Краткое сказание о гибели Йазида и ‘Убайдуллаха ибн Зийада
После того как враги добились своей цели, отрубив голову
Ħусейну , могущество Ибн Зийада возросло еще больше. Его
назначили наместником всего Ирака, а до этого под его властью
были только Куфа и Бусра. Говорят, что от Йазида в подарок он
получил миллион дирхемов. Он приехал из Куфы в Бусру, купил
два дома и снес их. На этом месте он построил два больших зам-
ка, подобных Ираму Шаддада, и назвал их Хамра’ и Байза’. Он
вел себя разнузданно, делал что хотел, владея Ираком, словно
нет ничего, о чем следовало бы беспокоиться.
‘Убайдуллах, прибыв в Бусру, не поладил со своим братом
Муслимом ибн Зийадом. Отношения между двумя братьями
были неважные, и говорят, что причиной тому была женить-
ба Муслима на женщине, с которой развелся ‘Убайдуллах. Из-за
этого их отношения испортились, и спор их могла разрешить
лишь сабля. Тогда Муслим отправился в Шам к Йазиду.
Йазид принял его радушно и расспросил обо всем. Йазид
спрашивал, а Муслим отвечал, и из этого разговора Йазид по-
нял, какова его цель. Оказалось, что в Бусре брат не давал ему
покоя и он хотел получить власть в другом месте.
Разве Йазид сделает что-либо кроме добра детям Зийада,
которые оказались так полезны в нужный момент? Он напи-
сал приказ о назначении Муслима правителем Хорасана и все
устроил. Он дал Муслиму сильное войско из Шама, и тот вер-
нулся в Бусру, чтобы забрать семью и желающих пойти с ним.
‘Убайдуллах же стал громить дома пожелавших уехать с Мусли-
мом. Тогда Муслим пожаловался на него в письме Йазиду, и тот
в ответ приказал не трогать дома. Муслим взял семью и детей
и отправился с войском в Хорасан, оставив город брату. С ним
ушли старейшины Бусры Ибн Аби и Суфрат.
Когда Ħусейн отправлялся в путь по приглашению куфий-
цев, Муħаммад, сын Ħанîфы, был в Медине. Он не смог пойти с
братом из-за болезни, удержавшей его в постели. Впоследствии
241
Йазид прислал Муħаммаду письмо с удивительной похвалой. «Не
вижу никого из Бану Хашим, кто обладал бы столь совершенны-
ми знаниями и разумом, как ты. По получении письма, ничего
не боясь, спокойно приезжай ко мне», – попросил он. Еще ска-
зал: «Хочу получить пользу от твоих речей и мнения».
Получив письмо Йазида, Муħаммад прочитал его и задумался,
как поступить. Он поделился с сыновьями, и они посоветовали
ему не ехать туда. «Им ничто не помешает поступить с тобой так
же, как с Ħусейном, не верь ему», - попытался убедить его ‘Аб-
дуллах. «Я надеюсь, что Аллāћ защитит тебя от его зла», - сказал
Джа‘фар. Однако отец с упованием на Аллāћа принял пригла-
шение и отправился в путь.
Йазид радушно принял его. Сразу при встрече он выразил
ему соболезнование по поводу гибели Ħусейна и поклялся
именем Всевышнего: «О Абуль Касим! Убийство Ħусейна при-
чинило мне такую же боль, как и тебе». Проклиная ‘Убайдулла-
ха, он свалил на него всю вину: «Он меня не послушался. Я ни
за что не убил бы Ħусейна». Так он сказал, а что было у него на
душе, мы не знаем. В ответ Муħаммад соответствующе оценил
сказанное Йазидом, посчитав лучшим предать забвению то, что
осуществилось по предопределению Всемогущего. «Мы ведь с
Ħусейном братья, у нас один отец, и я не хотел бы отныне слы-
шать от тебя слов порицания в его адрес», - высказал Муħаммад
то, что было на сердце. На это Йазид твердо пообещал: «Ты не
услышишь от меня ни одного упрека в адрес Ħусейна» - и после
этих слов, как бы выдвинув условие, предложил ему принести
присягу. Муħаммад предпочел примирение и не стал отказы-
ваться. Он дал слово и не стал портить отношений, а Йазиду
больше ничего и не было нужно.
