Официальный сайт целительницы Альфии
Воскресенье, 27.09.2020, 23:00
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
 Гибель Йазида и ‘Убайдуллаха ибн Зийада

Краткое сказание о гибели Йазида и ‘Убайдуллаха ибн Зийада


После того как враги добились своей цели, отрубив голову
Ħусейну , могущество Ибн Зийада возросло еще больше. Его
назначили наместником всего Ирака, а до этого под его властью
были только Куфа и Бусра. Говорят, что от Йазида в подарок он
получил миллион дирхемов. Он приехал из Куфы в Бусру, купил
два дома и снес их. На этом месте он построил два больших зам-
ка, подобных Ираму Шаддада, и назвал их Хамра’ и Байза’. Он
вел себя разнузданно, делал что хотел, владея Ираком, словно
нет ничего, о чем следовало бы беспокоиться.
‘Убайдуллах, прибыв в Бусру, не поладил со своим братом
Муслимом ибн Зийадом. Отношения между двумя братьями
были неважные, и говорят, что причиной тому была женить-
ба Муслима на женщине, с которой развелся ‘Убайдуллах. Из-за
этого их отношения испортились, и спор их могла разрешить
лишь сабля. Тогда Муслим отправился в Шам к Йазиду.
Йазид принял его радушно и расспросил обо всем. Йазид
спрашивал, а Муслим отвечал, и из этого разговора Йазид по-
нял, какова его цель. Оказалось, что в Бусре брат не давал ему
покоя и он хотел получить власть в другом месте.
Разве Йазид сделает что-либо кроме добра детям Зийада,
которые оказались так полезны в нужный момент? Он напи-
сал приказ о назначении Муслима правителем Хорасана и все
устроил. Он дал Муслиму сильное войско из Шама, и тот вер-
нулся в Бусру, чтобы забрать семью и желающих пойти с ним.
‘Убайдуллах же стал громить дома пожелавших уехать с Мусли-
мом. Тогда Муслим пожаловался на него в письме Йазиду, и тот
в ответ приказал не трогать дома. Муслим взял семью и детей
и отправился с войском в Хорасан, оставив город брату. С ним
ушли старейшины Бусры Ибн Аби и Суфрат.
Когда Ħусейн  отправлялся в путь по приглашению куфий-
цев, Муħаммад, сын Ħанîфы, был в Медине. Он не смог пойти с
братом из-за болезни, удержавшей его в постели. Впоследствии
241
Йазид прислал Муħаммаду письмо с удивительной похвалой. «Не
вижу никого из Бану Хашим, кто обладал бы столь совершенны-
ми знаниями и разумом, как ты. По получении письма, ничего
не боясь, спокойно приезжай ко мне», – попросил он. Еще ска-
зал: «Хочу получить пользу от твоих речей и мнения».
Получив письмо Йазида, Муħаммад прочитал его и задумался,
как поступить. Он поделился с сыновьями, и они посоветовали
ему не ехать туда. «Им ничто не помешает поступить с тобой так
же, как с Ħусейном, не верь ему», - попытался убедить его ‘Аб-
дуллах. «Я надеюсь, что Аллāћ защитит тебя от его зла», - сказал
Джа‘фар. Однако отец с упованием на Аллāћа принял пригла-
шение и отправился в путь.
Йазид радушно принял его. Сразу при встрече он выразил
ему соболезнование по поводу гибели Ħусейна  и поклялся
именем Всевышнего: «О Абуль Касим! Убийство Ħусейна при-
чинило мне такую же боль, как и тебе». Проклиная ‘Убайдулла-
ха, он свалил на него всю вину: «Он меня не послушался. Я ни
за что не убил бы Ħусейна». Так он сказал, а что было у него на
душе, мы не знаем. В ответ Муħаммад соответствующе оценил
сказанное Йазидом, посчитав лучшим предать забвению то, что
осуществилось по предопределению Всемогущего. «Мы ведь с
Ħусейном братья, у нас один отец, и я не хотел бы отныне слы-
шать от тебя слов порицания в его адрес», - высказал Муħаммад
то, что было на сердце. На это Йазид твердо пообещал: «Ты не
услышишь от меня ни одного упрека в адрес Ħусейна» - и после
этих слов, как бы выдвинув условие, предложил ему принести
присягу. Муħаммад предпочел примирение и не стал отказы-
ваться. Он дал слово и не стал портить отношений, а Йазиду
больше ничего и не было нужно.
