После окончания строительства Байт аль-Муíаддаса Сулаймâн ┐ посетил землю Ħарама, о чем мы говорили ранее. Вернув- шись из Ħарама, царь отправился в сторону Йемена. Он летел над землей Сан‘а, покрывая за половину дня расстояние, кото- рое преодолевается за месяц. Сулаймâн ┐ увидел оазис и решил там остановиться, и ветер опустил его ковер-самолет на землю для совершения обеденного намаза. Тайком от Сулаймâна ┐, без разрешения пророка, его удод Йа‘фур поднялся в воздух, осмотрелся кругом, увидел красивый сад и полетел туда. Там он нашел такого же удода, как он сам. Птицы поговорили, расспросили друг друга. Удод ‘Афир пове- дал о царстве Билкис, а удод Йа‘фур рассказал ему о Сулаймâне ┐. Затем ‘Афир взял с собой Йа‘фура, и они полетели к Билкис, которая оказалась одной из поклонявшихся солнцу. Увидев вла- дения Билкис, Йа‘фур собрался улететь обратно. Сулаймâн ┐ обнаружил исчезновение удода и отправил за ним орла, предупредив его о том, что убьет Йа‘фура, если он вернется без новостей. На обратном пути удод встретил орла. Орел сказал Йа‘фуру, что Сулаймâн ┐ грозился зарезать его. Йа‘фур спросил, не добавил ли Сулаймâн ┐ при этом какое- либо условие, и обрадовался, узнав о том, что после слова «убью» Сулаймâн ┐ добавил «если вернется без новостей». Удод вместе с орлом прибыли к Сулаймâну ┐. Пророк схватил его за голову, притянул к себе и пригрозил, что накажет его. «О Набîуллâћ[1], не забывай о том, что предстанешь перед Аллâћом», — взмолился удод. Вспомнив о часе, когда предстанет перед Джаббâром[2] ║, Сулаймâн ┐ задрожал от страха и смирил свой гнев. «Почему ты опоздал?» — спросил он уже более спокойным голосом. Удод сообщил Сулаймâну ┐, что на земле Сабаа есть ца- рица по имени Билкис, которая поклоняется солнцу. [1] Набиуллâћ — пророк Аллâћа. [2] Джаббâр — одно из прекрасных имен Аллâћа. 228 Удод Сулаймâна ┐ обладал способностью находить воду под землей. Он клювом указывал место, где потом шайтаны рыли колодец, из которого можно было набирать воду. Когда наступило время предзакатного намаза, Сулаймâну ┐ понадобилась вода для омовения, ибо местность была безво- дной. Не обнаружив птицу рядом в нужный момент и не зная, куда она исчезла, Сулайман ┐ разгневался. Вернувшийся удод нашел место, где есть вода, шайтаны до- были ее, после чего все сделали омовение и помолились. Услышав рассказ о владениях Билкис и о ее войске, Сулаймâн ┐ поручил Йа‘фуру лететь обратно и узнать, насколько это вер- но. Он написал от своего имени краткое, но содержательное письмо царице Сабаа Билкис. Начиная с «бисмиллах» – с име- нем Аллаха, затем передавая салам всем тем, кто добровольно ступит на Его путь, Сулаймâн ┐ призвал ее и ее подданных при- нять Ислам, позабыв о гордости. Затем пророк ┐ объяснил удо- ду, как передать его Билкис, и проводил его. Удод положил письмо, украшенное печатью и написанное мускусом, на подол платья Билкис. Царица посмотрела на не- го, увидела печать - и дрожь охватила ее тело. Она подума- ла, каким великим должен быть царь, который может сделать удода гонцом. Прочитав письмо, Билкис поняла, какова его цель, и собрала всех советников. Она изложила им содержа- ние послания Сулаймâна ┐ и стала советоваться с ними на- счет ответных действий. «Если он пойдет на нас войной, мы не должны ничего опасаться, поскольку у нас достаточно сил», — уверенно заявили придворные. Такой совет не понравился царице, и она подумала, что лучше не спешить, поскольку хо- рошо представляла себе, что делают победители с предводите- лями побежденных. Затем царица написала письмо Сулаймâну ┐, решив узнать, на самом ли деле он пророк. С этой целью она положила в маленький сундучок одну жемчужину и рядом бусинку с криво проделанным отверстием. В письме она напи- сала: «Если ты посланник, узнай, что содержится в шкатулке, не открывая ее». Далее она добавила: «Проделай в жемчужине отверстие и нанижи бусинку на нитку». 229 Затем Билкис собрала девочек и мальчиков, скроила для всех одинаковую одежду и нарядила их так, чтобы не могли их раз- личить. Есть другое сказание, в котором говорится, что дево- чек одели в мужскую одежду, а мальчиков — в женскую. Есть два предания, я изложил оба. Царица велела девочкам говорить мальчишескими голосами, а мальчикам – девичьими, и в пись- ме поставила Сулаймâну ┐ условие, чтобы он сумел различить мальчиков и девочек. Поскольку число девочек и мальчиков в разных местах называется разное, я здесь его не привел. После этого она принялась готовить Сулаймâну ┐ подарок и решила: если примет — значит, он царь, а если не примет — значит, пророк. В последнем случае она вознамеривалась сде- лать все, что он скажет. Подарков было очень много: жемчу- га с яхонтами, миск и амбра, по пятьсот слитков