После смерти Мűсы ┐ пророк Йűша‘ ┐ начал священный га- зават и с помощью Всевышнего завоевал около тридцати горо- дов Шама. После этого Йűша‘ ┐ собрал потомков Израилевых и рассказал им об обстановке в городе Ариха, который Мűсâ ┐ брал джихадом. Сообщил о том, что дҗаббâрîны, которые бе- жали при его взятии, вернулись в город и что теперь он, Йűша‘ ┐, собирается вести с ними войну, и кто желает, тот может при- соединиться к нему. Йűша‘ со своим войском подошел к горо- ду и начал газават. Погибло очень много людей с обеих сторон, было пролито много крови. В пятницу после обеда, до захода солнца, Йűша‘ ┐ разбил своих врагов. Было необходимо окон- чательно уничтожить их в этот же день, но заход солнца поме- шал бы этому, ибо следующий день, суббота, был днем отдыха у народа Израиля, и у врагов появлялась возможность собраться силами. Йűша‘ ┐, оказавшись в таком безвыходном положении, попросил Всевышнего, чтобы солнце не заходило до полного разгрома врага. Аллâћ принял его мольбу, и, по Его могуществу, светило не зашло, пока пророк не взял город. С помощью Вла- дыки всего сущего Йűша‘ ┐ унизил неверие и овладел городом Ариха, и потомки Израиля захватили власть в этом городе. По- сле этого Йűша‘ ┐ отправился в сторону Кан‘ана, призвал царей этой местности к единобожию, взял около тридцати крепостей и, перебив непокорных правителей, заполучил трофеи. Поселив детей Израилевых в Шаме, Йűша‘ ┐ покинул этот мир в возрасте ста двадцати лет. Похоронили его на горе Афраим. قالوا : فلام استقرت بنو ارسآئيل بالشام وصفت لهم تويف نبي الله يوشع ودفن يف جبل افرانيم وكان عمره مأئة وعرشون سنة وتدبريه أمر بني إرسائيل بعد موت موىس سبعا وعرشين سنة . ))عرائس(( صـ 218 191 Краткое сказание о пророке Илйâсе (Илии) ┐ Когда пророк Илйâс ┐ явился на свет, все вокруг озарилось яр- чайшим сиянием. Люди не могли понять, откуда оно исходит, и стали искать его источник. Обнаружив, что свет воссиял оттого, что родился Илйâс ┐, они очень обрадовались. «Это мальчик, о ко- тором нам сообщили радостную весть», — говорили они друг другу. Когда пророку исполнилось семь лет, он наизусть знал весь Таврат (Тору), обладал несвойственной детям необыкновенной памятью. Как-то раз, обращаясь к племени, Илйâс ┐ сказал: «Я покажу вам одну удивительную вещь» — и издал крик, подоб- ный грому. Услышав этот крик, люди задрожали от страха. А когда страх прошел, они возненавидели Илйâса ┐, стали зави- довать ему и решили убить его. Пророк скрылся от них в горах и прожил там некоторое время с дикими зверями. Когда ему исполнилось сорок лет, Всевышний ниспослал ему откровение через архангела Джабрâ’îла ┐. Илйâс ┐ спросил его, кто он и какова цель его визита. Джабрâ’îл ┐ сообщил ему радостную весть. «Аллâћ наделил тебя пророчеством, дабы при- звать к Исламу царей, впавших в неверие», — сказал он. Илйâс ┐ поразился услышанному и спросил: «Как я, не владеющий ни оружием, ни мощью, смогу делать это?» Джабрâ’îл ┐ успокоил его словами: «Поистине, Аллâћ – обладатель силы, Он тебе помо- жет. Аллâћ повелел огню, диким зверям подчиняться тебе, а са- мого тебя Он одарил силой тридцати посланников, так призови же свое племя к единобожию». С таким повелением Всевышнего Илйâс ┐ отправился к свое- му племени, люди которого проживали в семидесяти селах. Пра- вители этих