Так они встретились, поговорили, затем Муħаммаду показали
отведенные ему покои. «Когда будешь возвращаться, от меня
тебе в подарок триста тысяч дирхемов», - сказал Йазид. «О пра-
витель, я не нуждаюсь в этих деньгах», - отказался сын ‘Али .
Но Йазид сказал, что Муħаммад может отдать их кому захочет,
и он принял подарок. Так он гостил у Йазида, пока не соскучил-
ся по дому. Пожелав вернуться в Мекку и Медину, он попросил
242
у Йазида разрешение. Тот прибавил к подарку еще сто тысяч
дирхемов и сказал Муħаммаду, что он может вернуться, приба-
вив: «Я был бы рад, если бы ты остался рядом со мной навсегда.
Но раз ты хочешь вернуться, я попросил бы тебя указать мне на
мои недостатки. Если у меня есть какие-либо черты, достойные
порицания, хотелось бы, чтобы ты не промолчал об этом». «Что
бы ни произошло между тобой и Ħусейном, этого не исправить,
но пока я был здесь, я видел с твоей стороны лишь хорошее»,
- сказал сын ‘Али . Затем добавил: «Но тем не менее я предо-
стерегаю тебя от опьяняющих напитков» - и сделал наставление
по этому поводу. Йазид остался очень доволен, с радостью вос-
принял сказанное и твердо пообещал бросить пить. Правитель,
которого избрал народ, является посредником между ним и Все-
вышним. Он должен быть богобоязненным, иначе подопечных
ждет погибель.
Муħаммад прочитал такое наставление, и Йазид согласился с
ним. Они попрощались друг с другом, произнесли друг другу хо-
рошую мольбу, и Йазид достойно проводил Муħаммада. На про-
щание Йазид велел Муħаммаду писать ему, какая бы нужда ни
появилась. «Если возникнет необходимость, напишу. Я не держу
на тебя зла», - ответил Муħаммад. После этого он переселился
из Медины в Мекку и предался богослужению. Он отказался от
мирского и оставшуюся жизнь провел в поклонении, постоян-
ствуя в намазах и постах.
В это время ‘Абдуллах ибн Зубайр  стал тайно добиваться
власти в халифате. Он разбудил спящую, утихшую было смуту и
начал критиковать власть Йазида.
Поскольку при необходимости за помощью обращаются и зна-
комые, и незнакомцы, к Муħаммаду с этой целью прибыла одна
группа последователей Ибн Зубайра . Это были дети мухаджи-
ров и ансаров, среди которых были ‘Абдуллах ибн Мути‘ и ‘Аббâс
бин Саҳл. Они стали говорить о необходимости начать войну с
Йазидом, рассказали о том, что присягнули ‘Абдуллаху ибн Зу-
байру , провозгласив его халифом, и предложили Муħаммаду
присоединиться к ним и действовать сообща. Муħаммад реши-
тельно отказался, сказав, что он этого не сделает. Они стали го-
243
ворить, что Йазид пьет спиртное, играет с собаками, и зачем,
мол, нужен такой нечестивец, на что Муħаммад ответил, что он
находился рядом с Йазидом в Шаме и ничего нечестивого с его
стороны не видел и что нельзя свидетельствовать о том, чего не
видел собственными глазами. Также он сказал, что Йазид пере-
стал пить спиртное после того, как он предостерег его от этого, и
пояснил, что за грех, совершенный Йазидом после этого предо-
стережения, ему (Муħаммаду) греха не будет.
Хотя Муħаммад дал мудрый совет и сказал: «Я боюсь, что вы
напрасно прольете кровь», пришедшие не вняли его совету и
сказали, что принесут присягу ему, если он хочет. «Последуете
ли за мной или я последую за кем-либо, я не считаю войну до-
зволенной», - настаивал Муħаммад на своем. Они долго обсуж-
дали этот вопрос, но Муħаммад отверг их мнение. Напоследок
он поклялся именем Всевышнего, что не будет воевать с людьми
киблы и не войдет в чужой дом без разрешения хозяев.
