аллâћа, чтобы Он сделал потомков Йâфиса худшими из людей. Ответив на это, Всевышний сотворил из потомков Йâфиса племена Йаджудж и Маджудж (Гог и Магог). Счастлив тот, кто поймет, какими будут последствия для тех, кто не слушает родителей. Эту историю всемирного потопа я описал коротко, так как в сказаниях об этом много разночтений, и я остановился на таком кратком объяснении. Нűħ ┐ умер, когда ему было девятьсот пятьдесят лет. Он был одним из долгожителей среди пророков. Когда к нему пришел ангел смерти Азрâ’îл ┐, Нűħ ┐ спросил его, засомневавшись: «Кто ты?» И когда тот ответил, что он — ангел смерти и при- шел забрать его душу, Нűħу ┐ стало немного не по себе. Тогда Азрâ’îл спросил: «Что, Нűħ, не насытился ли ты этим миром?» Нűħ ┐ ответил: «Я нашел этот мир с двумя воротами: заходят в него через одни ворота, а выходят – через другие». Азрâ’îл ┐ дал Нűħу райский напиток, чтобы было легче умереть. После этого душа пророка ┐ вышла из тела так легко, словно волос из масла. Дети омыли его, завернули в саван, совершили над отцом намаз-дҗанâза[1] и достойно похоронили. Говорят, что на месте погребения Нűħа ┐ открылся источник чистой ключевой воды. [1] Намаз-джанâза — мусульманская погребальная молитва.45
|
|