очень грустила, потому что у нее не было детей. К ней явился
Джабрâ’îл ┐ с радостной вестью от Всевышнего Аллâћа о том,
что у нее тоже родится сын. Тогда ей было восемьдесят пять
лет. Предсказание Джабрâ’îла ┐ о рождении Исħâíа обрадова-
ло сердце Сары. Ее радости не было предела, когда ее известили
о том, что в его роду будет около тысячи пророков.
Когда Исмâ‘îлу ┐ исполнилось тридцать лет, Сâра получила
предвещенную радость – у нее родился благодатный сын, кото-
рого нарекли Исħâíом ┐, в роду которого действительно была
тысяча пророков. Исħâí ┐ вырос, получил пророчество и был
послан Всевышним к одному племени в Шам, где он взял в жены
Рабикат (Ребекку), дочь Тувайла. Рабикат родила ему сыновей-
близнецов: ‘Айса (Исава) и Йа‘íűба (Иакова) ┐.
Мать услышала, что в утробе близнецы разговаривают друг
с другом, и рассказала об этом мужу. Исħâí ┐ прислушался
и услышал, как ‘Айс угрожает Йа‘íűбу: «Если ты выйдешь на
свет первым, я вспорю живот матери и убью тебя». А Йа‘íűб ┐
отвечал: «Не надо вредить матери и убивать брата, выходи на
свет раньше меня». Так Йа‘íűб ┐ мирно разрешил спор еще в
утробе матери. ‘Айс родился раньше Йа‘íűба ┐, и так они на-
чали земную жизнь.
Отец больше любил ‘Айса, а мать – Йа‘íűба ┐.
С возрастом зрение Исħâíа ┐ ухудшилось, и он не мог разли-
чать своих сыновей. Видя, что силы его покидают, однажды он
подозвал к себе любимца ‘Айса, желая попросить у Аллâћа бара-
кат для него, и поручил ему привести барана для принесения в
жертву. Рабикат услышала их разговор и возжелала, чтобы ба-
ракат от ду‘â достался Йа‘íűбу ┐. Она велела Йа‘íűбу ┐ успеть
к отцу с зарезанным бараном раньше ‘Айса. Йа‘íűб ┐ быстро
зарезал барана и пошел к отцу. Отец засомневался и спросил:
«Кто ты?» Подоспевшая Рабикат ответила: «Это твой сын ‘Айс,
75
помолись за него». Поскольку тело у ‘Айса было волосатое, Ра-
бикат одела Йа‘íűба ┐ в одежду из шкур, проявив достаточ-
ную ухищренность, и посадила сына перед отцом вместо ‘Айса.
Исħâí провел рукой по телу сына и, ощутив волосы, ничего не
сказал. «Не могу понять. Тело ‘Айса, а запах Йа‘íűба ┐», — по-
думал он про себя и оставил это на Аллâћа.
Взяв за руку сына, он в искренней мольбе попросил Всевыш-
него сделать по Своей милости его потомков посланниками,
пророками и царями. Как только Йа‘íűб ушел, явился ‘Айс, вы-
полнив поручение отца. Когда отец сказал, что Йа‘íűб ┐ опере-
дил его и ду‘а получил он, ‘Айс рассердился и пообещал убить
брата. Отец успокоил своего любимца, сказав,что для него тоже
приготовлено ду‘â, и попросил подойти поближе. Он попросил
Аллâћа, чтобы у ‘Айса было столько же детей, сколько песчинок
на земле, и чтобы правители происходили только из его потом-
ков, и по воле Всевышнего так и случилось.
Потом ‘Айс вновь стал враждовать с Йа‘íűбом ┐. Рабикат ис-
пугалась, что ‘Айс убьет Йа‘íűба, и посоветовала последнему пе-
ребраться в Наджран, оставив Кан‘ан брату.
По совету матери Йа‘íűб ┐ вместе с дядей ушел в Наджран,
где остановился у сестры матери. У нее было две дочери. Стар-
шую из них Йа‘íűб ┐ взял в жены, вскоре женился и на млад-
шей. Женитьба на сестрах разрешалась шариатом до времен
Мűсы ┐, после Аллâћ запретил такие союзы. Младшая из сестер
родила ему двоих сыновей – Йűсуфа ┐ и Бунйамина. А всего у
Йа‘íűба ┐ было двенадцать детей. Когда они выросли, Йа‘íűб
┐ пожелал вернуться в Кан‘ан, оставив землю Наджрана. Но
сначала он отправил сыновей узнать об Айсе, поручив им наве-
стить его и поприветствовать.
Вот они прибыли к ‘Айсу и сказали ему, что они сыновья
Йа‘íűба, поведав всю историю. Радости ‘Айса не было границ,
он забыл свою прежнюю обиду. Вслед за детьми приехал и сам
Йа‘íűб ┐, и братские отношения их стали ясными, словно сол-
нечный день. Так они прожили довольно долго в любви, вло-
женной в их сердца Аллâћом. Затем ‘Айс переселился в Шам,
оставив Кан‘ан Йа‘íűбу ┐, женился на двоюродной сестре На-
76
смат, которая родила ему много детей. Передают, что правители
Византии, кесари, произошли от потомков ‘Айса. Но передают
также, что из его потомков пророком был только Аййűб ┐.
На пути в Наджран Йа‘íűб ┐ днем скрывался, а ночью про-
должал путь. Историки считают его первым ночным путеше-
ственником. Хождение ночью называется «исра’», и поэтому
Аллâћ назвал Йа‘íűба ┐ Исрâ’îлом ┐ (Израилем). А евреи, яв-
ляющиеся его потомками, в Коране названы детьми Исра’ила
(израилитами).
Исħâí ┐ умер в возрасте ста шестидесяти лет, дети похоро-
нили его рядом с Ибрâћîмом ┐. Спустя сто двадцать лет ‘Айс
также покинул этот мир. Все тленное, сотворенное Всевышним,
подобно траве, которая растет и со временем высыхает.
76