Краткое сказание о том, как Ħусейн (Хусейн, Мир Ему) отправился из Мекки в Куфу (продолжение)
После того как ‘Али-старший отправился на встречу с Шафи‘
, Ħусейн остался один, как птица без крыла. Проводив свое-
го дорогого сына в гости к Ħабîбу , он сам приготовился по-
следовать за ним. Он взял испытанную в битвах саблю, сел на
коня и, оставив семью в шатре, предстал перед войском. Об-
ращаясь к ним, он обвинил их в том, что они предали его: «О
жители Куфы, пригласившие меня и встретившие саблями, зав-
тра вы узнаете все. Не надо превозноситься! В страшные дни
в местности Арасат мы станем друг напротив друга. В день,
когда рты будут запечатаны, а органы будут говорить, тогда
вам понадобится заступничество Ħабîба . Когда вся умма со-
берется вокруг Ħабîба , а вас отвергнут, вот тогда настанет
для вас черный день. Мирское имущество, купленное за кровь,
не принесет вам долгой радости. Найдутся наследники, кото-
рые накажут тех, кто истребил родню Расула ». После таких
многочисленных обвинений и угроз в адрес войска Ибн Са‘да
он вытащил саблю. Потеряв надежду остаться в живых, он воз-
намерился умереть и, попрощавшись с семьей, кинулся на про-
тивника. Немало проклятых он обезглавил, и многие храбрецы,
сраженные им, истекли кровью. Никого из тех, кто выходил на
поединок с ним, он не оставил в живых, а сам вернулся живым
к своей родне. Он собрал всех домочадцев, призвал их к терпе-
нию, успокоил их, прочитав проповеди и назидания, велел им
не рыдать, радуя врагов, и не беспокоиться, поскольку Аллāћ
является покровителем.
Семейство Расула стенало, отрезанное от воды и оказавше-
еся в трудном положении, и сам саййид Ħусейн , оставшийся в
одиночестве, тоже изнывал от жажды. В последний раз Ħусейн
взял саблю, сел на коня и вышел, оставив родню в шатре.
Внук Расулуллуха предстал перед войском, не зная, вернется
ли обратно. Ħусейн вытащил стальную саблю и как орел налетел
на войско. Он ожесточенно сражался с помощью Всевышнего.
Ни в одном из предыдущих сражений он не убивал так много
людей, как в тот день.
Он вознамерился пробиться к берегу Евфрата, но навстречу
ему с войском вышел гнусный Шамар, сын Джавшана. Было
225
пролито много крови, убито много воинов, но враги Аллāћа все
же перекрыли дорогу к Евфрату. Ħусейн попытался вернуться
к своей родне, но войско окружило его, а некоторые стали напа-
дать и на шатры, в которых были ахль аль-байт. Ħусейну было
больно видеть это, и он обратился к врагам: «О племя, лишенное
веры! Поберегите хотя бы стыд и совесть! Оставьте в покое детей
и женщин, ведь они не воюют с вами!» Шамар приказал оста-
вить детей и женщин и бросил все силы против Ħусейна . Стре-
ла, пущенная одним из трусов, которые боялись подойти ближе,
угодила Ħусейну в лоб. Разве раненный лев не разорвет волков?!
Ħусейн вновь начал бесстрашно сражаться. И снова разгорелся
неравный бой, и в Кербеле растеклись новые лужи крови.
Ħусейн тоже получил серьезные раны. Зара‘ат ударом сабли
отрубил ему левую руку. Амр ибн Ţалħат ударил сзади и оставил
на спине саййида глубокую рану. Стрела, пущенная Сананом
ибн Анасом Наха‘и, ранила Ħусейна в грудь. Салих ибн Вахб
вонзил меч ему в живот, и Ħусейн , обессилев, упал с коня. Он
упал наземь, провел рукой по своему телу, затем этой окровав-
ленной рукой провел по голове и бороде и воззвал: «О Всевыш-
ний! Вот так я предстану перед Тобой!...»
Ħусейн был окружен войском лицемеров, и никто не осме-
ливался подойти к нему близко. ‘Умар ибн Са‘д в ярости стал
кричать на своих воинов и приказал отрубить Ħусейну голову.
Заблудшие звери неверного племени убили сына дочери своего
Расула . Худшие из предателей, рожденные для Ада, достигли
цели, добившись его гибели.
О лицемере, от чьей руки погиб Ħусейн , в книгах говорится
по-разному, Аллāћ всезнающ. Среди них называются Насар ибн
Харшабат, Шамар ибн Зи-ль-Джавшан, Хавли аль-Асбахиййи.
