Краткое сказание о том, как Ħусейн (Хусейн, Мир Ему) отправился из Мекки в Куфу (продолжение) После того как ‘Али-старший отправился на встречу с Шафи‘ , Ħусейн остался один, как птица без крыла. Проводив свое- го дорогого сына в гости к Ħабîбу , он сам приготовился по- следовать за ним. Он взял испытанную в битвах саблю, сел на коня и, оставив семью в шатре, предстал перед войском. Об- ращаясь к ним, он обвинил их в том, что они предали его: «О жители Куфы, пригласившие меня и встретившие саблями, зав- тра вы узнаете все. Не надо превозноситься! В страшные дни в местности Арасат мы станем друг напротив друга. В день, когда рты будут запечатаны, а органы будут говорить, тогда вам понадобится заступничество Ħабîба . Когда вся умма со- берется вокруг Ħабîба , а вас отвергнут, вот тогда настанет для вас черный день. Мирское имущество, купленное за кровь, не принесет вам долгой радости. Найдутся наследники, кото- рые накажут тех, кто истребил родню Расула ». После таких многочисленных обвинений и угроз в адрес войска Ибн Са‘да он вытащил саблю. Потеряв надежду остаться в живых, он воз- намерился умереть и, попрощавшись с семьей, кинулся на про- тивника. Немало проклятых он обезглавил, и многие храбрецы, сраженные им, истекли кровью. Никого из тех, кто выходил на поединок с ним, он не оставил в живых, а сам вернулся живым к своей родне. Он собрал всех домочадцев, призвал их к терпе- нию, успокоил их, прочитав проповеди и назидания, велел им не рыдать, радуя врагов, и не беспокоиться, поскольку Аллāћ является покровителем. Семейство Расула стенало, отрезанное от воды и оказавше- еся в трудном положении, и сам саййид Ħусейн , оставшийся в одиночестве, тоже изнывал от жажды. В последний раз Ħусейн взял саблю, сел на коня и вышел, оставив родню в шатре. Внук Расулуллуха предстал перед войском, не зная, вернется ли обратно. Ħусейн вытащил стальную саблю и как орел налетел на войско. Он ожесточенно сражался с помощью Всевышнего. Ни в одном из предыдущих сражений он не убивал так много людей, как в тот день. Он вознамерился пробиться к берегу Евфрата, но навстречу ему с войском вышел гнусный Шамар, сын Джавшана. Было 225 пролито много крови, убито много воинов, но враги Аллāћа все же перекрыли дорогу к Евфрату. Ħусейн попытался вернуться к своей родне, но войско окружило его, а некоторые стали напа- дать и на шатры, в которых были ахль аль-байт. Ħусейну было больно видеть это, и он обратился к врагам: «О племя, лишенное веры! Поберегите хотя бы стыд и совесть! Оставьте в покое детей и женщин, ведь они не воюют с вами!» Шамар приказал оста- вить детей и женщин и бросил все силы против Ħусейна . Стре- ла, пущенная одним из трусов, которые боялись подойти ближе, угодила Ħусейну в лоб. Разве раненный лев не разорвет волков?! Ħусейн вновь начал бесстрашно сражаться. И снова разгорелся неравный бой, и в Кербеле растеклись новые лужи крови. Ħусейн тоже получил серьезные раны. Зара‘ат ударом сабли отрубил ему левую руку. Амр ибн Ţалħат ударил сзади и оставил на спине саййида глубокую рану. Стрела, пущенная Сананом ибн Анасом Наха‘и, ранила Ħусейна в грудь. Салих ибн Вахб вонзил меч ему в живот, и Ħусейн , обессилев, упал с коня. Он упал наземь, провел рукой по своему телу, затем этой окровав- ленной рукой провел по голове и бороде и воззвал: «О Всевыш- ний! Вот так я предстану перед Тобой!...» Ħусейн был окружен войском лицемеров, и никто не осме- ливался подойти к нему близко. ‘Умар ибн Са‘д в ярости стал кричать на своих воинов и приказал отрубить Ħусейну голову. Заблудшие звери неверного племени убили сына дочери своего Расула . Худшие из предателей, рожденные для Ада, достигли цели, добившись его гибели. О лицемере, от чьей руки погиб Ħусейн , в книгах говорится по-разному, Аллāћ всезнающ. Среди них называются Насар ибн Харшабат, Шамар ибн Зи-ль-Джавшан, Хавли аль-Асбахиййи. Достоверной считается версия, согласно которой голову Ħусейну отрубил проклятый нечестивец по имени Санан ибн Анас. Так- же сказано, что ‘Умар ибн Са‘д поручил ему