Вскоре слухи о тайном заговоре в Мекке дошли до Куфы и
до проклятого Ибн Зийада в Бусру. Тот прибыл в Куфу прове-
рить достоверность этих слухов. Он встретился с халифом Куфы
‘Амром и спросил, слышал ли он об этом. Они разговорились, и
‘Убайдуллах, выражая свое мнение, сказал ‘Амру: «Я не вижу
угрозы Йазиду со стороны Ибн Зубайра ». И добавил: «Больше
всего Йазиду страшны сторонники ‘Али-асхаба». Затем он спро-
сил Амра, знает ли он кого-либо, кто в данное время в Куфе вы-
ступает в их поддержку. ‘Амарат ибн ‘Укбат вскочил и заявил,
что он знает такого. Между ним и Мухтаром, сыном ‘Убайда,
когда-то давно возник небольшой конфликт. Из-за этого ‘Ама-
рат оклеветал невинного Мухтара. Он заявил, что это Мухтар
настроил Муслима ибн ‘Укайла против ‘Убайдуллаха. Также он
сказал, что вначале Мухтар был сторонником ‘Уĉмāна , затем
перешел на сторону ‘Али . После этого Ибн Зийад разгневался
еще больше и приказал привести Мухтара к нему.
Слуги привели Мухтара ибн ‘Убайда к нему, и этот проклятый
стал упрекать его. Мухтар твердо заявил, что он любит сторон-
ников ‘Али  из-за Посланника Аллāћа . «Но Муслиму я не по-
могал, это знает и ‘Амарат», - сказал он. Пристыженный ‘Амарат
244
чуть не провалился сквозь землю. Его ложь была разоблачена, и
он помертвел от стыда. Ему пришлось опровергнуть свою ложь
и признаться, что Мухтар не помогал Муслиму. Исполненный
гнева проклятый Ибн Зийад ударил Мухтара по лицу палкой,
попавшейся ему в руки. Удар пришелся в глаз, в результате чего
Мухтар лишился глаза. После этого его прозвали Аштаром. «Если
бы Ибн ‘Укбат (‘Амарат) не вступился за тебя, я бы точно отру-
бил тебе голову», - угрожающе заявил заблудший Ибн Зийад и
приказал заточить его в тюрьму. Мухтару надели на руки оковы
и бросили в темницу.
Слухи о том, что Мухтар ибн ‘Убайд арестован, дошли до ‘Аб-
дуллаха ибн ‘Умара  в Медину. Его жена была сестрой Мухта-
ра. Узнав о том, что брат арестован, она потеряла покой. Тюрь-
ма беспощадного ‘Убайдуллаха была такой, что выбраться от-
туда не было надежды, поэтому Сафийа стала упрашивать Ибн
‘Умара  помочь ее брату. Ибн ‘Умар  собирался оказать ему
помощь и без ее просьбы. Не видя другого выхода, он написал
письмо Йазиду в Шам с просьбой о помощи.
Получив письмо с такой доверительной просьбой, Йазид дал
достойный ответ. В тот же час он отправил в Куфу письмо с
жестким приказом безотлагательно освободить Мухтара сразу
при получении письма. Ибн Зийад, оказавшись в безвыходном
положении, выпустил Мухтара из тюрьмы, но при этом дал ему
трое суток и предупредил, что при встрече по истечении этого
времени убьет его.
Поскольку негодный сын Зийада сделал землю Куфы запрет-
ной для Мухтара, тот вознамерился переселиться в Хиджаз.
Прибыв в местечко Вакасат, он встретил путника, который ока-
зался его знакомым. Тот спросил Мухтара, что случилось с его
глазом, и Мухтар рассказал ему обо всем, что произошло. Тогда
путник прочитал мольбу, чтобы Ибн Зийад потерял глаз, как и
Мухтар. «Если я не убью Ибн Зийада, пусть Аллāћ меня убьет»,
- сказал Мухтар о своем желании убить Ибн Зийада. Он также
поклялся уничтожить столько убийц Ħусейна , сколько было
убито в отместку за пророка Йахйу .
245
После того как они поговорили об этом, Мухтар спросил, какие
новости из Мекки. Путник рассказал, что Ибн Зубайр  готовит
заговор против Йазида. Мухтар ибн Убайд очень обрадовался,
эта радостная весть расширила ему грудь. Он произнес хорошее
пожелание путнику: «Да обрадует тебя Всевышний Аллāћ» - и,
погоняя верблюдицу кнутом, поспешно прибыл в Мекку.
Мухтар пришел к Ибн Зубайру . Они поприветствовали друг
друга и поговорили. «Откуда ты прибыл, о Абу Исхак?» - спросил
его Ибн Зубайр. «Из Куфы», - ответил Мухтар. «Какие новости
в Куфе?» - спросил тот. Мухтар ответил: «Жители Куфы на пер-
вый взгляд богобоязненные, на самом же деле они враги». Ибн
Зубайру  не понравился такой ответ. Возможно, он не очень
доверял ему. «Ты похож на раба, который подчиняется хозяину,
когда он рядом, и поносит его, как только он отходит», - сказал
он, не принимая во внимание слова Мухтара.
