Всевышний Аллāћ упомянул в Священном Коране много исто- рий о посланниках. О том, что произошло с посланниками и их народами, рассказали историки. Поскольку Всевышний не говорит ничего зря, в упоминании этих историй есть пять му- дростей. Иншааллāћ, с помощью Аллāћа я намерен рассказать о пяти мудростях по порядку. Нашего любимого Пророка , свет очей уммы, Всевышний сделал не умеющим читать и писать. Еще в младенчестве он осиротел, лишившись родителей, которые воспитали бы его. Детство его прошло на родине отца, он не выходил за пределы Мекки, вырос среди курайшитов и всегда был у них на виду. Он не ходил к ‘алимам обучаться этике и другим наукам, это не бы- ло тайной для мекканцев. В то же время среди курайшитов он был самым надежным и пользующимся доверием. Ради выявле- ния его пророчества и посланнической миссии ангел Джабрâ’îл вложил в его сердце всевозможные знания предыдущих и по- следующих наук. Ţāҳā начал исполнять посланническую миссию, совершая чудеса, подтверждающие его пророчество. Он рассказывал о предыдущих посланниках, пророках и об их народах, будто ви- дел их воочию. Все его повествования слово в слово совпадали с тем, что было написано в Евангелии и Торе. Ħабîб передал народу более чем достаточно сокровенных знаний, вложенных в его сердце Всемилостивым. Для разумных людей было доста- точно аргументов, подтверждающих его пророчество, и они признали его и последовали за ним. Глупцы и завистники, ли- шенные разума, назвали Коран собранием древних мифов. Все- вышний ниспослал в Коране аят, подтверждающий истинность Посланника и опровергающий их ложь, со смыслом: «Скажи, 48 Пророк , он (Коран) ниспослан Всевышним, ведающим тайна- ми земли и небес» (сура «Фуркан», аят 6). ٹ ٹ ثن ڌ ڌ ڎ ڎ ڈ ڈ ژ ژڑ ڑ ک ک ک ک ثم الفرقان: ٦ Всевышний поведал Аħмаду о жизни предыдущих проро- ков. Мудрость этих откровений состоит в том, чтобы Посланник перенял у них лучшие качества, взял с них пример. Ţāҳā вобрал все совершенные качества предыдущих по- сланников, о которых Всемогущий рассказал ему. Щедрейший Аллāћ наделил его милостью, кротостью, щедростью, терпени- ем, равнодушием к мирскому (зухд), храбростью – такими каче- ствами, которыми не одарил никого другого. Также Всевышний рассказал Пророку о том, как народы противились своим про- рокам и посланникам, и о наказаниях и мучениях, которым Он подверг эти народы. Всевышний также рассказал Ħабîбу об авлийа[1] и благочестивых людях тех народов и привел в пример умме их добрые качества и деяния, которыми Он доволен. Пророк последовал всем упомянутым примерам, он напра- вил умму на верный путь, разъяснив дозволенное и запретное. Он усовершенствовал в себе восхваленные качества, его харак- тер и поведение стали соответствующими Корану. Когда его ка- чества, которые воспитал в нем Коран, достигли совершенства, Аллāћ сообщил ему об этом, ниспослав аят, повествующий о его неописуемом величии. ٹ ٹ ثن ڱ ڱ ڱ ں ں ثم القلم: ٤ В том, что Всевышний Аллāћ рассказал Пророку в Кора- не об этих историях, кроется еще одна мудрость. Когда Пророк узнал о предыдущих народах, он обнаружил, что его община ценнее остальных. Он увидел, какие облегчения сделал Всевыш- ний для его общины, щедро одарив ее тайными и явными бла- [1] Авлийа‘ (ед. ч. валий) – букв.: близкий, родной; святые угодники, познавшие Аллāћа, Его любимцы, избавившиеся от порицаемых качеств и обретшие досто- хвальные. 