доставить голову к ‘Убайдуллаху. Прибыв с головой в Куфу, глупый Санан гордо заговорил стихами и, думая обрадовать Ибн Зийада, поздравил его: «Я убил того, кто из всего народа был самым достойным и благородным по происхождению как со стороны матери, так и 226 со стороны отца». Более того, Санан рассчитывал на ценный по- дарок от ‘Убайдуллаха. «Если он был лучшим из людей, почему же ты убил его?» - разгневался Ибн Зийад. Затем он поклялся именем Всевышнего и сказал: «Ты никогда не увидишь от меня ничего хорошего!» И со словами «Я отправлю тебя следом за ним» тотчас же отрубил Санану голову. В книге «Нурул ‘айн» врагом, убившим Ħусейна , назван Шамар ибн Зи-ль-Джавшан. Что касается Санана, то, как сказано в книге, он подошел к Ħусейну , но, поймав его взгляд, испугался и убежал. Лицемеры кинулись раздевать обезглавленное тело. Прокля- тый Асвад ибн Ханзалат, да лишит его Аллāћ Своей милости, забрал себе саблю Ħусейна . Другой проклятый снял с него ру- башку и надел на себя, после чего заболел проказой, из-за ко- торой его голова облысела. Другой неверный по имени Йахйа снял оставшуюся одежду, а когда он надел ее на себя, его раз- бил паралич. Азадиййи ибн Джабир, надевший чалму Ħусейна , тоже заболел проказой. Малик, сын Башира Канади, сошел с ума после того, как надел кольчугу Ħусейна . Природа откликнулась на гибель саййида, и от жалости к не- му заплакали ангелы на небесах. Подул красный ветер, подня- лась черная пыль, вокруг стало темно как ночью. «Мы попали в беду!» - говорили вражеские воины, которые ничего не видели, как куры в темноте. Ветер бушевал целый час, вздымая пыль, а затем все успокоилось. Конь Ħусейна , бродивший среди убитых, узнал тело саййи- да. Он обошел вокруг его тела, заржал, ткнулся лбом в кровь, и из глаз его полились слезы. Оттуда конь с ржанием помчался к шатрам. Родные вышли, подумав, что это возвращается Ħусейн . Но увидев коня без него, женщины поняли, что Ħусейн покинул их. Сообщив женщинам о гибели Ħусейна , конь вер- нулся обратно к нему. Воины окружили коня, а ‘Умар ибн Са‘д приказал поймать его и привести к нему. Они самонадеянно принялись ловить Маймуна и стали биться с конем, на котором уже не было Ħусейна . Ударяя копытами и кусая врагов, конь сумел вырваться, убив двадцать семь человек из войска лицеме- ров. Кроме людей, он убил и девять коней, как сказано в книге 227 «Нурул ‘айн». Оттуда Маймун убежал к берегу Евфрата, и боль- ше его никто не видел. Когда конь прискакал без Ħусейна , поднялась суматоха, женщины и дети заплакали. После гибели единственного брата мир почернел для его дорогих сестер. Теперь лицемеры добрались до шатров, в которых не было муж- чин, могущих оказать сопротивление. По приказу Шамара лишен- ные благодати люди как собаки накинулись на ахль аль-байт. Они растащили все их имущество без остатка, брали все, что попада- лось под руку. Отняли даже небольшую шкуру, постеленную под ‘Али-младшим, а его бросили на землю. Сорвали с женщин серьги и другие украшения, самих выгнали в поле, а шатры подожгли. Они взяли в плен потомков Расула и отвели их в Куфу. Когда пленники из Кербелы прибыли в Куфу, люди вышли им навстречу с рыданиями. ‘Али-младший с удивлением ска- зал: «Этот народ оплакивает нас, а кто же убил наших родных?» Зайнаб, дорогая сестра Ħусейна , обладавшая таким же крас- норечием, как ее отец, встала, в первую очередь воздала Все- вышнему искреннюю хвалу, затем благословила Пророка и гневно обрушилась на куфийцев: «О куфийцы, о предатели, по- чему вы плачете? Разве плач по нам спасет вас от заслуженного наказания, после того как вы перебили нас? Достанется ли Ахи- рат врагам, оставившим уважение к сыну дочери Расула ?!» Зайнаб сказала им все, что они заслужили во всех отношениях. Речь Зайнаб заставила жителей Куфы прислушаться к голосу совести. Признав вину и стыдясь самих себя, они опустили го- ловы, сказав: «Эта женщина говорит правду». Оттуда пленников доставили к Ибн Зийаду. Когда их приве- ли, Зайнаб в горести села в сторонке. Ибн Зийад спросил, кто эта