Так они встретились, поговорили, затем Муħаммаду показали
отведенные ему покои. «Когда будешь возвращаться, от меня
тебе в подарок триста тысяч дирхемов», - сказал Йазид. «О пра-
витель, я не нуждаюсь в этих деньгах», - отказался сын ‘Али .
Но Йазид сказал, что Муħаммад может отдать их кому захочет,
и он принял подарок. Так он гостил у Йазида, пока не соскучил-
ся по дому. Пожелав вернуться в Мекку и Медину, он попросил
242
у Йазида разрешение. Тот прибавил к подарку еще сто тысяч
дирхемов и сказал Муħаммаду, что он может вернуться, приба-
вив: «Я был бы рад, если бы ты остался рядом со мной навсегда.
Но раз ты хочешь вернуться, я попросил бы тебя указать мне на
мои недостатки. Если у меня есть какие-либо черты, достойные
порицания, хотелось бы, чтобы ты не промолчал об этом». «Что
бы ни произошло между тобой и Ħусейном, этого не исправить,
но пока я был здесь, я видел с твоей стороны лишь хорошее»,
- сказал сын ‘Али . Затем добавил: «Но тем не менее я предо-
стерегаю тебя от опьяняющих напитков» - и сделал наставление
по этому поводу. Йазид остался очень доволен, с радостью вос-
принял сказанное и твердо пообещал бросить пить. Правитель,
которого избрал народ, является посредником между ним и Все-
вышним. Он должен быть богобоязненным, иначе подопечных
ждет погибель.
Муħаммад прочитал такое наставление, и Йазид согласился с
ним. Они попрощались друг с другом, произнесли друг другу хо-
рошую мольбу, и Йазид достойно проводил Муħаммада. На про-
щание Йазид велел Муħаммаду писать ему, какая бы нужда ни
появилась. «Если возникнет необходимость, напишу. Я не держу
на тебя зла», - ответил Муħаммад. После этого он переселился
из Медины в Мекку и предался богослужению. Он отказался от
мирского и оставшуюся жизнь провел в поклонении, постоян-
ствуя в намазах и постах.
В это время ‘Абдуллах ибн Зубайр стал тайно добиваться
власти в халифате. Он разбудил спящую, утихшую было смуту и
начал критиковать власть Йазида.
Поскольку при необходимости за помощью обращаются и зна-
комые, и незнакомцы, к Муħаммаду с этой целью прибыла одна
группа последователей Ибн Зубайра . Это были дети мухаджи-
ров и ансаров, среди которых были ‘Абдуллах ибн Мути‘ и ‘Аббâс
бин Саҳл. Они стали говорить о необходимости начать войну с
Йазидом, рассказали о том, что присягнули ‘Абдуллаху ибн Зу-
байру , провозгласив его халифом, и предложили Муħаммаду
присоединиться к ним и действовать сообща. Муħаммад реши-
тельно отказался, сказав, что он этого не сделает. Они стали го-
243
ворить, что Йазид пьет спиртное, играет с собаками, и зачем,
мол, нужен такой нечестивец, на что Муħаммад ответил, что он
находился рядом с Йазидом в Шаме и ничего нечестивого с его
стороны не видел и что нельзя свидетельствовать о том, чего не
видел собственными глазами. Также он сказал, что Йазид пере-
стал пить спиртное после того, как он предостерег его от этого, и
пояснил, что за грех, совершенный Йазидом после этого предо-
стережения, ему (Муħаммаду) греха не будет.
Хотя Муħаммад дал мудрый совет и сказал: «Я боюсь, что вы
напрасно прольете кровь», пришедшие не вняли его совету и
сказали, что принесут присягу ему, если он хочет. «Последуете
ли за мной или я последую за кем-либо, я не считаю войну до-
зволенной», - настаивал Муħаммад на своем. Они долго обсуж-
дали этот вопрос, но Муħаммад отверг их мнение. Напоследок
он поклялся именем Всевышнего, что не будет воевать с людьми
киблы и не войдет в чужой дом без разрешения хозяев.
