Официальный сайт целительницы Альфии
Суббота, 20.04.2024, 03:33
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
 Краткое сказание о вознесении Пророка (صلى الله عليه و سلم ) на небо (Ми‘радж)
Краткое сказание о вознесении
Пророка  на небо (Ми‘радж)
Послушайте же, братья, если вы очень хотите узнать об этом,
расскажем о Ми‘радже (вознесении) нашего Пророка . Посколь-
ку о Ми‘радже есть много сказаний, приведем лишь немногое
для бараката. Хотя в нем (Ми‘радже) так много таинственного,
что невозможно пересказать, все же расскажем о нем, посколь-
ку он стал особенным чудом, дарованным только лишь Аħмаду
. Не задавая вопросы «как?» и «почему?», уверовав в могуще-
ство Всевышнего, начнем с восхваления Аллāћа.
Всевышний, раздавая людям ценности, особо выделил из них
всех пророков. У всех посланников были свои му‘джизаты[1], а
источником всех му‘джизатов стал Ħабîбуллāҳ . Чтобы пока-
зать его достоинство и превосходство, Всевышний вознес его на
небеса не во сне, а наяву. Он достиг Сидрата, преодолев небеса,
и его грудь наполнилась сокровенными науками.
В 27-ю ночь месяца раджаб в откровении Аллāћ передал
Джабрâ’îлу : «Знай Мое величие и благодари Меня, Я одарил
тебя благом. Послушай Меня, отправляйся вместе семьюдеся-
тью тысячами ангелов к Муħаммаду со знаменем наставления
на верный путь, с Бураķом почета и одеянием в знак принятия
Мною». Ангелу Микаилу  также было велено идти с семьюде-
сятью тысячами ангелов к дверям комнаты Расула . Вместе с
Джабрâ’îлом  и Микаилом  было велено идти также Исра-
филу  и Азраилу . И велел Он им усилить сияние звезд и лу-
ны. Ночь стала светлой как солнечный день. Тогда Джабрâ’îл 
спросил Джаббара: «Настало время Судного дня?» В ответ Аллāћ
объяснил ему, что хочет пригласить в гости Ħабîба . «О мой
Господь!» - воскликнул ангел Джабрâ’îл  и попросил посвятить
его в эту тайну. Всевышний остановил его словами: «Подданные
не вмешиваются в тайны королей» - и сказал, что это ночь, ког-
да Он примет сироту Абу Талиба.
[1] Му‘джизат – знамение, чудо, которым Всевышний наделяет Своих пророков в
подтверждение их пророческой миссии.
84
Аллāћ поручил привести Муħаммада , чтобы подарить
ему сокровенные тайны, ценные подарки. Он сказал, что ра-
дость миссии привести Муħаммада  в гости к Нему достается
Джабрâ’îлу , и назначил его проводником.
Джабрâ’îл , следуя велению Всевышнего, отправился в Рай
за бураķом. Там он нашел сорок тысяч бураķов, пребывающих в
блаженстве соответственно своему положению. На лбу каждого
из них было написано «Ла иллаха илла Ллах, Муħаммад расулул-
лах». А один бураķ отдалился от них, он не ел и не пил, вместо
радости у него были слезы. Джабрâ’îл  подошел к тому бураķу и
спросил, что заставило его так горевать. В ответ Бураķ поделил-
ся с Джабрâ’îлом  своим горем: «Сорок тысяч лет прошло с тех
пор, как я услышал голос, который произнес: «Я Муħаммад !» И
от любви к нему я позабыл обо всем, и блаженство Рая оберну-
лось для меня мукой». Джабрâ’îл  обрадовал Бураķа, влюблен-
ного в лучшего из творений – Ħабîба : «Успокойся, этой ночью
ты побываешь у того, кого любишь». Затем Джабрâ’îл  надел
на него уздечку из зубарджада и седло из красного яхонта и
вместе с оседланным Бураķом из Рая сошел в Мекку.
Встав у дверей Расула , Джабрâ’îл  постучал и почтитель-
но попросил его подняться. «Ты – солнце знаний, луна, озаряю-
щая латаифы[1], ты прибежище охваченных страхом в Судный
день, сегодняшняя ночь – твоя, и дар приготовлен, Всемогу-
щий зовет тебя в гости. Сегодня ты оставишь позади степени
посланников и пророков и достигнешь особого уровня. Аллāћ
прислал меня с влюбленным в тебя райским Бураķом за то-
бой». «Зачем, интересно, меня приглашают?» – спросил Ħабîб 
Джабрâ’îла  со смешанным чувством страха и радости. «Что-
бы смыть твои предыдущие и последующие грехи и возвысить
в степени», – ответил Джабрâ’îл . Ħабîба  не удовлетворил
ответ Джабрâ’îла . «Это мне, а что же для уммы?» – спросил
он. «Аллāћ сделает тебя довольным в Судный день», – ответил
Джабрâ’îл , успокоив Аħмада .
[1] Латаиф – сокровенные богоданные места в духовной сущности человека, посред-
ством которых он познает Аллâҳа, такие как «ķальб», «рüħ», «сирру» и др.
