Выходящую на Киблу стену Могилы Пророка (Равза Наби) украшают начертанные изысканной каллиграфией такие благословенные имена и качества Посланника Аллаха, как: Ахмад (Достойнейший хвалы), Махмуд (Хвалимый), Мухаммад (Достохвальный), Халид (Вечный), Хамид (Достойный похвалы), Башир (Приносящий добрую весть), Назир (Клятва), Бурхан (Довод), Амин (Надежный), Авваль (Первый получивший пророчество), Ахир (Последний из пророков), Духа, Хабибуллах (Любимый Аллахом), Хади (Указывающий истинный путь), Хатим («Печать» — Последний пророк), Мухтар (Предводитель), Мустафа (Избранный), Мутаххар (Благословенный), Муджтаба (Избранный), Наби (Пророк), Нур (Свет), Рауф (Сострадательный), Рахим (Милосердный), Расулюллах (Посланник Аллаха), Расулю’с-Сакалейн, Рахматан ли’ль-Алямин (Милость для Миров), Сайиду’ль-Мурсалин (Господин пророков), Сайиду’ль-Кавнайн (Господин Вселенной), Имамуль-Харамайн (Имам обоих Святынь – Мекки и Медины), Имаму’ль-Муттакин (Имам богобоязненных), Шафи’уль-музнибин (Заступник грешников), Шамс (Солнце), Та-ха, Умми (Необученный грамоте), Ясин (Йа-Син)...
Теперь же, братья, послушайте, я расскажу о Ħабîбе (Хабибе صلى الله عليه و سلم), о го-
сподине миров, если вы жаждете этого. Начнем мавлид с рас-
сказа о проявлении его истинного нура, о котором говорилось
ранее.
Нур Аħмада (Ахмада صلى الله عليه و سلم) от Адама , передаваясь из поколения в поколе-
ние, дошел до ‘Абдулмуţалиба (Абдулмуталиба). Однажды ‘Абдулмуţалиб увидел
во сне, как из его позвоночника выходит цепь. Эта цепь из нура
поднялась в небо, потом опустилась на землю и превратилась в
зеленое дерево. Он увидел старца, который держался за дерево.
Его спросили: «Кто ты?» «Нух (Ной Мир Ему)», – ответил он. ‘Абдулмуţалиб тоже
попытался ухватиться за дерево или хотя бы за ветку, как и Нух
, но ему сказали, что в этом дереве нет его доли, и тут он про-
снулся.
Когда ‘Абдулмуţалиб обзавелся семьей, у него родились четве-
ро сыновей: Абу Лахаб, Абу Талиб, ‘Аббâс и ‘Абдуллах. Затем он
женился на Халат, дочери Вухайба, и она родила Ħамзата. Нур
Ħабîбуллāҳа , дошедший до ‘Абдулмуţалиба, перешел к его сы-
ну ‘Абдуллаху.
Когда ‘Абдуллах достиг зрелости, ‘Абдулмуţалиб стал заду-
мываться о его женитьбе. Он отправился к Вахбу сватать Ами-
нат, и с обоюдного согласия детей поженили. В ту же ночь и
‘Абдулмуţалиб женился на Халат, дочери Вухайба. Так отец и
сын одновременно стали женихами.
Когда нур Аħмада перешел в утробу матери, произошли не-
описуемые события. В ту ночь животные курайшитов заговори-
ли, поведав о том, что Аминат беременна Любимцем Аллāћа .
Проклятый иблис поднялся на гору Абу Кубайс, воплями созвал
шайтанов, и они устроили громкий плач по поводу появления
Пророка милости в утробе матери. В эту ночь Всевышний ве-
лел ангелу Ризвану отворить врата Фирдауса[1], также по Его ве-
лению ангел распространил весть об этом на земле и на небесах.
[1] Фирдаус – один из восьми уровней Рая.
54
Аминат не сразу узнала, что беременна, она даже не почув-
ствовала тяжести, которую обычно испытывают беременные
женщины. Ночью земля от запада до востока озарилась нуром,
словно в солнечный день. Бусрийские дворцы в Сирии предста-
ли перед глазами, будто они находились рядом.
В первый месяц беременности Аминат к ней пришел высокий
человек и сообщил радостную весть: «Мальчик, которого ты но-
сишь в утробе, – это царь пророков». Аминат спросила его: «Кто
ты?» Тот ответил: «Я – Адам, его отец». В следующем месяце, как
и в первый раз, другой человек сообщил ей ту же радостную
весть. «Тот, кого ты носишь в утробе, - это царь первых и по-
следних», – уточнил он. «Кто ты?» – спросила его Аминат. «Про-
рок Шис», – ответил он ей. В третьем месяце пришел пророк
Нух и тоже сообщил Аминат эту радостную весть. Четвертым
пришел пророк Идрис , в следующем месяце – пророк Худ ,
шестым – Ибрâҳîм Халилуллах , седьмым – Исмаил Забихуллах
, восьмым еще через месяц – Муса и девятым – Иса Руħуллâҳ
. Каждый из них поздравил Аминат с тем, что мальчик, кото-
рый у нее в утробе, - это печать пророков.
