Когда Бухтанасар, разорив полмира, возвращался в Вавилон, среди детей-пленников из Байт аль-Муíаддаса, у которых бы- ли убиты родители, был и ‘Узайр ┐. Он был очень одаренным, способным, смышленым мальчиком, читал Таврат (Тору). До смерти Бухтанасара он оставался в Вавилоне, а затем смог вер- нуться на родину. Когда появилась возможность, он двинулся в путь верхом на осле. Остановившись у развалин деревушки на берегу реки Тигр, ‘Узайр ┐ не обнаружил там ни одной живой души — так велико было разрушение. Он поел там фруктов, вы- жал сок из винограда, выпил, а оставшееся забрал с собой на осле. «Как же Аллâћ все-таки оживит и восстановит это?» — ска- зал ‘Узайр ┐ про себя. Так он думал не потому, что сомневался в могуществе Аллâћа, а потому, что был изумлен Его силой. Привязав осла, он прилег отдохнуть и заснул спокойным сном. Тут Всевышний забрал его душу, а тело его пролежало на том же месте сто лет. Поскольку сила Всевышнего безгранична, все это время Он сохранял тело ‘Узайра ┐ словно живое. Творец сделал завесу перед глазами всех живых, чтобы они не увидели ни ‘Узайра ┐, ни его осла. Через сто лет Аллâћ вселил в голову ‘Узайра ┐ душу и повелел посмотреть на свое тело, и ‘Узайр ┐ увидел, как его тело на его же глазах оживает по частям. Тут явился архангел Джабрâ’îл ┐ и спросил: «Сколько дней ты тут находишься?» «День или часть дня», — ответил ‘Узайр ┐, взглянув на солнце. Он прилег и уснул утром после đуħâ[1], а проснулся в послеобеденное вре- мя. «Ты спал здесь сто лет», — сказал ему Джабрâ’îл ┐ и велел посмотреть на осла. Осел стоял на том же месте, где был при- вязан, фрукты и сок тоже не изменились, будто прошел всего лишь час. Так Всевышний показал ‘Узайру ┐ Свое могущество, и в нем еще больше укрепилась вера в воскрешение. Хотя тог- да, глядя на разрушенное селение, он вовсе не из-за сомнения [1] Ḍуħâ – позднее утро. Это время примерно от 10-11 часов утра до полудня. 238 подумал о том, как же все будет восстановлено, но это чудо было словно свет над светом, оно укрепило убежденность в его вере. Выглядевший так же, как и сто лет назад, ‘Узайр ┐ верхом на осле прибыл на родину. Люди в родном селении не признали его, хотя он утверждал, что он ‘Узайр. Он принялся искать свое жилище и, найдя одну стодвадцатилетнюю парализованную сле- пую старушку, с сомнением спросил ее: «Не здесь ли жил ‘Уза- йр?» Она ответила: «Да». «Я ‘Узайр», — сказал он. «Уже сто лет как нет ‘Узайра, я не видела человека, который бы даже вспоминал о нем», — заявила старушка и, чтобы проверить, он ли это, начала расспрашивать его, а потом сказала: «Если ты ‘Узайр, то попроси Аллâћа, чтобы Он вернул мне зрение. Ведь ‘Узайр ┐ был таким че- ловеком, на чью мольбу Всевышний всегда отвечал». В «‘Арâ’исе» сказано, что эта женщина знала Узайра ┐, она была его неволь- ницей, когда ей было двадцать лет. Истину знает Аллâћ. ‘Узайр ┐, произнеся мольбу, провел рукой по ее глазам. В тот же час зрение вернулось к ней, и она начала видеть. «Встань по воле Аллâћа», — сказал ей ‘Узайр ┐. Она встала и весьма бодро пошла. Она взглянула на ‘Узайра ┐, сразу узнала его и, оставив сомнения, засвидетельствовала это. Затем она повела его в тот квартал, где жили его дети и внуки, и сообщила им радостную весть. Она рассказала им, что ‘Узайр ┐ оживлен после ста лет смерти и что его мольба исцелила ее. После свидетельствова- ния старушки сын ‘Узайра ┐ встал и посмотрел на спину отца. Там, между лопатками, было родимое пятно в форме молодого месяца, по которому он узнал отца. Эта новость очень обрадо- вала жителей селения, и все они собрались вокруг ‘Узайра ┐. Он оставался с ними некоторое время, но о том, сколько он точно с ними пробыл, знает только Всевышний Аллâћ. Тогда у них был Таврат Мűсы ┐, и они следовали ему. Но мало-помалу они начали отходить от него и стали вести себя как хотели, потому Аллâћ разгневался на них. Они полностью поза- были Таврат, и Аллâћ лишил их тâбűта, забрав его на небеса. Увидев, что потомки Израилевы забыли Таврат, ‘Узайр ┐ стал умолять Всевышнего, чтобы Он снова влил Писание в их сердца. Обратиться к Аллâћу с такой же просьбой он наказал 239 и ‘âлимам этого народа. Поскольку Аллâћ милостив, Он отве- тил на мольбу ‘Узайра ┐. Стоя с благоговением перед Творцом, ‘Узайр ┐ однажды при- готовился совершить намаз. Когда он молился, с неба на него сошел изумительный свет и влился в его сердце. В тот же час его душа озарилась, и ‘Узайр ┐ вспомнил Таврат, и все, о чем он забыл, восстановилось в его сердце. Обратившись