Достоверной считается версия, согласно которой голову Ħусейну
отрубил проклятый нечестивец по имени Санан ибн Анас. Так-
же сказано, что ‘Умар ибн Са‘д поручил ему доставить голову
к ‘Убайдуллаху. Прибыв с головой в Куфу, глупый Санан гордо
заговорил стихами и, думая обрадовать Ибн Зийада, поздравил
его: «Я убил того, кто из всего народа был самым достойным и
благородным по происхождению как со стороны матери, так и
226
со стороны отца». Более того, Санан рассчитывал на ценный по-
дарок от ‘Убайдуллаха. «Если он был лучшим из людей, почему
же ты убил его?» - разгневался Ибн Зийад. Затем он поклялся
именем Всевышнего и сказал: «Ты никогда не увидишь от меня
ничего хорошего!» И со словами «Я отправлю тебя следом за ним»
тотчас же отрубил Санану голову. В книге «Нурул ‘айн» врагом,
убившим Ħусейна , назван Шамар ибн Зи-ль-Джавшан. Что
касается Санана, то, как сказано в книге, он подошел к Ħусейну
, но, поймав его взгляд, испугался и убежал.
Лицемеры кинулись раздевать обезглавленное тело. Прокля-
тый Асвад ибн Ханзалат, да лишит его Аллāћ Своей милости,
забрал себе саблю Ħусейна . Другой проклятый снял с него ру-
башку и надел на себя, после чего заболел проказой, из-за ко-
торой его голова облысела. Другой неверный по имени Йахйа
снял оставшуюся одежду, а когда он надел ее на себя, его раз-
бил паралич. Азадиййи ибн Джабир, надевший чалму Ħусейна
, тоже заболел проказой. Малик, сын Башира Канади, сошел с
ума после того, как надел кольчугу Ħусейна .
Природа откликнулась на гибель саййида, и от жалости к не-
му заплакали ангелы на небесах. Подул красный ветер, подня-
лась черная пыль, вокруг стало темно как ночью. «Мы попали в
беду!» - говорили вражеские воины, которые ничего не видели,
как куры в темноте. Ветер бушевал целый час, вздымая пыль, а
затем все успокоилось.
Конь Ħусейна , бродивший среди убитых, узнал тело саййи-
да. Он обошел вокруг его тела, заржал, ткнулся лбом в кровь, и
из глаз его полились слезы. Оттуда конь с ржанием помчался к
шатрам. Родные вышли, подумав, что это возвращается Ħусейн
. Но увидев коня без него, женщины поняли, что Ħусейн
покинул их. Сообщив женщинам о гибели Ħусейна , конь вер-
нулся обратно к нему. Воины окружили коня, а ‘Умар ибн Са‘д
приказал поймать его и привести к нему. Они самонадеянно
принялись ловить Маймуна и стали биться с конем, на котором
уже не было Ħусейна . Ударяя копытами и кусая врагов, конь
сумел вырваться, убив двадцать семь человек из войска лицеме-
ров. Кроме людей, он убил и девять коней, как сказано в книге
227
«Нурул ‘айн». Оттуда Маймун убежал к берегу Евфрата, и боль-
ше его никто не видел.
Когда конь прискакал без Ħусейна , поднялась суматоха,
женщины и дети заплакали. После гибели единственного брата
мир почернел для его дорогих сестер.
Теперь лицемеры добрались до шатров, в которых не было муж-
чин, могущих оказать сопротивление. По приказу Шамара лишен-
ные благодати люди как собаки накинулись на ахль аль-байт. Они
растащили все их имущество без остатка, брали все, что попада-
лось под руку. Отняли даже небольшую шкуру, постеленную под
‘Али-младшим, а его бросили на землю. Сорвали с женщин серьги
и другие украшения, самих выгнали в поле, а шатры подожгли.
Они взяли в плен потомков Расула и отвели их в Куфу.
Когда пленники из Кербелы прибыли в Куфу, люди вышли
им навстречу с рыданиями. ‘Али-младший с удивлением ска-
зал: «Этот народ оплакивает нас, а кто же убил наших родных?»
Зайнаб, дорогая сестра Ħусейна , обладавшая таким же крас-
норечием, как ее отец, встала, в первую очередь воздала Все-
вышнему искреннюю хвалу, затем благословила Пророка и
гневно обрушилась на куфийцев: «О куфийцы, о предатели, по-
чему вы плачете? Разве плач по нам спасет вас от заслуженного
наказания, после того как вы перебили нас? Достанется ли Ахи-
рат врагам, оставившим уважение к сыну дочери Расула ?!»
Зайнаб сказала им все, что они заслужили во всех отношениях.
Речь Зайнаб заставила жителей Куфы прислушаться к голосу
совести. Признав вину и стыдясь самих себя, они опустили го-
ловы, сказав: «Эта женщина говорит правду».