12-го числа месяца раби аль-авваль народу был явлен кладезь
драгоценностей Аллāћа. Была убрана завеса перед сокровен-
ным нуром Творца, и озарились земля и небеса. С неба спусти-
лись ангелы, в руках у каждого из них было по знамени. Ангелы
своими руками водрузили три знамени: на западе, на востоке
и на крыше Каабы. Звезды на небе свесились вниз и походи-
ли на светильники, зажженные для Вселенной. Небеса отвори-
лись. Прилетела стая птиц с крыльями из драгоценных камней
(зубарджада[1] и якута[2]). Ангелы в обличье этих красивых птиц
окружили дом Аминат и до рассвета обходили его, как Каабу,
радуясь рождению Ţāҳā .
Аминат была дома одна, и поэтому испытывала печаль и бес-
покойство. В это время она увидела на небе ангелов с серебря-
ными кувшинами на золотых цепях. Почувствовав жажду, она
протянула руку, взяла один из кувшинов и выпила неведомый
[1] Зубарджад – хризолит.
[2] Якут – рубин, сапфир.
55
ей ранее напиток холоднее снега. Она утолила жажду, ей стало
легче, но от одиночества на сердце все еще оставалась тревога.
В это время к ней пришли несколько женщин невиданной
красоты. Среди этих гурий была и Асийат, которую насмерть
замучил тиран Фир‘авн. Сказано, что именно она приняла роды
у Аминат. Есть и другая версия, согласно которой роды у нее
принимала Аминат, мать ‘Абдурраħмāна ибн Авфа.
Пока Аминат была в окружении райских гурий, у нее усили-
лись родовые боли. В тот же час прилетела прекрасная большая
птица и коснулась перьями живота Аминат. Когда Аħмад ро-
дился, Аминат услышала, как ангел произнес: «Рахимакаллāћ»[1].
Родился Ħабîбуллāҳ чистым, как жемчуг с морского дна,
лицо его было подобно полной луне. Сразу после рождения он
произнес такбир[2], упал ниц, восхваляя Милостивого, обратился
к Нему и попросил оградить его умму от огня Ада. Эту ночь Тво-
рец сделал более ценной, чем ночь Лайлат аль-Кадр.
Поскольку мы являемся общиной Ħабîба , которого ничто не
беспокоило, кроме его уммы, и который стал заботиться о ней с
момента своего рождения, давайте встанем в знак почтения к
нему. И этого будет слишком мало для Аħмада , которого воз-
величил Всевышний.
Мы не сможем отблагодарить должным образом Шафи‘ (Шафи صلى الله عليه و سلم), ра-
ди которого сотворено все сущее. Мы не можем по достоинству
оценить драгоценность, находящуюся на дне моря. Поскольку
он является Пророком (صلى الله عليه و سلم), посланным как милость, давайте же
возвеличим его по мере наших возможностей.
مسألة : القيام عند ذكر والدته ال إنكار فيه فإنه من البدع املستحسنة وقد أفتى جامعة باستحبابه
عند ذكر والدته وقال جامعة بوجوب الصالة عليه عند ذكره وذلك من اإلكرام والتعظيم له
، ّ وإكرامه وتعظيمه واجب عىل كل مؤمن . وال شك أن القيام له عند الوالدة من باب التعظيم
واإلكرام . قال مؤلفه رحمه الله تعاىل : والذي أرسله رحمة للعاملني لو استطعت القيام عىل رأيس
لفعلت أبتغي بذلك الزلفى عند الله . ))نزهة املجالس(( للشيخ عبد الرحمن الصفوي جـ 2 صـ 82
[1] Такбир - возвеличивание Всевышнего словами «Аллāћу акбар».
[2] Рахимакаллāћ – اهلل رحمك – Да смилуется над тобой Аллāћ.
56
Мархаба, Ħабîбуллāҳ, марħаба, Нüру-ль-ҳудā,
Мархаба, Ħабîбуллāҳ, мархаба, ‘Иззу-ль-‘араб,
Мархаба, Ħабîбуллāҳ, мархаба, Абу-ль-Ķāсим,
Мархаба, Ħабîбуллāҳ, мархаба, Абу Ţаййиб.
Мархаба, Ħабîбуллāҳ, мархаба, Ни‘матуллах,
Мархаба, Ħабîбуллāҳ, мархаба, Рüħу-ль-ķуддüс,
Мархаба, Ħабîбуллāҳ, мархаба, ‘Айну-ль-‘иззи,
Мархаба, Ħабîбуллāҳ, мархаба, ‘Айну-н-на‘îм.