женщина. Зайнаб не ответила. Он снова повторил вопрос: «Кто та, которая села?» Один из его приспешников сказал, что это Зайнаб. Затем злосчастный и проклятый Ибн Зийад обра- тился к Зайнаб, восхвалив Всевышнего, и бесстыдно сказал с укоризной: «Видели, что сделал вам Всевышний?» Разве будет совесть у того, в чьем сердце нет веры? Он стал бранить Ħусейна перед женщинами. Когда он начал, осуждая их, восхвалять 228 Всевышнего, Зайнаб ответила Ибн Зийаду, словно пронзила ему грудь: «Хвала Аллāћу, который возвеличил нас посредством Про- рока !» Зайнаб упрекнула его так, что язык у него стал запле- таться, и он ничего не смог ответить. Разрывая ему сердце, она резко произнесла: «Да заплачет твоя мать, о сын Маржанат!» ‘Убайдуллах очень рассердился, но Амр ибн Харис осадил его. Он с неприязнью взглянул на ‘Али и спросил: «Разве его там не убили?» «‘Али, которого убили там, был мой старший брат, и он отомстит вам», - ответил ‘Али-младший. ‘Убайдуллах, признав ‘Али совершеннолетним, приказал убить и его. Тогда Зайнаб встала, обняла ‘Али и сказала: «Если вы хо- тите его убить, то убейте сначала меня». ‘Али попросил тетю дать ему ответить самому и сказал Ибн Зийаду: «Быть убитыми – обычное дело для нас, мученическая смерть – почет для нас, этим ли ты хочешь меня напугать?» У Ибн Зийада не нашлось на это ответа, и он велел увести мальчика с его глаз. Затем он собрал людей в мечети, поднялся на минбар и прочи- тал проповедь. Начав свою речь с восхваления Всевышнего, он сообщил людям о том, что цель достигнута. Ибн Зийад поделил- ся радостью по поводу гибели Ħусейна и сказал: «Благодаря помощи, оказанной Йазиду Всевышним, выявившим истинных праведных людей, убит самозванец, сын самозванца». От этих слов злосчастного ‘Убайдуллаха у ‘Абдуллаха ибн Афифа стало тяжело на душе. Когда Ибн Зийад стал порочить ‘Али и Ħусейна , в его груди, исполненной веры, заполыхал огонь. Он вскочил как безумный и высказал этому проклятому все, что пришло на язык: «Обманщик, сын обманщика – это ты сам, как и тот, кому ты служишь. Как не стыдно вам, истребившим потомков Расула , говорить что-либо? О враг Аллāћа, тебе не совестно говорить об этом мусульманам?!» ‘Убайдуллах спросил, кто это выступает, желая узнать, кто его обвиняет. В ответ ‘Абдуллах сказал: «Это я, о враг Аллāћа. Аллāћ так не оставит вас, разглагольствующих об Исламе, будто вы любите его, истребив потомков рода, сохра- ненного в чистоте Всевышним, и пленив женщин и детей». «Нет ли здесь детей ансаров и мухаджиров, чтобы отомстить этому проклятому, лишенному милости Всевышнего?» - исступленно 229 выкрикнул ‘Абдуллах. Он заставил Ибн Зийада забыть о гневе, вызванном Зайнаб. ‘Убайдуллах надулся и приказал привести ‘Абдуллаха к нему. Приспешники ‘Убайдуллаха поспешно кину- лись за ним, но родня быстро увела его домой. Но разве ‘Убайдуллах успокоится, дав уйти ‘Абдуллаху? Разве оставит он в живых того, кто обвинил его? Он отправил Шабаса ибн Раби‘ с группой людей, приказав им немедленно доставить к нему этого слепого[1]. До родных ‘Абдуллаха дошла горькая весть о том, что идут гонцы ‘Убайдуллаха. Они спешно собрали свои силы. К ним при- соединились и племена из Йемена. Прибывшие люди ‘Убайдул- лаха решительно были настроены забрать ‘Абдуллаха. Между ними произошла стычка, в результате которой многие люди от- правились на тот свет. Дочь ‘Абдуллаха сообщила отцу, что лю- ди Ибн Зийада врываются в дом. Слепой ‘Абдуллах ибн Афиф велел ей принести саблю. Враги взломали дверь и как джинны вломились в дом. Они попытались схватить ‘Абдуллаха, но тот, размахивая саблей, стал сопротивляться. Видя это, его дочь по- думала: «Если бы я была мужчиной!» В конце концов, ‘Абдуллаха схватили и отвели к Ибн Зийа- ду. ‘Убайдуллах сказал ему: «Хвала Всевышнему, который унизил тебя предо мной». ‘Абдуллах ответил: «О враг Аллāћа, это ли ты считаешь унижением?!» И добавил с сожалением: «Если бы ко мне вернулось зрение, вот тогда бы ты узнал…». «О враг свое- го нафса, что ты скажешь о гибели ‘Уĉмāна ибн Аффана ?» - спросил ‘Убайдуллах, намекая на то, что ‘Уĉмāн был убит якобы с ведома ‘Али . Тот в ответ спросил: «Почему ты, Ибн Маржанат, спрашиваешь об ‘Уĉмāне , а не о своем отце?» Ибн Зийад поклялся именем Аллāћа, что больше не спросит его ни о чем, и приказал убить. «Погибнуть от ваших рук – большая удача для меня! - воскликнул ‘Абдуллах. - Ведь я горевал оттого, что просил Всевышнего о смерти шахида и не получал ее. Хвала Творцу, создавшему меня, что хоть сейчас ответил на мою моль- бу». Люди ‘Убайдуллаха тотчас убили ‘Абдуллаха, и сын Афифа [1] ‘Абдуллах потерял зрение в сражениях вместе с ‘Али против Му‘авиййата. 230 возрадовался, получив ответ на мольбу. Он достиг желаемого, погибнув смертью шахида, и его драгоценная душа полетела на Барзах. ‘Абдуллах был в войске ‘Али , когда тот воевал с мятежника- ми. В двух разных сражениях от стрел мятежников он потерял зрение и остался калекой. Вечные воины, ушедшие из этого мира, предпочтя Ахират и желая умереть шахидами, отдавшие жизнь ради Всевышнего, да станут дары Рая дозволенными для вас! Проклятый Ибн Зийад написал Йазиду письмо, в котором со- общил обо всем, что он сделал с родными Ħусейна . Затем вы- звал к себе Заħара ибн Кайса и велел ему собираться в Шам, к Йазиду. Заħар, исполняя веление Ибн Зийада, приготовил все необходимое. Он взял головы Ħусейна и его родных и вышел в путь вместе с пленниками. Днем и ночью они шли через села и степи. Так семейство Ħусейна , потомство Расула , прибыло в Дамаск, где находился Йазид. Еще до прибытия каравана в Дамаск Заħар ибн Кайс поспешил к Йазиду сообщить ему ра- достную весть. Он передал ему письмо Ибн Зийада и надеялся на большое вознаграждение. «Ну, рассказывай», - велел Йазид, и Заħар с большим удоволь- ствием и восторгом начал говорить. Он доложил ему обо всем, что произошло, и поздравил Йазида с победой. Заħар сказал Йа- зиду, что оставил обезглавленные тела Ħусейна и его родных на поле у Кербелы, и сообщил, что взятые в плен дети и женщи- ны доставлены в Дамаск. Йазид проронил слезу, опустив голову. Он изменился в лице, узнав о том, что Ħусейн ибн ‘Али убит. «Если бы вы проявили мне покорность и не убили Ħусейна, я был бы вами доволен», - сказал он Заħару. «Да лишится милости Аллāћа Ибн Маржа- нат! - воскликнул он далее, свалив вину за гибель Ħусейна на ‘Убайдуллаха. - Будь я там, я не убил бы Ħусейна, оставил бы его и дал бы все необходимое». Заħар ибн Кайс ничего не получил за «радостную весть», Йазид выставил его с пустыми руками. 231 Когда караван прибыл, голову Ħусейна принесли Йазиду и положили перед ним. Йазид посмотрел на голову и заговорил сти- хами, тыча палкой, которая была у него в руках, в губы Ħусейна . Это очень не понравилось Абу Бурдату Салами, который при- сутствовал на этом собрании, и он, бранясь, сказал: «Я видел, как Пророк поцеловал эти уста» - и, расстроенный, покинул собрание. Он глубоко переживал из-за гибели Ħусейна . Йазид снова поклялся именем Всевышнего, что он не убил бы Ħусейна , и, оправдываясь, привел несколько причин его убийства. Затем позвали пленных женщин, и те, увидев голову Ħусейна , не выдержали и стали громко плакать. От жалости к ним заплакали сестры и жены Йазида, и поднялся всеобщий плач. Фатима встала и, обращаясь к Йазиду, сказала: «Теперь, наверное, ты рад». Йазид ответил Фатиме, что это не обрадова- ло его, а лишь опечалило, и добавил: «То, что настигло вас, для меня больше, чем то, что я получил от этого». Затем этих пленных отвели туда, где собрались женщины из родни Йазида, и не осталось никого, кто бы не встретился с се- мьей Ħусейна – родней Пророка . Все выразили им свое со- чувствие и были потрясены, увидев, в каком положении они оказались. Им было тягостно видеть, что потомков Пророка , родных Ħусейна , привели под стражей. Они отнеслись к ним с милосердием, почтением и должным уважением и возмести- ли им все, что у них было отобрано. Более того, каждой жен- щине вручили одежду, браслеты и серьги. Драгоценная сестра Ħусейна Сакина, сгоревшая изнутри от всего случившегося, говорила с насмешкой, что не видела человека лучше Йазида, не верующего во Всевышнего Аллāћа. Перед тем как отправить в Шам, еще в Куфе, на руки ‘Али- младшему надели оковы. В таком же виде, с оковами на руках, он и прибыл в Шам. После встречи женщин с пленницами Йа- зид вызвал Зайну-ль-‘Абидина, т.