Краткое сказание о трех имамах Дагестана (продолжение)
Погиб и Батирхан, и Шамилю стали соболезновать его това-
рищи. Шамиль им ответил: «Скажите ему, что я скоро за ним
последую». При таких обстоятельствах все начали готовиться
уйти с Ахульго. Шамиля спустили вниз со скалы, посадив на его
спину семилетнего Гази-Муħаммада. С ним спустилась и часть
его товарищей. Там они подождали, пока спустятся остальные.
Газияв из Анди и Муса из Балахуни были отправлены вперед,
чтобы разведать путь.
К сестре имама Зайнаб ринулись прорвавшиеся с одной сто-
роны враги. Она вспомнила слова имама, приказавшего не
сдаваться. Ей было тяжело бежать, и она задумалась, как быть
дальше. Выбирать ей пришлось между пленом и смертью, дру-
[1] Река и водоем Пророка , которые находятся в Раю.
297
гого выхода у нее не было. Охваченная этими мыслями, Зайнаб
предпочла умереть, но не сдаваться в плен. Она подбежала к
краю скалы, посмотрела вниз, где текла река, и, обвязав голову
шалью, прыгнула вниз. Так Зайнаб стала мученицей, оставив
нам такую память о себе. Никто не пребудет вечно в этом брен-
ном мире, тела истлевают, а души остаются, и счастлив тот, кто
в предсмертный миг окажется в истинной вере.
Вниз к Шамилю со скалы спустились и остальные, и все вме-
сте пошли дальше. Они наткнулись на засевших в засаде вра-
гов, между ними завязалась перестрелка. Как только началась
стрельба, ловкий Шамиль успел сделать пять выстрелов. На
случай, если у врагов окажутся большие силы, имам здесь же
подготовился к битве. Некоторые из сопровождавших имама
встали за его спиной, а Султанбег из Дылыма встал впереди.
Затем они напали на неверных, и на этом месте лев из Дылыма
стал шахидом. Среди врагов, сидевших в засаде, начался пере-
полох. Спасая свои головы, они бежали. Имам, который искал
смерти шахида, собрался было в погоню за ними, но Салих вме-
сте с Муħаммадом, сыном Ахберди, удержали и успокоили его.
Как может имам стать шахидом, когда впереди у него было еще
много дней, с которыми связано множество разных событий?!
Муħаммад, сын Ахберди, поклялся Шамилю, что сегодня имам
не умрет здесь. Когда впоследствии Шамиль спросил его, как он
узнал об этом, Муħаммад рассказал ему свой сон.
И после этого они встречали еще немало засад, происходили
столкновения, из которых они выходили победителями с помо-
щью Всевышнего Аллāћа. В конце концов, им удалось добраться
до реки. Когда Шамиль узнал, что его семья отстала, он решил
вернуться. Но Юнус преградил дорогу имаму и не пустил его,
сказав: «Я пойду». Скоро он вернулся с радостной вестью о спа-
сении семьи. Измученные жена и сын имама живыми добра-
лись до Шамиля. Один из мюридов посадил семилетнего сына
имама на спину, но вдруг сзади кто-то из врагов ранил Гази-
Муħаммада в ногу. Жалея мюрида, который его нес, истекаю-
щий кровью Гази-Муħаммад повторял: «Если вдруг тебе станет
тяжело и придется меня оставить, брось меня в реку». Помня о
298
завещании отца не сдаваться в плен, Гази-Муħаммад предпочел
бы утонуть в реке, чем быть плененным.
Когда Шамиль уходил с Ахульго, с ним было около тридцати
человек. Из них по дороге шестеро стали шахидами, а с осталь-
ными имам добрался до берега реки. Тут имам, плача, сказал
товарищам: «Вы не дали мне погибнуть в пути…».
Совершив рассветную молитву, они двинулись дальше. Гим-
ринские лицемеры, спрятавшиеся за скалами по ту сторону ре-
ки, начали стрелять в Шамиля. Называя всех их поименно, Ша-
миль вытащил свою саблю и пригрозил ею со словами: «Мы еще
посмотрим!» Страх вселился в сердца лицемеров, и они броси-
лись бежать, а имам с мюридами продолжили путь. Из-за голода
и жажды путь стал очень трудным, и к полудню они упали без
сил.
Тем временем, узнав о том, что Шамиль и его мюриды уш-
ли с Ахульго, лицемеры во главе с Ахматханом из Дженгутая и
Хаджимурадом из Хунзаха пошли следом за ними. Всевышний
уберег имама и его друзей от врагов, как уберег Пророка на
горе Савр. Господь ослепил их глаза и отвернул их сердца от сле-
дования за имамом, и они вернулись обратно.