49 гами. Ему были ниспосланы аяты, в которых говорится, что в религии нет трудностей, она легка. Среди явных облегчений, сделанных для уммы, – разрешение таяммума землей, прощение грехов раскаявшимся, разрешение находящимся в дозволенной поездке сокращать намазы и про- пускать пост, чтобы возместить его при возвращении домой. Среди тайных благ, которые даны нашей умме, - многократ- ное вознаграждение за каждое благое деяние и соответствую- щее вознаграждение за искреннее намерение, даже если и не удастся его осуществить, ибо оно засчитывается как осущест- вленное. А тому, кто совершит один добрый поступок согласно тому намерению, записывается от одного до четырехсот возна- граждений и более того; о величине вознаграждения знает лишь Всевышний. Предыдущим общинам не было таких облегчений, чтобы рас- каяние грешника было принято, его следовало убить. Прощение греха покаявшимся и тому подобное является чудесным даром для нашей уммы. Увидев все это, Пророк понял свое преиму- щество перед другими посланниками, более того, преимущество своей уммы перед остальными и величие благ, которыми Все- вышний одарил его. Посланник Аллāћа поклонялся Всевышнему все время, вос- хваляя Того, кто одарил его благами. Он днем постился, а ночи проводил в поклонении, так что ноги его отекали. «О Посланник Аллāћа , разве Аллāћ не простил тебе все предыдущие грехи?» – спросили его сподвижники, на что Пророк ответил: «Разве я не должен быть благодарным рабом?!». Всевышний также упомянул в повествованиях ‘алимов и ав- лийа предыдущих общин, описал в Коране их благие деяния и следование шариату. Он рассказал о том, какой гнев обрушился на врагов, противившихся посланникам и пророкам. Это было назиданием для уммы, чтобы она остерегалась следовать при- меру порицаемых людей и следовала примеру достохвальных. В историях о посланниках, пророках и их последователях есть еще одна мудрость: если бы они не были упомянуты, люди 50 не узнали бы об их добром наследии. Люди сохранят их добрые качества до наступления Судного дня, из века в век переда- вая их друг другу. Наше упоминание является благом для тех, кого мы вспоминаем, и мы сами от этого получаем благодать. Не зря говорится, что человек жив, пока люди вспоминают его добрым словом. Умершие предки получают пользу от того, что потомки вспоминают истории о них. Пророк Ибрâҳîм даже читал мольбу: «Сделай меня тем, кого до наступления Судного дня будут поминать добрыми словами», желая сохранить краси- вое восхваление для себя, пока существует мир. О том, как предыдущие народы поступили со своими послан- никами, Пророку было рассказано, чтобы утешить его. Зная об этом, ему было легче переносить притеснения курайшитов. Аллāћ поведал о предыдущих пророках, чтобы Аħмад и его умма получили такую пользу. Многие люди увлекаются чтением историй, но размышляют о прочитанном лишь особенные. Чтение без размышления подоб- но воде, которую наливают в полный кувшин, – оно не доходит до сердца. А слова, не доходящие до сердца, подобны семенам, просыпанным в невспаханном поле. Поскольку уже начал, я не хотел оставить это дело и с помощью Всевышнего составил книгу. Не принимайте историю пророков за сказки, ведь Аллāћ в Коране не сказки рассказывает. Не обращайте внимания на разночтения, возникающие при повествовании о событиях со времен сотворения Адама , ведь это не меняет сути повести, об этом было сказано и ранее. Аллāћ, сделай мой заточенный карандаш саблей, обнаженной ради Тебя, а не ради мирских благ. Помоги прочитавшим этот сборник, целью которого является лишь принесение пользы лю- дям, извлечь из него урок. Врата знаний открываются легко, но не каждый становится ‘алимом. Это мой подарок вам, бедные мусульмане, не сумевшие добраться до ворот науки. И стыдно называть вас бедными, поскольку поклоняющийся, познавший Аллāћа, является ‘алимом. Вы не думайте, что я считаю себя уче- ным, между мной и вами нет разницы. 