85
Джабрâ’îл  помог Ħабîбу  сделать омовение и стал наливать
ему из жемчужного кувшина воду салсабила (райского источни-
ка) в яхонтовый таз. Затем прибыл ангел Ризван , чтобы надеть
на Расула  чалму из нура (света) и шелковые одеяния. Чалма из
нура, которую Ризван  принес из Рая, была необычной, на ней
могуществом Аллāћа были написаны четыре строчки. Первая
строчка – «Муħаммад Расулуллах», вторая – «Муħаммад Набий-
уллах», третья – «Муħаммад Ħабîбуллāҳ», четвертая – «Муħаммад
Халилуллах». Возложить эту корону величия на Ħабîба  вместе
с ангелом Ризваном  явились сорок тысяч ангелов. Они еще в
Раю только тем и занимались, что произносили салават тому, на
кого будет возложена эта корона. Так было велено Всевышним
всем ангелам, и они достигли желаемого, увидев Ţāҳā , которо-
му, следуя велению, произносят салават.
Воду салсабила, которую Ħабîб  использовал для омовения,
отправили в Фирдаус. Ее отнес в Фирдаус ангел Ризван , так
было велено Всевышним. Аллāћ велел райским гуриям проте-
реть лицо этой водой. Они выполнили повеление Всевышнего и
смочили лица этой водой, после чего стали еще красивее, словно
сияние добавили к сиянию. Поскольку Аллāћ и нам велел, давай-
те же выполним повеление и произнесем ему салават.


Мавлāя ċалли ва саллим дāиман абадан
‘Алā Ħабîбика хайри-ль-халķи куллиҳими.
О Аллāћ, одари вечным и бесконечным свалатом и саламом
лучшего из творений – Твоего Любимца Аħмада 


Джабрâ’îл взял Ħабîба  за руку и вывел. Когда он садился
на Бураķа, тот начал проявлять беспокойство. «Почему ты вер-
тишься, разве тебе не стыдно перед Муħаммадом?» – укорил его
Джабрâ’îл . Когда Джабрâ’îл , сделав замечание, произнес
имя Муħаммада , Бураķ, оправдываясь, спросил: «Джабрâ’îл,
тот ли это пророк-араб, господин Вселенной Муħаммад ? Это
он будет заступником в Судный день, когда предстанем на Мах-
шаре[1]?». Джабрâ’îл  ответил утвердительно на все его вопро-
сы. Бураķ очень обрадовался, узнав в Ħабîбе  того, к кому он
стремился. Он повиновался Ħабîбу , предложил ему сесть и до-
[1] Махшар – день сбора для Великого суда.
86
верительно сказал: «Но у меня есть одна просьба: когда будешь
ходатайствовать в Судный день, не забудь и про меня».
Микаил  поддержал стремя, Джабрâ’îл  уздечку, Исрафил
 провел рукой по одежде Ħабîба , и тот в мгновение ока оста-
вил позади горы Мекки верхом на Бураķе.
Не прошло времени, достаточного для одного шага, как
Джабрâ’îл  предложил сойти с Бураķа и совершить намаз.
Аħмад  сошел с него, помолился, совершив два рака‘ата, и
Джабрâ’îл спросил его, знает ли он, что это за место, где он по-
молился. Ţāҳā  ответил: «Не знаю». Джабрâ’îл  рассказал, что
это Таибат, куда он совершит Хиджру, и они снова двинулись
в путь. Вновь Джабрâ’îл , как и прежде, предложил Ħабîбу 
сойти с Бураķа и совершить намаз. И Ħабîб  вновь помолился.
«Где ты совершил намаз?» – спросил Джабрâ’îл . Ţāҳā  и на
этот раз ответил, что не знает. «Это гора Тура Сайна’, на кото-
рой Аллāћ говорил с Мусой », – сообщил Джабрâ’îл . Они про-
должили путь, и опять Джабрâ’îл  сказал Аħмаду , чтобы он
сошел с Бураķа и совершил намаз. Пророк  сошел с Бураķа и
совершил два рака‘ата намаза. Джабрâ’îл  спросил, знает ли
он, где помолился. «Не знаю», – ответил он. «Это место, где ро-
дился пророк Иса », – сказал Джабрâ’îл .
Они отправились дальше и услышали, как голос справа ска-
зал: «Подожди, Муħаммад ». Но он и не подумал остановиться,
даже не посмотрел в ту сторону. Затем тот же зов раздался и с
левой стороны, но он вновь не обратил внимания на это. Он по-
смотрел вперед – навстречу шла нарядно одетая женщина. Она
с коварным умыслом попросила Ħабîба  остановиться, якобы
желая спросить о чем-то. Все эти происки не смогли сбить с пу-
ти Ħабîба , отправлявшегося в гости к Рахману. Войско шай-
танов не смогло поколебать устремленность сердца, связанного
со Всевышним.
Затем Пророк  спросил Джабрâ’îла , что означали те звуки.
Аминуллах Джабрâ’îл  ответил: «Те, кто звал вначале, – это бы-
ли иудеи. Если бы ты ответил им, твои последователи стали бы
иудеями. Те, которые звали во второй раз слева, были христиане.
Если бы ты удостоил их своим вниманием, твои последователи
87
стали бы христианами. А женщина, которая вышла навстречу, –
это мир сей. Если бы ты ответил ей, твоя умма предпочла бы этот
мир Ахирату». Так Джабрâ’îл  растолковал увиденное.
Тут к Ħабîбу  явился приятного облика юноша в красивой
одежде, благоухающий ароматом. Он поцеловал Ħабîба  в лоб
и исчез неизвестно куда. Ţāҳā  спросил Джабрâ’îла , кто это
был. Тот ответил, что это религия Ислам, и поздравил его с этой
радостью: «Твои последователи проведут жизнь в вере, умрут
правоверными и войдут в Рай».