Лā илāҳа илла Ллāҳ, Муħаммад Расüлуллāҳ,
Лā илāҳа илла Ллāҳ, Муħаммад Ħабîбуллāҳ,
Лā илāҳа илла Ллāҳ, Муħаммад Набиййуллāҳ,
Лā илāҳа илла Ллāҳ, Муħаммад Сафиййуллāҳ,
Лā илāҳа илла Ллāҳ, Муħаммад Карîмуллāҳ,
Лā илāҳа илла Ллāҳ, Муħаммад Раҳматуллāҳ,
Лā илāҳа илла Ллāҳ, Муħаммад Амîнуллāҳ,
Лā илāҳа илла Ллāҳ, Муħаммад Сирāţуллāҳ,
Лā илāҳа илла Ллāҳ, Муħаммад Наджийуллāҳ,
Лā илāҳа илла Ллāҳ, Муħаммадун Сайфуллāҳ,
Лā илāҳа илла Ллāҳ, Муħаммадун Ęикруллāҳ,
Лā илāҳа илла Ллāҳ, Муħаммадун Ħизбуллāҳ.
Почитая твой мавлид, мы пришли на торжество, приходи же
в гости, просим тебя, о Ħабîб . Мы надеемся и мечтаем по-
лучить твой шафа‘ат[1], посети наш маджлис[2], просим тебя, о
Ħабîб . Мы радуемся тому, что принадлежим к твоей умме,
приходи разделить с нами радость, просим тебя, о Ħабîб . Мы
встали в надежде, что ты придешь, ответь на нашу просьбу с
радостью, просим тебя, о Ħабîб . Любовь к тебе собрала нас,
приходи раздать милости, просим тебя, о Ħабîб . Не можем
[1] Шафа‘ат – заступничество, ходатайство.
[2] Маджлис – собрание.
57
мы отворить врата наставления, приди же с ключами, просим
тебя, о Ħабîб . Не вини нас за то, что не постыдились позвать
тебя, малые дети не могут почитать родителей должным обра-
зом. Любовь затмевает несоблюдение адаба[1], прости нас за это
без всяких условий. О Аллāћ, укрась могилу и душу Ħабîба
благовониями, благословением и приветствием! О Аллāћ, надели
шафа‘атом Ħабîба всех собравшихся на наш маджлис.
Амин Аллāћ, о Аллāћ! Амин Аллāћ, о Аллāћ!
Амин Аллāћ, о Аллāћ! Господи, прими (нашу мольбу)!
Как только Ħабîбуллāҳ Муħаммад родился, его забрали у
матери, и Аминат загрустила. По велению Всевышнего с неба
спустился ангел, который побывал с ним на Западе и на Восто-
ке. На небесах и на земле людей и джиннов известили о Его рож-
дении. Сонмы ангелов и гурий собрались, чтобы взглянуть на
Любимца Творца. Ангел доставил его к отцу человечества Ада-
му , который радостно встретил его со словами «Мой дорогой
сын», возвеличил, оказал почести и поцеловал между глаз. Так
Ħабîб побывал повсюду на земле и на небесах, и не прошло и
часа, как он вернулся домой. Его передали на руки загрустив-
шей было Аминат со словами «Вот твой сын».
Пророк родился в ночь на понедельник, и в эту ночь народу
было явлено множество знамений. В ту ночь Кааба сильно затряс-
лась, все идолы, висевшие на ее стенах, упали. ‘Абдулмуţалиб
рассказал, что в это время он совершал обход вокруг Каабы и
видел, как она сотрясалась. Он также увидел, что Кааба сделала
земной поклон, коснувшись крышей земли. Более того, он услы-
шал, как Кааба дважды произнесла «Аллāћу акбар» (Превелик
Аллāћ). После этого Дом Аллāћа сообщил радостную весть: «Ро-
дился пророк Муħаммад ». ‘Абдулмуţалиб услышал, как голос
с небес сказал, что этой ночью Аминат родила Муħаммада .
Когда этот голос произнес имя Аминат, ‘Абдулмуţалиб и вовсе
забеспокоился. Встревоженный, он вернулся домой и отправил-
ся узнать о состоянии Аминат.
[1] Адаб – правила уважения, учтивости; этикет.
58
‘Абдулмуţалиб увидел ее дом под тенью белого облака и по-
думал, не сон ли это. Он протер глаза и сказал себе: «Ведь я
не сплю!» Засомневавшись, не ошибся ли, он подошел к две-
рям дома и позвал Аминат. Она приоткрыла дверь и выглянула.
‘Абдулмуţалиб словно опьянел от неописуемого, удивительного
запаха мускуса.
Он спросил Аминат, случилось ли что-нибудь, и та сообщила
радостную весть, что родился Муħаммад . Он хотел войти в
дом, но навстречу ему выступил человек с обнаженной саблей и
сказал, что нет разрешения впускать кого-либо из людей, пока
не закончится зийарат (посещение) ангелов.
Сказано, что Аминат забеременела в ночь на священную пят-
ницу месяца раджаб. Невозможно перечислить чудеса, кото-
рые в ту ночь увидели все творения. Во всем мире не осталось
ни одного царского трона, который бы не опрокинулся, а сами
цари онемели и в тот день не смогли вымолвить ни слова. От
востока до запада животные и дикие звери некоторое время
ходили друг к другу и сообщали радостную весть. Морские жи-
вотные делали то же самое до тех пор, пока не родился Ħабîб .