А раненные и измотанные муджахиды, превозмогая боль, шли
дальше. Один за другим они преодолевали горные перевалы. Их
мучила сильная жажда, животы впали, прилипнув к спине, во
рту пересохло. С такими трудностями до наступления времени
рассветной молитвы они добрались до одной возвышенности.
Гази-Муħаммад, которого Шамиль и мюриды по очереди несли
на себе, тоже был предельно измучен. «Потерпи немного, – ска-
зал Шамиль, успокаивая сына, и указал пальцем в сторону го-
ры, – когда мы доберемся до той горы, там мы найдем и хлеб,
и воду». Когда они добрались до нее, а это было раннее утро,
неожиданно появился всадник. Увидев их, он быстро повернул
коня, чтобы уйти, но Шамиль окликнул его. Узнав Шамиля и его
мюридов, всадник очень обрадовался. Это был Иса-Хаджи из
Чиркея, который с мясом и хлебом ехал им навстречу.
299
Поев и набравшись сил, они поблагодарили Ису-Хаджи и про-
читали за него хорошую мольбу. Затем сказали, что по пути упал
и отстал от них Муħаммад, сын Ахберди. Шамиль отправил за
ним Ису-Хаджи. Привезя его к имаму, он отправился за другим
отставшим раненным мюридом, а потом поехал к стойбищу ча-
банов, привез оттуда муку и дал им на дорогу. Он помог всем,
чем смог, и проводил имама в путь.
Шамиль с мюридами потихоньку спустились с горы. У под-
ножья они увидели загон для овец, их чабаном оказался сын по-
гибшего в сражении на Ахульго. С огромной радостью он встре-
тил имама, оказав гостеприимство, зарезал несколько овец и
поставил котел. Так он и встретил гостей, сказав, что это заве-
щал ему отец.
Ночью они отправились дальше. Вдруг они услышали голоса,
приближающиеся к ним, и прислушались. Оказалось, что это
жители села Артлух, услышав об имаме, вышли ему навстречу.
Они привели Шамиля и его спутников на хутор и оказали госте-
приимство. Один пришел с хлебом, другой – с сыром, третий – с
мясом, каждый приходил с тем, что у него было. Есть предание,
что имам прочитал хорошую мольбу за чиркейцев и артлухцев.
Да окажутся все, кто помогал имаму в трудную минуту, в числе
тех, за кого прочитали дуа те, чьи мольбы принимаются!
Шамиль с товарищами продолжили путь. Ко времени рас-
светной молитвы они добрались до Алмака. Как раз в это вре-
мя муэдзин призывал к намазу, и имам спустился к речке, что-
бы совершить ритуальное омовение. Шамиль намеренно спу-
стился туда, чтобы не навлечь опасности на село. Однако кади
села, узнав об этом, собрал весь джамаат и поспешил к имаму.
Явившись к нему, люди стали звать его к себе, говорили, что
ему необходимо прийти в село. Они сказали, что не дадут им
уйти, не оказав гостеприимства, и поклялись, что не отпустят
имама, даже если за это их будут живыми бросать в огонь.
Видя их настойчивость и мужество, имам согласился. Жители
села оказали почести своим гостям, встретили их тепло, угоща-
ли всем, чем могли, дали им поспать до обеда, а затем, снабдив
едой, проводили в путь.
300
Недалеко от местечка Зандак Шамиль с Юнусом оторвались
от остальных. На лугу они увидели одного уснувшего пожилого
косаря. Когда они подошли к нему, он, услышав их разговор,
проснулся и встал. Шамиль спросил Юнуса, есть ли у него что-
нибудь из еды для этого человека. Юнус вытащил вареную бара-
нью грудинку и дал ему. Тот начал расспрашивать их об имаме.
Чтобы проверить его, имам ответил: «Его уже убили». Эта весть
очень огорчила старика. Будто отец убитого сына, он рухнул
на землю, словно потерял сознание. А Шамиль с Юнусом пош-
ли дальше. Когда следом подошли остальные товарищи имама,
этот старик и их расспросил о нем. Они сказали, что Шамиль
жив, его не убили, и что он один из тех, кто прошел здесь перед
ними. Узнав это, он помчался за ним как ветер. Подбежав к си-
дящему имаму, он как дитя положил голову на колени Шамиля
и расплакался еще сильнее.
Облеченный доверием имам, которого возвеличили все спра-
ведливые люди, все, кто встречал его, кто о нем слышал, мусуль-
мане и неверные, все народы, друзья и враги и не являющиеся
ни теми, ни другими; человек, сотворенный соответствующим
райской земле, которому наследники Посланника Аллāћа дали
разрешение на наставничество; вождь, которого Аллāћ создал
специально для джихада; имам Шариата, отвергнувший адаты;
железная ограда Ислама; герой, которого высоко ценили пра-
вители мира, храбрость которого известна во всем мире, - оста-
лось ли что-либо еще, что мы можем сказать о тебе?!