к сопле- менникам, пророк ┐ воскликнул, что Аллâћ вложил в его сердце Таврат. Затем он вновь стал обучать закону детей Израилевых. ‘Узайр ┐ стал распространять Таврат в том совершенном виде, в каком он был изначально. После этого им в руки был дан прежний Таврат. О том, как это произошло, рассказывают по-разному. Некоторые говорят, что Таврат ниспослали в тâбűте, который Всевышний поднимал на небеса. В «‘Арâ’исе» сказано, что нашелся человек, который знал о том, где предки спрятали Таврат, и его откопали в том месте. Истину ведает лишь Знающий скрытое. По сути, нам все равно, как именно им достался прежний Таврат. Потомки Израилевы начали сверять новую книгу[1] и старую Тору. Они не обнаружили никакой разницы между ними и, удивленные, стали утверждать, что ‘Узайр ┐ — сын Аллâћа. Только сыну Аллâћ вложит в сердце забытый Таврат — сделали они вывод. В восхвалении ‘Узайра ┐ они перешли все границы, приписав Аллâћу недопустимое качество-сифат. ٹ ٹ ثن ڱ ڱ ڱ ں ں ڻ ڻ ڻ ڻ ۀۀ ہ ہ ہہ ھ ھ ھ ھ ے ےۓ ۓ ڭڭ ڭ ڭ ۇ ثم التوبة: ٣٠ В Коране сказано, что заблуждение иудеев возникло из-за чрезмерного возвеличивания ‘Узайра ┐. Речь Аллâћа, которую никто не сможет оспорить, изобличила всю низость неверия. [1] Таврат, которому учил ‘Узайр. — Прим. пер. 240 В произведении «Касыдат аль-бурда» напоминается нам о том, что чрезмерность в восхвалении не подходит нашему Пророку ┬. Остерегайтесь того, что сделали христиане со сво- им пророком ‘Îсой ┐. Достоинства и личность Пророка ┬ вос- хваляйте и возвеличивайте по мере сил, ибо язык людей слиш- ком слаб, чтобы суметь восхвалить достоинства Предводите- ля мира (Пророка ┬). Наши восхваления по отношению к не- му — словно капля в океане. Если бы все моря превратились в чернила, а все деревья в лесах — в перья, все равно мы не су- мели бы описать его достоинства и величие. Всевышний в Коране, обращаясь к Муħаммаду ┬ следующи- ми словами: ٹ ٹ ثن ڱ ڱ ڱ ں ں ثم القلم: ٤ смысл: «Поистине, ты обладатель великого нрава», описал его достоинства. В другом аяте говорится: ٹ ٹ ثن ک ک گ گ گ گ ثم األنبياء: ١٠٧ смысл: «Поистине, Я послал тебя милостью для миров». Срав- нятся ли с этими описаниями Всевышнего людские описания, как бы они в этом ни старались?! Я не жалея сил восхваляю Аħмада ┬, которого Аллâћ так возвеличил. У меня не возникает сомнений в том, что в небе находится солнце, лишь оттого, что оно закрыто облаками. Спрашивать «зачем?» и «как?» не было обычаем моих предков, и их путь является непреложной стезею и для меня. Стремление победить в споре — это не путь Ислама, я следую за тем, что го- ворят имамы, и сомнительно, что перейдут Ċирâţ те, которые пренебрегли знаниями имамов. Хвала Аллâћу, что не дал мне такую черту. Некоторые так тверды, что ломаются, другие же так мягки, что склоняются из стороны в сторону. Я же стараюсь придерживаться среднего состояния. Истину знает только один Аллâћ. Поляна же, где я остановлюсь, — это «савâд аль-’а‘żам» 241 (большинство). Я надеюсь, что, пребывая с большинством, буду на истинном пути. Мои доверенные — это люди ţарîíата, и их путь — это путь, которому я доверяю. Нуждаюсь в спутниках, которые могли бы мне помочь, ведь я слабый, нуждающийся, идущий по их следу. Прошу Прощающего и Милосердного не ли- шить меня их благодати и заступничества. Тем, у Кого просят, и Тем, Кто дает, является Он, а другие — только посредники. Те, кто утверждает, что нельзя просить посредством вâсиţа[1], как же сами берут то, что дают посредники? Если Аллâћ ответит на твою мольбу и даст тебе полезные знания, то как Он тебе их даст - Сам придет или сведет с ‘âлимом? Если нельзя просить посредством ‘âлима и ‘âрифа, как же можно просить знания у них? Если кто-то подойдет к тебе с просьбой научить, почему ты не отправишь его просить об этом Аллâћа? Если мозги твои не ослиные, поразмысли, друг, о своем вероубеждении: не проси ни у кого и просящему не давай, жди, пока с неба бросят; собирай урожай, не посеяв, строй мельницы там, где нет воды, и чтобы хранить сделанную там муку, приго- товь плетеные корзины; если вдруг заболеешь, смотри, не ходи к врачу за лекарством, так как ты не допускаешь ширк!!! Наверно, правы те, кто говорит, что занятые любимым де- лом не знают передышки. Так и я: взял ручку в руки — и обо всем забываю, увлекшись письмом. Оказываюсь в ситуации, в которой надо каяться, и спешу упрекнуть сердце, позабывшее Аллâћа, и начинаю использовать время с толком по мере сил, печалясь об упущенном понапрасну времени. [1] Вâсиţа — посредник. 241
|
|