Весь скот курайшитов заговорил, возвещая о том, что Аминат
забеременела, чтобы родить Посланника Аллāћа .
Когда Аħмад пробыл в утробе шесть месяцев, прибыл ангел
и подсказал Аминат назвать его Муħаммадом . В ночь, когда
он родился, иудей из Шама, который был в Мекке, стал расспра-
шивать о родившемся младенце.
Когда Аħмад родился, перед тем как его забрали на небе-
са, три ангела явились прислуживать ему. В руках одного из
них был кувшин, из которого пахло мускусом, в руках другого
– золотой таз, украшенный с четырех сторон четырьмя жемчу-
жинами. Ангел сообщил, что этот таз – мир, и дал возможность
Ħабîбу выбрать любую из сторон. Ħабîб положил свою бла-
городную руку в середину таза. Тут голос свыше сказал, что он
выбрал благодатное место – Каабу. Было также сказано, что Все-
вышний сделал Каабу киблой для него и для его уммы. В руках
третьего ангела был сложенный кусок прекрасного белоснежно-
го шелка. Ангел Ризван достал печать пророчества, завернутую
59
в шелк, и приложил к лопатке Аħмада . Перед этим оба ангела
семь раз искупали его в тазу, наливая воду из кувшина.
Когда Аминат забеременела Аħмадом , голод покинул зем-
лю Хиджаза, с небес снизошла милость, земля стала плодород-
ной, все вокруг изменилось, наполнившись благодатью. В ночь,
когда он родился, разрушилась крепость Кисра, низверглись
идолы, погасли огни персов, которые горели тысячелетиями,
пересохли источники, всех язычников настигли беды, и они за-
плакали. Давайте же, следуя велению, благословлять Ħабîба ,
поскольку мы являемся уммой Пророка , рождение и смерть
которого стали милостью для всего сущего и которого описали
как милостивого и сострадательного.
Мавлāя ċалли ва саллим дāиман абадан
‘Алā Ħабîбика хайри-ль-халķи куллиҳими.
О Аллāћ, одари вечным и бесконечным свалатом и саламом
лучшего из творений – Твоего Любимца Аħмада .
Его отец ‘Абдуллах отправился в Медину и умер там. Так
Аħмад еще в утробе матери стал сиротой. Дядя Ħабîба Абу
Лахаб освободил рабыню, которая принесла радостную весть о
его рождении.
У арабов было принято отдавать новорожденного ребенка на
кормление другой женщине. Они находили кормилицу из дру-
гого рода, договаривались с ней и платили так, чтобы она была
довольна.
От Всемогущего было передано людям: «Это Муħаммад , сын
‘Абдуллаха, и его кормилицу ожидает большая радость». И ту,
которой достанется он на кормление, поздравили с обретением
счастья. Птицы попросили Всевышнего разрешить им вырас-
тить Муħаммада : «Мы готовы служить Ţāҳā , кормить его
самыми лучшими из благ мира». Облака попросили поручить это
им, обещая показать ему Запад и Восток. «Мы больше всех до-
стойны воспитывать его, дайте нам позаботиться о нем», – на-
стаивали ангелы. Всем им Всевышний сообщил, что вопрос этот
уже решен и молочной матерью Аħмада будет Халимат из пле-
мени Са‘д, и тем самым лишил их всякой надежды.
60
Прошло семь суток после того, как Халимат родила сына. Она
недоедала, поэтому у нее не хватало молока, чтобы накормить
ребенка, и мальчик был слабым. Халимат приснился сон, будто
кто-то взял ее за руку, повел к реке с водой белой, как молоко,
чистой и сладкой, как мед, и велел выпить из той реки. Она вы-
пила воду и сразу утолила голод и жажду. «Ты не узнаешь меня?»
– спросил ее тот человек. Она ответила, что не знает его, и за-
думалась, кто же это может быть. Опередив ее вопрос, мужчина
ответил: «Я – восхваление «альхамдулиллах», которое ты возно-
сишь Всевышнему при каждом случае». Затем он добавил, что
в Мекке ее ждет обильное пропитание. Он посоветовал быстрей
отправиться за ним и поздравил ее с этой радостью. Он так-
же посоветовал ей держать свое состояние в тайне. После этого
Халимат проснулась и ощутила такое изобилие молока, что оно
текло рекой. Все женщины были удивлены этим.
Затем, когда Халимат с несколькими женщинами отправи-
лась собирать травы, они вдруг услышали голос незримого чело-
века, который сообщил, что в Мекке родился благодатный маль-
чик и что женщину, которая станет его кормилицей, ожидает
большая радость.
Женщины, вернувшись домой, рассказали мужьям об услы-
шанном. Все они хотели стать кормилицами благодатного маль-
чика, с этой целью они и отправились в Мекку. Их было де-
сять, с ними вышла в путь и Халимат верхом на осле. Ее осел
был самым худым среди всех остальных, поэтому она отставала
от каравана. Вдруг неизвестно откуда взявшийся человек уда-
рил осла и сказал: «Не отставай! Поспеши доставить кормилицу
Ħабîба в Мекку». И осел с Халимат на спине, опережая осталь-
ных, помчался вперед, как резвый скакун.