Оставив старика на лугу, они дошли до Таттахира между ве-
черней и ночной молитвами. Там они пробыли три дня, пользу-
ясь гостеприимством жителей. Один из них, который дал обет
зарезать быка, если увидит имама вернувшимся с Ахульго жи-
вым, пригласил их к себе в гости. Он зарезал быка и собрал весь
джамаат. Так встретили имама с великими почестями.
Затем имам отправился дальше и остановился в Баяни, где и
родился его сын Муħаммадшафи. Это было 21-го числа месяца
раджаб. Там же имам зарезал баранов-‘акика[1] за своего сына.
Весь джамаат оказывал почести имаму и его товарищам. Побла-
[1] ‘Аķиķа – животное, которое приносят в жертву за новорожденного.
301
годарив их, Шамиль отправился в Ведено. Когда он добрался до
Ведено, уже наступил месяц ша‘бан. Имам созвал совет, чтобы
решить, как быть дальше. Оставив семью в Ведено, он объехал
вместе с товарищами окрестности, чтобы осмотреться. Он вы-
брал Гарашкити (или ‘Арасти) и решил обосноваться здесь. В Ве-
дено за семьей Шамиль отправил своего близкого кунака Шах-
бана. Когда прошли первые десять ночей месяца ша’бан, семья
имама уже прибыла к нему. После этого друзья, оставив имама
в удобном и безопасном месте, отправились по домам. С ним
остались только восемь человек: друг Шамиля Юнус из Чиркея,
его помощник Салих, Муħаммад, сын Худаната, Гимбат, Биля-
ди, Муса из Балахуни, Муртазаали и Нурали из Арадериха.
Рассказ о последующих событиях был бы слишком долгим,
поэтому вернемся к Ахульго.
Джаватхан из Дарго и храбрый Шуайб (да будет доволен ими
Аллāћ!) остались с имамом и много потрудились во благо Исла-
ма. Они приложили много усилий, собирая войско для имама. В
итоге в Ичкерии было создано 4 округа. В каждом из них оста-
вили отважных наместников. В округе Кихи наместником стал
Муħаммад, сын Ахберди, в округе Шали-Гермечик наместни-
чество доверили Джаватхану, округ Щеки доверили Шуайбу, а
округ Авух поручили переселенцу Хаджи Ташаву.
Справедливый порядок Шамиля принес свои плоды, огром-
ное количество людей последовало за ним. Народ полюбил спра-
ведливого имама, но и недоброжелателей хватало, как и везде.
Наведя порядок в Чечне, Шамиль вернулся в Дагестан. Он по-
бывал во многих селах, разъясняя людям Шариат. Часть жите-
лей села Зубутли выступили против имама. Амирхан из Чиркея,
Мамадхан из Анди с одной стороны и Шамиль с другой вошли
в село и навели в нем порядок. Затем Шамиль с мюридами под-
нялись на чиркейскую гору. Жители Чиркея устроили большой
маджлис предположительно в местечке Миккиласул кул‘а. После
жарких споров все приняли имама.
После этого имам вместе с этими чиркейцами и остальными
мюридами отправился в Ишкаталу и там тоже установил долж-
ный порядок. Оттуда они вошли прямо в Эрпели, подожгли дом
302
Уллубия, и причин тому было более чем достаточно. Потом имам
отправился в Гельбах и Янгиюрт, после чего, сделав круг, вер-
нулся в горы. Мюридов из Чиркея и Караная он послал в свое
родное село Гимры, а сам с остальными отправился в Ашильту.
Оттуда имам поднялся на Ахульго.
Судьба покорной жены Джавгарат, которая погибла на Ахуль-
го, потрясла Шамиля. Кто-то показал ему, где убили Джавгарат,
отсюда поток воды перенес ее тело в другое место. Истинная
мученица, она была укрыта слоем ила и лежала как райская
гурия, словно живая. Ее тело и одежда не претерпели никаких
изменений, даже губы были влажными, как у живого человека.
Для Джавгарат – живой, хотя в ее теле не было души, – была
выкопана могила, подобная райскому саду. Как Лев Аллāҳа ‘Али
похоронил мать Ħасана и Ħусейна , так и имам похоронил
мать Саида на Ахульго.
Царская армия понесла на Ахульго большие потери. Были
убиты в общей сложности тридцать три тысячи и один солдат.
Был случай, когда мюриды Шамиля за один день перебили пять
тысяч человек. Говорят, что в одном сражении спастись удалось
лишь генералу с двумя солдатами, остальные были убиты.