Видя, что его слова остались без внимания, Мухтар сказал:
«Закончим этот разговор. Дай руку, я пришел присягнуть тебе».
Так он открыто сообщил о своем намерении и рассказал о сло-
жившихся обстоятельствах. Ибн Зубайр  не ответил на это.
Мухтар разозлился и встал. Не теряя времени, он вскочил на ло-
шадь и, разочарованный в Ибн Зубайре , отправился в Таиф
и целый год спокойно жил там у своих родственников.
Как-то раз Ибн Зубайр  спросил о Мухтаре, который ушел
от него с обидой и больше не появлялся. Ему рассказали, что, по
слухам, Мухтар живет в Таифе. Через несколько дней его увиде-
ли в Хараме. Но и прибыв в Харам, Мухтар не обратил на Ибн
Зубайра  никакого внимания.
Когда Мухтар завершил обход Каабы, жители Мекки окружили
его. Видя его отчужденность, Ибн Зубайр  подумал, что будет
лучше возобновить отношения с ним. Отправленный посредни-
ком ‘Аббâс ибн Саҳл подошел к Мухтару, поприветствовал его, по-
говорил с ним и спросил, что он думает о присяге Ибн Зубайру .
Мухтар рассказал обо всем, что произошло между ними, а затем
добавил, что Ибн Зубайр  больше нуждается в нем, чем он в Ибн
Зубайре , и счел разговор законченным. Но ‘Аббâс, желая при-
мирить их, снова заговорил и наладил отношения между ними.
246
После ночного намаза, когда улицы опустели, он с Мухтаром
отправился к Ибн Зубайру . На этот раз Ибн Зубайр  уделил
ему больше внимания, с приветствием пожал руку и расспро-
сил о его делах. Затем, обращаясь к Мухтару, он сказал: «У нас
есть время, и рядом никого нет, теперь расскажи, какая у тебя
цель». Мухтар, как и в тот раз, сказал, что приходил принести
ему присягу, и поставил перед Ибн Зубайром  некоторые усло-
вия. После обсуждения всех условий он присягнул Ибн Зубайру
, и они пожали друг другу руки.
После того как Мухтар ибн Убайд принес присягу, за ним по-
следовало много людей. Ибн Зубайру  присягнули жители Мек-
ки, Таифа и других местностей Хиджаза. Число его сторонников
возросло, сил собралось достаточно, и они открыто объявили о
себе. Теперь Ибн Зубайр  стал прилюдно осуждать Йазида и
говорить о его недостатках, несоблюдении законности и право-
порядка и о том, что он не следует шариату Расула . Он во все-
услышание смело говорил о Бану Умаййат все, что хотел.
Слухи об этом дошли до Йазида. Он разгневался на Ибн Зу-
байра , созвал десять доверенных людей, среди которых были
Ну‘ман ибн Башир, Малик ибн Хубайрат, и поделился с ними
тревожными новостями из Хиджаза, обеспокоившими его. «Я не
хочу зла ‘Абдуллаху ибн Зубайру , остановите его», - попросил
он своих людей. Так как среди десятерых сподвижников, кото-
рым при жизни был обещан Рай, был и Зубайр , проявляя ува-
жение и почтение к нему и его сыну, Йазид поручил им потре-
бовать от него прекращения этих выступлений. Он посоветовал
своим гонцам учтиво попросить его не отделяться от общества
и поручил передать ему, чтобы он принес присягу и перестал
сеять смуту, ибо так будет лучше. «Если же он не прислушается
и не примет совет, его постигнет участь Ħусейна. Разве он для
меня ближе, чем Ħусейн?» – такими словами дал он знать о том,
как он готов поступить, если придется.
Все десять гонцов собрались по велению Йазида и вышли в
путь, двинувшись в сторону Хиджаза. Они остановились в Мек-
ке, где родился Расул . Придя к ‘Абдуллаху , они попривет-
ствовали его и сказали, зачем прибыли. Они предложили ему
247
принести присягу Йазиду и вести себя спокойно. Ну‘ман ибн
Башир упрекнул его: «Разве можно осуждать главу мусульман
Йазида? Ведь он правитель, которого выбрал и которому при-
сягнул народ, и ты не отделяйся от народа». Ибн Зубайр  пре-
рвал его, он даже слышать не хотел о присяге Йазиду. Услышав
слова Ибн Зубайра , ‘Абдуллах ибн ‘Азаат очень разозлился. Не
сдержавшись, он стал бранить Ибн Зубайра  и поклялся, что
тот присягнет Йазиду. Тут против него вмешался Мухтар ибн
Убайд и велел оставить Ибн Зубайра  в покое. Дело дошло до
угроз: «Если не оставишь…», но Ибн Зубайр  остановил Мухта-
ра. На этом они и разошлись.