Оттуда пленников доставили к Ибн Зийаду. Когда их приве-
ли, Зайнаб в горести села в сторонке. Ибн Зийад спросил, кто
эта женщина. Зайнаб не ответила. Он снова повторил вопрос:
«Кто та, которая села?» Один из его приспешников сказал, что
это Зайнаб. Затем злосчастный и проклятый Ибн Зийад обра-
тился к Зайнаб, восхвалив Всевышнего, и бесстыдно сказал с
укоризной: «Видели, что сделал вам Всевышний?» Разве будет
совесть у того, в чьем сердце нет веры? Он стал бранить Ħусейна
перед женщинами. Когда он начал, осуждая их, восхвалять
228
Всевышнего, Зайнаб ответила Ибн Зийаду, словно пронзила ему
грудь: «Хвала Аллāћу, который возвеличил нас посредством Про-
рока !» Зайнаб упрекнула его так, что язык у него стал запле-
таться, и он ничего не смог ответить. Разрывая ему сердце, она
резко произнесла: «Да заплачет твоя мать, о сын Маржанат!»
‘Убайдуллах очень рассердился, но Амр ибн Харис осадил его.
Он с неприязнью взглянул на ‘Али и спросил: «Разве его там не
убили?» «‘Али, которого убили там, был мой старший брат, и он
отомстит вам», - ответил ‘Али-младший.
‘Убайдуллах, признав ‘Али совершеннолетним, приказал убить
и его. Тогда Зайнаб встала, обняла ‘Али и сказала: «Если вы хо-
тите его убить, то убейте сначала меня». ‘Али попросил тетю
дать ему ответить самому и сказал Ибн Зийаду: «Быть убитыми
– обычное дело для нас, мученическая смерть – почет для нас,
этим ли ты хочешь меня напугать?» У Ибн Зийада не нашлось на
это ответа, и он велел увести мальчика с его глаз.
Затем он собрал людей в мечети, поднялся на минбар и прочи-
тал проповедь. Начав свою речь с восхваления Всевышнего, он
сообщил людям о том, что цель достигнута. Ибн Зийад поделил-
ся радостью по поводу гибели Ħусейна и сказал: «Благодаря
помощи, оказанной Йазиду Всевышним, выявившим истинных
праведных людей, убит самозванец, сын самозванца». От этих
слов злосчастного ‘Убайдуллаха у ‘Абдуллаха ибн Афифа стало
тяжело на душе. Когда Ибн Зийад стал порочить ‘Али и Ħусейна
, в его груди, исполненной веры, заполыхал огонь. Он вскочил
как безумный и высказал этому проклятому все, что пришло на
язык: «Обманщик, сын обманщика – это ты сам, как и тот, кому
ты служишь. Как не стыдно вам, истребившим потомков Расула
, говорить что-либо? О враг Аллāћа, тебе не совестно говорить
об этом мусульманам?!» ‘Убайдуллах спросил, кто это выступает,
желая узнать, кто его обвиняет. В ответ ‘Абдуллах сказал: «Это
я, о враг Аллāћа. Аллāћ так не оставит вас, разглагольствующих
об Исламе, будто вы любите его, истребив потомков рода, сохра-
ненного в чистоте Всевышним, и пленив женщин и детей». «Нет
ли здесь детей ансаров и мухаджиров, чтобы отомстить этому
проклятому, лишенному милости Всевышнего?» - исступленно
229
выкрикнул ‘Абдуллах. Он заставил Ибн Зийада забыть о гневе,
вызванном Зайнаб. ‘Убайдуллах надулся и приказал привести
‘Абдуллаха к нему. Приспешники ‘Убайдуллаха поспешно кину-
лись за ним, но родня быстро увела его домой.
Но разве ‘Убайдуллах успокоится, дав уйти ‘Абдуллаху? Разве
оставит он в живых того, кто обвинил его? Он отправил Шабаса
ибн Раби‘ с группой людей, приказав им немедленно доставить
к нему этого слепого[1].
До родных ‘Абдуллаха дошла горькая весть о том, что идут
гонцы ‘Убайдуллаха. Они спешно собрали свои силы. К ним при-
соединились и племена из Йемена. Прибывшие люди ‘Убайдул-
лаха решительно были настроены забрать ‘Абдуллаха. Между
ними произошла стычка, в результате которой многие люди от-
правились на тот свет. Дочь ‘Абдуллаха сообщила отцу, что лю-
ди Ибн Зийада врываются в дом. Слепой ‘Абдуллах ибн Афиф
велел ей принести саблю. Враги взломали дверь и как джинны
вломились в дом. Они попытались схватить ‘Абдуллаха, но тот,
размахивая саблей, стал сопротивляться. Видя это, его дочь по-
думала: «Если бы я была мужчиной!»
В конце концов, ‘Абдуллаха схватили и отвели к Ибн Зийа-
ду. ‘Убайдуллах сказал ему: «Хвала Всевышнему, который унизил
тебя предо мной». ‘Абдуллах ответил: «О враг Аллāћа, это ли ты
считаешь унижением?!» И добавил с сожалением: «Если бы ко
мне вернулось зрение, вот тогда бы ты узнал…». «О враг свое-
го нафса, что ты скажешь о гибели ‘Уĉмāна ибн Аффана ?»