51 Теперь, братья-мусульмане, у меня к вам одна маленькая просьба: если услышите, что я умер, не забудьте прочитать моль- бу, да сделает вас Аллāћ из тех, чьи мольбы принимаются; сде- лайте другим добро, которое и вам принесет пользу. Сказано, что умершего причислят к хорошим, если сорок благочестивых мусульман засвидетельствуют, что он был хорошим человеком. Не поскупитесь сказать, что я был хорошим, да прольется на вас дождем милость и забота Всевышнего. Ты прости меня, Аллāћ, ведь Ты Прощающий, Милостивый, если при повествовании я допустил ошибку. Прими мое рас- каяние, о Аллāћ, если я допустил что-либо непочтительное по отношению к посланникам и пророкам. Хоть я и не являюсь ‘алимом, которому пристало рассказывать, я передаю со слов ‘алимов и признаю все версии, будь они несомненные, досто- верные или слабые. Знаю, что не избежать критических заме- чаний завистников даже к тому, что взято из середины Корана. Они не перестают придираться даже к хадисам, приведенным Муслимом и Бухари. Повествование о посланниках и пророках на этом завершаю. Если Аллāћ даст помощь и если у меня остались дни, хочу еще немного добавить. Сердце мое не примет упущения повести о Ţāҳā , посланном милостью для миров, любить которого Аллāћ обязал его умму. Хотя мавлидов Аħмада столько, сколько де- ревьев в лесу, пусть их будет столько, сколько листьев на этих деревьях. Разве это большое дело – наше восхваление Ħабîба , о котором свидетельствовало дерево и с которым разговари- вали дикие звери?! Что могут значить наши восхваления, если его восхвалил в Коране Сам Создатель?! Но все же те, кто любит Шафи‘ , любят и возносить хвалу ему в соответствии с уровнем своего разума. Признак любви – частое поминание. Разве воз- можно, чтобы человек не любил поминать того, кого он любит?! А о том, кого ты не любишь, не то что речь заводить, даже имя его слышать неприятно, не правда ли? Буду вдоволь рассказывать о жизни Пророка , о котором и слушать приятно, и рассказывать сладостно. Будет ли истин- но верующим тот, кто не любит Ħабîба , не воспевает его и 52 не говорит о нем? Правоверный любит Ħабîба больше жиз- ни, потому и не насыщается поминанием его. Тот, кто любит Ħабîбуллāҳа и свидетельствует о том, что Аллāћ один, будет подобен Китмиру среди асхаб аль-кахфи. Тому, кто отправляется к великому царю, не лучше ли идти за тем, кто знает эти места и дорогу? Разве сравнится тот, кто не знает дороги и у кого нет проводника, с тем, кого ведет знаю- щий? Когда проводник приведет к вратам царя, разве не нужно получить разрешение войти? И разве не бывает у царя доверен- ного лица, кому он поручил управлять делами подданных? Раз- ве войдет кто-нибудь во дворец царя, если он не попросит раз- решения у визиря и не получит его? Разве не нашего Ħабîба Всевышний избрал из всех творений и возвеличил? Разве будет принята просьба, в которой он не упомянут? Будет ли Всемогу- щий доволен тем, кого он не примет? Не поселится ли шайтан в сердце, в котором нет смиренности, даже если обладатель его будет поклоняться дни и ночи напролет? О Аллāћ, Ты помоги написать мавлид[1] Ħабîба , ради которого сотворена Вселен- ная. Написавшего мавлид и прочитавших его собери на Арасате вместе с Пророком под тенью Твоего ‘Арша. Амин Аллāћ, о Аллāћ! Амин Аллāћ, о Аллāћ! Амин Аллāћ, о Аллāћ! Господи, прими (эту мольбу)! [1] Мавлид – букв.: место и время рождения; собрание, в котором повествуют о жизни Пророка и его пророческой миссии, поминают Всевышнего, читают Коран. 52
|
|