Гонцы не достигли своей цели, не дождались присяги Йазиду.
Они вернулись в Шам, пришли к Йазиду и рассказали обо всем,
что было с Ибн Зубайром . Йазид сгорбился, погрузившись в
думы. Он тяжело перенес отказ Мекки присягнуть. «Если я се-
годня убью Ибн Зубайра , после того как вчера убил Ħусейна
ибн ‘Али , что же со мной будет?» - задумался он.
До жителей Медины дошла весть о том, что сторонники Ибн
Зубайра  дали ему клятву верности. После этого они изгнали
прочь Саида ибн Амра, которого Йазид назначил наместником.
Также выгнали всех до единого представителей Бану Умаййат,
которые были в его окружении. Мединцы присягнули Ибн Зу-
байру , сделав его правителем правоверных. Эта весть очень
быстро донеслась до Мекки. И Ибн Зубайр  поспешно написал
ответ, назначив ‘Абдуллаха ибн Ханзалата из Бану Амир прави-
телем Медины.
Йазид, услышав обо всем этом, решил начать войну с Ибн Зу-
байром . Он вызвал Đаħака ибн Ķайса обсудил с ним этот во-
прос и приказал ему возглавить войско. Đаħак не пожелал при-
нять это на себя и заявил, что не прольет кровь курайшитов.
Затем он вызвал Муслима ибн Укбата и поговорил с ним. Тот
тоже стал отнекиваться, ссылаясь на свою старость. «Другого
выхода нет», - настоял Йазид на своем и, уговорив Муслима,
поручил войско девяностолетнему старцу. Войско состояло из
двадцати тысяч всадников и семи тысяч пеших. Йазид дал по
двести динаров всадникам и по сто пешим. Подготовили все
248
необходимое, Йазид дал Муслиму необходимые указания и ве-
лел по прибытии в Медину выяснить, убивали ли сторонники
‘Али-асхаба  и Ħусейна  кого-нибудь из Бану Умаййат. Если
обнаружится, что они убили хоть одного человека, Йазид велел
сражаться с ними три дня и убивать их. Если же они не убили
никого, то провести мирные переговоры и идти дальше.
Муслим возглавил войско и выступил в поход. Не дойдя до
Медины, они встретили родственников Йазида и их сторонни-
ков из Бану Умаййат, изгнанных жителями Медины. Муслим
спросил, убили ли кого-нибудь из них. Они ответили, что убитых
нет, и рассказали о случившемся. Муслим вернул изгнанников
и повел их с собой.
Они дошли до окраины Медины. Поскольку никто из Ба-
ну Умаййат не был убит, они не собирались входить в город и
остановились на ночлег здесь же, на окраине. Вдруг поднялся
страшный шум. Муслим спросил, в чем дело. Ему ответили, что
напали мединцы. Узнав об этом, Ибн Укбат разгневался и при-
грозил: «Ну, теперь посмотрим!» Он двинул свое сильное войско
в Медину, те выступили навстречу, началась неразбериха. Три
дня продолжалась битва, было очень много убитых. Жители Ме-
дины рассеялись.
Отсюда войска двинулись в Мекку. Теперь настал черед Ибн
Зубайра . В дороге Муслим заболел. Понимая, что умрет, он
вызвал Ħасина ибн Намира и назначил его на свое место. «Ты
сделай в Мекке то же, что я сделал в Медине», - посоветовал он.
Вскоре он скончался. Его тело омыли, завернули в саван, отнес-
ли на кладбище и похоронили. Воины принесли присягу Ħаċîну
ибн Намиру и двинулись дальше. Как только они ушли, местные
жители раскопали могилу, вытащили тело Муслима ибн ‘Укбата
и повесили на финиковой пальме. Узнав об этом, Ħасин вернул-
ся обратно. Он убивал всех, кто попадался ему на глаза, другие
спаслись бегством. Разгромив их, воины снова похоронили Мус-
лима, оставили охрану у могилы и продолжили путь.