Когда Ħабîб  остановился у ворот Байт аль-Мукаддаса, три
человека подошли к нему и заговорили с ним. В руках у них бы-
ли кувшины: у одного с вином, у другого с молоком и у третьего
с водой. Они предложили Ţāҳā  выпить из любого кувшина. Он
услышал голос невидимого человека: «Выпьешь вино – впадешь
в заблуждение, выпьешь воду – утонешь, если выпьешь молоко
– умма получит наставление на верный путь». Аħмад  выпил
молоко и немного оставил на дне. Джабрâ’îл  сказал: «Лучше
бы ты ничего не оставлял. Если бы ты выпил весь кувшин, люди
твоей уммы не увидели бы Ада». Ħабîб  хотел допить и остав-
шееся молоко, но Джабрâ’îл  не позволил, сказав, что таково
предопределение.
Привязав Бураķа у Байт аль-Мукаддаса, оба зашли в Аль-Аксу.
Внутри они увидели пророков, стоявших рядами, и ангелов, за-
полнивших всю мечеть. Ħабîб  спросил Джабрâ’îла , кто это.
«Это все пророки, твои братья», – ответил он. Затем Джабрâ’îл 
сказал Аħмаду : «Исполни намаз вместе с ними в качестве има-
ма». Они совершили коллективный намаз с Аħмадом  во главе,
и каждый пророк произнес хвалебную речь. Они перечислили
блага, которыми Всевышний одарил их, и особую радость они
выразили по поводу Ħабîба . Поскольку наш Пророк  являет-
ся таким почитаемым, давайте же, следуя велению, произнесем
ему салават.


Мавлāя ċалли ва саллим дāиман абадан
‘Алā Ħабîбика хайри-ль-халķи куллиҳими.
О Аллāћ, одари вечным и бесконечным свалатом и саламом
лучшего из творений – Твоего Любимца Аħмада 


По завершении намаза ангел Джабрâ’îл  вывел Ţāҳā  за
руку из Байт аль-Мукаддаса. Он позвал Исмаила , чтобы он
спустил лестницу (ми‘радж), и она была спущена с ближайшего
неба. У нее было сто ступеней из золота и серебра, а стойки бы-
ли из яхонта и зубарджада. Пророк, стоя на камне у основания
лестницы (сахратуллах), шагнул на первую ступень ми‘раджа.
Так, преодолевая один уровень за другим, они добрались до
нижнего неба земли.
Проходя сто уровней ми‘раджа, Ħабîб  увидел множество
удивительных чудес. Все пространство было заполнено ангела-
ми, созданными по замыслу и воле Милостивого, так что даже
негде было просунуть руку между ними. И эти создания из ну-
ра на каждом уровне находились в своем славословии (тасбих)
и поминании (тахлил). Джабрâ’îл  постучал в ворота перво-
го неба, которые были предназначены только для Пророка ,
и сказал: «Откройте!». Ангел Исмаил  прибыл на коне из нура
в сопровождении тысячи вооруженных ангелов. Он спросил:
«Кто ты и зачем пришел?» «Это Джабрâ’îл , сопровождающий
Муħаммада », – был ответ.
Узнав, что это Аħмад , ворота открыли сразу без разговоров,
и они тотчас поднялись на первое небо, которое было сотворе-
но из чистой воды и держалось в пространстве могуществом
Творца. Ангелы этого неба произносили тасбих: «Субħāна źи-ль-
мульки ва-ль-малакüти»[1]. Они постоянно находились в земном
поклоне Всевышнему, не поднимая головы. Тот, кто прочитает
их тасбих, получит, иншааллāћ, вознаграждение, равное тому,
что получают эти ангелы.
Они увидели одного ангела, сидящего на троне. Проходя ми-
мо, Мухтар  поприветствовал его. Тот ответил на приветствие,
но не встал, и Всевышний Аллāћ ниспослал ему откровение с
упреком: «Почему не встал, когда отвечал на приветствие Мое-
го Ħабîба ? Клянусь величием Моим, ты не просто встанешь,
Я заставлю тебя стоять на одной ноге. В таком состоянии ты
будешь приветствовать Ħабîба  и не сядешь до наступления
َُك ِوت [1[
ْ َمل
ْ ِك َ وال
ُْمل
ُسْب َح َ ان ِ ذي ال
89
Судного дня». Обратите внимание, как Всевышний упрекнул
ангела за непроявление уважения к Муħаммаду Ħабîбу !
Взгляд Ħабîба  остановился на одном человеке, и он спросил
Джабрâ’îла , кто это. «Это твой отец Адам», – был ответ. Ħабîб
 с почтением подошел к нему и поприветствовал. Тот ответил
на приветствие: «Добро пожаловать, сын мой» - и поздравил его
с вознесением. Далее Ħабîб  увидел две двери справа и слева
от Адама . Он то смотрел на правую дверь и радостно смеялся,
то смотрел на левую и плакал. Когда Аħмад  спросил о причине
этого удивительного явления, Аминуллах Джабрâ’îл  ответил
так: «Адам  смеется от радости, когда видит дверь, куда вхо-
дят его потомки, заслужившие Рай. Затем, увидев дверь, через
которую в Ад входят заблудшие, плачет от жалости».