Вскоре слухи о тайном заговоре в Мекке дошли до Куфы и
до проклятого Ибн Зийада в Бусру. Тот прибыл в Куфу прове-
рить достоверность этих слухов. Он встретился с халифом Куфы
‘Амром и спросил, слышал ли он об этом. Они разговорились, и
‘Убайдуллах, выражая свое мнение, сказал ‘Амру: «Я не вижу
угрозы Йазиду со стороны Ибн Зубайра ». И добавил: «Больше
всего Йазиду страшны сторонники ‘Али-асхаба». Затем он спро-
сил Амра, знает ли он кого-либо, кто в данное время в Куфе вы-
ступает в их поддержку. ‘Амарат ибн ‘Укбат вскочил и заявил,
что он знает такого. Между ним и Мухтаром, сыном ‘Убайда,
когда-то давно возник небольшой конфликт. Из-за этого ‘Ама-
рат оклеветал невинного Мухтара. Он заявил, что это Мухтар
настроил Муслима ибн ‘Укайла против ‘Убайдуллаха. Также он
сказал, что вначале Мухтар был сторонником ‘Уĉмāна , затем
перешел на сторону ‘Али . После этого Ибн Зийад разгневался
еще больше и приказал привести Мухтара к нему.
Слуги привели Мухтара ибн ‘Убайда к нему, и этот проклятый
стал упрекать его. Мухтар твердо заявил, что он любит сторон-
ников ‘Али из-за Посланника Аллāћа . «Но Муслиму я не по-
могал, это знает и ‘Амарат», - сказал он. Пристыженный ‘Амарат
244
чуть не провалился сквозь землю. Его ложь была разоблачена, и
он помертвел от стыда. Ему пришлось опровергнуть свою ложь
и признаться, что Мухтар не помогал Муслиму. Исполненный
гнева проклятый Ибн Зийад ударил Мухтара по лицу палкой,
попавшейся ему в руки. Удар пришелся в глаз, в результате чего
Мухтар лишился глаза. После этого его прозвали Аштаром. «Если
бы Ибн ‘Укбат (‘Амарат) не вступился за тебя, я бы точно отру-
бил тебе голову», - угрожающе заявил заблудший Ибн Зийад и
приказал заточить его в тюрьму. Мухтару надели на руки оковы
и бросили в темницу.
Слухи о том, что Мухтар ибн ‘Убайд арестован, дошли до ‘Аб-
дуллаха ибн ‘Умара в Медину. Его жена была сестрой Мухта-
ра. Узнав о том, что брат арестован, она потеряла покой. Тюрь-
ма беспощадного ‘Убайдуллаха была такой, что выбраться от-
туда не было надежды, поэтому Сафийа стала упрашивать Ибн
‘Умара помочь ее брату. Ибн ‘Умар собирался оказать ему
помощь и без ее просьбы. Не видя другого выхода, он написал
письмо Йазиду в Шам с просьбой о помощи.
Получив письмо с такой доверительной просьбой, Йазид дал
достойный ответ. В тот же час он отправил в Куфу письмо с
жестким приказом безотлагательно освободить Мухтара сразу
при получении письма. Ибн Зийад, оказавшись в безвыходном
положении, выпустил Мухтара из тюрьмы, но при этом дал ему
трое суток и предупредил, что при встрече по истечении этого
времени убьет его.
Поскольку негодный сын Зийада сделал землю Куфы запрет-
ной для Мухтара, тот вознамерился переселиться в Хиджаз.
Прибыв в местечко Вакасат, он встретил путника, который ока-
зался его знакомым. Тот спросил Мухтара, что случилось с его
глазом, и Мухтар рассказал ему обо всем, что произошло. Тогда
путник прочитал мольбу, чтобы Ибн Зийад потерял глаз, как и
Мухтар. «Если я не убью Ибн Зийада, пусть Аллāћ меня убьет»,
- сказал Мухтар о своем желании убить Ибн Зийада. Он также
поклялся уничтожить столько убийц Ħусейна , сколько было
убито в отместку за пророка Йахйу .
245
После того как они поговорили об этом, Мухтар спросил, какие
новости из Мекки. Путник рассказал, что Ибн Зубайр готовит
заговор против Йазида. Мухтар ибн Убайд очень обрадовался,
эта радостная весть расширила ему грудь. Он произнес хорошее
пожелание путнику: «Да обрадует тебя Всевышний Аллāћ» - и,
погоняя верблюдицу кнутом, поспешно прибыл в Мекку.