Из соратников имама на Ахульго погибли более трехсот чело-
век. Вспомним имена некоторых из них, так как нет возмож-
ности перечислить всех. Молодые чиркатинцы, ‘алимы и пред-
водители, в их числе и Муртазаали, пали шахидами одними из
первых. Также остались на Ахульго ‘алим и мухаджир Сурхай
аль-Кулавиййя и Алибег из Хунзаха. Дядя имама – ученый Ба-
тирхан, мухлис[1] и мубарак[2] Муртазаали из селения Мачада,
храбрец из Ирганая Муħаммадсултан и Кокав ‘Умар из Согратля
– глаза их также закрылись на Ахульго. Отважный Муħаммад,
сын Балайя из Ирганая, который за один день убил сто неверных,
Ħусейн, сын Арика, и Муħаммад, сын Хан-Акая из Аргвани, - ге-
рои, оставшиеся на Ахульго. Храбрый ‘алим, силач Хизи из Чир-
каты, ‘Уĉмāн из Балахуни, сын сестры имама Гази-Муħаммада
молодой ‘алим Муħаммад тоже полегли на Ахульго. Уца из Ара-
[1] Мухлис – чистосердечный, искренний в поклонении человек.
[2] Мубарак – благодатный; обладатель благодати (бараката).
303
дериха, Алихан из Харахи, Са‘ду из Ороты, Ħусейн, сын Алика,
Муħаммад, сын Муртаза из Оркачи, Ибрâҳîм аль-Хусайни из
села имама, друг имама, главный по наведению порядка, отец
одаренного сына – храбрый Муртаза, Муħаммадамин из гидат-
линского селения Хотода – все они павшие на Ахульго шахиды.
Поздравим же с обретением Рая тех, кто воевал вместе с има-
мом за Ислам, тех, кого похоронили, и тех, кто остался непохоро-
ненным, истинных шахидов, не ослабивших ремни, затянутые
ради Шариата, не продавших Ислам за деньги, не обманутых
богатством, проявлявших решительность, уповая на Господа,
грудью становившихся против пуль, защищая Ахульго, – слав-
ных храбрецов!
Когда имам с мюридами ушли с Ахульго, оставшихся муж-
чин, женщин и детей, которые не смогли уйти, взяли в плен. Их
было предположительно от шестисот до семисот человек.
Похоронив жену Джавгарат, имам отправился с друзьями в
отцовское селение. Когда Шамиль был уже там, неожиданно на-
пали враги. Произошло столкновение, в котором стал шахидом
Тагир из Унцукуля, да удостоимся и мы его благодати и заступ-
ничества. Говорят, что мать Тагира, да удостоится она Рая, уви-
дев его убитым, не проронила ни слезинки, сказав: «Я довольна
тем, что Аллāћ даровал тебе то, чего ты желал», и воздала хва-
лу Всевышнему. Дай Аллāћ, чтобы на нашей земле было боль-
ше матерей и сыновей с таким терпением и крепкой верой. Да
увеличит Аллāћ в Дагестане число истинных ‘алимов, чтобы они
охраняли границы религии как зеницу ока! Да не иссякнет для
нас воспитание истинных суфиев, любящих поклоняться Аллāћу
и не призывающих к смуте. Да избавит нас Аллāћ от болезней,
против которых врачи бессильны. Дай Аллāћ, чтобы никто не
сошел с истинного пути, на котором были наши предки. Да не
будут потомки, не принимающие наставления. Да образумятся
те, кто в мед добавляет соль. Да поможет Мудрейший искренне
раскаяться. Дай Аллāћ, чтобы люди выбрали шариат Его Лю-
бимца , и да сделает Аллāћ нас оживляющими Сунну Пророка
, и да убережет нас Аллāћ от бед и смут последнего времени!
Да отвлечет Создатель разжигающих смуту людей. Да не будет
304
благоприятствования в делах тех, кто сеет вражду. Да получат
возможность коты ловить домашних мышей. Да не будет кому
очистить руки тем, у кого они в крови!
Мир сей подобен падали, которая видела многое, а искатели
его подобны псам, пожирающим эту падаль. Он также подобен
бездонному океану, из которого уже не выберется тот, кто оку-
нется в него.
Человек рождается и умирает, подобно тому как прорастает и
высыхает трава. Смерть является общей для всех дорогой, кото-
рую пройдет каждый, состоятельный он или нет. Как кость об-
манывает собаку, так и мирское, обманув, подминает под себя
жадно стремящихся к нему. Ни для кого не секрет, что случится
с глупцом, не умеющим плавать, если он нырнет в море, слов-
но водолаз. Осел не побежит как скакун, и машина заглохнет,
если залить грязный бензин. Если не умеющий водить сядет за
руль, он попадет в аварию. Кто оставит проторенный путь, тот
не будет счастлив. Для заключенного тюрьма – не дом отдыха,
горести и страдания не покидают его.