Праотец всего человечества плачет о нас, и наш любимый
Пророк  взывает: «О, моя умма!». Как же мы невежественны и
как невнимательны к Исламу! Ведь это ахир заман (время, близ-
кое к Концу света), да смилуется над нами Милостивый Аллāћ!
От первого неба до второго было расстояние в пятьсот лет.
Ħабîб  с Джабрâ’îлом  отправились дальше и поднялись вы-
ше. Они прибыли к вратам второго неба, и Джабрâ’îл  по-
стучал в дверь. Рукйаил спросил, кто там за дверью. Джабрâ’îл
 ответил, что это он вместе с Муħаммадом . Затем врата от-
ворили, и они поднялись на небо, сотворенное Всевышним из
железа. Там были ангелы с коровьими ликами, они были воору-
жены саблями и копьями. Расул  спросил Джабрâ’îла , кто
они. Тот ответил: «Это войско ангелов, сотворенных Аллāћом в
помощь тебе». Ħабîб  увидел двух юношей, сидевших на ложе
из красного яхонта. Он  спросил Джабрâ’îла  про них, и тот
рассказал, что это пророки Йахйа  и Иса . Он поприветство-
вал их и приблизился к ним. Они оба ответили на приветствие,
поздравили с этим путешествием, произнесли «мархаба», ока-
зали почет и возвеличили Ħабîба . Вокруг собрались сонмы
ангелов, они с большим почтением приветствовали Ħабîба .
Ţāҳā  и Джабрâ’îл  совершили с ними два рака‘ата намаза и
отправились дальше.
90
Как и прежде, они поднимались выше сквозь пространство
и прибыли к вратам третьего неба. Джабрâ’îл постучался и ве-
лел открыть. Узнав, что это Аħмад , им открыли без всяких
слов. Это небо было сотворено Всевышним из меди. Ţāҳā 
увидел одного ангела, ноги которого уходили под семь земель,
с ним было семьдесят тысяч ангелов. Все беспрерывно произ-
носили тасбих: «Субħāна-ль-ħаййи-л-лаźî лā йамűту»[1]. Кто бы
из уммы ни произнес этот тасбих, он будет вознагражден так
же, как и те ангелы.
И здесь Ħабîб  увидел луноликого человека изумительной
красоты и спросил, кто он. Джабрâ’îл  ответил, что это Йусуф
. Ţāҳā  подошел к нему и поприветствовал, и Йусуф  встал,
выражая почтение Ţāҳā , ответил на приветствие Расула  и
заговорил с ним, выказывая большое уважение к Ħабîбу . Они
поднялись еще выше сквозь пространство и через мгновение
оказались на четвертом небе.
Расстояние в пятьсот лет между каждым небом они преодо-
левали в мгновение ока. Тасбих ангелов четвертого неба был
таков: «Субħāна-ль-Малики-ль-Ķуддűс Раббу-ль-малāикати ва-р-
Рűħ»[2]. Если хотите получить такое же вознаграждение, как и те
ангелы, произносите, о верующие, в любое время этот тасбих.
Четвертое небо, сотворенное Всевышним из золота, оказалось
очень красивым.
Затем Ħабîб  увидел человека, который сидел, прислонив-
шись спиной к дафтархане[3], и спросил Джабрâ’îла , кто он.
Джабрâ’îл  ответил, что это Идрис . Ħабîб  подошел к нему
и поздоровался. Тот ответил на приветствие, сказав «мархаба»,
и оказал должное уважение Аħмаду . «О мой брат, видишь, как
Всевышний возвысил тебя. А ведь и в Рай ты вошел раньше
меня», – мило заговорил Ħабîб . Тот ответил: «О Ħабîбуллāҳ
, я не вошел в Рай. Место, куда я входил, - это сад, который
находится снаружи, за пределами Рая». Затем Идрис  сказал
َّ ِذ َي ال مَُ ي ُوت [1[
ْ َح ِّي ال
ُسْب َح َ ان ال
ْ َم َالِئَكِة َ و ُّ الروح [2[
ُْقُّد ِوس َ رِّب ال
ْ َمِل ِك ال
ُسْب َح َ ان ال
[3] Дафтархана – место, где хранятся записи благих деяний людей.
91
Аħмаду : «Первым в Рай войдешь ты». Он сообщил, что видел
надпись на вратах Рая: «Никто не войдет раньше Муħаммада ».
Двигаясь дальше и оставив позади расстояние в пятьсот лет,
они в один миг поднялись на пятое небо. Оно оказалось сотво-
ренным Всевышним из яхонта. И тут Ħабîб  увидел одного
старца. «Кто это?» – спросил он Джабрâ’îла . «Это Ҳāрун, брат
и визирь Мусы», – был ответ. Старец поприветствовал Аħмада
, прочитал за него хорошую мольбу (дуа) и проводил Ħабîба
 в путь. Тасбих ангелов того неба был таким: «Субħāна ман
джама‘а байна-ĉ-ĉалджи ва-н-нāри»[1]. О уверовавшие, если хо-
тите получить вознаграждение, равное тому, что получают они,
читайте этот тасбих сколько пожелаете.