Ибн Зубайр, услышав об их приближении, быстро собрал во-
йско и приготовился к бою. Ħаċîн ибн Намир подступил к Мек-
ке. Установили катапульты и по приказу Ħаċîна стали бросать
249
ядра в Харам. С неба молния ударила по катапультам и сожгла
их. Безумные воины Ħаċîна стали кидать камни в Дом Аллāћа.
Вознамерившись сжечь его, они забросали его огнем, но Ибн
Зубайр  все еще терпеливо ждал. Когда он понял, что Ħаċîн
не успокоится, пока не сожжет Дом Аллāћа, он направил на жи-
телей Шама готовое к бою войско курайшитов. Разгорелась бит-
ва, пролилась кровь, и вся эта смута происходила вокруг Дома
Аллāћа. Мекканцы в течение нескольких дней днем и ночью не
переставая громили пришлых. Аштар (Мухтар ибн ‘Убайд), ко-
торый был очень зол на Бану Умаййат, показал себя перед Ибн
Зубайром . Стремясь поскорее расправиться с войском Йази-
да, он безжалостно наносил удары по врагу.
В это время из Шама прибыл некий человек и сел рядом с
Ħаċîном. «О заблудший старец! - шепнул он ему и рассказал
о том, что произошло в Шаме. – Ты тут окружил Харам с на-
мерением сжечь его, а ведь Йазид ибн Му‘авийат скончался».
«Горе тебе, что ты несешь?» - удивленно воскликнул Ħаċîн. «Я
сказал то, что ты слышал», - ответил тот. «Как это случилось?»
- спросил Ħаċîн. Тот сказал, что Йазид напился и умер. Ħаċîн
спросил, кому же теперь принесли присягу, и тот человек рас-
сказал: «Присягу принесли его сыну Му‘авийату, он правил со-
рок дней. На следующий день он поднялся на минбар и, воздав
хвалу Всевышнему, начал проповедь. Затем обратился к народу
и сказал: «О люди, я сотворен из плоти и крови, и эти плоть и
кровь не могут вытерпеть адский огонь. С сегодняшнего дня
я не являюсь вашим правителем, назначьте кого сами хотите».
Тогда люди стали просить его: «О правитель правоверных, назо-
ви имя того, кого ты хочешь». «Я не правитель правоверных и не
назову никого», - с такими словами он сошел с минбара и тотчас
же отправился домой. Через три дня после этого он скончался.
И теперь среди жителей Шама царят разногласия».
Эта новость удручила Ħаċîна. Сожалея о том, что сделал, он
задумался, не зная как быть дальше. Он попросил Ибн Зубайра
 о примирении и разрешении совершить умру. Получив раз-
решение, он совершил умру и стал собираться обратно. Перед
250
отъездом он встретился с ‘Абдуллахом и тайно сообщил ему но-
вость о смерти Йазида, принесенную тем человеком из Шама.
«Я и мое войско готовы принести тебе присягу, поедем со мной
в Шам», - предложил ему Ħаċîн. Ибн Зубайр  разозлился и гром-
ко ответил ему: «Нет, клянусь Аллāћом, за каждого убитого жите-
ля Хиджаза я убью десять жителей Шама!» «Почему ты кричишь,
в то время как я говорю с тобой по секрету?! Я стараюсь сделать
тебя правителем, а ты объявляешь мне войну. Опомнись, ‘Абдул-
лах!» - сказал Ħаċîн и снова стал просить Ибн Зубайра пойти с
ним, поскольку Шам стал центром халифата. «В первую очередь
я, вместе со мной и войска, а затем и народ Шама – все мы на
твоей стороне», - уговаривал он Ибн Зубайра. Но Ибн Зубайр 
не внял его наставлениям и не пожелал идти с ним в Шам.
Ħаċîн со своим войском вернулся в Шам, отряд из Басры то-
же вернулся домой. Это были люди, которые тайно прибыли из
Басры на помощь Ибн Зубайру . Проклятый Ибн Зийад вызвал
к себе этих людей и стал донимать их вопросами: «Для чего вы
отправились в Мекку? Хотели тайно помочь Ибн Зубайру ?» Те
спокойно объяснили, почему они ездили в Мекку: «Мы ездили не
для того, чтобы помочь Ибн Зубайру, а чтобы защитить Каабу от
войск Шама». «Ты, верно, знаешь о кончине Йазида?» - укололи
они его острым словом.