Поскольку в благородном хадисе сказано, что земная жизнь
– тюрьма для верующего, нужно терпеть некоторые неудобства.
После трудностей приходит облегчение, и если мы будем хра-
нить спокойствие, то не заблудимся! Ар-Раззак (Дающий пропи-
тание, Аллāћ) взял на Себя наше обеспечение, и мы не получим
от людей, сколько бы их ни просили, то, что нам не суждено.
Спустя двадцать пять лет после того, как Шамиль ушел с
Ахульго, один старик из Уриба посетил Ахульго и увидел там
женщину, которая сидела словно живая, без всяких изменений.
Даже одежда на ней не истлела, ее бездыханное тело на удивле-
ние хорошо сохранилось. Было удивительно и то, что она рука-
ми держалась за оба конца своего платка, завязанные в узелки.
Старик подошел, развязал узелки и обнаружил в одном узелке
горсть муки, а в другом столько же соли. Задумайтесь, мусуль-
мане, разве нам приходилось испытывать такой голод, жажду,
такие трудности и беды, какие испытали они?! Нам надо быть
благодарными Аллāћу за все Его бесчисленные блага. Не пора ли
нам покаяться?!
305
Однажды некий человек решил разбить на священной земле
Ахульго, где похоронены шахиды, огород и посадить деревья и
для этого нанял двадцать работников. Но Всевышний Аллāћ не
позволил поступить так непочтительно по отношению к шахи-
дам, которые отдали жизнь ради Него, и, как говорится в книге
«Магази», у каждого из работавших там отсохли руки.
В пещере на Ахульго был также найден мертвый человек, ко-
торый сидел, прислонившись к скале, на нем не было никаких
изменений и признаков смерти, кроме отсутствия души. Тем,
кто видел его, он казался живым, даже его одежда не потеряла
вид. Говорят, что этот шахид просидел в таком состоянии 18 лет
после сражения.
Ахульго – это клочок райской земли, на котором проявились
такие удивительные чудеса.
Ахульго – это место, где во время испытания рабов Всевыш-
ним собрались те, кто был одарен счастьем.
Ахульго – это гора, которую храбрецы покрыли славой, окрест-
ности которой полны нура[1] и благоухают ароматом файза[2].
Ахульго – это место, откуда души шахидов, ведомые райски-
ми гуриями, взлетели на Барзах.
Ахульго – это возвеличенное место поминания Аллāћа, с кото-
рого зикр[3] мюридов поднимался в небеса.
Ахульго – светило из драгоценных камней, которое со време-
нем становится все ярче для народа.
Ахульго – это возвышенность, с которой скатилось много го-
лов, отделившихся от тел неверных.
Ахульго – это поле боя, на котором, как говорят, каждый из
мюридов сражался против сотен.
Ахульго – это соратник Бадра и Уħуда, где проливали кровь
львы имама.
Ахульго – это крепость, которую храбрецы, сломав ножны ме-
чей, прославили в истории.
Ахульго – это место, где женщины повязали чалму, надели па-
пахи и вооружились, когда возникла необходимость.
[1] Нур – божественный свет, сияние.
[2] Файз – свет богопознания.
[3] Зикр – богопоминание.
306
Ахульго – это скала, с которой прыгнула вниз родная сестра
имама, не пожелав сдаться в плен.
Ахульго – достоинство, которое сохранили храбрецы ценою
своей жизни, следующее за аль-Кадисиййа.
Ахульго – это земля, где похоронены триста шахидов, подоб-
ная Джаннатуль Баки‘.
Ахульго – место, где находятся те, кем Аллāћ доволен так же,
как участниками «бай‘ат ар-ризван».
Ахульго – это поселение тех, кому Аллāћ позволил делать ша-
фаат родным с отцовской и материнской стороны – по пятиде-
сяти человек с каждой.
Ахульго – царь всех зийаратов, куда ходят правоверные для
получения благодати.
Ахульго – это возвышенность, особенная среди всех святых
мест в истории.
Ахульго – это родина тех, кому даны силы принимать всех
приезжающих гостей.
Ахульго – это заповедная земля праведников: если попросить
через их посредничество, Аллāћ принимает мольбу.
Не забывайте, что необходимо дозволение для того, чтобы
пройти по чужим заповедным местам. Человек, который со-
вершает желательное, оставив обязательное, подобен тому, кто,
оставив Коран, читает Евангелие. Если посетители не соблюда-
ют соответствующие условия, то от этого зийарата им нет поль-
зы. Чем совершать бесполезное путешествие, во сто крат лучше
остаться дома. Особенно недопустимы не соответствующие Ша-
риату поездки женщин, которые едут по зийаратам, заполнив
автобусы. Блага Милостивого и Прощающего проливаются на
нас, когда мы остерегаемся запрещенного Шариатом. Вместе с
махрамом[1] вам, мусульманки, разрешается объездить хоть весь
мир, но разъезжать подобно туристам вместе с чужими людьми
запрещено. Особенно посетители Ахульго должны знать необхо-
димые адабы.