В Мекке женщины разошлись в поисках детей на кормле-
ние. Они отказывались от Муħаммада Ħабîбуллāҳа , решив,
что от сироты, у которого нет отца, пользы не будет. В богатых
семьях не хотели нанимать Халимат кормилицей из-за ее бед-
ности. Все женщины, кроме Халимат, получили детей на корм-
ление и достигли желаемого. Халимат же не могла вернуться,
не достигнув цели, она продолжала ходить в поисках ребенка.
61
Встретив ‘Абдулмуţалиба, она стала расспрашивать его, нет ли
где ребенка для кормления. Он признался, что есть мальчик,
от которого женщины отказались из-за того, что он сирота. Ха-
лимат очень обрадовалась. ‘Абдулмуţалиб спросил ее: «Как тебя
зовут?» Женщина ответила, что она Халимат из племени Са‘д. И
‘Абдулмуţалиб согласился отдать ей ребенка. «В словах «са‘ида» и
«халима» есть непреходящее величие», – обрадованно сказал он.
Обе стороны пришли к согласию, и ‘Абдулмуţалиб отвел Хали-
мат в дом, где она увидела мальчика.
Это был прекрасный ребенок. Халимат смотрела на него, при-
ложив руки к груди. Ħабîб с улыбкой открыл глаза, и свет,
исходящий из его глаз, озарил весь мир. Она накормила Ħабîба
правой грудью, а когда хотела дать левую, ребенок отказался.
Обратите внимание, братья, на это чудо, каким справедли-
вым был Ħабîб еще в младенчестве! Он не хотел обделять мо-
лочного брата Зумрата – не достаточно ли этого чуда для груд-
ного ребенка? И поскольку мы являемся уммой такого Ħабîба ,
давайте же, следуя повелению, благословим его .
Мавлāя ċалли ва саллим дāиман абадан
‘Алā Ħабîбика хайри-ль-халķи куллиҳими.
О Аллāћ, одари вечным и бесконечным свалатом и саламом
лучшего из творений – Твоего Любимца Аħмада .
Вознося хвалу Всевышнему за то, что ей достался Ħабîбуллāҳ
, Халимат села на осла с ним на руках. Ħабîб повернулся
лицом к Каабе и три раза сделал суджуд[1] Всевышнему Аллāћу.
После этого у осла сразу прибавилось сил, и он как скакун
помчался вперед. Женщины смотрели им вслед и удивлялись,
видя в этом какое-то чудо. Осел же обернулся к ним и отчетливо
произнес: «Вам неведомо мое состояние, на моей спине седок
Бураķа (Пророк )». Он с гордостью и радостью изрек эту му-
дрость и поскакал дальше, оставив всех позади.
По дороге они встретили толпу неверных, преградивших до-
рогу Ħабîбу . Они кинулись навстречу, взглянули на Аħмада
и воскликнули: «Вот тот мальчик, который нам нужен», соби-
[1] Суджуд – земной поклон.
62
раясь убить его. Халимат закричала: «О Муħаммад !» Ħабîб
поднял глаза к небу, и с неба снизошел сильный огонь, превра-
тивший в пепел всех неверных, а их было сорок человек. Муж
удивленно сказал Халимат: «Видишь, как велик этот мальчик?»
Так Халимат добралась домой. Благодать Ħабîба потекла на
них рекой. Овцы начали давать больше молока, хозяйство рас-
цвело, дела пошли так хорошо, что люди восхищались. Халимат
из племени Са‘д, которой довелось кормить Ħабîба , окружило
счастье, она утонула в милости Всевышнего.
Любимец Милостивого стал стремительно расти, опережая
всех. За день он рос как за месяц, а за месяц – как за год. Он за-
метно прибавлял за одну ночь. Когда ему исполнилось два года,
Халимат отправилась вместе с ним навестить его мать и, весьма
довольная, воздавая хвалу Всевышнему, поведала ей о благода-
ти, которую получила от Аħмада . Аминат испугалась, что они
могут заразиться холерой, которая в то время свирепствовала в
Мекке, и отправила Халимат с сыном обратно.
В следующем году родился сподвижник Пророка Ċиддик
Акбар Атик – Абу Бакр .
Когда Ħабîбу исполнилось четыре года, он стал спрашивать
Халимат о своих молочных братьях. Она ответила, что братья
пасут овец, которых Всевышний дал им из-за его благодати.