Услышав ранее о смерти Йазида, ‘Убайдуллах не поверил это-
му. Но теперь, когда он убедился в достоверности этого слуха,
просторный мир стал тесен для него, как западня для лисы. Ис-
пугавшись за себя, он решил принять меры для своей безопас-
ности и собрал друзей, чтобы посоветоваться с ними. Они ему
посоветовали арестовать всех вернувшихся из Мекки. Поздней
ночью, в тайне от народа, свита доставила его к Мас‘уду ибн
‘Амру, который взял под свою защиту и приютил ‘Убайдуллаха и
его верных друзей.
Утром люди узнали, что он сбежал. Все жители Басры собра-
лись, обыскали его дворцы, и бегство сына Маржанат (‘Убайдул-
лаха) стало очевидным. Они схватили его жену, детей и мать, а
арестованных освободили. Искали ‘Убайдуллаха все, но никто
не догадался заглянуть в потайную комнату в доме Мас‘уда.
251
Телега Ибн Зийада покатилась назад. Бросив семью и детей,
он позаботился о собственной жизни. Понимая, что народ убьет
его при первой же возможности, Ибн Зийад сбежал в безопас-
ное место – в Шам.
Когда слухи о том, что Йазид умер, распространились среди
народа Шама, об этом узнал и Муслим в Хорасане. Теперь быки
высокомерного Муслима, опиравшегося на поддержку Йазида,
стали похожи на телят. Он собрал все накопленное состояние,
пятьсот тысяч динаров, всё свое имущество без остатка и то-
же отправился в Шам. ‘Абдуллах ас-Салами устроил ему засаду,
чтобы отобрать все его богатство, и поклялся: «Ты не уйдешь от-
сюда, кроме как оставив богатство». Он спросил Муслима: «Ты
что, решил все награбленное в Хорасане увезти в Шам?» Тут
вмешались друзья и уговорили их разделить имущество попо-
лам. ‘Абдуллах с доставшейся ему частью вернулся в Хорасан и
подчинил его. Муслим же двинулся в Шам, решив, что ему до-
статочно и половины имущества, доставшегося без труда.
Тем временем среди жителей Шама возникли разногласия по
поводу избрания правителя, раскол среди них усилился. Одни
предпочли Марвана, сына Ħакама, другие – Đаħака, а третьи
– Ибн Зубайра. Некоторые требовали избрать правителем Хали-
да, сына Йазида. Они никак не могли прийти к единому мне-
нию. У Đаħака и Марвана оказалось больше сторонников, и на-
род, оставив других, последовал за ними. Теперь уже Марван с
Đаħаком, соперничая друг с другом, стали готовиться к войне.
В это время правителем города Химс был Ибн Башир, которого
назначил Йазид. Đаħак написал письмо Ну‘ману ибн Баширу с
просьбой о помощи и отправил гонца с этим письмом. Тот оказал
посильную помощь, прислав двухтысячное войско. Вместе с под-
креплением, присланным Ну‘маном, войско Đаħака насчитывало
двадцать две тысячи воинов. А у Марвана было восемнадцати-
тысячное войско. Между ними произошло жестокое сражение, в
котором Марван ибн Ħакам разбил войско Đаħака ибн Кайса и
убил его. А Ну‘ману ибн Баширу, приславшему помощь Đаħаку,
он написал письмо с условием: «Если ты свою дочь Имрат вы-
дашь за моего сына и призовешь население Химса присягнуть
252
мне, я прощу ошибку, которую ты совершил, помогая Đаħаку.
Если же ты откажешься выполнить эти условия и будешь сопро-
тивляться, я убью тебя и все равно не оставлю Имрат».
Получив письмо с угрозами, Ну‘ман ибн Башир категориче-
ски отказался выполнить условия. Решение Ну‘мана было од-
нозначным: «Я не принесу клятву, покорившись Марвану ибн
Ħакаму, которого отдалил Пророк , и не выдам дочь за его сы-
на ‘Абдулмалика». Он предпочел отправиться в Мекку и прине-
сти присягу Ибн Зубайру . Узнав о его планах, Марван при-
казал надежным людям задержать и привести его. Он строго
предупредил их доставить его по возможности живым, а если
будет сопротивляться – отрубить и принести его голову.
Посланцы Марвана дошли до Химса и стали расспрашивать
о Ну‘мане. Им ответили, что Ну‘ман отправился на землю Хара-
ма. Они пошли за ним, догнали в пути и отрубили ему голову,
выполнив то, что было им велено. Взяв голову, захватив других
пленных, в числе которых была и Имрат, они вернулись к Мар-
вану с победой. Я не нашел в книгах сведений о том, женил ли
Марван своего сына на дочери Ну‘мана и чем закончилось дело.