- спросил ‘Убайдуллах, намекая на то, что ‘Уĉмāн был убит
якобы с ведома ‘Али . Тот в ответ спросил: «Почему ты, Ибн
Маржанат, спрашиваешь об ‘Уĉмāне , а не о своем отце?» Ибн
Зийад поклялся именем Аллāћа, что больше не спросит его ни
о чем, и приказал убить. «Погибнуть от ваших рук – большая
удача для меня! - воскликнул ‘Абдуллах. - Ведь я горевал оттого,
что просил Всевышнего о смерти шахида и не получал ее. Хвала
Творцу, создавшему меня, что хоть сейчас ответил на мою моль-
бу». Люди ‘Убайдуллаха тотчас убили ‘Абдуллаха, и сын Афифа
[1] ‘Абдуллах потерял зрение в сражениях вместе с ‘Али против Му‘авиййата.
230
возрадовался, получив ответ на мольбу. Он достиг желаемого,
погибнув смертью шахида, и его драгоценная душа полетела на
Барзах.
‘Абдуллах был в войске ‘Али , когда тот воевал с мятежника-
ми. В двух разных сражениях от стрел мятежников он потерял
зрение и остался калекой.
Вечные воины, ушедшие из этого мира, предпочтя Ахират и
желая умереть шахидами, отдавшие жизнь ради Всевышнего,
да станут дары Рая дозволенными для вас!
Проклятый Ибн Зийад написал Йазиду письмо, в котором со-
общил обо всем, что он сделал с родными Ħусейна . Затем вы-
звал к себе Заħара ибн Кайса и велел ему собираться в Шам, к
Йазиду. Заħар, исполняя веление Ибн Зийада, приготовил все
необходимое. Он взял головы Ħусейна и его родных и вышел
в путь вместе с пленниками. Днем и ночью они шли через села
и степи. Так семейство Ħусейна , потомство Расула , прибыло
в Дамаск, где находился Йазид. Еще до прибытия каравана в
Дамаск Заħар ибн Кайс поспешил к Йазиду сообщить ему ра-
достную весть. Он передал ему письмо Ибн Зийада и надеялся
на большое вознаграждение.
«Ну, рассказывай», - велел Йазид, и Заħар с большим удоволь-
ствием и восторгом начал говорить. Он доложил ему обо всем,
что произошло, и поздравил Йазида с победой. Заħар сказал Йа-
зиду, что оставил обезглавленные тела Ħусейна и его родных
на поле у Кербелы, и сообщил, что взятые в плен дети и женщи-
ны доставлены в Дамаск.
Йазид проронил слезу, опустив голову. Он изменился в лице,
узнав о том, что Ħусейн ибн ‘Али убит. «Если бы вы проявили
мне покорность и не убили Ħусейна, я был бы вами доволен»,
- сказал он Заħару. «Да лишится милости Аллāћа Ибн Маржа-
нат! - воскликнул он далее, свалив вину за гибель Ħусейна на
‘Убайдуллаха. - Будь я там, я не убил бы Ħусейна, оставил бы его
и дал бы все необходимое». Заħар ибн Кайс ничего не получил за
«радостную весть», Йазид выставил его с пустыми руками.
231
Когда караван прибыл, голову Ħусейна принесли Йазиду и
положили перед ним. Йазид посмотрел на голову и заговорил сти-
хами, тыча палкой, которая была у него в руках, в губы Ħусейна
. Это очень не понравилось Абу Бурдату Салами, который при-
сутствовал на этом собрании, и он, бранясь, сказал: «Я видел,
как Пророк поцеловал эти уста» - и, расстроенный, покинул
собрание. Он глубоко переживал из-за гибели Ħусейна .
Йазид снова поклялся именем Всевышнего, что он не убил
бы Ħусейна , и, оправдываясь, привел несколько причин его
убийства. Затем позвали пленных женщин, и те, увидев голову
Ħусейна , не выдержали и стали громко плакать. От жалости
к ним заплакали сестры и жены Йазида, и поднялся всеобщий
плач. Фатима встала и, обращаясь к Йазиду, сказала: «Теперь,
наверное, ты рад». Йазид ответил Фатиме, что это не обрадова-
ло его, а лишь опечалило, и добавил: «То, что настигло вас, для
меня больше, чем то, что я получил от этого».
Затем этих пленных отвели туда, где собрались женщины из
родни Йазида, и не осталось никого, кто бы не встретился с се-
мьей Ħусейна – родней Пророка . Все выразили им свое со-
чувствие и были потрясены, увидев, в каком положении они
оказались. Им было тягостно видеть, что потомков Пророка ,
родных Ħусейна , привели под стражей. Они отнеслись к ним
с милосердием, почтением и должным уважением и возмести-
ли им все, что у них было отобрано. Более того, каждой жен-
щине вручили одежду, браслеты и серьги. Драгоценная сестра
Ħусейна Сакина, сгоревшая изнутри от всего случившегося,
говорила с насмешкой, что не видела человека лучше Йазида,
не верующего во Всевышнего Аллāћа.
