виться к сражению с врагами. Все приготовились, но когда на-
стало время выступить в поход, они отказались. Они испугались
смерти, стали искать оправдания, возражать царю, говоря, что
на земле врага — чума и что они не покинут свои дома, пока
эпидемия не закончится. За то, что они ослушались правителя,
Аллâћ наслал на них болезнь, от которой они начали умирать.
Когда число умерших возросло, они испугались, обратились в
бегство и укрылись в одном, как они думали, безопасном для
жизни месте.
Тогда царь попросил Всевышнего, чтобы Он явил знамение,
которое покорило бы их, и показал им, что невозможно убежать
от предопределения. Милостивый не отверг покорную просьбу
правителя, обеспокоенного их грехом. Аллâћ повелел им умереть,
и тотчас все умерли там, где стояли. Аят Корана «Кун фа-йакűн»
поведал, что так исполняется воля Аллâћа.
Мнения ученых о количестве тех, кто бежал из селений, разо-
шлись. Семьдесят тысяч — самое большое называемое число,
так поведал ‘Аţâ’. Хотя они, спасая жизнь, бежали из домов,
однако не смогли противостоять воле Аллâћа. Несмотря на то,
что нашли безопасное место, от смерти, которая преследовала
их, убежать не смогли. Поскольку некому было их хоронить, они
лежали там, где умерли, всякая живность съела их тела, и оста-
лись одни кости. После этого Аллâћ оживил этот народ, и об этом
свидетельствует аят Корана (сура «Аль-Баíара», аят 243).
ٹ ٹ ثن ڳ ڱ ڱ ڱ ڱ ں ں ڻ ڻ ڻ ڻ ۀ ۀ ہ ہ
ہ ہ ھۇ ثم البقرة: ٢٤٣
311
Причиной их оживления стал пророк Хизкил ┐; дадим корот-
кие пояснения о нем.
Он был третьим пророком детей Израилевых после Мűсы ┐.
Его мать была уже старой, слабой, бесплодной женщиной, вы-
шедшей из детородного возраста. Оттого, что он был рожден
этой старушкой после того, как она обратилась с просьбой ко
Всевышнему, его прозвали Ибн ‘Адҗűз (сын старухи).
Для народа, к которому Аллâћ послал его пророком, наступили
трудные времена, и люди, не проявив терпение в горе, начали
жаловаться друг другу. Они даже говорили, что лучше умереть,
чем переносить эти мучения.
Всевышний не любит такое поведение рабов, поэтому Он ни-
спослал откровение Хизкилу ┐, упрекая их: «Почему они жалу-
ются на Мои решения? Какое им спокойствие в смерти? Или
они думают, что Я не в силах оживить их и после смерти?» После
этого Всевышний отправил Хизкила ┐ к тому месту, где лежали
кости тех, кого бегство не спасло от смерти.
Когда пророк достиг того места, как и повелел Всевышний, он
задумался, увидев их останки. Аллâћ через откровение сообщил
Хизкилу ┐, что ему дано разрешение оживить их. Всевышний
научил его зову и сделал его причиной оживления, обладателем
же воли, повеления и мощи был Сам. Получив разрешение, Хиз-
кил ┐ обратился к останкам с призывом: «О кости, Всевышний
повелел вам соединиться!» Кости соединились друг с другом, об-
разовались скелеты, на них наросли мышцы и кожа, сформиро-
вались тела, кровеносные сосуды, суставы, и все органы стали
совершенными. Затем Хизкил ┐ воскликнул: «О души, вам по-
веление от Всевышнего, вернитесь в свои тела!» И тотчас все,
воскрешаясь, встали, и все как один стали произносить такбîр
(«Аллâћу акбар»), таħмîд («альħамдулиллâћ») и шаћâду. Сказано
также, что воскресли они в той же одежде, в которой умирали.
В другом предании сказано, что воскресшие были племенем
Хизкила ┐ и что он был опечален, когда они умерли и он остался
один. Теперь он впал в томление и с плачем обратился к Всевыш-
нему: «Я находился среди народа, который в служении поминал
312
Тебя. Теперь же я остался в одиночестве». Зная желание Хизки-
ла, Всевышний спросил его, желает ли он оживить их. Он от-
ветил утвердительно, и Аллâћ разрешил ему самому сделать это.
