Когда неверные курайшиты узнали о том, что мединские ан- сары поддержали Расула , их охватил сильный страх. Видя рас- пространение посланнической миссии Ħабîба , несчастный народ утонул в тяжких заботах. Знать курайшитов, и без то- го потерявшая покой, еще больше забеспокоилась, когда иблис сообщил о том, что племена Авс и Хазрадж, объединившись с Муħаммадом , готовятся к войне с курайшитами. Когда притеснения со стороны неверных стали невыносимы- ми, асхабы пожаловались Ħабîбу . Расул разрешил им пере- селиться и сказал, что лучше идти в Йасриб. Получив разреше- ние Посланника Аллāћа , асхабы группами стали готовиться к переселению. Поскольку Ħабîб указал на Йасриб, все, у кого была возможность, направились туда. Из-за препятствий, чи- нимых мекканскими неверующими, мусульмане были вынуж- дены выйти в путь тайно, поздней ночью. Абу Бакр и ‘Али остались с Пророком , остальные постепенно переселились в Медину. ‘Умар же, уходя, открыто объявил: «Вот я ухожу. Кто хо- чет, чтобы его дети осиротели, жена овдовела, заплакала мать, встаньте на моем пути!». Но найдется ли соперник ‘Умару ибн Хаттабу , исполненному имана, не страшащемуся смерти?! Чтобы выступить против него и помешать ему, надо было не знать его саблю. Все мухаджиры[1] переселились в Медину, Ħабîбуллāҳ же остался среди язычников. До получения разрешения Всевыш- него он вместе с Абу Бакром и ‘Али оставался в Мекке. Боясь, что Расул уйдет вслед за мухаджирами, враги Аллāћа стали строить коварные планы. Они тайно собрались в доме со- вещаний, чтобы обсудить свои бредовые затеи. Были разные предложения, но все согласились со злонравным Абу Джахлем. Он предложил выбрать из каждого племени по одному юноше и дать каждому по сабле. «Пусть они вместе разом ударят Ħабîба [1] Мухаджиры – букв. «переселенцы»; мусульмане, оставившие родину ради рели- гии. 103 саблями, тогда кровная вражда рассыплется по племенам и не будет одного врага, которому нужно отомстить», – твердо сказал он. Среди них был проклятый враг иблис в облике шейха из Неджда. Он горячо поддержал предложение Абу Джахля и сказал, что так будет лучше. Плохие люди часто строят козни против хороших, но не могут их осуществить, если Аллāћ не позволит. И те, которые осущест- вляются, в итоге проваливаются, оказавшись уловкой Всевыш- него. Ангел Джабрâ’îл прибыл к Ħабîбу , чтобы сообщить о ко- варном плане курайшитов, и посоветовал ему ночью уложить в своей постели ‘Али . Он передал ему разрешение Аллāћа на Хиджру, велел отправиться к Абу Бакру и готовиться к от- ъезду этой ночью. Пророк вернулся домой вместе с Хайдаром ‘Али . Глуп- цы из курайшитов ночью окружили дом с твердым намерени- ем непременно убить Расулуллаха . Тем временем Ħабîбуллāҳ Муħаммад устроил ‘Али в своей постели, а сам вышел. Он взял горсть земли и, читая суру «Йа-син», взмахом руки осыпал ею неверных. Язычники, словно приняли снотворное зелье, за- снули на своих местах, а Ħабîбуллāҳ ушел, оставив их спящи- ми. Они с Абу Бакром отправились к горе Савр, где укрывались в пещере в течение трех суток. Неверные провели ночь, сторожа ‘Али-асхаба , которого ан- гелы охраняли в постели Расула . Утром к ним подошел незна- комец и спросил: «Что вы здесь делаете?» Они грубо ответили, что ждут, когда Муħаммад выйдет. «Вы не достигли цели, меч- ты ваши не сбылись, головы ваши были осыпаны землей, а он ушел отсюда, пока вы спали», – сообщил им мужчина. «О чем он говорит?» – подумали они и провели руками по своим головам. Обнаружив на них землю, они всполошились и опустили головы от стыда. Найдя, к тому же, ‘Али в постели Расула , они уш- ли обратно сбитые с толку. Могуществом Создателя, мудростью Всемогущего все без исключения, кого в ту ночь Ħабîб осыпал землей, были перебиты сподвижниками в сражении при Бадре. 