Перед тем как отправить в Шам, еще в Куфе, на руки ‘Али-
младшему надели оковы. В таком же виде, с оковами на руках,
он и прибыл в Шам. После встречи женщин с пленницами Йа-
зид вызвал Зайну-ль-‘Абидина, т.е. ‘Али-младшего. Тот вошел, и
руки его все еще были окованы. Обращаясь к Йазиду, он сказал
с намеком: «О Йазид, если бы Посланник Аллāћа увидел меня в
оковах, он тотчас освободил бы меня от них». Йазид согласился,
сказав, что это правда, и освободил руки ‘Али.
232
‘Али Зайну-ль-Абидин, обладающий совершенным умом, спо-
койно продолжал: «Если бы Расул увидел меня вдали, то обяза-
тельно подозвал бы к себе поближе». Йазид безотказно исполнил
и это, приблизив к себе ‘Али как родного сына. Затем он отвел
‘Али и всем женщинам отдельные покои, обеспечил их всем не-
обходимым и устроил как почетных гостей.
Между Йазидом и ‘Али время от времени возникали и споры,
я расскажу об этом коротко.
Однажды Йазид завел с ‘Али разговор. Речь зашла о предках,
и между ними возник спор. Они стали спорить, как сверстники.
«Твои предки не давали нам покоя, - цинично заявил Йазид. -
Всевышний унизил их, когда они пожелали отнять у нас власть».
Тогда ‘Али встал и ответил Йазиду, заставив того замолчать: «О
сын Му‘авийата и Хинд, власть всегда была у наших предков.
Когда в сражениях при Бадре и Уħуде отец моего отца – ‘Али нес
знамя Расула , твои предки несли знамена их врагов, знаешь
ли ты об этом?»
Один иудейский ученый-богослов, который был рядом и слы-
шал весь их разговор, заинтересовавшись, спросил Йазида: «О
правитель правоверных, чей он сын?» «Его отец – тот самый
человек, которому отрезали голову», – ответил ему Йазид. «Ко-
му принадлежала эта голова?» – спросил иудей. «Ħусейну, сы-
ну ‘Али», – был ответ. Тогда иудей спросил, кто его мать. Йазид
сказал, что это сын Фатимы , дочери Муħаммада . Узнав о
родне Ħусейна , тот в изумлении произнес: «Йа субханаллāћ[1]!
Убитый был сыном дочери вашего же Посланника ?!» - и за-
думался. В этих словах звучало порицание убийства Ħусейна ,
что задело Йазида. Последнему это не понравилось. Он возне-
навидел иудея и велел наказать его. «Наказать или убить – это
ваше дело, но в Торе сказано так: “Кто убьет потомка пророка,
тот будет в убытке в этой жизни, а после смерти его введут в
Ад”» - эти слова иудея поразили Йазида в самое сердце.
Йазид приказал позвать хатыба[2] и велел ему прочитать про-
поведь с осуждением Ħусейна и ‘Али . Проповедник под-
[1] اهلل سبحان يا – Пречист Аллāћ от недостатков!
[2] Хатыб – читающий проповедь в мечети.
233
нялся на минбар и начал говорить. В первую очередь он воздал
хвалу Всевышнему, затем стал поносить Ħусейна и ‘Али ,
восхваляя Йазида и его предков. Перебив этого проповедника,
‘Али-младший крикнул: «Дайте мне сказать!» Разве Йазид дал бы
‘Али возможность выступить, ведь для него не было секретом,
о чем тот будет говорить?! Однако по требованию многих со-
бравшихся ‘Али все же получил разрешение подняться на мин-
бар. Он воздал хвалу Всевышнему, затем благословил Пророка
и прочитал такую проповедь, что многие, слушая ее, не могли
сдержать слез. Затем он обратился к народу со словами: «О лю-
ди, сказать ли вам, кто я, если вы не знаете? Я сын Расула ,
который из Мекки верхом на Бураке отправился в мечеть Аль-
Акса. Я сын Расула , поднявшегося на Сидрат через семь небес
в сопровождении Джабрâ’îла . Я сын того, кого Джаббар
пригласил в гости и кто вместе с ангелами совершил коллек-
тивную молитву на небесах. Я также являюсь внуком госпожи
женщин – Захрауллах Фатимы , дочери Пророка ».
Совершенство его проповеди, правдивость речи, потрясаю-
щая глубина мудрости взволновали людей, которые стали сте-
нать и плакать.