Мухтар пришел к Ибн Зубайру . Они поприветствовали друг
друга и поговорили. «Откуда ты прибыл, о Абу Исхак?» - спросил
его Ибн Зубайр. «Из Куфы», - ответил Мухтар. «Какие новости
в Куфе?» - спросил тот. Мухтар ответил: «Жители Куфы на пер-
вый взгляд богобоязненные, на самом же деле они враги». Ибн
Зубайру не понравился такой ответ. Возможно, он не очень
доверял ему. «Ты похож на раба, который подчиняется хозяину,
когда он рядом, и поносит его, как только он отходит», - сказал
он, не принимая во внимание слова Мухтара.
Видя, что его слова остались без внимания, Мухтар сказал:
«Закончим этот разговор. Дай руку, я пришел присягнуть тебе».
Так он открыто сообщил о своем намерении и рассказал о сло-
жившихся обстоятельствах. Ибн Зубайр не ответил на это.
Мухтар разозлился и встал. Не теряя времени, он вскочил на ло-
шадь и, разочарованный в Ибн Зубайре , отправился в Таиф
и целый год спокойно жил там у своих родственников.
Как-то раз Ибн Зубайр спросил о Мухтаре, который ушел
от него с обидой и больше не появлялся. Ему рассказали, что, по
слухам, Мухтар живет в Таифе. Через несколько дней его увиде-
ли в Хараме. Но и прибыв в Харам, Мухтар не обратил на Ибн
Зубайра никакого внимания.
Когда Мухтар завершил обход Каабы, жители Мекки окружили
его. Видя его отчужденность, Ибн Зубайр подумал, что будет
лучше возобновить отношения с ним. Отправленный посредни-
ком ‘Аббâс ибн Саҳл подошел к Мухтару, поприветствовал его, по-
говорил с ним и спросил, что он думает о присяге Ибн Зубайру .
Мухтар рассказал обо всем, что произошло между ними, а затем
добавил, что Ибн Зубайр больше нуждается в нем, чем он в Ибн
Зубайре , и счел разговор законченным. Но ‘Аббâс, желая при-
мирить их, снова заговорил и наладил отношения между ними.
246
После ночного намаза, когда улицы опустели, он с Мухтаром
отправился к Ибн Зубайру . На этот раз Ибн Зубайр уделил
ему больше внимания, с приветствием пожал руку и расспро-
сил о его делах. Затем, обращаясь к Мухтару, он сказал: «У нас
есть время, и рядом никого нет, теперь расскажи, какая у тебя
цель». Мухтар, как и в тот раз, сказал, что приходил принести
ему присягу, и поставил перед Ибн Зубайром некоторые усло-
вия. После обсуждения всех условий он присягнул Ибн Зубайру
, и они пожали друг другу руки.
После того как Мухтар ибн Убайд принес присягу, за ним по-
следовало много людей. Ибн Зубайру присягнули жители Мек-
ки, Таифа и других местностей Хиджаза. Число его сторонников
возросло, сил собралось достаточно, и они открыто объявили о
себе. Теперь Ибн Зубайр стал прилюдно осуждать Йазида и
говорить о его недостатках, несоблюдении законности и право-
порядка и о том, что он не следует шариату Расула . Он во все-
услышание смело говорил о Бану Умаййат все, что хотел.
Слухи об этом дошли до Йазида. Он разгневался на Ибн Зу-
байра , созвал десять доверенных людей, среди которых были
Ну‘ман ибн Башир, Малик ибн Хубайрат, и поделился с ними
тревожными новостями из Хиджаза, обеспокоившими его. «Я не
хочу зла ‘Абдуллаху ибн Зубайру , остановите его», - попросил
он своих людей. Так как среди десятерых сподвижников, кото-
рым при жизни был обещан Рай, был и Зубайр , проявляя ува-
жение и почтение к нему и его сыну, Йазид поручил им потре-
бовать от него прекращения этих выступлений. Он посоветовал
своим гонцам учтиво попросить его не отделяться от общества
и поручил передать ему, чтобы он принес присягу и перестал
сеять смуту, ибо так будет лучше. «Если же он не прислушается
и не примет совет, его постигнет участь Ħусейна. Разве он для
меня ближе, чем Ħусейн?» – такими словами дал он знать о том,
как он готов поступить, если придется.