е. ‘Али-младшего. Тот вошел, и руки его все еще были окованы. Обращаясь к Йазиду, он сказал с намеком: «О Йазид, если бы Посланник Аллāћа увидел меня в оковах, он тотчас освободил бы меня от них». Йазид согласился, сказав, что это правда, и освободил руки ‘Али. 232 ‘Али Зайну-ль-Абидин, обладающий совершенным умом, спо- койно продолжал: «Если бы Расул увидел меня вдали, то обяза- тельно подозвал бы к себе поближе». Йазид безотказно исполнил и это, приблизив к себе ‘Али как родного сына. Затем он отвел ‘Али и всем женщинам отдельные покои, обеспечил их всем не- обходимым и устроил как почетных гостей. Между Йазидом и ‘Али время от времени возникали и споры, я расскажу об этом коротко. Однажды Йазид завел с ‘Али разговор. Речь зашла о предках, и между ними возник спор. Они стали спорить, как сверстники. «Твои предки не давали нам покоя, - цинично заявил Йазид. - Всевышний унизил их, когда они пожелали отнять у нас власть». Тогда ‘Али встал и ответил Йазиду, заставив того замолчать: «О сын Му‘авийата и Хинд, власть всегда была у наших предков. Когда в сражениях при Бадре и Уħуде отец моего отца – ‘Али нес знамя Расула , твои предки несли знамена их врагов, знаешь ли ты об этом?» Один иудейский ученый-богослов, который был рядом и слы- шал весь их разговор, заинтересовавшись, спросил Йазида: «О правитель правоверных, чей он сын?» «Его отец – тот самый человек, которому отрезали голову», – ответил ему Йазид. «Ко- му принадлежала эта голова?» – спросил иудей. «Ħусейну, сы- ну ‘Али», – был ответ. Тогда иудей спросил, кто его мать. Йазид сказал, что это сын Фатимы , дочери Муħаммада . Узнав о родне Ħусейна , тот в изумлении произнес: «Йа субханаллāћ[1]! Убитый был сыном дочери вашего же Посланника ?!» - и за- думался. В этих словах звучало порицание убийства Ħусейна , что задело Йазида. Последнему это не понравилось. Он возне- навидел иудея и велел наказать его. «Наказать или убить – это ваше дело, но в Торе сказано так: “Кто убьет потомка пророка, тот будет в убытке в этой жизни, а после смерти его введут в Ад”» - эти слова иудея поразили Йазида в самое сердце. Йазид приказал позвать хатыба[2] и велел ему прочитать про- поведь с осуждением Ħусейна и ‘Али . Проповедник под- [1] اهلل سبحان يا – Пречист Аллāћ от недостатков! [2] Хатыб – читающий проповедь в мечети. 233 нялся на минбар и начал говорить. В первую очередь он воздал хвалу Всевышнему, затем стал поносить Ħусейна и ‘Али , восхваляя Йазида и его предков. Перебив этого проповедника, ‘Али-младший крикнул: «Дайте мне сказать!» Разве Йазид дал бы ‘Али возможность выступить, ведь для него не было секретом, о чем тот будет говорить?! Однако по требованию многих со- бравшихся ‘Али все же получил разрешение подняться на мин- бар. Он воздал хвалу Всевышнему, затем благословил Пророка и прочитал такую проповедь, что многие, слушая ее, не могли сдержать слез. Затем он обратился к народу со словами: «О лю- ди, сказать ли вам, кто я, если вы не знаете? Я сын Расула , который из Мекки верхом на Бураке отправился в мечеть Аль- Акса. Я сын Расула , поднявшегося на Сидрат через семь небес в сопровождении Джабрâ’îла . Я сын того, кого Джаббар пригласил в гости и кто вместе с ангелами совершил коллек- тивную молитву на небесах. Я также являюсь внуком госпожи женщин – Захрауллах Фатимы , дочери Пророка ». Совершенство его проповеди, правдивость речи, потрясаю- щая глубина мудрости взволновали людей, которые стали сте- нать и плакать. Видя их состояние и опасаясь смуты, Йазид велел муэдзину огласить азан. Когда тот произнес «Аллāћу акбар», ‘Али гром- ко ответил на призыв муэдзина. Когда он произнес «Ашҳаду ан лâ илâҳа илла Ллâх»[1], ‘Али и на это дал полноценный ответ: «Яшҳаду биҳа ша‘рî ва башарî ва лаħмî ва