Видя их состояние и опасаясь смуты, Йазид велел муэдзину
огласить азан. Когда тот произнес «Аллāћу акбар», ‘Али гром-
ко ответил на призыв муэдзина. Когда он произнес «Ашҳаду
ан лâ илâҳа илла Ллâх»[1], ‘Али и на это дал полноценный ответ:
«Яшҳаду биҳа ша‘рî ва башарî ва лаħмî ва дамî»[2]. Когда муэд-
зин произнес второй шахадат азана «Ашҳаду анна Муħаммадан
расüлуллаҳ»[3], ‘Али-младший сделал паузу и, обращаясь к Йази-
ду, спросил: «Чьим дедом является Муħаммад , о посланниче-
стве которого свидетельствует муэдзин, моим или твоим? Если
ты скажешь, что он был твоим дедом, ты будешь обманщиком
и неверным». Этими словами он загнал Йазида в угол. «А если
Расул , о посланничестве которого свидетельствует муэдзин,
ََه اِ َّال الله [1[
кроме, поклонения достойного, божества нет что, свидетельствую Я – اَ ْشَهُد اَ ْن َ ال اِل
Аллāћа.
يشهد بها شعري وبرشي ولحمي ودمي [2[
َ َّن ُ مَحَّمًد َ ا رُس ُول ِ الله [3[
َ ْشَهُد أ
وأ – َЯ также свидетельствую, что Муħаммад – посланник Аллāћа.
234
мой дедушка, - продолжал ‘Али, - почему же ты уничтожил его
семью?» Йазид пришел в замешательство, не зная что ответить,
и признался: «Муħаммад был твоим дедушкой».
Смятение и плач среди людей еще больше усилились. «Гибель
Ħусейна – это беда, обрушившаяся на Ислам», - стали говорить
они. Увидев, что происходит, Йазид испугался за себя и стал до-
казывать, что не он убивал Ħусейна . Он бранил Ибн Зийада,
свалил на него всю вину, затем вызвал тех, кто принес голову
Ħусейна , и стал спрашивать их, приказывал ли он убивать
его. Все сказали «нет», никто не сознался. Напоследок он спросил
Ħаċîна, сына Нумайра. Тот сказал: «Хочешь ли ты, чтобы я рас-
сказал все?» Йазид ответил, что хочет. Ħаċîн потребовал, чтобы
ему гарантировали безопасность. Йазид пообещал и дал ему воз-
можность говорить. Тот начал: «О правитель! Человек, который
собрал войско, вручил знамена, писал письма и тратил на это
деньги, - он и убил Ħусейна». Йазид спросил, кто этот человек.
«Этот человек - ты», - так Ħасин положил конец разговорам.
Йазид пожалел о своем обещании безопасности, но Ħасина
пришлось оставить в покое. Он подавил свой гнев, каким бы
огромным он ни был, и вернулся домой, чтобы побыть одному.
Переживания переполняли его грудь, он не знал, что делать. Он
плакал и бил себя руками по лицу. В эту ночь до утра он не сом-
кнул глаз. И до утра являлись души предков, чтобы попривет-
ствовать голову Ħусейна .
Жена Йазида из-за таких же снов тоже не могла уснуть и еле
дождалась утра. Страшные сны не давали им спать.
Тревожные мысли терзали Йазида. Вызвав Ну‘мана ибн Ба-
шира, он сказал, что хочет отправить детей и родных Ħусейна
в Мекку, Медину или куда они захотят, и велел ему подготовить
их. Затем он спросил ‘Али и его сестер: «Куда вы хотите отпра-
виться? Если хотите, оставайтесь тут же со мной, если нет – от-
правлю куда хотите». Потомки выбрали город Расула , и Йазид
велел доставить их туда. Он дал им верного проводника из Ша-
ма, приставил к ним охранников, которым поручил сопрово-
ждать их в пути спокойно, с уважением. Когда снаряженный
таким образом караван был готов, Йазид пожелал ‘Али счаст-
235
ливого пути и попросил написать ему в случае необходимости,
пообещав: «Если пожелает Аллāћ, исполню все». Более того, он
снова стал оправдываться, взвалив вину за гибель Ħусейна на
Ибн Зийада и проклиная его.
Они вышли в путь и, двигаясь вперед, оставили позади Да-
маск и земли Шама. В пути к ним относились почтительно, охра-
на круглосуточно обеспечивала им спокойствие и безопасность,
а проводник помогал им во всем, как своей семье. Оставив тела
родителей в Кербеле, сироты вернулись обратно в Медину.
Поскольку этот мир является тюрьмой для верующих, разве
будут они радоваться, будучи заключенными в тюрьму?! Разве
мирское не повлечет за собой тех, у кого не хватает ума предпо-
честь Ахират?! Несчастные люди не оказали должного уважения
родне самого дорогого из всех творений – Расула . После смер-
ти Ħабîба нечестивцы уммы протянули свои кровавые руки
даже к ахль аль-байт.
О Аллāћ, сделай этот рассказ о саййиде Ħусейне – свете очей
Фатимы, шахиде Кербелы, семью которого схватили враги, – на-
зиданием для тех, кого настигла беда, чтобы они набрались тер-
пения.