Все десять гонцов собрались по велению Йазида и вышли в
путь, двинувшись в сторону Хиджаза. Они остановились в Мек-
ке, где родился Расул . Придя к ‘Абдуллаху , они попривет-
ствовали его и сказали, зачем прибыли. Они предложили ему
247
принести присягу Йазиду и вести себя спокойно. Ну‘ман ибн
Башир упрекнул его: «Разве можно осуждать главу мусульман
Йазида? Ведь он правитель, которого выбрал и которому при-
сягнул народ, и ты не отделяйся от народа». Ибн Зубайр пре-
рвал его, он даже слышать не хотел о присяге Йазиду. Услышав
слова Ибн Зубайра , ‘Абдуллах ибн ‘Азаат очень разозлился. Не
сдержавшись, он стал бранить Ибн Зубайра и поклялся, что
тот присягнет Йазиду. Тут против него вмешался Мухтар ибн
Убайд и велел оставить Ибн Зубайра в покое. Дело дошло до
угроз: «Если не оставишь…», но Ибн Зубайр остановил Мухта-
ра. На этом они и разошлись.
Гонцы не достигли своей цели, не дождались присяги Йазиду.
Они вернулись в Шам, пришли к Йазиду и рассказали обо всем,
что было с Ибн Зубайром . Йазид сгорбился, погрузившись в
думы. Он тяжело перенес отказ Мекки присягнуть. «Если я се-
годня убью Ибн Зубайра , после того как вчера убил Ħусейна
ибн ‘Али , что же со мной будет?» - задумался он.
До жителей Медины дошла весть о том, что сторонники Ибн
Зубайра дали ему клятву верности. После этого они изгнали
прочь Саида ибн Амра, которого Йазид назначил наместником.
Также выгнали всех до единого представителей Бану Умаййат,
которые были в его окружении. Мединцы присягнули Ибн Зу-
байру , сделав его правителем правоверных. Эта весть очень
быстро донеслась до Мекки. И Ибн Зубайр поспешно написал
ответ, назначив ‘Абдуллаха ибн Ханзалата из Бану Амир прави-
телем Медины.
Йазид, услышав обо всем этом, решил начать войну с Ибн Зу-
байром . Он вызвал Đаħака ибн Ķайса обсудил с ним этот во-
прос и приказал ему возглавить войско. Đаħак не пожелал при-
нять это на себя и заявил, что не прольет кровь курайшитов.
Затем он вызвал Муслима ибн Укбата и поговорил с ним. Тот
тоже стал отнекиваться, ссылаясь на свою старость. «Другого
выхода нет», - настоял Йазид на своем и, уговорив Муслима,
поручил войско девяностолетнему старцу. Войско состояло из
двадцати тысяч всадников и семи тысяч пеших. Йазид дал по
двести динаров всадникам и по сто пешим. Подготовили все
248
необходимое, Йазид дал Муслиму необходимые указания и ве-
лел по прибытии в Медину выяснить, убивали ли сторонники
‘Али-асхаба и Ħусейна кого-нибудь из Бану Умаййат. Если
обнаружится, что они убили хоть одного человека, Йазид велел
сражаться с ними три дня и убивать их. Если же они не убили
никого, то провести мирные переговоры и идти дальше.
Муслим возглавил войско и выступил в поход. Не дойдя до
Медины, они встретили родственников Йазида и их сторонни-
ков из Бану Умаййат, изгнанных жителями Медины. Муслим
спросил, убили ли кого-нибудь из них. Они ответили, что убитых
нет, и рассказали о случившемся. Муслим вернул изгнанников
и повел их с собой.
Они дошли до окраины Медины. Поскольку никто из Ба-
ну Умаййат не был убит, они не собирались входить в город и
остановились на ночлег здесь же, на окраине. Вдруг поднялся
страшный шум. Муслим спросил, в чем дело. Ему ответили, что
напали мединцы. Узнав об этом, Ибн Укбат разгневался и при-
грозил: «Ну, теперь посмотрим!» Он двинул свое сильное войско
в Медину, те выступили навстречу, началась неразбериха. Три
дня продолжалась битва, было очень много убитых. Жители Ме-
дины рассеялись.