дамî»[2]. Когда муэд- зин произнес второй шахадат азана «Ашҳаду анна Муħаммадан расüлуллаҳ»[3], ‘Али-младший сделал паузу и, обращаясь к Йази- ду, спросил: «Чьим дедом является Муħаммад , о посланниче- стве которого свидетельствует муэдзин, моим или твоим? Если ты скажешь, что он был твоим дедом, ты будешь обманщиком и неверным». Этими словами он загнал Йазида в угол. «А если Расул , о посланничестве которого свидетельствует муэдзин, ََه اِ َّال الله [1[ кроме, поклонения достойного, божества нет что, свидетельствую Я – اَ ْشَهُد اَ ْن َ ال اِل Аллāћа. يشهد بها شعري وبرشي ولحمي ودمي [2[ َ َّن ُ مَحَّمًد َ ا رُس ُول ِ الله [3[ َ ْشَهُد أ وأ – َЯ также свидетельствую, что Муħаммад – посланник Аллāћа. 234 мой дедушка, - продолжал ‘Али, - почему же ты уничтожил его семью?» Йазид пришел в замешательство, не зная что ответить, и признался: «Муħаммад был твоим дедушкой». Смятение и плач среди людей еще больше усилились. «Гибель Ħусейна – это беда, обрушившаяся на Ислам», - стали говорить они. Увидев, что происходит, Йазид испугался за себя и стал до- казывать, что не он убивал Ħусейна . Он бранил Ибн Зийада, свалил на него всю вину, затем вызвал тех, кто принес голову Ħусейна , и стал спрашивать их, приказывал ли он убивать его. Все сказали «нет», никто не сознался. Напоследок он спросил Ħаċîна, сына Нумайра. Тот сказал: «Хочешь ли ты, чтобы я рас- сказал все?» Йазид ответил, что хочет. Ħаċîн потребовал, чтобы ему гарантировали безопасность. Йазид пообещал и дал ему воз- можность говорить. Тот начал: «О правитель! Человек, который собрал войско, вручил знамена, писал письма и тратил на это деньги, - он и убил Ħусейна». Йазид спросил, кто этот человек. «Этот человек - ты», - так Ħасин положил конец разговорам. Йазид пожалел о своем обещании безопасности, но Ħасина пришлось оставить в покое. Он подавил свой гнев, каким бы огромным он ни был, и вернулся домой, чтобы побыть одному. Переживания переполняли его грудь, он не знал, что делать. Он плакал и бил себя руками по лицу. В эту ночь до утра он не сом- кнул глаз. И до утра являлись души предков, чтобы попривет- ствовать голову Ħусейна . Жена Йазида из-за таких же снов тоже не могла уснуть и еле дождалась утра. Страшные сны не давали им спать. Тревожные мысли терзали Йазида. Вызвав Ну‘мана ибн Ба- шира, он сказал, что хочет отправить детей и родных Ħусейна в Мекку, Медину или куда они захотят, и велел ему подготовить их. Затем он спросил ‘Али и его сестер: «Куда вы хотите отпра- виться? Если хотите, оставайтесь тут же со мной, если нет – от- правлю куда хотите». Потомки выбрали город Расула , и Йазид велел доставить их туда. Он дал им верного проводника из Ша- ма, приставил к ним охранников, которым поручил сопрово- ждать их в пути спокойно, с уважением. Когда снаряженный таким образом караван был готов, Йазид пожелал ‘Али счаст- 235 ливого пути и попросил написать ему в случае необходимости, пообещав: «Если пожелает Аллāћ, исполню все». Более того, он снова стал оправдываться, взвалив вину за гибель Ħусейна на Ибн Зийада и проклиная его. Они вышли в путь и, двигаясь вперед, оставили позади Да- маск и земли Шама. В пути к ним относились почтительно, охра- на круглосуточно обеспечивала им спокойствие и безопасность, а проводник помогал им во всем, как своей семье. Оставив тела родителей в Кербеле, сироты вернулись обратно в Медину. Поскольку этот мир является тюрьмой для верующих, разве будут они радоваться, будучи заключенными в тюрьму?! Разве мирское не повлечет за собой тех, у кого не хватает ума предпо- честь Ахират?! Несчастные люди не оказали должного уважения родне самого дорогого из всех творений – Расула . После смер- ти Ħабîба нечестивцы уммы протянули свои кровавые руки даже к ахль аль-байт. О Аллāћ, сделай этот рассказ о саййиде Ħусейне – свете очей Фатимы, шахиде Кербелы, семью которого схватили враги, – на- зиданием для тех, кого настигла беда, чтобы они набрались тер- пения. Для бараката перечислю некоторые из чудес, происшедших в день, когда Ħусейн стал шахидом. Ибн ‘Аббâс