Аħмад попросил отпустить его вместе с ними. Утром следую-
щего дня он собрался и ушел. Халимат целый день тосковала
по нему и к вечеру вышла навстречу. Она очень обрадовалась,
когда увидела вместе со стадом Ħабîба , озарившего весь мир
подобно светильнику. Она расспросила своего сына Ħамзата,
как прошел день у его брата. Ħамзат подробно рассказал мате-
ри обо всех чудесах брата–курайшита, поведал о том, что кам-
ни, деревья, лесные звери, птицы – все приветствовали его. Он
сказал, что везде, где ступала нога Ħабîба , прорастала зелень,
а когда они пошли напоить отару, вода со дна колодца подня-
лась наверх. Он рассказал и о том, как в одном ущелье, куда
они спустились, навстречу им кинулся свирепый лев, но уви-
дев Муħаммада , подошел, лег перед ним и отчетливо произнес
63
приветствие ему. Муħаммад подошел ко льву и что-то шепнул
ему на ухо. Лев встал, смутился, словно проявил непочтитель-
ность, отошел назад и сказал: «Никому не рассказывай об этом
случае».
Поскольку мы являемся уммой такого Ħабîба , давайте же,
следуя велению, благословим Его .
Мавлāя ċалли ва саллим дāиман абадан
‘Алā Ħабîбика хайри-ль-халķи куллиҳими.
О Аллāћ, одари вечным и бесконечным свалатом и саламом
лучшего из творений – Твоего Любимца Аħмада .
Однажды, когда четырехлетний Ħабîб пас овец вместе с
другими детьми, его окружили три ангела. Один из них вскрыл
ему живот, вытащил внутренности, почистил их снегом, сделал
их чистыми как снег и затем вложил обратно. Второй протянул
руку, вынул сердце, удалил с него черный сгусток, поставил пе-
чать из нура, начисто вымыл и влил в него сокровенные науки
Всевышнего. Свет пророчества озарил его грудь, и он изнутри
стал чистым, как сияющая лампа. Ангел положил сердце на ме-
сто, а третий провел рукой по его животу, так что от раны не
осталось и следа. Это вскрытие было проведено Могуществом
Всевышнего.
Зумрат, который был с ним, поспешил домой, чтобы расска-
зать обо всем, что случилось с братом-курайшитом. Халимат с
мужем как по тревоге бросились к Ħабîбу . Кормилица встре-
вожилась, увидев побледневшего Ţāҳā , и спросила, что про-
изошло. Ħабîб рассказал, что сделали с ним три ангела. Муж
Халимат, испугавшись, что их могут обвинить в нанесении вре-
да Ħабîбу , совсем потерял покой. Они подумали и решили,
что будет лучше вернуть его матери.
Предстоящая разлука с Ħабîбом жгла сердце Халимат. За-
ливаясь горючими слезами, она отвела мальчика к Аминат со
словами: «Вот твой благодатный сын».
Аħмаду четырежды вскрывали грудь и омывали сердце. О
первом случае мы рассказали выше. Во второй раз это случилось,
когда ему исполнилось 10 лет, тем самым к совершеннолетию его
64
чистота была доведена до совершенства. В третий раз его серд-
це омыли, когда Джабрâ’îл прибыл с откровением, для того
чтобы он мог вынести это откровение. В четвертый раз – в ночь
Ми‘раджа, чтобы укрепить его сердце для беседы со Всевышним.
Когда Аħмаду шел шестой год, Аминат отправилась с ним
в Медину. То ли по пути в Медину, то ли на обратном пути она
скончалась и была похоронена в местечке под названием Ива’.
До Халимат Аħмада несколько дней кормила грудью Сувай-
бат, вместе с ним получал грудь и его дорогой дядя Ħамзат. И
поскольку Сувайбат кормила их вместе, дядя Пророка Ħамзат
стал ему также молочным братом. Сувайбат была той рабыней,
которую дядя Абу Лахаб освободил за то, что она сообщила о
рождении Аħмада .
Расулуллаха кормили восемь женщин: родная мать Аминат,
Сувайбат, Хулат, Уммукульсум, Халимат и еще три женщины по
имени Атикат из племени Са‘д.
Когда на земле Ива’ Ħабîбуллāҳ лишился матери, с ним бы-
ла рабыня Умму Айман, доставшаяся ему в наследство от отца,
и она заменила ему мать. Она привела и отдала Ħабîбуллāҳа
дедушке. До восьми лет он жил с дедушкой, а после его смерти
оказался у дяди Абу Талиба, которому дедушка поручил Ħабîба
и завещал смотреть за ним.
Абу Талиб был рад принять сына брата. Он воспитал Ħабîба
с большим почтением и особым вниманием. Благодать Ħабîба
поселилась в их доме, положение в хозяйстве заметно улуч-
шилось. Даже если еды бывало мало, из-за благодати Ħабîба
, когда он ел с ними, семья насыщалась. Абу Талиб знал о
богоданном состоянии Аħмада и ничего не предпринимал не
обсудив с ним.
Как-то раз Абу Талиб отправился с Ħабîбом в Шам по тор-
говым делам. Расулу тогда было 12 лет. Когда они прибыли в
Бусру, их увидел священник по имени Бахира. Это был образо-
ванный человек, христианский ученый, читающий Евангелие
Исы .