Отсюда войска двинулись в Мекку. Теперь настал черед Ибн
Зубайра . В дороге Муслим заболел. Понимая, что умрет, он
вызвал Ħасина ибн Намира и назначил его на свое место. «Ты
сделай в Мекке то же, что я сделал в Медине», - посоветовал он.
Вскоре он скончался. Его тело омыли, завернули в саван, отнес-
ли на кладбище и похоронили. Воины принесли присягу Ħаċîну
ибн Намиру и двинулись дальше. Как только они ушли, местные
жители раскопали могилу, вытащили тело Муслима ибн ‘Укбата
и повесили на финиковой пальме. Узнав об этом, Ħасин вернул-
ся обратно. Он убивал всех, кто попадался ему на глаза, другие
спаслись бегством. Разгромив их, воины снова похоронили Мус-
лима, оставили охрану у могилы и продолжили путь.
Ибн Зубайр, услышав об их приближении, быстро собрал во-
йско и приготовился к бою. Ħаċîн ибн Намир подступил к Мек-
ке. Установили катапульты и по приказу Ħаċîна стали бросать
249
ядра в Харам. С неба молния ударила по катапультам и сожгла
их. Безумные воины Ħаċîна стали кидать камни в Дом Аллāћа.
Вознамерившись сжечь его, они забросали его огнем, но Ибн
Зубайр все еще терпеливо ждал. Когда он понял, что Ħаċîн
не успокоится, пока не сожжет Дом Аллāћа, он направил на жи-
телей Шама готовое к бою войско курайшитов. Разгорелась бит-
ва, пролилась кровь, и вся эта смута происходила вокруг Дома
Аллāћа. Мекканцы в течение нескольких дней днем и ночью не
переставая громили пришлых. Аштар (Мухтар ибн ‘Убайд), ко-
торый был очень зол на Бану Умаййат, показал себя перед Ибн
Зубайром . Стремясь поскорее расправиться с войском Йази-
да, он безжалостно наносил удары по врагу.
В это время из Шама прибыл некий человек и сел рядом с
Ħаċîном. «О заблудший старец! - шепнул он ему и рассказал
о том, что произошло в Шаме. – Ты тут окружил Харам с на-
мерением сжечь его, а ведь Йазид ибн Му‘авийат скончался».
«Горе тебе, что ты несешь?» - удивленно воскликнул Ħаċîн. «Я
сказал то, что ты слышал», - ответил тот. «Как это случилось?»
- спросил Ħаċîн. Тот сказал, что Йазид напился и умер. Ħаċîн
спросил, кому же теперь принесли присягу, и тот человек рас-
сказал: «Присягу принесли его сыну Му‘авийату, он правил со-
рок дней. На следующий день он поднялся на минбар и, воздав
хвалу Всевышнему, начал проповедь. Затем обратился к народу
и сказал: «О люди, я сотворен из плоти и крови, и эти плоть и
кровь не могут вытерпеть адский огонь. С сегодняшнего дня
я не являюсь вашим правителем, назначьте кого сами хотите».
Тогда люди стали просить его: «О правитель правоверных, назо-
ви имя того, кого ты хочешь». «Я не правитель правоверных и не
назову никого», - с такими словами он сошел с минбара и тотчас
же отправился домой. Через три дня после этого он скончался.
И теперь среди жителей Шама царят разногласия».
Эта новость удручила Ħаċîна. Сожалея о том, что сделал, он
задумался, не зная как быть дальше. Он попросил Ибн Зубайра
о примирении и разрешении совершить умру. Получив раз-
решение, он совершил умру и стал собираться обратно. Перед
250
отъездом он встретился с ‘Абдуллахом и тайно сообщил ему но-
вость о смерти Йазида, принесенную тем человеком из Шама.
