Жил в Египте стосемидесятилетний бездетный пастух по име- ни Муċ‘аб. Как-то раз он увидел на лугу корову с теленком и поза- видовал ей. Тогда с помощью Всемогущего Аллâћа корова крас- норечиво заговорила, сообщив пастуху о том, что у него родит- ся сын, и добавила, что он будет предводителем обитателей Ада. Муċ‘аб не дожил до рождения мальчика. После его смерти родился сын, которого назвали именем Валîд. Его вырастила мать. Когда Валîд достиг совершеннолетия, его отдали в уче- ники к плотнику. Столярное дело Валиду не понравилось, он пристрастился к азартным играм. Сколько мать ни просила его оставить это дело, он не захотел прислушаться к ее словам. «Я буду делать только то, что сам захочу, я обойдусь без вашей по- мощи», — только так он и отвечал. Из-за этого его прозвали ‘Ав- ну (сам себе помощник). А настоящее имя его позабыли. После этого ‘Авну, играя и днем и ночью, всецело посвятил себя азартным играм. Каждый раз, проигрывая, он продавал что-нибудь и в конце концов остался даже без одежды. Оказав- шись в таком положении, что стыдно было показаться людям, ‘Авну убежал в неизвестном направлении. Когда он исчез, люди, подшучивая над ним, говорили: «Фарра ‘Авну», то есть ‘Авну сбе- жал, потому его и прозвали Фир‘авном. Через некоторое время он возвратился домой, словно дерево, покрытое колючками. «Не лучше ли тебе заняться плотничеством?» — снова стала угова- ривать его мать. Но Фир‘авн ответил, что он будет делать только то, что сам захочет. Вскоре ему вздумалось торговать. Он купил арбуз и дыню за один единственный дирхем, который был у не- го, и отправился на базар, чтобы перепродать покупку. Целый день просидел он на базаре, а к вечеру к нему подошел сбор- щик налогов и потребовал один дирхем. «За что я должен пла- тить один дирхем, когда у меня весь товар только один дирхем 124 и стоит?» — сказал Фир‘авн. Но сборщик налогов заявил, что царь велел собрать с каждого по одному дирхему. Тогда разгне- ванный Фир‘авн покинул базар и стал бродяжничать по земле Египта и заниматься воровством и грабежом. Потеряв совесть, он стал разбойничать, проводил время то в тюрьмах, то в бегах. Как-то раз Фир‘авн вернул одному из ‘амаликитов его сбе- жавшую лошадь. Этому бездетному человеку, которому неко- му было оставить свое наследство, очень понравилась бойкость Фир‘авна. Он попросил его остаться с ним и быть ему вместо сы- на, и Фир‘авн согласился. Фир‘авну недолго пришлось служить ему: вскоре приемный отец умер, и все его имущество досталось Фир‘авну. После этого он вернулся к матери и начал транжи- рить богатство, доставшееся без особого труда. Когда все за- кончилось, он стал раздумывать над тем, как снова раздобыть денег. Фир‘авн нашел нетрудный способ их добычи: он решил собирать налоги на египетском кладбище на похоронах. К тому же, он распространил в народе слухи о том, что это — приказ царя. Так он собрал много денег, и продолжалось это до тех пор, пока не умерла дочь царя. Когда ее принесли, чтобы похоро- нить, он не позволял это делать, пока пришедшие не заплатят. Жалобы на Фир‘авна, собирающего налоги на кладбище, дош- ли до царя. Он велел привести его и казнить. Фир‘авн начал искать выход из положения, который помог бы ему остаться в живых, и отправил царю столько денег, что тому было «стыд- но» отказаться. Разногласия были преодолены, отношения на- ладились, и, махнув рукой, царь оставил его заниматься своим делом. Визирям царя это не понравилось, и они сказали: «Это же позор, если об этом услышат другие цари». И снова Фир‘авн отправился к царю и попросил поручить ему личную охрану. Поскольку у царя было много врагов, он принял предложение Фир‘авна, дал ему самых сильных воинов, построил в центре города крепость и назначил Фир‘авна начальником охраны. После этого царю приснился страшный сон, будто ужасный скорпион укусил его, и он проснулся в страхе. Царь отправил- ся к визирю с просьбой растолковать его сон, но по дороге к нему встретил Фир‘авна. Тот спросил царя, что произошло, и 125 царь рассказал ему о своем сне. Фир‘авн ласково завлек его в крепость и отрубил ему голову. Затем он сел на его коня и от- правился во дворец. Здесь он уселся на его трон, возложил на свою голову корону царя и начал осматривать его сокровища. Затем он собрал визирей и учтивыми речами и дорогими по- дарками заставил их молчать. Изначально заблудший Фир‘авн жесткими мерами укрепил свою власть. Чтобы польстить тщеславию и без того опьяненного своим заблуждением Фир‘авна, первым к нему на поклон явился иблис, затем пришел Хаман[1], поклонился ему и назвал его богом. Все визири, помощники и колдуны поклонились Фир‘авну. Потом он взялся за сынов Израилевых, которые поклонялись Всевыш- нему. Когда Фир‘авн начал всячески притеснять их и требовать поклоняться себе, израилитам пришлось поклониться ему, но при этом они втайне намеревались поклониться Аллâћу. После этого иблис предложил Фир‘авну придумать себе лич- ных идолов и заставить людей молиться им. Фир‘авн согласил- ся с ним. Изготовили идолов, как этого хотел иблис. Все стали поклоняться им, но потомки Израиля тайно придерживались единобожия. Так своими подлыми действиями, жестоким насилием пре- сквернейший прибрал власть к своим кровавым рукам, угнетая народ. Враг Всевышнего объявил себя богом и сделал весь еги- петский народ своими рабами. Посмотрите на проходимцев нашего времени, которых ничто не удерживает от греха, – как они похожи на Фир‘авна! У них одинаковые методы продвижения к власти – через насилие и же- стокость. Обратите внимание на конец прескверного Фир‘авна и на то, что досталось ему из царства. И пусть обратят внимание те, кто доживет, каким будет конец его последователей. [1] Хаман (библ. Аман) — один из самых приближенных к Фараону людей. 125
|
|