65
Бахира подошел к ним и стал расспрашивать, откуда этот
мальчик. Он утверждал, что этот мальчик – пророк последнего
времени, о котором говорится в их книгах. Абу Талиб спросил
его, откуда он знает об этом. Бахира сказал: «Когда вы прибли-
зились, камни и скалы, деревья и леса упали ниц. Такие зна-
мения могут быть только у пророка». Он увидел печать между
лопатками Муħаммада и сказал, что такое бывает только у
пророков Аллāћа. Оказав почет, он пригласил их в гости.
Ħабîба вначале оставили возле верблюдов. Но потом за ним
отправили человека, и он пришел к трапезе. Когда он шел или
останавливался, над ним двигалось облако, укрывая его своей
тенью. Люди заметили это и стали говорить, что в этом мальчи-
ке есть что-то особенное. Семеро проклятых византийцев по-
пытались убить Ħабîба , но ему удалось спастись с помощью
священника. Бахира боялся, что иудеи причинят вред Ħабîбу
, и посоветовал им поскорей вернуться обратно.
В следующем году Ħабîб отправился в Йемен, с ним были
его дядья – Зубайр и ‘Аббâс. После этого, когда ему шел I8-й
год, он с Абу Бакром снова побывал в Шаме. Там они встре-
тили священника, который признал в нем пророка последнего
времени и поклялся в этом именем Всевышнего. Вследствие
этого Абу Бакр признал Расула посланником и первым из
мужчин принял Ислам.
Таким образом Ħабîбуллāҳ , живя вместе с дядей Абу Та-
либом среди курайшитов, достиг 25 лет. Совершенство Ħабîба
и его правдивость были примером для всех людей. Хадиджа,
дочь Хувайлида, богатая, умная и почитаемая среди курайши-
тов, узнав о благодати Пророка , попросила отправить его в
Шам со своим торговым караваном. Абу Талиб согласился и, по-
советовавшись с Ħабîбом , решил принять ее предложение.
Хадиджа очень обрадовалась. Она назначила Ħабîба главой
торговцев, а Майсаре поручила охранять его.
Прибыв на базар Бусры, они остановились в тени дерева, где
их увидел монах Нестур (Нестор). Он уже был знаком с Майса-
рой, поэтому спросил его, кто этот молодой человек, который
расположился под деревом. Майсара коротко ответил монаху из
66
Шама, что это курайшит из заповедной Мекки. Монах поклял-
ся Майсаре, что под тенью этого дерева не становился никто,
кроме пророков. Он подошел к Расулу и увидел в нем при-
знаки пророка. Чтобы убедиться в этом, ему осталось увидеть
еще один признак, и он попросил показать печать между ло-
патками. Увидев сияющий свет печати пророчества, он сказал,
что сомнений нет, и подтвердил пророчество Ħабîба , засви-
детельствовав: «Ты – пророк последнего времени, о котором го-
ворится в книгах». Он рассказал о предсказании Исы , что по-
сле него под этим деревом не встанет никто, кроме пророка, и
все признаки, о которых он говорил, монах обнаружил у Ħабîба
. Поскольку мы являемся уммой такого Ħабîба , давайте же,
следуя велению, благословим его .
Мавлāя ċалли ва саллим дāиман абадан
‘Алā Ħабîбика хайри-ль-халķи куллиҳими.
О Аллāћ, одари вечным и бесконечным свалатом и саламом
лучшего из творений – Твоего Любимца Аħмада .
Ħабîб тем временем, разложив товар, начал торговлю. У
одного из покупателей возникли разногласия с Ħабîбом , и он
решил проверить его честность и порядочность. Он попросил
Ħабîба в доказательство своей честности поклясться идолами
курайшитов – Латом и Уззой. Ħабîб остановил его, однознач-
но ответив, что он никогда не клялся их именами. «Ты прав»,
– согласился тот и поклялся верой, что этот юноша – пророк, за-
свидетельствовав, что он посланник, восхваленный в их книгах.
Торговля пошла удачно, была получена хорошая прибыль, и
поездка в целом получилась необычайно удивительной. Майса-
ра в восхищении признался Ħабîбу , что бывал в Шаме со-
рок раз, но ни одна поездка не была такой прибыльной для Ха-
диджи, как эта. Майсара хорошо понял, кто есть Ħабîб , и во
всем подчинился ему. Он был поражен знамениями, которые
видел от начала до конца поездки: куда бы ни шел Муħаммад
Ħабîбуллāҳ , его всюду сопровождало облако. Все видели, как
облако укрывало Ħабîба тенью и защищало его от солнца.
Проявилось очень много чудес, описать которые здесь перо не
67
в силах. Расул и Майсара вернулись домой, как пчелы, пере-
полненные медом.
Радуясь добыче, словно войско Сулаймана , погонщики при-
вели караван к окраине родного города. В это время Хадиджа
в ожидании каравана смотрела в сторону Шама, откуда он дол-
жен был вернуться. Забросив все, Хадиджа устремила на дорогу
взгляд и сердце, ее не заботило ничего, кроме возвращения Ра-
сула . Пророк отправил Майсару сообщить Хадидже радост-
ную весть, и волнение покинуло ее сердце.