Оттуда они отправились на шестое небо. Оно было сотворе-
но из жемчуга. Там он увидел людей, которые громко плакали
навзрыд от великого страха перед Всевышним. Ħабîбуллāҳ 
спросил: «Джабрâ’îл , кто эти люди, которые так сильно плачут
из страха перед Всевышним?» Джабрâ’îл , отвечая на вопрос
Ħабîба , сказал, что это курубийун[2]. Затем Ħабîб  подошел
к ним и поприветствовал их. Они в ответ кивнули головой, их
мысли и внимание невозможно было отвлечь из-за их покор-
ности (хуđű‘) и смиренности (хушу‘). Чтобы они опомнились,
Джабрâ’îл  сказал им: «Разве вы не знаете, что этот человек
– Муħаммад , являющийся печатью пророков, Пророком мило-
сти?! Что же вы не посмотрите на него?» Все курубийун посмо-
трели на Ţāҳā  и поприветствовали его подобающим образом.
Здесь Расул  увидел человека со смуглым лицом и волоса-
тым телом. «Народ Израиля утверждает, что самым дорогим для
Аллāћа являюсь я. А он более дорог Аллāћу, чем я», - сказал этот
человек и указал на дорогого Ħабîба . Аħмад  спросил: «О
Джабрâ’îл, кто этот человек?» «Муса , сын Имрана», – был от-
вет. Ħабîб  поприветствовал пророка Мусу . «Мархаба, сын
мой», – ответил тот на приветствие. Из глаз Мусы  полились
слезы от восхищения Ħабîбом  и его уммой.
ْ ِج َ و َّ الن ِار [1[
ُسْب َح َ ان َ م ْن َ جَمَع َ بينَْينْ َّ الثل
[2] Курубийун – разновидность ангелов.
92
Не достаточно ли для нас того, что мы оказались уммой Аħмада
, который является основой всего сотворенного на небесах и
на земле?! О правоверные, давайте же вознесем хвалу Аллāћу за
блага и возрадуемся тому, что являемся уммой Аħмада , про-
изнесем нашему Ħабîбу  салават и салам, следуя повелению.


Мавлāя ċалли ва саллим дāиман абадан
‘Алā Ħабîбика хайри-ль-халķи куллиҳими.
О Аллāћ, одари вечным и бесконечным свалатом и саламом
лучшего из творений – Твоего Любимца Аħмада 


Тасбих ангелов шестого неба: «Субħāна-ль-Ķуддус Раббу кулли
шай’ин ва Хāлиķу кулли шай’ин»[1]. Кто желает такой же награ-
ды, как у них, произносите его сколько пожелаете.
Оставив позади шесть небес, дошли до седьмого. Оно было
сотворено из нура. Ħабîб  увидел приятного пожилого челове-
ка, очень похожего лицом на него самого. Он сидел на троне из
зеленого зубарджада, прислонившись спиной к стене Байт аль-
Ма‘мура[2]. Ţāҳā  спросил Джабрâ’îла , кто он. «Это твой отец
Ибрâҳîм », – ответил Джабрâ’îл . Ħабîб  подошел и попри-
ветствовал Ибрâҳîма . «Мархаба, сын мой», – ответил Ибрâҳîм
. «Передай от меня салам умме», - с почтением сказал Ибрâҳîм
Халилуллаҳ . Он поручил Расулу  передать умме, что Рай пре-
красное место, и пусть они постараются попасть туда и поса-
дить в Раю как можно больше деревьев. Он подсказал Ħабîбу 
тасбихи, чтением которых сажают деревья в Раю.
О уверовавшие, если кто хочет, чтобы в райских садах число
его деревьев увеличилось, пусть почаще произносит этот тас-
бих: «Субħāна-Ллāҳи ва-ль-ħамду ли-Ллāҳи ва лā илāҳа илла-
Ллāҳу ва-Ллāҳу акбар, ва лā ħавла ва лâ ķуввата иллā би-Ллâҳи-
ль-‘Алиййи-ль-‘Аýîм».[3]
На седьмом небе Ħабîб , ради которого сотворены небеса и
земли, увидел некие творения. Он оставил увиденное в тайне от
ُ ِّل يَ ْ شٍء [1[
ال ُق ك
ُ ِّل يَ ْ شٍء َ وَخ ِ
ُْقُّد ِوس َ رِّب ك
ُسْب َح َ ان ال
[2] Байт аль-Ма‘мур – Кааба, которая была вознесена на четвертое небо во время
всемирного потопа.
ْ َعِظ ْيم [3[
ِّ ال
ْ َعليِ
ِ ِ الله ال
ُ َّوَة اِ َّال ب
كرَُب َ و َال َ ح ْوَل َ و َال ق
ََه اِ َّال ُ الله َ و ُ الله اَ ْ
ْ َح ْمُد ِ ل ِله َ و َال اِل
ُسْب َح َ ان ِ الله َ وال
93
нас, потому что Аллāћ не разрешил ему рассказать нам об этом.
Он рассказал, что там ангелы читали тасбих: «Субħâна Хâлиķи-
н-нüр»[1]. О уверовавшие, если вы желаете такой же награды, как
у них, произносите этот тасбих сколько пожелаете. Если же вы
решили читать его, вспомните об условии его произнесения. О
последствиях несоблюдения условий было сказано ранее, не за-
бывайте об этом! Пока стены не возведены, до чердака черед не
доходит, знайте, что во всем должна быть последовательность.
Есть хадис Пророка , в котором говорится, что тот тасбих яв-
ляется кладезем Рая. Да сделает нас Аллāћ постоянствующими в
тасбихе и таҳлиле[2] с соблюдением необходимых условий!