Следует совершить полное и малое омовение, искренне пока-
яться и иметь намерение совершить зийарат ради Аллāћа. Вый-
[1] Маħрам – близкий родственник, брак с которым запрещен Шариатом.
307
дя в путь с таким намерением, необходимо вести себя спокойно
и дружелюбно до возвращения домой. Не стоит вести лишние
разговоры, спорить друг с другом и обижаться на других. Ког-
да подниметесь на гору, особенно следует помнить о могилах
без надгробных камней. И не думайте, что «женихи Барзаха»,
лежащие в могилах, мертвы, хотя души покинули их. Также не
думайте, что тела павших на пути Аллāћа тлеют, подобно те-
лам обычных людей. В книгах толкователей Корана написано,
что земля не причиняет им вреда. Затем, остановившись не-
надолго у подножия холма, поприветствуйте их и прочитайте
за их души суру «Аль-Фатиха». После этого, мысленно попросив
разрешение, тщательно соблюдая адаб, можно двигаться даль-
ше. Кто знает Коран, пусть читает сколько хочет, а кто не знает
– пусть ограничится чтением суры «Аль-Ихлас». Вознагражде-
ние за прочитанное подарите нашему Пророку – господину
посланников, а также его семье, всем сподвижникам, салафам
и халафам и особенно шахидам Ахульго (желательно именно в
таком порядке), затем, конечно же, покойным предкам и всей
умме. Ахль ас-Сунна говорят, что воздаяние дается именно та-
ким образом, а передать то, что говорят ахль ас-Сунна, я тоже
всегда готов.
Те, кому подходит то же, что и мне, награду передают таким
образом, а кому не подходит – пусть делают как хотят, возра-
жений нет. Те же, кто отрицает получение покойными возна-
граждения за прочитанное, тоже пусть делают что хотят, ведь
им никто не запрещает.
После этого смиренно попросим Господа обо всем хорошем на
том и на этом свете посредством этих шахидов, а тех, кто отри-
цает посредничество, оставим в стороне.
Обратите внимание, о обладатели разума, есть урок для вас,
приведем пример, а вы сами его оцените. Всем известно, сколь-
ко усилий прилагает отец, чтобы вызволить сына, которому гро-
зит тюрьма. В поисках помощи вся родня днем и ночью ходит к
прокурору. Даже если он заслуживает того, чтобы его посадили,
сколько взяток дают, чтобы хотя бы уменьшить срок! Почему
же можно просить прокурора, склонив голову и преклонив ко-
308
лени, давая взятки, что является харамом? Почему таких людей
не называют кафирами, если то, что твердят отрицающие по-
средничество, – правда?! Почему при болезни не сидят дома и
не просят Аллāћа, вместо того чтобы ходить по врачам?! Почему
же, вместо того чтобы бегать в банк за деньгами, не сидят до-
ма и не ждут терпеливо, пока Сам Аллāћ даст деньги?! Каждый
человек знает свое сердце и мысли, что крутятся в нем. И по-
скольку Создатель смотрит именно на сердца, разве не важнее
всего оградить их (от всего иного, кроме Аллāћа)?
Не говоря о повседневности, возьмем, к примеру, время на-
хождения в намазе. Разве подобает совершающему намаз, стоя-
щему перед Господом, чтобы сердце его было подобно яме, на-
полненной мусором?! Разве остается человек в намазе ограж-
денным от мыслей о запрещенных Шариатом деяниях? И разве
для того, кто беспокоится о своем намазе, не является обяза-
тельным избавление от таких мыслей? Никто не говорит, что с
сердцем, исполненным таких мыслей, нельзя совершать намаз,
но поминание чистых равхани[1] шейхов они называют ширком.
Как вообще может говорить мусульманин, что нельзя просить
помощи у шейхов, шахидов и всех любимцев Аллāћа – совер-
шенных людей, которым дарована Его помощь?!
Подниматься на Ахульго, чтобы рассказать историю и вер-
нуться, подобно атеистам, тоже нельзя. И было бы очень хоро-
шо не топтать эту гору милости, благоухающую файзом. Дай,
Аллāћ, нам помощь в сохранении всего хорошего, красивого из
того, что оставили нам лучшие люди. Есть надежда на Аллāћа,
что Он не оставит полноценно совершающих зийарат без бла-
годати шахидов. Жизнь имама, его справедливость, порядок и
путь останутся в веках примером для людей. Его масштабные
идеи использовали во благо правители разных стран вплоть до
Египта и Шама[2].