Хизкил ┐ именем Аллâћа велел костям: «Оживите с позволения
Аллâћа!» - и как было сказано выше, все вместе встали, говоря
«Аллâћу акбар!», «Альħамдулиллâћ!» и произнося шахаду. Потом
все они разошлись по своим домам, вернулись к прежней жизни
и жили до того срока, который был им предначертан.
После этого, когда они вновь получили повеление идти на
джихад, все выступили без возражений. Но говорят, что следы
смерти не покинули их и даже одежда на них истлевала. Это
передалось у них через поколения, и сегодня есть такие люди
среди евреев, по запаху которых можно определить, что они от-
носятся к народу Хизкила ┐.
Если задаться вопросом, как же эти люди умерли дважды, ког-
да людям суждено умирать только один раз, то правильнее всего
сказать, что так случилось потому, что такова была воля Аллâћа.
Что касается оживления тех, кто умер раньше отпущенного сро-
ка, то сказано, что такое бывает в двух случаях: во-первых, в ка-
честве наказания, а во-вторых — в качестве назидания для лю-
дей, ибо Знающий сокровенное ведает, что лучше. К примеру,
пророк ‘Узайр ┐ был оживлен спустя сто лет после смерти. Такая
двукратная смерть служит назиданием для людей и для самих
оживленных. Умерщвление же Всевышним невнемлящих, раз-
гневавшись на них, осуществляется в качестве наказания. Эти
потомки Израилевы тоже были умерщвлены таким же образом.
Когда они под вымышленными предлогами не вышли на газават
по приказу царя и бежали из селений от смерти, их настиг гнев
Аллâћа. Но это пошло им на пользу, так как после оживления они
подчинились царю. И хотя следы смерти остались на них, к ним
была проявлена щедрость со стороны Всевышнего.
Если бы нас наказывали подобным образом, то Дагестан дав-
но бы перевернулся вверх дном. Если бы Всевышний не проя-
вил к нам милость из-за того, что мы из уммы Муħаммада ┬, не
думаю, что Он оставил бы нас в таком [вольготном] положении.
313
Каемся, о Аллâћ, за каждый грех, и благодарим Тебя, о Даря-
щий, за щедрые дары. И вина только на нас за ослушание, и мы
надеемся на прощение, так как милость Твоя безгранична. Если
Ты не одаришь нас знаниями и деяниями, мы не в силах найти
правильный путь. Если в сердцах муть, разговоры к согласию не
приводят и споров становится все больше. Произнося вроде бы
мирные речи, некоторые лицемеры хотят перессорить всех, не
оставляя и двух людей в согласии. Те, кто сеет смуту под пред-
логом мира, играют на скрипке войны, призывая людей к ней.
Ныне народ уподобился скоту, выпущенному из загона на во-
лю. Все сегодня продается, и люди наши, оказывается, заслужи-
вают того, чтобы их держали в загоне. Они не приняли и уста-
новлений Корана и хадиса, и порядок государства разрушен,
и справедливого правителя они невзлюбили, а что будет потом
- покажет время.
Чаша насилия переполнилась, и оно проникло в дома мно-
гих бедняков. Скольких матерей заставили плакать безжалост-
ные бандиты! Сказано, что после трудностей бывает облегчение,
- наверное, есть какая-то польза и в этой смуте. Давно пора оду-
маться разумному, так как Аллâћ создал нас не зря. Всему бы-
вает свое время. К примеру, листья и плоды дерева, которые не
падают, даже если трясти его, опадают сами, когда приходит
срок. Если ковыряться в несозревшем фурункуле, то это вызовет
осложнение. Сказано ведь, что голову надо затягивать до того,
как заболит. Поля засевают весной, летом пропалывают, а пожи-
нают осенью. И не всходят семена в день посева, должен пройти
определенный срок, свой для каждых семян. Поймите это.
313