Расул  на крыле ангела Джабрâ’îла  оставил позади седьмое
небо и поднялся выше. Поднимаясь выше, по пути он встречал
больших ангелов, которые оказывали ему величайшие почести.
Перемещаясь таким образом в небесах, они видели чудеса,
о которых лучше не упоминать, так как описать их невозмож-
но. Они прибыли в Сидрат[3] и увидели там огромное дерево,
которое росло на миске[4]. Каждая ветка бросала тень, которую
всадник мог пройти только за сто лет, и таких веток была тыся-
ча. На каждой ветке было по тысяче листьев, тени одного листа
хватало для всей Вселенной. На каждом листе сидело по одному
ангелу, и все они были в коронах из нура. На лбу каждого анге-
ла было написано нуром: «Наħну суккâну Сидрати-ль-мунтāҳā,
субħāна ман лайса лаҳу интиҳа’ун»[5]. Там текли реки непьяня-
щего вина, воды, молока и меда с неописуемо прекрасным вку-
сом. Эти реки брали начало в корнях того дерева. Это дерево
назвали Сидрат аль-мунтāҳā, так как те, кто придерживается
Сунны Аħмада , доходят до этого уровня в познании Аллāћа.
Считается, что достиг большого карамата тот, кто дошел до
ال ِق ُّ الن ِور [1[
ُسْب َح َ ان َ خ ِ
[2] Таҳлил – формула единобожия «Лâ илāҳа илла Ллāҳ» (Нет ничего достойного по-
клонения, кроме Аллāћа).
[3] Сидрат аль-мунтаҳа – высшая степень познания Аллāћа, на которую может под-
няться человек.
[4] Миск – мускус, благовоние.
َُه ْ انِتَه ُاء [5[
ْي َس ل
َ
ُْمْنَتَه ُى سْب َح َ ان َ م ْن ل
َن ْح ُن ُ سَّك ُ ان ِ س ْدَرِة ال
94
такого уровня. Когда михраб[1] Джабрâ’îла  поставили под это
дерево, он возвестил азан, и туда собрались все ангелы. Они по-
строились в ряды от востока до запада, и Ţāҳā  совершил с ни-
ми два рака‘ата. После завершения намаза войска ангелов вы-
строились вокруг Пророка . Они тоже возвеличили Ħабîба ,
который отправлялся в гости к Всемогущему, почтением и при-
ветствием. После этого Ţāҳā  увидел одного ангела, одна по-
ловина которого была из огня, а другая из снега. Приведем для
бараката и ду‘а, которое он читал громким голосом: «Аллâгьума
я Ман аллафа байна-ċ-ċалджи ва-ннâри, аллиф байна къулüби
‘ибāдика ċалиħин»[2]. Расул  спросил Джабрâ’îла , кто это.
«Этого ангела зовут Ħабîб, - ответил Джабрâ’îл . – Нет ангела,
который больше старался бы в чтении мольбы (ду‘а) за верую-
щих на земле и наставлений им, чем он. Мольба, которую ты
слышишь до наступления Судного дня, - это его ду‘а». Видите,
как даже обитатели небес мечтают о единении наших сердец и
взаимопонимании между нами!
О Аллāћ, Ты Милостивый ко всем на этом свете и Милосерд-
ный лишь к уверовавшим на том свете, Ты Обладатель доброты,
сделай нас понимающими друг друга, объединив наши сердца.
О Джами‘[3], объедини общину Ислама, последователей одной
религии, на истинном пути!
Затем они двинулись дальше Сидрата. Дойдя до определенно-
го уровня, Джабрâ’îл  остановился. «Разве в таких местах дру-
зей оставляют?» – обратился Аħмад  к Джабрâ’îлу . «Мне не
по силам идти дальше», - красиво ответил Джабрâ’îл  Ħабîбу
. «Если я сделаю хоть один шаг вперед, нур сожжет меня», – по-
чтительно пояснил он границу своего уровня. Аħмад  услышал,
как Джабрâ’îлу  велели бросить Муħаммада  в свет (нур), и,
оказавшись в нуре, подобно выпущенной стреле, Ħабîб  от-
правился вперед, оставив Джабрâ’îла .
[1] Михраб – 1. букв.: ниша для имама в мечети; 2. уровень познания Аллāћа, до
которого поднялся Джабрâ’îл
ال ِح َني [2[
ُ ِوب ِ عَب ِادَك َّ الص ِ
ُل
ِّ ْف َ بينَْينْ ق
ْ ِج َ و َّ الن ِار اَل
َّ َف َ بينَْينْ َّ الثل
ل
َ
َُّهَّم َ ي َ ا م ْن أ
اَلل
[3] Аль-Джами‘ – одно из прекрасных имен-эпитетов Аллāћа, означающее «Объеди-
няющий».
