перед закатом. При этом мусульмане молились, обратившись в
сторону Байт аль-Мукаддаса, пока не стали обязательными пять
намазов в сутки. Позже начали молиться, обращаясь в сторону
Байт аль-Мукаддаса, так чтобы Кааба была между молящимся и
Байт аль-Мукаддасом. Ħабîбуллāҳ не перестал почитать Бай-
туллах, хотя киблой ему была указана мечеть Аль-Акса.
После переселения Аħмада в Медину Всемогущий Аллāћ
оставил ему киблой Байт аль-Мукаддас. Но когда при соверше-
нии намаза он становился лицом к Байт аль-Мукаддасу, Кааба
оказывалась у него прямо за спиной. Ħабîб с тяжелым серд-
цем молился спиной к Каабе. Он не переставал любить Каабу и
не расставался с мечтой и надеждой, что Всевышний сделает
ее киблой. Зная о мечте Ţāҳā , Кадир ниспослал аят и изменил
киблу. Во время полуденного намаза, после совершения двух
рака‘атов, Джабрâ’îл велел ему повернуться лицом к Каабе.
Пророк в тот же час повернулся в сторону Каабы и остальные
два рака‘ата совершил, обратившись к ней. Так в одном намазе
одна кибла сменила другую.
В смене киблы была заключена особая мудрость. Всемогущий
Аллāћ сделал Байт аль-Мукаддас киблой для Ħабîба , как и для
иудеев, ради того чтобы добиться их расположения и испытать
их, поскольку это была кибла иудеев. Но иудеи возгордились,
они из зависти вели за спиной Ħабîба высокомерные разго-
воры и шептались: «Видите Муħаммада, который следует своей
религии, а в молитве обращается к нашей кибле». Шафи‘ по-
чувствовал их зависть, и его желание изменить киблу усилилось.
Аллāћ исполнил его желание и сделал ему киблой Каабу, как у
его предков. После того как киблу изменили и Пророк повер-
нулся к Каабе, за ним последовала и вся община. Этот день был
тяжелым для лицемеров, особенно для иудеев.
[1] Кибла – направление, куда обращаются при совершении намаза.
111
Те, в чьих сердцах вера была слаба, стали сомневаться в рели-
гии, они примкнули к иудеям и стали вероотступниками. А вера
правоверных еще больше окрепла, их достоинство возросло бла-
годаря следованию Пророку . Заблудшие иудейские священ-
ники обвинили Пророка в самочинной смене киблы и сочли
это недостатком Ħабîба ; смена киблы выявила их лицемерие.
После изменения киблы они посеяли сомнения даже среди не-
которых мусульман, говоря, будто в таком случае получается,
что те, кто молился, обратившись к Масджид аль-Акса, умерли
в неверии. Они также говорили, что истинной киблой является
Байт аль-Мукаддас, а Расула обвиняли в том, что он впал в
заблуждение.
Иудеи говорили все, что вздумается, и тщательно скрывали
то, что сказано в Торе. Другого выхода у них и не было, ведь в
Торе было приведено описание Пророка . Если бы они прочи-
тали и осмыслили эти описания, они были бы вынуждены уве-
ровать в нашего Ħабîба . Для священников, которым гордость
не позволила уверовать, повеление об изменении киблы не было
тайной. Ведь в Торе, которая была в их руках, подробно было
написано и об этом.
В Мекке мусульман притесняли курайшиты, а в Медине их
сменили иудеи. Но еще тяжелее было вынести лицемеров: по-
добно вору, который завелся в доме, они действовали тайно.
Среди них был монах по имени Абу Амир, которой следовал хри-
стианской религии до появления Ислама. После переселения Ра-
сула в Медину этот несчастный подготовился к дискуссии о
религии. Он встретился с Расулом и высокомерно спросил его,
с какой религией он пришел. «Я пришел с чистой, истинной ре-
лигией Ибрâҳîма », – ответил Пророк . Абу Амир в ответ ска-
зал, что и он в этой же религии, и не переставал спорить с ним.