Караван подобно восходящему солнцу вступил в Мекку ко вре-
мени обеденной молитвы. Два ангела кружили над Муħаммадом
, укрывая его от солнца. Хадиджа-Кубра[1], пристально глядев-
шая на дорогу, увидела их, будто они были рядом, и, радуясь за
Аħмада , сказала Майсаре об этом. Майсара же ответил, что
видел их постоянно, и поведал обо всем, что произошло в Шаме.
Хадиджа задумалась над услышанным и увиденным. Она
решила в сердце своем: «Если на земле есть человек, который
станет пророком, то это Муħаммад ». Всевышний вложил в ее
сердце любовь к Ħабîбу , она пожелала стать женой Сирру
Вселенной (Пророка) . Подозвав Нафису, дочь Манбаха, она
рассказала ей о своем желании и отправила ее к Ħабîбу с тай-
ной целью выведать, что он думает.
Нафиса пошла к Ħабîбу , поговорила с ним и спросила, не
собирается ли он заводить семью. Расул ответил Нафисе, что
он беден и не имеет возможности выплатить махр (свадебный
дар). Нафиса, пытаясь узнать, что у него на сердце, спросила:
«Есть благородная, богатая женщина, обладающая совершен-
ным умом и знаниями, которой не нужно ничего, кроме тебя,
не желаешь ли ты жениться на ней?» Шафи‘ поинтересовался,
кто эта женщина. «Госпожа курайшитов Хадиджа», – ответила
Нафиса. Ħабîб с радостью согласился жениться на Хадидже,
и Нафиса вернулась к ней с благой вестью.
Пророк рассказал об этом своим дядьям. Они согласились и
отправились сватать Хадиджу. Абу Талиб и Ħамзат поговорили с
[1] Кубра – великая.
68
братом отца Хадиджи, Амром ибн Асадом. Амр заключил брач-
ный договор, выдав Хадиджу, дочь Хувайлида, за Муħаммада .
В заключении брака участвовал и двоюродный брат Хадиджи
Варака ибн Навфал. Было условлено уплатить в качестве махра
сорок золотых дирхемов, или четыреста серебряных динаров.
Махр выплатил дядя Абу Талиб из своего имущества. Так он же-
нил Любимца Аллāћа как родного сына.
До этого Госпожа курайшитов была замужем два раза, а в воз-
расте сорока лет она стала матерью правоверных. Когда Ħабîб
женился на ней, ему было 25 лет. Она родила Ħабîбуллāҳу
шестерых детей, иншааллāћ, об этом мы расскажем позже. По-
скольку мы являемся уммой такого Ħабîба , давайте же, сле-
дуя велению, благословим его .
Мавлāя ċалли ва саллим дāиман абадан
‘Алā Ħабîбика хайри-ль-халķи куллиҳими.
О Аллāћ, одари вечным и бесконечным свалатом и саламом
лучшего из творений – Твоего Любимца Аħмада .
Когда Расулуллаху исполнилось 35 лет, была восстановлена
Кааба, которая оказалась в полуразрушенном состоянии из-за
селевых потоков. Участвуя в восстановлении Каабы, Ħабîбуллāҳ
вместе с курайшитами таскал камни для строительства. Когда
стена достигла высоты, где необходимо было установить Черный
камень (Хаджар аль-Асвад), среди курайшитов начались разно-
гласия. Они решили посоветоваться, кто более всех достоин че-
сти поднять и установить этот камень. С общего согласия был
выбран для этого Ħабîб , справедливый во всех отношениях,
не имеющий себе равных по совести и порядочности, чью чи-
стоту и честность признали курайшиты, прозвавшие его еще в
детстве Амином (верным), и достойный всех похвальных имен.
Именно ему доверили поставить этот камень на место. Как же
людям не почитать Ħабîба , которого Всемогущий Аллāћ сде-
лал Господином Своих посланников?! Не выберут ли его люди,
одаренные счастьем, если Сам Всемогущий Аллāћ послал его ми-
лостью? Когда курайшиты поручили это Ħабîбуллāҳу , он со-
гласился с их решением и вместе со старейшинами поставил
Черный камень своей благодатной рукой на нужное место. Об-
69
ратите внимание, как тонко Ħабîб учел интересы старейшин,
как он дал им всем возможность принять участие в установке
Черного камня. Видите, как красиво поступил Ţāҳā , чтобы не
ранить сердца и оградить их от зависти.
По мере приближения времени ниспослания откровения
Ħабîб все больше предпочитал уединение, одиночество. Он
облюбовал пещеру на горе Хира’ и проводил в ней время в бо-
гослужении. Что касается способа богослужения, то это было по-
минание Аллāћа или размышление. Сказано также, что перед
наделением пророческой миссией он придерживался шариата
Халилуллаха Ибрâҳîма .
К тому времени поражать шайтанов звездами стали чаще, и
каждая звезда попадала в цель, хотя раньше это случалось не
всегда...