104 Глупые курайшиты сбились с ног в поисках Расулуллаха , и не оставалось в Мекке места, куда бы они не заглянули. Они поднялись на высоты, обошли низины и, наконец, напали на след, ведущий к Савру. Бросив клич, они собрались и погнались за Ħабîбом . «Тот, кто убьет Ħабîба или приведет его, по- лучит в подарок сто верблюдов», – высокомерно пообещал про- клятый Абу Джахль. Группа преследователей добралась до пещеры Савр. Они об- наружили, что вход в пещеру закрыт, паук оплел его паутиной, а голуби свили над ним гнездо, в котором голубка снесла яйца. Все это Всевышний сделал средством для убережения Ţāҳā от врагов. Язычники решили, что в пещере никого нет, и верну- лись обратно. Они не смогли увидеть Расула с Абу Бакром , хотя те находились прямо перед ними, без преграды. Абу Бакр , для которого Пророк стал дороже собственной жизни, вошел в пещеру первым. Он разорвал свою одежду на тряпки и закрыл ими дыры в пещере. Оставалась только одна дыра, и Абу Бакр сел, закрыв ее своей ногой. Ħабîб уснул, положив голову на колени Абу Бакру . В это время змея из этой щели ужалила Абу Бакра в пятку. Его слеза упала на ще- ку Ħабîба . Ħабîб , вздрогнув, проснулся и спросил, что слу- чилось. Абу Бакр сказал, что змея ужалила его в ногу. Аħмад смочил своей слюной место укуса, и боль исчезла. По ночам ‘Абдуллах, сын Абу Бакра , приходил к ним с ново- стями о том, что происходит днем у курайшитов. Также поздней ночью еду и все необходимое приносила Асма, дочь Абу Бакра . Слуга Абу Бакра Амир ибн Фахират водил овец в сторону Савра, чтобы замести следы ‘Абдуллаха и Асмы. Когда злосчастные преследователи прибыли к пещере, Абу Бакр испугался, не зная что делать. Он успокоился, когда Пророк сказал: «О чем нам беспокоиться, ведь Аллāћ с нами». Они провели в пещере Савр три ночи. После этого, как и дого- ворились, прибыл Амир ибн Фахират с верблюдами. В ночь на понедельник они вышли из пещеры Савр и отпра- вились в обход по побережью моря. С ними был и проводник. 105 Преодолев множество трудностей, Ħабîб покинул Мекку. И как только не разрушились все горы и холмы, когда он покидал отчий край?! Джинны плакали, глядя вслед Расулу , посланно- му милостью ко всей Вселенной. Продолжая путь в глубокой печали, Ħабîбуллāҳ остановил- ся у женщины по имени Умму Ма‘бад. Расул спросил ее, не продаст ли она ему молоко или мясо. Но у нее ничего не на- шлось под рукой. Пророк увидел худую, обессилевшую овцу и спросил женщину, можно ли ее подоить. «Доить-то можно, но у нее нет молока», – ответила Ħабîбу Умму Ма‘бад. Ħабîб прочитал ду‘а и провел рукой по вымени, и у овцы появилось нескончаемое молоко, так что все напились, и никто не остался голодным. Все получили благодать Ţāҳā . С тех пор эта овца стала дойной, она давала много молока и утром, и вечером, по- добно буйволице. День, когда Расул погостил у них и принес благодать, стал для них праздником. Приведем для благодати еще один рассказ о му‘джизатах Ра- сула . Остановившись у Умму Ма‘бад, Расул сделал омове- ние. Он помыл руки, прополоскал рот и выплюнул эту воду под колючку, росшую перед шатром. На следующее утро, когда лю- ди проснулись, они стали очевидцами му‘джизата Расула . К своему величайшему удивлению, они обнаружили, что на месте колючки выросло большое дерево. На нем были желтые плоды цвета варса[1] с ароматом амбры и вкусом меда. Если их ел го- лодный, они утоляли голод, жаждущим они заменяли воду, были лекарством для больных. У животных, поевших листья этого де- рева, безмерно прибывало молоко. Местные жители назвали его деревом благодати, оно стало настоящим кладом для жителей пустыни. Все были бесконечно рады такой благодати и милости. Но однажды утром дерево изменилось до неузнаваемости. Листья его стали мелкими, а плоды осыпались. Люди встрево- жились, не зная, что же могло быть причиной этого. Оказалось, что причиной этих перемен была кончина Ħабîбуллāҳа . Де- рево благодати зачахло потому, что Пророк милости отпра- вился в Ахират. [1] Варс - желтая трава, используемая в качестве красителя. 