Посланничество Расула было ему не по душе, он настаивал на
том, что его религия является самой правильной.
Этот нечестивец, погубленный таким убеждением, заговорил
с Пророком нечестивыми словами: «Кто бы из нас ни оказался
лжецом, тот пусть умрет страшной смертью». «Амин», – ответил
Ħабîб , и их дискуссия на этом завершилась.
112
В день сражения при Уħуде этот проклятый снова завел вы-
сокомерные речи, задевающие Пророка . Когда в битве при
Хунайне хавазины были разбиты, в сердце гнусного Абу Амира
закрался страх. Видя, что Милостивый помогает Ħабîбу , не-
честивец пустился бежать в сторону Шама. Обосновавшись в
Шаме, он прислал письмо лицемерам, оставшимся в Медине. В
том письме он призывал их крепко держаться до его возвраще-
ния, пока он не соберет оружие и необходимые силы. Он писал,
что собирается в Византию договариваться с кесарем, чтобы
привести его войско, а также велел построить мечеть для себя.
Это тайное письмо дошло до лицемеров. Для внесения раскола
среди мусульман они построили мечеть Зирар в местечке не-
далеко от Кубы. После завершения строительства они пришли к
Расулу и беззастенчиво повели лживые речи, рассказав о по-
стройке мечети и скрыв свои истинные намерения. Они пред-
ложили Расулу пойти помолиться в ней для бараката. Пророк
в это время, засучив рукава, готовился к газавату в Табуке.
«Я отправляюсь в путь. Если вернусь домой живым, иншааллāћ,
приду», - пообещал им Посланник Аллāћа .
Пророк отправился в путь и вернулся невредимым. Он
остановился в местечке Зи-Аван, расположенном около Меди-
ны. В это время к нему явился ангел Джабрâ’îл от Всевыш-
него и объяснил цель строительства мечети Зирар. Об этом был
ниспослан аят, Всевышний разоблачил коварство лицемеров.
Планы Абу Амира превратились в прах.
Неверные, не зная об этом, снова пришли к Ħабîбу . Они
опять завели тот же разговор, будто желают получить его ба-
ракат и ду‘а. Они поклялись Расулу именем Всевышнего, что
мечеть построена ради блага. Ведь лицемеру ничего не стоит
произнести клятву, он не боится Всевышнего.
Ţāҳā созвал сподвижников и велел немедленно снести ме-
четь. Ее разрушили, сожгли и обратили в пепел, а место, где она
стояла, превратили в мусорную свалку. Лицемеры рассеялись,
напрасными оказались их коварные интриги.
113
ٹ ٹ ثن ٱ ٻ ٻ ٻ ٻ پ پ پ پ
ڀ ڀ ڀ ڀ ٺ ٺٺ ٺ ٿ ٿ ٿ ٿٹ ٹ ٹ ٹ ڤ
ڤثم التوبة: ١٠٧
Поскольку Лучший из творений произнес «Амин», мольба
Абу Амира не пропала зря. Смерть его была жалкой и страшной,
он умер в Шаме, так и не добившись ничего.
Климат Медины подошел не всем переселенцам, прибывшим
сюда из Мекки, и многие из них заболели. Среди заболевших
оказались Абу Бакр , ‘Айшат, ‘Амир ибн Фаҳират , Билал .
Согласно сказаниям, еще до Ислама в Йасрибе были распро-
странены инфекционные болезни, в частности холера. Ħабîб
попросил Всевышнего, и эти болезни покинули Медину и пе-
решли в Джуħфат. Пророк также взмолил, чтобы мухаджиры
полюбили Йасриб больше, чем свою родину. Между ансарами и
мухаджирами зародилось братство, и чтобы укрепить его, в до-
ме Анаса составили договор. Ансары и мухаджиры передавали
наследство друг другу, оставив родственников. Позже был ни-
спослан аят, который отменил это решение.