Для бараката перечислю некоторые из чудес, происшедших
в день, когда Ħусейн стал шахидом. Ибн ‘Аббâс рассказал:
«Однажды в полуденное время я увидел во сне Расулуллаха , у
него в руках была сосуд, полный крови. Я спросил его: «Что это,
о Посланник Аллāћа?» Ħабîб сказал, что это кровь Ħусейна .
В этот день стало известно о том, что Ħусейн убит».
В тот же день джинны собрались на возвышенных местах и
заплакали. Мукри рассказал, что, когда Ħусейна убили, пла-
кали небеса. Под любым камнем Байт аль-Мукаддаса в тот день
можно было обнаружить чистую кровь. Согласно одному из ска-
заний, в этот день выпал кровавый дождь, и все было окрашено
в цвет крови. Сказано, что по Ħусейну , сыну Фатимы, как и
по пророку Йахйе , солнце плакало сорок дней.
Из тех, кто участвовал в убийстве Ħусейна , не осталось ни
одного, кого не настигла бы плеть наказания на этом же свете.
236
Некоторые из них были уничтожены, другие лишились всего
имущества, третьи сошли с ума, а лица их почернели. Как же не
стать несчастными тем, кто в начале 61 года Хиджры осмелился
воевать против семейства Пророка в месяце мухаррам – за-
претном для войн месяце?! Разве останутся в живых убийцы
безвинных потомков Шафи‘ , на которого надеется умма?
Как могут получить заступничество Ţāҳā те, кто из жадности
к мирскому проливает кровь?! Враги убили Ħусейна, сына ‘Али
, когда ему было 55 лет. Произошло это в Кербеле в десятый
день месяца мухаррам, известный в народе как день Ашура’.
Все же предшественниками сказано нам, чтобы мы не про-
клинали Йазида. Возможно, он раскаялся или, быть может, был
чист – нашими знаниями и умом трудно это понять. Худжат
аль-Ислам имам аль-Газали не разрешает проклинать даже Йа-
зида. Говорится даже, что он не приказывал убивать Ħусейна
. Всевышний Аллāћ всезнающ. Как бы там ни было, Ħусейн
был убит, и трудно считать его убийц принадлежащими к умме.
Убийцы не получат хорошую мольбу от правоверных, напротив,
любящие хороших людей будут проклинать их.
Теперь для назидания приведем вкратце одно известное
сказание из книг. Переведу с арабского рассказ, переданный
А‘машем, да будет доволен им Аллāћ.
Совершая обход вокруг Каабы, он увидел человека, который
прижался к ее стенам. Затем А‘маш услышал его мольбу. Это
была мольба человека, потерявшего надежду на милость Аллāћа.
Когда А‘маш во второй раз увидел того же человека, произно-
сившего ту же самую мольбу, он удивился. Завершив обход Каа-
бы, А‘маш подошел к нему и стал расспрашивать. «Почему ты
так отчаиваешься, лишившись всякой надежды, ведь ты нахо-
дишься в том месте, где Всемогущий Аллāћ прощает грешнику
все грехи, если тот попросит об этом?» - сказал, успокаивая его,
А‘маш. «Кто ты?» - спросил тот человек. «А‘маш», - ответил он.
Затем тот сказал, что совершил очень большой грех. «Твой грех
больше, чем земля, небеса или ‘Арш?» - спросил А‘маш. Тот че-
ловек пожелал обо всем рассказать и облегчить душу. Отойдя в
сторону, где не было никого, он начал рассказывать. Он оказал-
237
ся одним из гонцов, принесших Йазиду в Шам голову Ħусейна
. Как было сказано выше, Йазид, испугавшись оставить дома
голову Ħусейна , велел перенести ее в степь и послал семьдесят
стражников, чтобы они охраняли ее, и этот человек был среди
них. Он рассказал А‘машу обо всем, что слышал и видел. При-
ведем краткое содержание его рассказа.
Стражники поели, попили и заснули. Внезапно этот человек
проснулся и увидел надвигающееся облако, которое с сильным
шумом ветра опустилось с неба на землю. С этого облака спу-
стился на землю человек поразительной красоты. Он расстелил
ковер, расставил на нем великолепные троны и, встав на один
из них, крикнул: «О отец человечества, спустись!» Этими сло-
вами он разрешил спуститься Адаму . Отец человечества спу-
стился с небес на землю и встал рядом с головой Ħусейна . «Ас-
саламу `алайка, о вали Аллāћа! Ас-саламу `алайкум, остальные
праведники! Ты жил счастливо, но был отвергнут и убит. Горе
тому, кто убил тебя, завтра он получит Ад», - с жалостью оплаки-
вая Ħусейна , печально поприветствовал он его голову. После
приветствия он ступил на ковер и сел на трон, предназначен-
ный для него.