106 Таким оно оставалось тридцать лет. В одно утро на дереве вы- росли колючки. Вся его красота исчезла, плоды опали, и от его прежнего вида не осталось ничего. Снова люди обеспокоились и стали спрашивать друг друга, что могло случиться. Вскоре они узнали, что подлый сын Ибну Мулджима из хавариджитов убил ‘Али , сына Абу Талиба. На состоянии дерева, росшего в степи, отразилось то, что погиб шахидом ‘Али , унаследовавший зна- ния Расула . Такое состояние дерева стало признаком скорби в связи с уходом двоюродного брата Ħабîба из этого бренного мира. После этого нур дерева совсем погас, на нем росли толь- ко листья. Но листья обладали такой же силой, как и плоды, и приносили людям такую же пользу. Дерево осталось таким же благодатным даже тогда, когда заросло колючками. Его листья заменяли плоды. Спустя еще двадцать лет у основания дерева выступила чи- стая кровь, а листья его совсем скрутились. Дерево потеряло красоту и стало больше походить на кустарник. Люди поняли, что и в этом кроется какая-то мудрость. Вскоре стало известно, что Ħусейн убит в Кербеле. Ветки дерева высохли, скручен- ные листья опали, оно больше не возродилось и окончательно высохло. Так вновь стало ясно, что благодать покинула землю, когда свет очей Фатимы (ее сын) отправился в Ахират. Так умерли халифы, и настало время царей. Угнетатели пре- ступили границы Шариата, но и последователи пути Шафи` не перевелись. Умма разделилась, как и говорил Пророк , и те, кого Аллāћ наставил, оказались на верном пути. Ислам стал подобен мутной воде, и мирское окончательно покорило своих приверженцев. Да поможет Аллāћ следовать по пути потомков Расула , спод- вижников и их последователей. О Создатель Вселенной, сделай всеобщей для уммы благодать познавших Аллāћа, которым от- крылся их истинный уровень. Амин! Теперь вернемся к рассказу о переселении в Медину, о том, что было с Ţāҳā после упомянутой остановки у Умму Ма‘бад. 107 Когда они отправились дальше, Суракат помчался следом за ними верхом на резвом коне и со злым умыслом приблизился к ним. Абу Бакр испугался за Пророка , но тот успокоил его, сказав: «Аллāћ с нами». Суракат самонадеянно приближался к ним с твердым намерением не возвращаться обратно, пока не убьет Ħабîбуллāҳа . Он уже считал своими сто верблюдов, обе- щанных курайшитами за его голову. Суракат несся как ветер, надменно приговаривая: «Сейчас мы увидим!». Пророк попро- сил о помощи, и Аллāћ ответил на его просьбу: ноги коня, на ко- тором мчался Суракат, завязли в земле. Когда конь увяз в твер- дой земле как в песке, Суракат в отчаянии стал умолять Ħабîба спасти его. Увидев его покорность, Ţāҳā сжалился над ним. Земля отпустила коня. Но Суракат, освободившись, снова воз- намерился убить Пророка . И снова конь увяз ногами в земле, как и прежде. Суракат опять стал умолять, и Ħабîб сжалился над ним. Так Ħабîб прощал его, но когда Суракат снова соби- рался напасть, ноги его лошади застревали в земле, и это повто- рялось несколько раз. Наконец, Суракат, поняв, кто есть Аħмад , опомнился, покаялся и уверовал. Суракат вернулся тем же путем, которым прибыл, и как мог постарался защитить Проро- ка . Встретив по пути преследователей, он вернул их обратно, сказав, что Аħмад ушел другой дорогой. Суракат вернулся, а Ţāҳā продолжил путь. Ħабîб встре- тил Бураидата ибн Хусайба, который шел за ним в надежде по- лучить сто верблюдов, обещанных за его убийство. Он вел за собой семьдесят соплеменников. Ħабîбуллāҳ спросил его: «Кто ты, из какого рода?» «Ибн Хусайб Бураидат», – был ответ. Про- рок очень обрадовался его ответу и сообщил Ċиддику, что их ожидает радость. Они призвали Бураидата к Исламу, и тот вы- слушал их. Его разум взял верх над невежеством, и он внял при- зыву. Бураидат и его товарищи с радостью приняли Ислам и стали сподвижниками. Милость Всевышнего пролилась на них дождем, и они вместе с Ţāҳā переселились в Медину. Аħмад прибыл в Кубу и спасся от врагов, подобно Мусе , ушедшему в Мадйан. В одном из преданий сказано, что это было в понедель- ник, 12-го числа месяца раби аль-авваль. 