Мне рассказал один участник Великой Отечественной войны,
что однажды их полк попал в окружение немцев. Положение
было настолько трудным, что не было надежды выбраться от-
[1] Равħани – здесь: душа.
[2] Территория современных стран Сирии, Иордании, Ливана, Палестины.
309
туда живым. Подумав, что случится только то, что предначер-
тано, уповая на Всевышнего, этот горец решил, что лучше бе-
жать из окружения, чем остаться и быть убитым. Под градом
вражеских пуль ему все же удалось выбраться из окружения.
Из полка в живых остались шестеро, остальные погибли. После
этого командир полка вызвал его в штаб. Тот подумал, что его
хотят расстрелять, и испугался, но делать нечего, пришлось ид-
ти. Командир начал расспрашивать его о случившемся. И когда
он подробно рассказал обо всем, командир сказал ему: «Убежав-
шего оттуда, где ему не победить, ваш Шамиль считал героем,
поэтому сегодня ты – герой». И записав имя для награждения
орденом, командир отпустил его.
Шамиль, попросив разрешения у царя, отправился в Мекку и
Медину. Царь прибыл проводить Шамиля и подарил ему три ты-
сячи рублей на дорогу, вдобавок на прощание пожал руку има-
му и поцеловал ее, пожелав счастливого пути. В ответ Шамиль
тоже поцеловал руку царю и выехал в Стамбул.
Когда Шамиль прибыл в Стамбул, султан встретил его с почет-
ным караулом. Они с почестями приняли дагестанского имама,
оказав ему должное уважение. За большие деньги ему купили
дом, где он поселился с семьей, назначили жалованье (пять то-
менов в день), раскрыли перед ним двери своих сокровищниц,
где он увидел много удивительного.
Шамиль встретился и с алимами, у которых было много во-
просов к нему. Имам осадил их достойным ответом и запечатал
рты оппонентам ссылками на Коран и Сунну.
Рассказывают, что Шамиля однажды спросили, о чем он не
может забыть. Имам ответил, что не может забыть своих мю-
ридов, оставшихся в горах Дагестана, каждый из которых мог
один воевать с целой армией.
В таком покое имам со своими товарищами пробыл в Стам-
буле шесть месяцев. В это время султан Абдулазиз готовился к
войне с правителем Египта Исмаил-пашой. Узнав об этом, Ша-
миль поговорил с Абдулазизом и дал ему доброе наставление.
Султан объяснил, что правитель Египта отказывается платить
310
дань. Имам попросил отложить войну до тех пор, пока он не
встретится с ним. Абдулазиз согласился, и Шамиль отправил-
ся в Египет. Когда корабль, на котором был Шамиль, доплыл
до места, где утонул Фир‘авн, на море начался шторм, отчего
люди очень испугались. А Шамиль в это время был всецело по-
глощен поминанием Всевышнего (хузур-джам‘ият), и ничего не
почувствовал. Моряки пришли к имаму, надеясь, что он смо-
жет чем-то помочь. Шамиль написал записку и, дав им, велел
бросить в море так, чтобы она не коснулась корабля. Они так
и сделали, и море сразу успокоилось. В записке было написано:
«Если ты море, подчиняющееся человеку, то обращаюсь к тебе:
успокойся. Если же ты море своевольное – делай что хочешь».
Море подчинилось велению Шамиля, и в этом проявился кара-
мат (чудо) справедливого имама. Всемогущий явил людям муд-
жахида, придерживающегося Сунны Пророка , ради которого
созданы небеса и земля.
Прибыв в Египет, имам встретился с правителем Исмаилом.
Он тоже оказал почет имаму Дагестана и с огромной радостью
усадил его на свой трон. Они немного поговорили, и Шамиль
дал ему совет: «Нельзя допустить, чтобы ваша ссора наносила
урон Исламу». Разумный воспользуется советом, и Исмаил при-
слушался к доброму назиданию. Он переборол шайтана и свой
нафс и, следуя разуму, сказал: «Я сделаю как ты скажешь». «В
таком случае, – сказал имам, – подари турецкому султану своего
старшего сына». Исмаил-паша дал полное согласие, на том и по-
решили. Он отправил к султану своего сына и послал вдобавок
еще много подарков.
Когда сын Исмаила с подарками прибыл в Стамбул, Абдулазиз
засиял от радости, как солнце в ясный день. Прошла вражда,
таившаяся в его сердце. Он выдал свою дочь за сына Исмаила,
устроив большие торжества, и сделал его своим зятем.