Не успел Адам сесть, как еще одно облако, как и прежнее,
опустилось на землю. Проснувшийся стражник услышал, как
глашатай крикнул: «Спустись, пророк Аллāћа, спустись, о Нух
!» Пророк Нух спустился, встал рядом с головой, так же как и
Адам , печально поприветствовал его и затем прочитал мольбу:
«Да не смоет Аллāћ грехи тех, кто убил тебя». Сказав это, Нух
отошел назад и сел на трон.
Затем с неба опустилось еще одно облако, и стражник услы-
шал, как сначала возгласили азан, а затем глашатай еще раз
крикнул: «Спустись, о Халилуллах, спустись, о Ибрâҳîм ». И
прибыл Ибрâҳîм-Халил . Это был не высокий и не низкий,
среднего роста старец с приятной внешностью и белоснежной
бородой. Он тоже оказал почтение голове Ħусейна и так же
печально поприветствовал его, как Нух и Адам . После при-
ветствия он ступил на ковер и сел на трон, указанный ему. Та-
ким же упомянутым образом по порядку спустились Калîмуллāҳ
238
Муса и Иса Рüḥуллāҳ . Они поприветствовали голову, выра-
зили свою печаль и сели на троны, отведенные им.
С грохотом, словно раскаты грома, спустилось еще одно очень
большое облако. Стражник услышал азан, а затем голос глаша-
тая: «Спустись, о Абу-ль-Касим, о Муħаммад, о Аħмад, спустись,
о Музаммил, о Мудассир, о Ţāҳā!». Не успел глашатай завершить
этот зов, как спустился Ţāҳā . Лицо его было подобно полной
луне. Он был неописуемо красив в райском наряде, в халате и
с короной на голове. Справа от него было множество ангелов,
число которых знает лишь Всевышний. А с левой стороны были
‘Али с дочерью Пророка Фатимой и со старшим из акта-
бов – сыном Ħасаном . Пророк подошел к голове Ħусейна ,
взял ее в руки и прижал к груди. Он горестно заплакал, из глаз
его потекли слезы. Он подозвал к себе ‘Али и передал голову
ему в руки. ‘Али тоже горько заплакал, прижав ее к груди,
затем передал матери голову сына. Фатима взяла ее в руки
и прижала к груди со словами «О свет моих очей». Она громко
зарыдала, и все, кто услышал это, тоже заплакали. Затем голову
Ħусейна передали брату Ħасану , который тоже заплакал,
держа ее в руках и прижав к груди. Адам , Нух , Ибрâҳîм ,
Муса , Иса по очереди подошли к Ţāҳā и выразили собо-
лезнование.
После соболезнования Ħабîбуллāҳ обратился к предкам –
Адаму , Нуху , Ибрâҳîму и братьям Мусе и Исе и ска-
зал: «Вы свидетели тому, что умма после меня сделала с моим
сыном». Тогда к Ħабîбу явился один ангел и поведал о цели
своего визита. Он сказал Расулу , что послан по приказу Джаб-
бара в подчинение ему. «Если ты разрешишь, я не оставлю в
живых ни одного человека из твоей уммы», - заявил ангел и со-
общил, что его место и степень на самом нижнем небе.
Затем явился еще один ангел. Он сказал, что назначен над
морями, и разъяснил, что Аллāћ послал его с повелением подчи-
няться Расулу . «Если ты позволишь, я готов накрыть морями
твою общину», - сказал ангел.
239
Ħабîб не позволил уничтожить умму, о которой он беспоко-
ился даже в предсмертный час. «Оставьте мою общину», - сказал
он обоим ангелам, а тех, кто убил Ħусейна , вверил Аллāћу.
Адам встал и произнес слова благодарности, сказав Ħабîбу :
«Да вознаградит тебя Аллāћ лучшим!»
Ħасан попросил Ħабîба позволить убить хотя бы страж-
ников в отместку за гибель Ħусейна . Дабы утешить сердце
Ħасана , горюющего по брату, ангелам дали разрешение убить
стражников. Ангелы вмиг перебили стражников. Один из ан-
гелов схватил того единственного оставшегося в живых. Тот в
испуге, спасая душу, завизжал и взмолил Расула о защите.
Ħабîбуллāҳ тотчас же кинулся к нему и спросил: «Являешься
ли ты из числа тех семидесяти человек, прибывших в Шам с
головой?» Тот признался, что он из их числа. Ħабîб велел ан-
гелу оставить его, но произнес мольбу, которую тот заслужил, не
оставившую надежды на прощение: «Да не смилостивится над
тобой Аллāћ, не смоются твои грехи, и да сожжет тебя адский
огонь».
«Как же мне не потерять надежду на милость, ведь такую
мольбу за меня прочитал Пророк », - сказал этот человек. Услы-
шав это, А‘маш со злостью оттолкнул его со словами: «Отойди от
меня».
239