Есть одно повествование, в котором говорится, что Имрат была
женой Мухтара ибн ‘Убайда. Аллāћ Всезнающий.
Власть, добытую с таким трудом, Марван удерживал лишь
девять месяцев. Смерть унесла его, и вместо него правителем
стал ‘Абдулмалик.
В Басре одна ветвь хариджитов, которых назвали азараки-
тами, затеяла смуту. Собрав большие силы, они напали на пле-
мя Ахвазы и ограбили его. Правитель Басры отправил письмо в
Мекку Ибн Зубайру , в котором сообщил, что азаракиты при-
носят клятву Ибн Азраку, избрав его правителем, и сеют смуту.
Он советовался с Ибн Зубайром , как поступить, чтобы не до-
пустить смуты. Ибн Зубайр  ответил: «Задавить, пока не под-
няли голову».
Правитель собрал старейшин Басры и поставил вопрос об аза-
ракитах. Они посовещались, и каждый из выступавших гово-
рил о том, что нужен достойный предводитель. Все согласились
253
с тем, что более подходящего, чем Муҳаллаб ибн Абу Суфрат, не
найти. В Хорасан, где он жил, послали гонца с письмом, позвали
его в Басру и поручили ему разгромить азаракитов. Мухаллаб
взялся за дело и начал подготовку. Он провел с ними шесть сра-
жений и во всех шести одержал победу. Я не написал здесь обо
всех скверных делах азаракитов и обо всех происходивших там
событиях, так как повествование получилось бы длинным.
Со дня убийства досточтимого халифа ‘Уĉмāна  смута, за-
теянная хариджитами, не прекращалась. Когда халифат свелся
к царствованию, раздробленность в стране усилилась. Подобно
тому как пропадает стадо, когда пастухов много, небогобояз-
ненность повелителей погубила весь народ.
В Куфе зародилось движение ши‘ат[1]. Это были те, кто помо-
гал халифу ‘Али  в борьбе против мятежников. Это они, обещав
покорность, писали письма Ħусейну  в Мекку, позвали в Куфу
и предали его. Потом, сожалея о случившемся, они раскаялись.
Они тайно ходили друг к другу, набирая новых сторонников, и
поклялись отомстить врагам, убившим Ħусейна . Они ворва-
лись в резиденцию правителя и выкинули оттуда Амра ибн Ха-
риса, которого ‘Абдулмалик назначил наместником в Куфе. На
его место посадили ‘Амира ибн Мас‘уда, принесли ему присягу и
назначили правителем Куфы. И это все делалось от имени Ибн
Зубайра . Услышав об этом, он тоже очень обрадовался.


Краткое сказание о гибели Йазида и ‘Убайдуллаха ибн Зийада (продолжение)




НОВОСТИ САЙТА
СЕАНС ОЧИЩЕНИЯ ЧАКРЫ ВИШУДХА
ВИШУДХА чакра
АЛЛЕРГИЯ, ДЕРМАТИТ, ПИЩЕВЫЕ ОТРАВЛЕНИЯ, РВОТА
ДИАГНОСТИКА ЗДОРОВЬЯ, ЧАКР С ПОМОЩЬЮ ЯСНОВИДЕНИЯ
Диагностика здоровья
КАК КРАДУТ УДАЧУ И СЧАСТЬЕ
ОЧИЩЕНИЕ ЖИЛЬЯ И ОФИСА ОТ НЕГАТИВА СОЛЬЮ
Очищение жилья и офиса от негатива солью
КАК ПРОХОДЯТ СЕАНСЫ.
ЧТО ПРОИСХОДИТ МЕЖДУ СЕАНСАМИ. ИТОГ
ДИАГНОСТИКА ЗДОРОВЬЯ. ПРИЧИНА ВЫПАДЕНИЯ ВОЛОС
Диагностика здоровья. Причина выпадения волос
РЕИНКАРНАЦИЯ. ПУТЕШЕСТВИЯ В ПРОШЛЫЕ ЖИЗНИ
ОЧИЩЕНИЕ ЖИЛЬЯ И ОФИСА С ПОМОЩЬЮ ЛУКА
Очищение жилья и офиса с помощью лука
Поиск

Все права защищены © 2020
Яндекс цитирования users online