95
Он оставил позади семьдесят тысяч преград, каждая протя-
женностью в пятьсот лет. На каждой преграде было по одному
ангелу, они провели его вперед, передавая друг другу. Ħабîб 
оставил позади преграды из нура. Ангел, прибывший с золотым
ложем, отвел Ħабîба  к преграде из жемчуга и потянул его за
руку внутрь ее. Этот ангел вел Ħабîба  за руку, оставив позади
семьдесят тысяч преград. Впереди еще оставалось море из бело-
го нура, а на берегу этого моря был ангел. Ħабîба  передали как
аманат этому ангелу, который повел его за руку и помог перейти
море из нура. На рафрафе они пересекли световые моря крас-
ного, желтого и других цветов. Тысячи неописуемых преград
Ħабîб  преодолел на рафрафе, остались позади и хрустальные
горы, заполненные ангелами, красоту тасбиха которых невоз-
можно передать. По воле Всемогущего, достойно сопровождае-
мый Ħабîб  побывал у ангела Исрафила , пребывающего в
ожидании повеления Всевышнего подуть в Рог. Ħабîб  пошел
вперед до Хиджаб аль-Вахданият. Затем Пророк  увидел себя
как лампаду, висящую в пространстве. Прилетел ослепительно
яркий, затмевающий солнечный свет зеленый рафраф и повис
над ним. Ţāҳā , поднявшись на него, прибыл на Великий ‘Арш
в один миг. Затем он увидел чудеса ‘Арша, найдя его безгранич-
но большим. Он немного испугался и взмолился к Всемогущему.
Его мольба была принята, и Аллāћ одарил его силой.
На язык Ţāҳā  положили одну благодатную каплю, которая
была слаще меда и холоднее снега. Так Всевышний Аллāћ внушил
Ħабîбу  науки обоих миров. Звуки и голоса повсюду стихли, ка-
залось, все живое на земле и небесах вымерло. Ţāҳā  остался в
одиночестве, он почувствовал страх. И вдруг снизу до него донес-
ся голос Джабрâ’îла . Он сказал Ħабîбу : «Готовься говорить со
Всевышним». Джабрâ’îл  посоветовал ему без страха слушать и
отвечать на вопросы и сказал, что сегодня он получит все, о чем
попросит. «Проси все, что хочешь», – сказал Джабрâ’îл .
Ħабîб  начал с чтения «Ат-Тахиййата», восхвалил Всевышне-
го как мог и поговорил с Рахманом. «Ас-салāму ‘алайка аййюҳа-
ннабиййу ва-раħматуллāҳи ва баракāтуҳу»[1], – поприветствовал
السالم عليك أيها النبي ورحمة اهلل وبركاته [1[
96
его Аллāћ. «Ас-салāму ‘алайнā ва-‘алā ‘ибāди-Ллāҳи ċāлиħîна»[1], –
добавил Ħабîб . Джабрâ’îл  стал свидетелем того, какой почет
и гостеприимство Джаббар оказал Ħабîбу . Свидетельствуя, он
произнес оба шахадата, и это услышали обитатели всех небес. И
все последовали его примеру и произнесли шахадат, признавая,
что Аллāћ один, и подтверждая истинность пророчества Ħабîба
. Ħабîбу  открыли три разные науки: одну было велено пере-
дать людям, другую скрыть от них, а третья была предоставлена
на его усмотрение, чтобы он сам решил, передавать ее или нет.
Всевышний сказал Муħаммаду : «Приблизься» - и, убрав все
преграды, приблизил его.
Вы не думайте, что приблизиться к Аллāћу возможно толь-
ко поднявшись на ‘Арш[2]. Аллāћ может быть близок к тем, кто
находится далеко, и далек от тех, кто находится близко. (На-
пример, иблис от Аллāћа или Аллāћ от иблиса всегда далеки). То
приближение к Всевышнему, которого Ħабîб  удостоился на
‘Арше, он мог получить и будучи дома. Аллāћ пригласил Расула
 на ‘Арш и возвеличил для того, чтобы показать всем его ис-
тинное величие.
Общение Тайны бытия - Пророка  со Всевышним состоя-
лось посредством 12 000 предложений, и все они были об умме.
Аллāћ обязал умму совершать пятьдесят намазов в сутки. «По-
السالم علينا وعلى عباد اهلل الصاحلني [1[
[2] ‘Арш – букв.: трон, на котором восседают земные цари, и все то, что превыша-
ет тебя и покрывает тебя своей тенью. Но применение этого слова в обоих вы-
шеуказанных смыслах невозможно в отношении Всевышнего Бога. К описанию
божественного бытия неприменимы атрибуты эмпирического мира. Слова же
«проявил истива’ по отношению к ‘Аршу» применяются как метонимия для обо-
значения собственно Власти, Величия Бога каким-нибудь словом, имея в виду
то значение, которое с необходимостью вытекает из этого. Истинный смысл слов
«проявил истива’ по отношению к ‘Аршу» состоит в том, что Бог после того, как
создал видимый мир (Мульк) за шесть дней, как Он пожелал, распорядился в нем
как пожелал: привел в движение небесные сферы и светила, сменил день и ночь
и устроил дела созданий согласно тому, чего требует Его мудрость. Это – смысл
высказываний аль-Кади: «Истава амруху, то есть осуществились устройство Его
господства и Его повеление, претворилась Его мощь в Его созданиях». Упоми-
нание ‘Арша здесь объясняется тем, что он (‘Арш) – самое большое из созданий,
ибо он (‘Арш) – тело, объемлющее все тела. И проявление истива’ по отношению
к нему (‘Аршу) – это проявление истива по отношению ко всему остальному (к
Раю, Аду, небесам и пр.). См. тафсир «Руху-ль-байан» Исма‘ила аль-Ħаки (т. 3, стр.
225) и «Манаҳилу-ль-‘ирфан фи ‘улуми-ль-Ķур’ан» Муħаммада ‘Абд аль-‘Азима аз-
Заркани (стр. 249 – 268).