Ислам развивался, но и лицемеры тоже не опускали рук, и
особенной завистью отличались мединские иудеи. Один из них,
Лабид ибн Асам применил колдовство, в результате чего Пророк
заболел на некоторое время. Болезнь ослабила его здоровье.
И когда прибывший Джабрâ’îл выявил колдовство, Ħабîб
вызвал Лабида, сына Асама. Тот не стал ничего отрицать и при-
знался, что иудеи заставили его сделать это за деньги. Ħабîб
простил и отпустил его.
Когда скончался ‘Абдуллах ибн Убаййа, лидер мунафиков,
Пророк совершил над ним заупокойный намаз, участвовал в
похоронах и стоял у его могилы. После этого Всевышний Аллāћ
ниспослал Ţāҳā аят, в котором Он довел до Ħабîба четкое
установление не совершать заупокойный намаз, когда умрет
мунафик, и не стоять у его могилы.
114
ٹ ٹ ثن ے ۓ ۓ ڭ ڭ ڭ ڭ ۇ ۇ ۆ ۆۈ ۈ ٷ ۋ ۋ ۅ ۅ
ۉ ۉ ثم التوبة: ٨٤
После этого Ħабîб больше не совершал заупокойный намаз
над мунафиками и не принимал участия в их похоронах. Да и
над ‘Абдуллахом Ħабîб совершил заупокойный намаз не из
любви к нему, а для того, чтобы поддержать добрые отношения
с его родственниками, и ради сына ‘Абдуллаха, принявшего Ис-
лам и обладавшего правильным вероубеждением. Кроме того,
‘Абдуллах был почитаемым человеком среди хазраджитов, серд-
ца которых Пророк хотел облагородить. Разве милостивый,
всепрощающий Пророк , обладающий совершенным умом и
знаниями, принимающий оправдания как никто другой, в со-
ответствии со своим уровнем мало сделал такого, что принесло
наибольшую пользу для Ислама?! Из-за того, что Расул совер-
шил заупокойный намаз над ‘Абдуллахом, сердца многих муна-
фиков очистились, этот совершенный поступок Пророка за-
родил в них небывалое благостное состояние.
В 1-м году Хиджры ‘Абдуллах ибн Салам принял Ислам. Это
был большой алим, который считался главой мединских иудеев.
В том же году впервые стали призывать к намазу – возвещать
азан и камат. Пророк обсуждал с асхабами и советовался с
ними, как лучше призывать людей к молитве, извещая о на-
ступлении времени намаза. Было много разных предложений,
но самым подходящим был признан «призыв высоким голосом».
‘Абдуллах ибн Зайд стал призывающим, формула призыва ему
была подсказана во сне.
До этого года Ħабîб не применял силу против врагов Исла-
ма, используя только мирный призыв. Аллāћ велел ему набраться
терпения, какой бы большой вред они ни причиняли. Во втором
году Хиджры, в месяце сафар, ему был ниспослан аят о войне.
Мусульмане получили разрешение выступить войной против ку-
райшитов, которые притесняли их без каких-либо причин. Этот
день стал праздником для сподвижников, пребывавших в угне-
тенном состоянии из-за невозможности дать волю душившему
их гневу.
115
Получив такую возможность, мухаджиры, натерпевшиеся от
этих притеснений, начали, как львы, с большим рвением гото-
виться к войне. Навстречу каравану курайшитов в месяце ра-
мазан был отправлен бесстрашный Ħамзат, прозванный львом, с
тридцатью мухаджирами. Также в сторону местечка Батну Рабиг
отправился сын Харса Убайдат с шестьюдесятью мухаджирами.