рассказал: «Однажды в полуденное время я увидел во сне Расулуллаха , у него в руках была сосуд, полный крови. Я спросил его: «Что это, о Посланник Аллāћа?» Ħабîб сказал, что это кровь Ħусейна . В этот день стало известно о том, что Ħусейн убит». В тот же день джинны собрались на возвышенных местах и заплакали. Мукри рассказал, что, когда Ħусейна убили, пла- кали небеса. Под любым камнем Байт аль-Мукаддаса в тот день можно было обнаружить чистую кровь. Согласно одному из ска- заний, в этот день выпал кровавый дождь, и все было окрашено в цвет крови. Сказано, что по Ħусейну , сыну Фатимы, как и по пророку Йахйе , солнце плакало сорок дней. Из тех, кто участвовал в убийстве Ħусейна , не осталось ни одного, кого не настигла бы плеть наказания на этом же свете. 236 Некоторые из них были уничтожены, другие лишились всего имущества, третьи сошли с ума, а лица их почернели. Как же не стать несчастными тем, кто в начале 61 года Хиджры осмелился воевать против семейства Пророка в месяце мухаррам – за- претном для войн месяце?! Разве останутся в живых убийцы безвинных потомков Шафи‘ , на которого надеется умма? Как могут получить заступничество Ţāҳā те, кто из жадности к мирскому проливает кровь?! Враги убили Ħусейна, сына ‘Али , когда ему было 55 лет. Произошло это в Кербеле в десятый день месяца мухаррам, известный в народе как день Ашура’. Все же предшественниками сказано нам, чтобы мы не про- клинали Йазида. Возможно, он раскаялся или, быть может, был чист – нашими знаниями и умом трудно это понять. Худжат аль-Ислам имам аль-Газали не разрешает проклинать даже Йа- зида. Говорится даже, что он не приказывал убивать Ħусейна . Всевышний Аллāћ всезнающ. Как бы там ни было, Ħусейн был убит, и трудно считать его убийц принадлежащими к умме. Убийцы не получат хорошую мольбу от правоверных, напротив, любящие хороших людей будут проклинать их. Теперь для назидания приведем вкратце одно известное сказание из книг. Переведу с арабского рассказ, переданный А‘машем, да будет доволен им Аллāћ. Совершая обход вокруг Каабы, он увидел человека, который прижался к ее стенам. Затем А‘маш услышал его мольбу. Это была мольба человека, потерявшего надежду на милость Аллāћа. Когда А‘маш во второй раз увидел того же человека, произно- сившего ту же самую мольбу, он удивился. Завершив обход Каа- бы, А‘маш подошел к нему и стал расспрашивать. «Почему ты так отчаиваешься, лишившись всякой надежды, ведь ты нахо- дишься в том месте, где Всемогущий Аллāћ прощает грешнику все грехи, если тот попросит об этом?» - сказал, успокаивая его, А‘маш. «Кто ты?» - спросил тот человек. «А‘маш», - ответил он. Затем тот сказал, что совершил очень большой грех. «Твой грех больше, чем земля, небеса или ‘Арш?» - спросил А‘маш. Тот че- ловек пожелал обо всем рассказать и облегчить душу. Отойдя в сторону, где не было никого, он начал рассказывать. Он оказал- 237 ся одним из гонцов, принесших Йазиду в Шам голову Ħусейна . Как было сказано выше, Йазид, испугавшись оставить дома голову Ħусейна , велел перенести ее в степь и послал семьдесят стражников, чтобы они охраняли ее, и этот человек был среди них. Он рассказал А‘машу обо всем, что слышал и видел. При- ведем краткое содержание его рассказа. Стражники поели, попили и заснули. Внезапно этот человек проснулся и увидел надвигающееся облако, которое с сильным шумом ветра опустилось с неба на землю. С этого облака спу- стился на землю человек поразительной красоты. Он расстелил ковер, расставил на нем великолепные троны и, встав на один из них, крикнул: «О отец человечества, спустись!» Этими сло- вами он разрешил спуститься Адаму . Отец человечества спу- стился с небес на землю и встал рядом с головой Ħусейна . «Ас- саламу `алайка, о вали Аллāћа! Ас-саламу `алайкум, остальные праведники! Ты жил счастливо, но был отвергнут и убит. Горе тому, кто убил тебя, завтра он получит Ад», - с жалостью оплаки- вая Ħусейна , печально поприветствовал он его голову. После приветствия он ступил на ковер и сел на трон, предназначен- ный для него. Не