«Я и мое войско готовы принести тебе присягу, поедем со мной
в Шам», - предложил ему Ħаċîн. Ибн Зубайр разозлился и гром-
ко ответил ему: «Нет, клянусь Аллāћом, за каждого убитого жите-
ля Хиджаза я убью десять жителей Шама!» «Почему ты кричишь,
в то время как я говорю с тобой по секрету?! Я стараюсь сделать
тебя правителем, а ты объявляешь мне войну. Опомнись, ‘Абдул-
лах!» - сказал Ħаċîн и снова стал просить Ибн Зубайра пойти с
ним, поскольку Шам стал центром халифата. «В первую очередь
я, вместе со мной и войска, а затем и народ Шама – все мы на
твоей стороне», - уговаривал он Ибн Зубайра. Но Ибн Зубайр
не внял его наставлениям и не пожелал идти с ним в Шам.
Ħаċîн со своим войском вернулся в Шам, отряд из Басры то-
же вернулся домой. Это были люди, которые тайно прибыли из
Басры на помощь Ибн Зубайру . Проклятый Ибн Зийад вызвал
к себе этих людей и стал донимать их вопросами: «Для чего вы
отправились в Мекку? Хотели тайно помочь Ибн Зубайру ?» Те
спокойно объяснили, почему они ездили в Мекку: «Мы ездили не
для того, чтобы помочь Ибн Зубайру, а чтобы защитить Каабу от
войск Шама». «Ты, верно, знаешь о кончине Йазида?» - укололи
они его острым словом.
Услышав ранее о смерти Йазида, ‘Убайдуллах не поверил это-
му. Но теперь, когда он убедился в достоверности этого слуха,
просторный мир стал тесен для него, как западня для лисы. Ис-
пугавшись за себя, он решил принять меры для своей безопас-
ности и собрал друзей, чтобы посоветоваться с ними. Они ему
посоветовали арестовать всех вернувшихся из Мекки. Поздней
ночью, в тайне от народа, свита доставила его к Мас‘уду ибн
‘Амру, который взял под свою защиту и приютил ‘Убайдуллаха и
его верных друзей.
Утром люди узнали, что он сбежал. Все жители Басры собра-
лись, обыскали его дворцы, и бегство сына Маржанат (‘Убайдул-
лаха) стало очевидным. Они схватили его жену, детей и мать, а
арестованных освободили. Искали ‘Убайдуллаха все, но никто
не догадался заглянуть в потайную комнату в доме Мас‘уда.
251
Телега Ибн Зийада покатилась назад. Бросив семью и детей,
он позаботился о собственной жизни. Понимая, что народ убьет
его при первой же возможности, Ибн Зийад сбежал в безопас-
ное место – в Шам.
Когда слухи о том, что Йазид умер, распространились среди
народа Шама, об этом узнал и Муслим в Хорасане. Теперь быки
высокомерного Муслима, опиравшегося на поддержку Йазида,
стали похожи на телят. Он собрал все накопленное состояние,
пятьсот тысяч динаров, всё свое имущество без остатка и то-
же отправился в Шам. ‘Абдуллах ас-Салами устроил ему засаду,
чтобы отобрать все его богатство, и поклялся: «Ты не уйдешь от-
сюда, кроме как оставив богатство». Он спросил Муслима: «Ты
что, решил все награбленное в Хорасане увезти в Шам?» Тут
вмешались друзья и уговорили их разделить имущество попо-
лам. ‘Абдуллах с доставшейся ему частью вернулся в Хорасан и
подчинил его. Муслим же двинулся в Шам, решив, что ему до-
статочно и половины имущества, доставшегося без труда.
Тем временем среди жителей Шама возникли разногласия по
поводу избрания правителя, раскол среди них усилился. Одни
предпочли Марвана, сына Ħакама, другие – Đаħака, а третьи
– Ибн Зубайра. Некоторые требовали избрать правителем Хали-
да, сына Йазида. Они никак не могли прийти к единому мне-
нию. У Đаħака и Марвана оказалось больше сторонников, и на-
род, оставив других, последовал за ними. Теперь уже Марван с
Đаħаком, соперничая друг с другом, стали готовиться к войне.
В это время правителем города Химс был Ибн Башир, которого
назначил Йазид. Đаħак написал письмо Ну‘ману ибн Баширу с
просьбой о помощи и отправил гонца с этим письмом. Тот оказал
посильную помощь, прислав двухтысячное войско. Вместе с под-
креплением, присланным Ну‘маном, войско Đаħака насчитывало
двадцать две тысячи воинов. А у Марвана было восемнадцати-
тысячное войско. Между ними произошло жестокое сражение, в
котором Марван ибн Ħакам разбил войско Đаħака ибн Кайса и
убил его. А Ну‘ману ибн Баширу, приславшему помощь Đаħаку,
он написал письмо с условием: «Если ты свою дочь Имрат вы-
дашь за моего сына и призовешь население Химса присягнуть
252
мне, я прощу ошибку, которую ты совершил, помогая Đаħаку.