сел были идолопоклонниками. Илйâс ┐ прибыл в одно из селений, стал у ворот правителя по имени Джаб и начал громко и красиво читать страницы из Таврата. Жена правителя услышала его голос и заинтересовалась, кто он и с какой целью пришел. Илйâс ┐ ответил ей: «Я посланник Аллâћа и призываю вас к Исламу». Но ей нужны были доказательства, и Илйâс ┐ 192 спросил ее, чего она желает. Она сказала: «Прикажи этому огню, чтобы он приблизился к тебе». По просьбе Илйâса ┐ Аллâћ сде- лал так, чтобы огонь приблизился к нему. Женщина рассказала об этом своему мужу, и они оба уверовали в Илйâса ┐ и при- няли единобожие. Илйâс ┐ отправился в другое селение, дабы донести до них веление Всевышнего. Местные жители не приняли его и стали сопротивляться, услышав об Исламе. Они набросились на него, избили, связали ему руки и привели к местному царю. Царь при- казал разжечь костры, приготовить большие котлы и пригрозил Илйâсу ┐ зажарить его в котле, если он не прекратит проповедь. Илйâс ┐, как и в первый раз, издал громоподобный крик, и огонь потух. Люди испугались до смерти, задрожали от страха, повери- ли в его силу и попросили дать им день на размышление. Утром следующего дня Илйâс ┐ пришел к ним и прочитал им пропо- ведь, предостерегая их. Но на них это ничуть не повлияло, все его усилия были бесполезны, как бесполезен мед, налитый в кувшин вина. Старейшина этих племен по имени ‘Амил собрал всех ‘âлимов и решил узнать их мнение относительно Илйâса ┐. В большинстве своем они сошлись во мнении, что Илйâс ┐ — пророк Аллâћа, обладающий теми качествами, о которых сказано в Таврате. Но и это не убедило ‘Амила. «Я еще подумаю», — сказал он. Ученые разошлись по домам, а Илйâс ┐ вернулся к Джабу и рассказал ему обо всем случившемся с ‘Амилом. Но оказалось, что Джаб уже отказался от своего вероубеждения. Он не принял Илйâса ┐ и выгнал его, сказав, что он ему не нужен. Однако жена царя твер- до стояла на своем и объявила, что не отказывается от единобо- жия и поддерживает Илйâса ┐. Она поклонялась Аллаху так же, как Илйâс ┐, выполняла все религиозные обязанности. Илйâс ┐ и эта женщина поселились недалеко от дома ‘Амила. Вскоре и дочь ‘Амила приняла единобожие и стала верной по- следовательницей Илйâса ┐. ‘Амил решил убить ее за это, но из-за неожиданной смерти любимого сына ему стало не до нее. Однажды Илйâс ┐ обратился к ‘Амилу: «Если ты настолько ве- ришь в могущество идола, которому поклоняешься, попроси его 193 оживить твоего умершего сына, посмотрим, как он тебе отве- тит». ‘Амил начал просить идола, он умолял его часами, покло- нялся ему, но никакого результата не было. Царь был вынужден обратиться к Илйâсу ┐. «Если твой Аллâћ оживит моего сына, я перестану поклоняться идолу, — пообещал он. — Я приму Ислам и до конца своей жизни останусь с тобой». Илйâс ┐ обратился ко Всевышнему с просьбой о воскрешении сына ‘Амила, и он тотчас же ожил. Увидев своего сына живым, царь от чистого сердца произнес обе формулы шаћâдата и при- нял Ислам. Он добровольно отказался от своего царства и стал искренне поклоняться Аллâћу, следуя Илйâсу ┐ и посвятив себя богослужению. Илйâс ┐ продолжал наставлять людей на пра- вильный путь, призывать их к Исламу, однако они не проявили желания принять единобожие. Вскоре умер ‘Амил, скончались его