А в месяце зуль-каида Пророк отправил в сторону Джухфата
Са‘да ибн Абу Ваķāса с двадцатью мухаджирами, тоже навстре-
чу каравану курайшитов. После этого Творец дал лучшему из
творений Ħабîбу еще более полное право вести войну и велел
уничтожать курайшитов в любом месте по окончании запретных
месяцев. Когда мусульмане начали теснить неверных курайши-
тов, всполошились и другие племена. Боясь, что очередь дойдет
и до них, мушрики начали объединяться, и они были объявлены
врагами Ислама. И тогда был ниспослан аят с повелением уни-
чтожать всех мушриков, которые хотят войны.
ٹ ٹ ثن ٱ ٻ ٻ ٻ ٻپ پ پ پ ڀ ڀ ڀ ڀ ٺ ٺ
ٺ ٺ ٿ ٿ ٿ ٿ ٹ ٹثم الحج: ٣٩ - ٤٠
ٹ ٹ ثن ہ ہ ھ ھ ھ ھ ے ے ۓ ۓ
ڭ ڭ ڭ ڭۇ ۇ ۆ ۆ ۈ ۈ ٷ ۋ ۋۅ ۅ ۉ ۉ
ې ې ثم التوبة: ٥
ٹ ٹ ثن ۅ ۉ ۉ ې ې ېثم التوبة: ٣٦
Взвилось знамя газавата. Наточили сабли и подготовились к
сражению. Наш Ħабîб не объявлял войну никому, кроме тех,
кто не пожелал прийти к соглашению и жить в мире. Призыв
к Исламу не был сопряжен с насилием, мусульмане принимали
в свои ряды лишь тех, кто приходил в Ислам добровольно. Кто
предпочел жить в мире и платить налог – джизью, их кровь и
имущество были под защитой. Им предоставили на выбор три
возможности: уверовав в Расула , принять Ислам, или платить
налог, или вести войну. Против тех, кто выберет одно из первых
двух, саблю не поднимали.
116
ٹ ٹ ثن ی ئج ئح ئمئى ئي بج بح بخ بمبى بي تج تح تخ
تم تى تي ثج ثم ثى ثي جحجم حج حم خج خح ثم البقرة: ٢٥٦
Во втором году Хиджры была изменена кибла. Вместо Байт
аль-Мукаддаса киблой стала Кааба. В том же году были сделаны
обязательными пост в месяце рамазан и выплата заката по слу-
чаю окончания поста. Тогда же начали совершать праздничные
намазы, жертвоприношения, а также впервые совершили намаз-
джаназа, когда умер Магрур, сын Барра’. В том году Пророк
женился на ‘Айше, в том же году поженились ‘Али и Фатима.
В третьем году было запрещено употребление опьяняющих
напитков. В том же году произошел газават при Уħуде. Свет
очей Фатимы – Ħасан, сын дочери Расулуллаха и ‘Али , ро-
дился в том году.
В следующем году впервые был совершен намаз, совершае-
мый при возникновении опасности, и Расулу был ниспослан
аят о таяммуме. В том году был впервые сокращен намаз для
тех, кто в пути. В том же году родился брат Ħасана Ħусейн.
В пятом году был ниспослан аят о хиджабе, в котором гово-
рилось о том, как женщины должны прикрывать свое тело.
В шестом году был заключен договор о мире с курайшитами
(Бай‘ат ар-ризван).
В седьмом году Пророк отправился в родную Мекку вместе
с двумя тысячами сподвижников. Это была поездка для возме-
щения малого паломничества, отложенного в предыдущем году
по условиям заключенного мирного договора.
Пророк повел в Мекку шестьдесят верблюдов. Прибыв в
Мекку, он пробыл там три дня и, зарезав верблюдов, вернулся
обратно. В том году был запрещен временный брак. Также были
отправлены письма правителям разных земель, Пророк при-
зывал их к Исламу. Ислам принял сподвижник Абу Хурайра .
Расулуллах не примирился с тем, что курайшиты нарушили
условия договора, заключенного на десять лет. В восьмом году
была взята Мекка и низвергнуты идолы, находившиеся в Каабе.
116