успел Адам сесть, как еще одно облако, как и прежнее, опустилось на землю. Проснувшийся стражник услышал, как глашатай крикнул: «Спустись, пророк Аллāћа, спустись, о Нух !» Пророк Нух спустился, встал рядом с головой, так же как и Адам , печально поприветствовал его и затем прочитал мольбу: «Да не смоет Аллāћ грехи тех, кто убил тебя». Сказав это, Нух отошел назад и сел на трон. Затем с неба опустилось еще одно облако, и стражник услы- шал, как сначала возгласили азан, а затем глашатай еще раз крикнул: «Спустись, о Халилуллах, спустись, о Ибрâҳîм ». И прибыл Ибрâҳîм-Халил . Это был не высокий и не низкий, среднего роста старец с приятной внешностью и белоснежной бородой. Он тоже оказал почтение голове Ħусейна и так же печально поприветствовал его, как Нух и Адам . После при- ветствия он ступил на ковер и сел на трон, указанный ему. Та- ким же упомянутым образом по порядку спустились Калîмуллāҳ 238 Муса и Иса Рüḥуллāҳ . Они поприветствовали голову, выра- зили свою печаль и сели на троны, отведенные им. С грохотом, словно раскаты грома, спустилось еще одно очень большое облако. Стражник услышал азан, а затем голос глаша- тая: «Спустись, о Абу-ль-Касим, о Муħаммад, о Аħмад, спустись, о Музаммил, о Мудассир, о Ţāҳā!». Не успел глашатай завершить этот зов, как спустился Ţāҳā . Лицо его было подобно полной луне. Он был неописуемо красив в райском наряде, в халате и с короной на голове. Справа от него было множество ангелов, число которых знает лишь Всевышний. А с левой стороны были ‘Али с дочерью Пророка Фатимой и со старшим из акта- бов – сыном Ħасаном . Пророк подошел к голове Ħусейна , взял ее в руки и прижал к груди. Он горестно заплакал, из глаз его потекли слезы. Он подозвал к себе ‘Али и передал голову ему в руки. ‘Али тоже горько заплакал, прижав ее к груди, затем передал матери голову сына. Фатима взяла ее в руки и прижала к груди со словами «О свет моих очей». Она громко зарыдала, и все, кто услышал это, тоже заплакали. Затем голову Ħусейна передали брату Ħасану , который тоже заплакал, держа ее в руках и прижав к груди. Адам , Нух , Ибрâҳîм , Муса , Иса по очереди подошли к Ţāҳā и выразили собо- лезнование. После соболезнования Ħабîбуллāҳ обратился к предкам – Адаму , Нуху , Ибрâҳîму и братьям Мусе и Исе и ска- зал: «Вы свидетели тому, что умма после меня сделала с моим сыном». Тогда к Ħабîбу явился один ангел и поведал о цели своего визита. Он сказал Расулу , что послан по приказу Джаб- бара в подчинение ему. «Если ты разрешишь, я не оставлю в живых ни одного человека из твоей уммы», - заявил ангел и со- общил, что его место и степень на самом нижнем небе. Затем явился еще один ангел. Он сказал, что назначен над морями, и разъяснил, что Аллāћ послал его с повелением подчи- няться Расулу . «Если ты позволишь, я готов накрыть морями твою общину», - сказал ангел. 239 Ħабîб не позволил уничтожить умму, о которой он беспоко- ился даже в предсмертный час. «Оставьте мою общину», - сказал он обоим ангелам, а тех, кто убил Ħусейна , вверил Аллāћу. Адам встал и произнес слова благодарности, сказав Ħабîбу : «Да вознаградит тебя Аллāћ лучшим!» Ħасан попросил Ħабîба позволить убить хотя бы страж- ников в отместку за гибель Ħусейна . Дабы утешить сердце Ħасана , горюющего по брату, ангелам дали разрешение убить стражников. Ангелы вмиг перебили стражников. Один из ан- гелов схватил того единственного оставшегося в живых. Тот в испуге, спасая душу, завизжал и взмолил Расула о защите. Ħабîбуллāҳ тотчас же кинулся к нему и спросил: «Являешься ли ты из числа тех семидесяти человек, прибывших в Шам с головой?» Тот признался, что он из их числа. Ħабîб велел ан- гелу оставить его, но произнес мольбу, которую тот заслужил, не оставившую надежды на прощение: «Да не смилостивится над тобой Аллāћ, не смоются твои грехи, и да сожжет тебя адский огонь». «Как же мне не потерять надежду на милость, ведь такую мольбу за меня прочитал Пророк », - сказал этот человек. Услы- шав это, А‘маш со злостью оттолкнул его со словами: «Отойди от меня». 239
|
|