сын и дочь, а также жена царя Джаба. Илйâс ┐ разгневался на людей, которые отказывались при- знавать своего Творца, и попросил Аллâћа, чтобы Он ниспослал на них засуху. С тех пор не выпало ни одной капли дождя, вслед- ствие чего не проросло ни одно зернышко. Люди стали умирать с голоду, от безысходности они ели даже собак и мышей. Все это продолжалось до тех пор, пока ангелы из жалости к животным и птицам не стали умолять Всевышнего о милости. Также к Илйâсу ┐ начали ходить му’мины, которые были среди них, с жалобами на голод и жажду. «Если ты попросишь, все это прекратится, — сказали они пророку, — пожалуйста, сжалься!» Илйâс ┐ ответил: «Я гневаюсь на людей только ради Аллâћа, ибо они отказываются верить в Него». Всевышний ниспослал Илйâсу ┐ откровение, в котором повелел сжалиться над людьми. Пророк смутился и тут же раскаялся. «Если они примут веру, они избавятся от бед благо- даря тебе. Если же нет, все равно Моя милость превзойдет твою. Ты призови их снова к единобожию», — повторил Аллâћ. Илйâс ┐ отправился в другое селение и остановился у матери одно- го больного мальчика, которого звали Алйаса‘ (Елисей). Илйâс ┐ прочитал за него ду‘â, после чего все недуги покинули ребенка, и он принял Ислам. Алйаса‘ везде сопровождал Илйâса ┐, всюду ходил с ним, как младший брат. 194 Все потомки Израилевы, еще не принявшие Ислам, пришли к пророку молить о ниспослании дождя и пообещали принять Ислам, если это произойдет. По просьбе Илйâса ┐ беда поки- нула этих людей, выпали обильные дожди, и все вокруг ожило. Но и после этого кафиры не сдержали свое обещание и не при- няли Ислам. Этот обман глубоко ранил пророка, и он возна- мерился опять сделать им плохое ду‘â. Но и на этот раз Аллâћ явил милость и ниспослал ему откровение, которое успокоило его сердце. Всевышний сказал: «О Илйâс! Поистине, ты сделал все для того, чтобы довести до людей Мои послания, строго выполняя Мои повеления. А теперь сделай Алйаса‘ своим на- местником и покинь это племя. Ты остаешься в числе Моих приближенных рабов». Пророк послушался и, назначив вместо себя Алйаса‘, оставил этот народ. Когда он уходил, перед ним вдруг появился конь. Свет, кото- рый исходил от коня, озарил всю степь. «Я прибыл к тебе подар- ком от Создателя, чтобы ты ездил верхом», — сказал ему конь, став перед ним. Не успел Илйâс ┐ сесть на коня, как прибыл Джабрâ’îл ┐. Он передал поздравления от Аллâћа и сообщил, что теперь Илйâс ┐ может как пожелает летать над землей вме- сте с ангелами. В книгах сказано, что Аллâћ избавил Илйâса ┐ от потребно- сти в пище и воде, наделил его качествами ангела, дал ему спо- собность пребывать на небесах подобно ангелам и на земле, как человек. Также написано, что Илйâс ┐ и Ĥиđр ┐ каждый месяц рамаđâн, соблюдая пост, проводят в Байт аль-Муíаддасе, а во время хаджа прибывают в Мекку. ثم إن إلياس ملا خرج عن قومه فإذا هو بفرس تلهب نورا فقالت : أنا هدية الله إليك فاركب ، فاستوى عىل ظهرها ، وجاء جربيل وقال : يا إلياس طر مع املالئكة يف األرض حيث شئت فقد كساك الله الرش وقطع عنك لذة املطعم واملرشب وجعلك إنسيا ملكيا سامويا أرضيا . ))بدائع(( صـ 124(( . الصاوي(( جـ 3 ، صـ 345 روي أن إلياس وخرض يصومان رمضان كل عام يف بيت املقدس ويحرضان موسم الحج كل عام ويفرتقان عن اربع كلامت : بسم الله ما شآء الله ... الخ . ))الصاوي(( جـ 3 ، صـ 345 194
|
|