золота и се- ребра. Предводителем каравана она назначила Мунźира, да- ла ему поручения и вышла проводить. В тот же миг, быстрее ветра, удод прибыл к Сулаймâну ┐, сообщил ему о караване Билкис и рассказал обо всем. Тогда Сулаймâн ┐ собрал всех джиннов и шайтанов, поручил им изготовить кирпичи из зо- лота и серебра и вымостить ими площадь протяженностью де- вять фарсахов. Всех животных, птиц и насекомых он выстро- ил вокруг площади, словно войско, за ними поставил людей и джиннов, а сам сел на троне посередине. Караван Билкис прибыл на сверкающую площадь, вымо- щенную золотом и серебром. Увидев это, подданные Билкис изумились и от смущения опустили головы. Глава каравана Мунźир подошел к Сулаймâну ┐ и передал ему письмо Бил- кис. Пророк прочитал послание и понял, с какой целью оно на- писано. Затем он взял в руки шкатулку и осмотрел ее со всех сторон. В это время прибыл Джабрâ’îл ┐ и рассказал пророку о содержимом шкатулки. Сулаймâн ┐ перечислил Мунźиру ее содержимое, что и обнаружилось, когда ее открыли. Проделать отверстие в жемчуге согласился термит — оказалось, что это только в его силах. А нанизать бусинку на нитку взялся червь. Так они решили задачу Сулаймâна ┐. 230 Чтобы отличить мальчиков от девочек, Сулаймâн ┐ заставил детей вымыть лица. Сулаймâн ┐ не взял подарки от Билкис, сказав, что Всевышний дал ему достаточно богатства. Он пору- чил Мунźиру передать царице, чтобы она приняла Ислам и не заставляла его идти к ней с бесчисленным непобедимым вой- ском, перед которым она будет бессильна. Мунźир рассказал Билкис обо всем, что было с Сулаймâном ┐, и она поняла, что Сулаймâн — пророк и нет смысла с ним бороться. Она написала ему миролюбивое письмо, в котором со- общала, что приедет посмотреть на него и познакомиться с его религией. Письмо отправила с гонцом и собрала благородных и почтенных людей своего государства. Говорят, что их было две- надцать тысяч. Затем она спрятала свой трон в потайной комнате, страже поручила охранять его и строго предупредила, чтобы в ту ком- нату, где спрятали трон, никого не пускали. Визирю же был дан строгий наказ следить за законностью и порядком. В один из дней Сулаймâн ┐, сидя на своем троне, увидел не- вдалеке столб пыли и поинтересовался, чем это вызвано. Ему ответили, что это едет Билкис. «Кто сможет доставить сюда ее трон до ее прибытия?» — спросил Сулаймâн ┐. «Я сумею доста- вить трон до того, как ты встанешь со своего места», — сказал ифрит[1]. «Я хочу быстрее», — ответил Сулаймâн ┐. Асиф ибн Бархия сказал, что пророк только моргнет — а трон уже будет здесь. И действительно, не успел Сулаймâн ┐ моргнуть глазом, как величественный трон Билкис оказался рядом с ним. Увидев перед собой этот трон, он подумал, что Аллâћ испыты- вает его таким чудом, и поблагодарил Всевышнего. Они немного изменили трон Билкис, чтобы посмотреть, узна- ет она его или нет. Когда она прибыла, Сулаймâн ┐ спросил, ее ли это престол. Билкис признала свой трон. Она сказала, что же- лает задать Сулаймâну ┐ вопрос. Тот позволил ей спрашивать о чем она пожелает. Билкис спросила его о воде, которая и из зем- ли не появилась, и с неба не была ниспослана, — что это за вода? [1] Ифрит - одна из разновидностей джиннов. 231 Ответы на подобные вопросы Сулаймâн ┐ обычно находил с по- мощью людей и джиннов. На этот раз они не смогли помочь ему, и он обратился к шайтанам. Те ответили, что это лошадиный пот. Так он и ответил гостье, и та приняла его ответ. После этого Билкис призвали принять Ислам, и она согласилась. Сулаймâн ┐ остался доволен ею, взял ее в жены и оставил царицей Сабаа. Расскажем еще немного о Билкис. На земле Йемена правил могущественный царь по имени Шарахбил. Он не захотел по- родниться с другими царями, так как считал, что они ниже его, и женился на дочери царя джиннов Сакана. Звали ее Рай- ханат. Она родила царю дочь Билкис, и больше детей у них не было. После смерти отца Билкис хотела занять его трон. Но мнения в народе разделились, и царем стал другой. Однако этот человек не сделал подданным ничего хорошего и просла- вился дурными поступками. Народ восстал против него, но не смог свергнуть. Билкис придумала способ убрать его с престо- ла и раскинула сети женского коварства. Она распространила слухи, будто хочет выйти замуж за правителя, он был рад услы- шать это и договорился о браке с Билкис. Со свадебной свитой она отправилась в царский дворец. Ночью невеста поставила перед царем кубок вина и разрешила охране разойтись. Царь от радости разом опустошил кубок, а когда он потерял созна- ние, Билкис отрубила ему голову, повесила ее на дверь и поки- нула дворец. Утром голову царя нашли висящей на двери. Уви- дев итог брака Билкис, народ посадил ее на трон. 231
|
|