Если же ты откажешься выполнить эти условия и будешь сопро-
тивляться, я убью тебя и все равно не оставлю Имрат».
Получив письмо с угрозами, Ну‘ман ибн Башир категориче-
ски отказался выполнить условия. Решение Ну‘мана было од-
нозначным: «Я не принесу клятву, покорившись Марвану ибн
Ħакаму, которого отдалил Пророк , и не выдам дочь за его сы-
на ‘Абдулмалика». Он предпочел отправиться в Мекку и прине-
сти присягу Ибн Зубайру . Узнав о его планах, Марван при-
казал надежным людям задержать и привести его. Он строго
предупредил их доставить его по возможности живым, а если
будет сопротивляться – отрубить и принести его голову.
Посланцы Марвана дошли до Химса и стали расспрашивать
о Ну‘мане. Им ответили, что Ну‘ман отправился на землю Хара-
ма. Они пошли за ним, догнали в пути и отрубили ему голову,
выполнив то, что было им велено. Взяв голову, захватив других
пленных, в числе которых была и Имрат, они вернулись к Мар-
вану с победой. Я не нашел в книгах сведений о том, женил ли
Марван своего сына на дочери Ну‘мана и чем закончилось дело.
Есть одно повествование, в котором говорится, что Имрат была
женой Мухтара ибн ‘Убайда. Аллāћ Всезнающий.
Власть, добытую с таким трудом, Марван удерживал лишь
девять месяцев. Смерть унесла его, и вместо него правителем
стал ‘Абдулмалик.
В Басре одна ветвь хариджитов, которых назвали азараки-
тами, затеяла смуту. Собрав большие силы, они напали на пле-
мя Ахвазы и ограбили его. Правитель Басры отправил письмо в
Мекку Ибн Зубайру , в котором сообщил, что азаракиты при-
носят клятву Ибн Азраку, избрав его правителем, и сеют смуту.
Он советовался с Ибн Зубайром , как поступить, чтобы не до-
пустить смуты. Ибн Зубайр ответил: «Задавить, пока не под-
няли голову».
Правитель собрал старейшин Басры и поставил вопрос об аза-
ракитах. Они посовещались, и каждый из выступавших гово-
рил о том, что нужен достойный предводитель. Все согласились
253
с тем, что более подходящего, чем Муҳаллаб ибн Абу Суфрат, не
найти. В Хорасан, где он жил, послали гонца с письмом, позвали
его в Басру и поручили ему разгромить азаракитов. Мухаллаб
взялся за дело и начал подготовку. Он провел с ними шесть сра-
жений и во всех шести одержал победу. Я не написал здесь обо
всех скверных делах азаракитов и обо всех происходивших там
событиях, так как повествование получилось бы длинным.
Со дня убийства досточтимого халифа ‘Уĉмāна смута, за-
теянная хариджитами, не прекращалась. Когда халифат свелся
к царствованию, раздробленность в стране усилилась. Подобно
тому как пропадает стадо, когда пастухов много, небогобояз-
ненность повелителей погубила весь народ.
В Куфе зародилось движение ши‘ат[1]. Это были те, кто помо-
гал халифу ‘Али в борьбе против мятежников. Это они, обещав
покорность, писали письма Ħусейну в Мекку, позвали в Куфу
и предали его. Потом, сожалея о случившемся, они раскаялись.
Они тайно ходили друг к другу, набирая новых сторонников, и
поклялись отомстить врагам, убившим Ħусейна . Они ворва-
лись в резиденцию правителя и выкинули оттуда Амра ибн Ха-
риса, которого ‘Абдулмалик назначил наместником в Куфе. На
его место посадили ‘Амира ибн Мас‘уда, принесли ему присягу и
назначили правителем Куфы. И это все делалось от имени Ибн
Зубайра . Услышав об этом, он тоже очень обрадовался.