97
скольку ты гость, которого Я пригласил ночью, проси обо всем,
что пожелаешь», – сказал Всевышний Ħабîбу . Ħабîб  попро-
сил, и все просьбы его были выполнены. Невозможно описать
все, что было подарено ему.
О дорогие мусульмане, не допускайте и мысли, что Всемогу-
щий Аллāћ находится на ‘Арше. Творец осуществляет все, что
пожелает, где Ему угодно, для Его Воли и Могущества нет раз-
ницы – на небесах, на земле, на ‘Арше или на Курсе. В книгах
говорится о том, что в ночь вознесения ‘Арш языком состояния
(хал) попросил Пророка  быть свидетелем, чтобы очистить его
от клеветы заблудших. Даже ‘Арш тяготит то, что невежествен-
ные люди утверждают, будто Аллāћ на нем сидит. Ни один из
крупных ученых уммы и величайших имамов в истории Исла-
ма не говорил, что Аллāћ находится на ‘Арше. Они опровергали
говорящих такое, считая их людьми заблудшими, с неверным
вероубеждением. Нам поведали о сифатах Всевышнего, и мы
обязаны следовать сказанному.
فلام انتهى النبي  ليلة املعراج إىل العرش متسك بأذياله وقال بلسان حاله : يا محمد ...... يا محمد
ّ خلقني فكنت ارعد لهيبة جالله فكتب عىل قامئتي ال اله إال الله فازددت لهيبة اسمه ارتعادا فلام
كتب محمد رسول الله سكن قلقي وهدأ روعي فهذه بركة وقع اسمك عيل فكيف إذا حل جميل
ّ نظرك إيل ّ . يا محمد أنت املرسل رحمة للعاملني وال بد يل من نصيب من هذه الرحمة ، ونصيب
منها أن تشهد يل بالرب ّ اءة مام نسبه أهل الغرور إيل ّ وتقو ّ له أهل الزور عيل : زعموا أين أسع من ال
ّحد ّ له وأحيط مبن ال كيفية له . يا محمد من ال حد لذاته وال عد لصفاته كيف يكون مفتقرا إيل
ّ ومحموال عيل ، يا محمد إذا كان الرحمن اسمه واالستواء صفته وصفته متصلة بذاته فكيف يتصل
يب أو ينفصل عني ال أنا منه وال هو مني .
قال مفتي الجن واإلنس نجم الدين النسفي يف قوله تعاىل ثن حم خج خح خم سج ثم النجم: ٤٣
: أي أضحك العرش بإضافته إليه وأبكاه بافرتاء املجسمة عليه . قال عيل ريض الله عنه : إن الله تعاىل
قريب يف بعده وبعيد يف قربه فوق كل يشء وال يقال : يشء تحته . وتحت كل يشء وال يقال : يشء
فوقه . تعاىل جناب عزه أن يوصف باالستقرار أوالتمكن أواملامسة فهو مستغن عن الكون واملكان .
قال العاليئ يف سورة طه : قال املشبهة : هو مستقر عىل العرش . وهو باطل ألن التعري عن املكان
ثابت يف األزل لعدم قدم املكان فلو متكن بعد حلول املكان لتغري ولحدثت فيه مامسة ، والتغري
. وقبول الحوادث من أمارات الحدوث ، وهذا مستحيل عىل القديم األزيل سبحانه وتعاىل
98
قال الرازي يف سورة طه : قالت املشبهة : إن معبودهم مستقر عىل العرش وهو باطل لقوله تعاىل
ثن ژ ژ ڑ ڑ ک ک ثم الحاقة: ١٧ فإذا كانوا حاملني للعرش والعرش مكان معبود
هم فيلزمهم أن املالئكة حاملون خالقهم وهذا محال. »نزهة املجالس« صـ 122 ،جـ 11
Когда Ħабîб  приблизился к Всевышнему...


Краткое сказание о вознесении Пророка (صلى الله عليه و سلم ) на небо (Ми‘радж) (продолжение)




НОВОСТИ САЙТА
КУЛИНАРНЫЙ КАНАЛ ГОТОВИМ ВКУСНО И СЫТНО
Готовим вкусно и сытно
АЛЛЕРГИЯ, ДЕРМАТИТ, ПИЩЕВЫЕ ОТРАВЛЕНИЯ, РВОТА
ОГУРЦЫ ПО-КОРЕЙСКИ
огурцы по корейски
КАК КРАДУТ УДАЧУ И СЧАСТЬЕ
ЩИ ИЗ СВЕЖЕЙ КАПУСТЫ
Щи из свежей капусты
КАК ПРОХОДЯТ СЕАНСЫ.
ЧТО ПРОИСХОДИТ МЕЖДУ СЕАНСАМИ. ИТОГ
БЛЮДА ИЗ РИСА. КАША РИСОВАЯ С МЯСОМ
Блюда из риса плов
РЕИНКАРНАЦИЯ. ПУТЕШЕСТВИЯ В ПРОШЛЫЕ ЖИЗНИ
КАК ПРИГОТОВИТЬ КИСЕЛЬ
Как сварить кисель
САМЫЙ УДАЧНЫЙ И ПРОСТОЙ РЕЦЕПТ БЛИНОВ
Самые вкусные блины
РОЛЛЫ ДОМАШНИЕ
роллы в домашних условиях
ТАТАРСКИЙ БАЛЕШ
самый вкусный татарский балеш
Поиск

Все права защищены © 2024
Яндекс цитирования users online