Два правителя, которые враждовали между собой, стали как
братья, сменив вражду на любовь. Смешавшись, как мед и мас-
ло, они стали одной дружной семьей. Весь народ высоко оценил
имама, увидев его способность примирять враждующих. Весь
311
народ был доволен им, и все ученые одобрили и признали пра-
вильной его политику.
С таким почетом, какого арабы не оказывали ни одному пра-
вителю, Шамиля встретили и в Мекке и Медине. Только после
того, как Создатель полюбит раба, его полюбят и люди!
Шамиль был справедливым имамом, которого признали лю-
ди, видевшие множество его караматов. Он был оплотом даге-
станцев, которому Пророк поручил обновить Шариат. Он был
ученым, понимающим Коран и Сунну, обладателем красивого
нрава, чьи слова не расходились с помыслами. Он был шейхом,
подготовленным для наставления людей на истинный путь, на-
следником Пророка и обладателем совершенных тайных зна-
ний. Шамиль был правителем, которого вели за руку наставни-
ки и который презирал лицемеров и растоптал неверие.
Шамиль, как лев, всегда был в переднем ряду, среди тех, чьи
сабли были наточены, готовый прийти туда, где разгорался бой.
Это был храбрец, наделенный превосходным талантом воена-
чальника, и в поединках не нашлось ему достойного против-
ника. Он был предводителем бесстрашных воинов, каждый из
которых мог один сражаться с сотнями неверных. Шамиль был
известным в народе героем, который воевал 25 лет, не вклады-
вая саблю в ножны. Шамиль – правитель, который всю свою
жизнь отдал борьбе за свободу Родины.
Он был рабом Аллāћа, который выполнял Его повеления. Ша-
миль был мухлисом, который перешел к наставлению народа
после того, как одержал победу над своим нафсом.
Беспорядки, устроенные бандитами, которые не понимают
даже смысл слова «ихлас»[1], не являются газаватом. Смута не-
вежд, которые в первую очередь не побороли свой нафс, – это
не джихад. Как можно воевать, вместо того чтобы благодарить
Аллāћа, в то время, когда появилась возможность заниматься
богослужением?! Те, кто терпел, когда под запретом был даже
намаз, – посмотрите, что они творят, когда религия получила
свободу! Разве возвышается Ислам, когда принуждают принять
[1] Ихлас – искренность в богослужении.
312
его, проливая кровь и запугивая народ?! Разве Аллāћ так гово-
рит в Коране или о том гласит хадис Пророка ?! Или до них по
наитию дошло повеление Аллāћа, чтобы они кровавыми руками
покорили Кавказ?! Или у этих помощников шайтана были тай-
ные видения, чтобы сеять такую смуту в мусульманской умме?!
ٹ ٹ ثن ی ئج ئح ئمئى ئي بج بح بخ بمبى بي تج تح تخ تم
تى تي ثج ثم ثى ثي جحجم حج حم خج خح ثم البقرة: ٢٥٦ . واملعنى ال يكره
أحد أحدا عىل الدخول يف اإلسالم فإن الحق والباطل ظاهران لكل أحد فال ينفع اإلكراه . ٹ ٹ
ثن ٹ ٹ ٹ ڤ ڤ ڤ ڤ ڦ ڦڦ ڦ ڄ ڄ ڄ ڄ ڃ ڃ ثم يونس: ٩٩ .
))صاوي(( ، جـ 1 ، صـ 121
Пеший всадника не догонит. А джихад завершился на Шами-
ле. Все движения, происходившие после него, были безрезуль-
татными, и этого примера нам достаточно.
Наступили последние времена, и может случиться всякое, но
счастлив будет тот, кто последует Шариату! Оттого что появля-
ется много течений, Ислам не запятнается, ведь это путь Аллāћа,
Он Сам сохранит его! А те, кто упорно идет по пути, ведущему в
Ад, пусть разгоняют свои джипы – они все узнают, когда войдут
в него. Те, кто ненавидит алимов, призывающих к добру, пусть
дают волю своим страстям.
О исламская община, попрощайся с этими группировками
шайтана, которых не наставил Аллāћ, и оставь их. Отдались от
тайных врагов шариата нашего любимого Пророка , держись
от них на расстоянии дневного пути, нам они не нужны! Кля-
нусь Аллāћом, кто, искренне сожалея о содеянном, придет к по-
каянию, тот возрадуется в последующем и получит довольство
Аллāћа! Он станет одним из общины нашего любимого Пророка
, и не сравнится с этим ничто на земле!
О Царь всех миров, одари нас деяниями, которыми Ты бу-
дешь доволен, и дай нам понимание Ислама! О Милостивый ко
всему сущему Аллāћ, чья милость безгранична, смилуйся над на-
ми, сохранив нашу веру!
312