108 Расул оставил ‘Али в Мекке, чтобы вернуть людям иму- щество, переданное ему на хранение. Раздав все, что было пе- редано на хранение Расулу , ‘Али на третий же день при- соединился к ним вместе с немощными мусульманами (оставав- шимися в Мекке. – Прим. пер.). Они построили мечеть Куба, с богобоязненностью заложив фундамент, и с этого началось ле- тосчисление Ислама. В сказаниях по-разному говорится о том, сколько дней они там провели. Одни говорят о восемнадцати днях. Отправляясь в пятницу утром из Кубы в Медину, Пророк совершил пят- ничный намаз в пути. Это было место под названием Рануна’, между Кубой и Мединой, где проживало племя Бану Салим. До этого Ħабîб не совершал пятничных намазов, это был пер- вый. Как сказано в книге «Нурул абсар», он совершил намаз с коллективом в сто человек. Не исключено, что первый пятничный намаз Расул совер- шил в Кубе, поскольку, если они пробыли в Кубе четырнадцать или двадцать два дня, то непременно провели там и пятницу. А если принять версию, согласно которой Расул пробыл в Кубе только три-четыре дня, то допускается возможность соверше- ния пятничного намаза в Рануне, потому что в таком случае они могли не остаться в Кубе до пятницы. Как бы там ни было, мы не станем отрицать это. Из страха оказаться отрицающим пришлось привести обе эти версии. Будучи в Мекке, Ħабîб не совершал пятничный намаз, потому что курайшиты не дали ему такой возможности. Мусульмане Медины, жаждавшие встречи с Пророком , три дня подряд провели в ожидании. Потеряв надежду, они разо- шлись по домам, в то время как караван Пророка уже прибли- жался. Его заметил один иудей, который взобрался на высокий холм и наблюдал за дорогой. Он стал кричать, словно глашатай, и сообщил об этом племенам Авс и Хазрадж, сказав, что этот караван – радость для них. Так Пророка с большой радостью встретили в Медине. 109 Каждый хотел, чтобы Ţāҳā остановился у него. Ħабîб , никого не выделяя, отвечал так, что все остались довольны. «Аллāћ повелел верблюду, дайте ему идти куда велено», - сказал он. Верблюд с Аħмадом на спине пошел вперед и остановился, опустившись на колени, на месте будущей мечети. Затем вер- блюд встал с этого места, пошел дальше и остановился также у дома Абу Аййуба. После этого он снова встал и вернулся туда, где останавливался раньше, и обосновался там. Он посмотрел по сторонам и начал урчать. Пророк сказал, что здесь место его жилища, и спешился. Он выразил желание построить здесь мечеть. Участок предлагали ему даром, но Пророк не согла- сился принять дар. Владельцами этой земли были двое сирот, о которых заботился сын Зарарата. Ħабîб отдал сиротам десять динаров и начал закладку фундамента мечети. Согласно версии, приведенной в книге «Ис‘афу ррагибин», строительство началось в конце месяца раби аль-авваль, а за- вершилось на следующий год в месяце сафар. В строительстве принимал участие и сам Пророк , он носил камни вместе со сподвижниками. В то время как другие носили по одному кир- пичу, Аммар брал всегда по два. Рядом с мечетью построили и две комнаты – для Савды и ‘Айши. До окончания строительства мечети и комнат Ħабîб жил в доме Абу Аййуба. В день, когда Расул прибыл в Медину, в городе все озарилось нуром. Горы и холмы заполнились голосами распевающих заду- шевные стихи, восхваляющие Ħабîба . Давайте же произнесем салават Пророку , любить которого Творец обязал все разумные существа, которого повсюду сопровождает милость и чей бара- кат является общим, как для живых, так и для умерших. Мавлāя ċалли ва саллим дāиман абадан ‘Алā Ħабîбика хайри-ль-халķи куллиҳими. О Аллāћ, одари вечным и бесконечным свалатом и саламом лучшего из творений – Твоего Любимца Аħмада
|
|