Когда Ћâдҗар родила Ибрâћîму ┐ сына Исмâ‘îла ┐, Сâра очень грустила, потому что у нее не было детей. К ней явился Джабрâ’îл ┐ с радостной вестью от Всевышнего Аллâћа о том, что у нее тоже родится сын. Тогда ей было восемьдесят пять лет. Предсказание Джабрâ’îла ┐ о рождении Исħâíа обрадова- ло сердце Сары. Ее радости не было предела, когда ее известили о том, что в его роду будет около тысячи пророков. Когда Исмâ‘îлу ┐ исполнилось тридцать лет, Сâра получила предвещенную радость – у нее родился благодатный сын, кото- рого нарекли Исħâíом ┐, в роду которого действительно была тысяча пророков. Исħâí ┐ вырос, получил пророчество и был послан Всевышним к одному племени в Шам, где он взял в жены Рабикат (Ребекку), дочь Тувайла. Рабикат родила ему сыновей- близнецов: ‘Айса (Исава) и Йа‘íűба (Иакова) ┐. Мать услышала, что в утробе близнецы разговаривают друг с другом, и рассказала об этом мужу. Исħâí ┐ прислушался и услышал, как ‘Айс угрожает Йа‘íűбу: «Если ты выйдешь на свет первым, я вспорю живот матери и убью тебя». А Йа‘íűб ┐ отвечал: «Не надо вредить матери и убивать брата, выходи на свет раньше меня». Так Йа‘íűб ┐ мирно разрешил спор еще в утробе матери. ‘Айс родился раньше Йа‘íűба ┐, и так они на- чали земную жизнь. Отец больше любил ‘Айса, а мать – Йа‘íűба ┐. С возрастом зрение Исħâíа ┐ ухудшилось, и он не мог разли- чать своих сыновей. Видя, что силы его покидают, однажды он подозвал к себе любимца ‘Айса, желая попросить у Аллâћа бара- кат для него, и поручил ему привести барана для принесения в жертву. Рабикат услышала их разговор и возжелала, чтобы ба- ракат от ду‘â достался Йа‘íűбу ┐. Она велела Йа‘íűбу ┐ успеть к отцу с зарезанным бараном раньше ‘Айса. Йа‘íűб ┐ быстро зарезал барана и пошел к отцу. Отец засомневался и спросил: «Кто ты?» Подоспевшая Рабикат ответила: «Это твой сын ‘Айс, 75 помолись за него». Поскольку тело у ‘Айса было волосатое, Ра- бикат одела Йа‘íűба ┐ в одежду из шкур, проявив достаточ- ную ухищренность, и посадила сына перед отцом вместо ‘Айса. Исħâí провел рукой по телу сына и, ощутив волосы, ничего не сказал. «Не могу понять. Тело ‘Айса, а запах Йа‘íűба ┐», — по- думал он про себя и оставил это на Аллâћа. Взяв за руку сына, он в искренней мольбе попросил Всевыш- него сделать по Своей милости его потомков посланниками, пророками и царями. Как только Йа‘íűб ушел, явился ‘Айс, вы- полнив поручение отца. Когда отец сказал, что Йа‘íűб ┐ опере- дил его и ду‘а получил он, ‘Айс рассердился и пообещал убить брата. Отец успокоил своего любимца, сказав,что для него тоже приготовлено ду‘â, и попросил подойти поближе. Он попросил Аллâћа, чтобы у ‘Айса было столько же детей, сколько песчинок на земле, и чтобы правители происходили только из его потом- ков, и по воле Всевышнего так и случилось. Потом ‘Айс вновь стал враждовать с Йа‘íűбом ┐. Рабикат ис- пугалась, что ‘Айс убьет Йа‘íűба, и посоветовала последнему пе- ребраться в Наджран, оставив Кан‘ан брату. По совету матери Йа‘íűб ┐ вместе с дядей ушел в Наджран, где остановился у сестры матери. У нее было две дочери. Стар- шую из них Йа‘íűб ┐ взял в жены, вскоре женился и на млад- шей. Женитьба на сестрах разрешалась шариатом до времен Мűсы ┐, после Аллâћ запретил такие союзы. Младшая из сестер родила ему двоих сыновей – Йűсуфа ┐ и Бунйамина. А всего у Йа‘íűба ┐ было двенадцать детей. Когда они выросли, Йа‘íűб ┐ пожелал вернуться в Кан‘ан, оставив землю Наджрана. Но сначала он отправил сыновей узнать об Айсе, поручив им наве- стить его и поприветствовать. Вот они прибыли к ‘Айсу и сказали ему, что они сыновья Йа‘íűба, поведав всю историю. Радости ‘Айса не было границ, он забыл свою прежнюю обиду. Вслед за детьми приехал и сам Йа‘íűб ┐, и братские отношения их стали ясными, словно сол- нечный день. Так они прожили довольно долго в любви, вло- женной в их сердца Аллâћом. Затем ‘Айс переселился в Шам, оставив Кан‘ан Йа‘íűбу ┐, женился на двоюродной сестре На- 76 смат, которая родила ему много детей. Передают, что правители Византии, кесари, произошли от потомков ‘Айса. Но передают также, что из его потомков пророком был только Аййűб ┐. На пути в Наджран Йа‘íűб ┐ днем скрывался, а ночью про- должал путь. Историки считают его первым ночным путеше- ственником. Хождение ночью называется «исра’», и поэтому Аллâћ назвал Йа‘íűба ┐ Исрâ’îлом ┐ (Израилем). А евреи, яв- ляющиеся его потомками, в Коране названы детьми Исра’ила (израилитами). Исħâí ┐ умер в возрасте ста шестидесяти лет, дети похоро- нили его рядом с Ибрâћîмом ┐. Спустя сто двадцать лет ‘Айс также покинул этот мир. Все тленное, сотворенное Всевышним, подобно траве, которая растет и со временем высыхает. 76
|
|