сары поддержали Расула , их охватил сильный страх. Видя рас-
пространение посланнической миссии Ħабîба , несчастный
народ утонул в тяжких заботах. Знать курайшитов, и без то-
го потерявшая покой, еще больше забеспокоилась, когда иблис
сообщил о том, что племена Авс и Хазрадж, объединившись с
Муħаммадом , готовятся к войне с курайшитами.
Когда притеснения со стороны неверных стали невыносимы-
ми, асхабы пожаловались Ħабîбу . Расул разрешил им пере-
селиться и сказал, что лучше идти в Йасриб. Получив разреше-
ние Посланника Аллāћа , асхабы группами стали готовиться к
переселению. Поскольку Ħабîб указал на Йасриб, все, у кого
была возможность, направились туда. Из-за препятствий, чи-
нимых мекканскими неверующими, мусульмане были вынуж-
дены выйти в путь тайно, поздней ночью. Абу Бакр и ‘Али
остались с Пророком , остальные постепенно переселились в
Медину.
‘Умар же, уходя, открыто объявил: «Вот я ухожу. Кто хо-
чет, чтобы его дети осиротели, жена овдовела, заплакала мать,
встаньте на моем пути!». Но найдется ли соперник ‘Умару ибн
Хаттабу , исполненному имана, не страшащемуся смерти?!
Чтобы выступить против него и помешать ему, надо было не
знать его саблю.
Все мухаджиры[1] переселились в Медину, Ħабîбуллāҳ же
остался среди язычников. До получения разрешения Всевыш-
него он вместе с Абу Бакром и ‘Али оставался в Мекке.
Боясь, что Расул уйдет вслед за мухаджирами, враги Аллāћа
стали строить коварные планы. Они тайно собрались в доме со-
вещаний, чтобы обсудить свои бредовые затеи. Были разные
предложения, но все согласились со злонравным Абу Джахлем.
Он предложил выбрать из каждого племени по одному юноше и
дать каждому по сабле. «Пусть они вместе разом ударят Ħабîба
[1] Мухаджиры – букв. «переселенцы»; мусульмане, оставившие родину ради рели-
гии.
103
саблями, тогда кровная вражда рассыплется по племенам и
не будет одного врага, которому нужно отомстить», – твердо
сказал он. Среди них был проклятый враг иблис в облике шейха
из Неджда. Он горячо поддержал предложение Абу Джахля и
сказал, что так будет лучше.
Плохие люди часто строят козни против хороших, но не могут
их осуществить, если Аллāћ не позволит. И те, которые осущест-
вляются, в итоге проваливаются, оказавшись уловкой Всевыш-
него.
Ангел Джабрâ’îл прибыл к Ħабîбу , чтобы сообщить о ко-
варном плане курайшитов, и посоветовал ему ночью уложить
в своей постели ‘Али . Он передал ему разрешение Аллāћа на
Хиджру, велел отправиться к Абу Бакру и готовиться к от-
ъезду этой ночью.
Пророк вернулся домой вместе с Хайдаром ‘Али . Глуп-
цы из курайшитов ночью окружили дом с твердым намерени-
ем непременно убить Расулуллаха . Тем временем Ħабîбуллāҳ
Муħаммад устроил ‘Али в своей постели, а сам вышел. Он
взял горсть земли и, читая суру «Йа-син», взмахом руки осыпал
ею неверных. Язычники, словно приняли снотворное зелье, за-
снули на своих местах, а Ħабîбуллāҳ ушел, оставив их спящи-
ми. Они с Абу Бакром отправились к горе Савр, где укрывались
в пещере в течение трех суток.
Неверные провели ночь, сторожа ‘Али-асхаба , которого ан-
гелы охраняли в постели Расула . Утром к ним подошел незна-
комец и спросил: «Что вы здесь делаете?» Они грубо ответили,
что ждут, когда Муħаммад выйдет. «Вы не достигли цели, меч-
ты ваши не сбылись, головы ваши были осыпаны землей, а он
ушел отсюда, пока вы спали», – сообщил им мужчина. «О чем он
говорит?» – подумали они и провели руками по своим головам.
Обнаружив на них землю, они всполошились и опустили головы
от стыда. Найдя, к тому же, ‘Али в постели Расула , они уш-
ли обратно сбитые с толку. Могуществом Создателя, мудростью
Всемогущего все без исключения, кого в ту ночь Ħабîб осыпал
землей, были перебиты сподвижниками в сражении при Бадре.
104
Глупые курайшиты сбились с ног в поисках Расулуллаха ,
и не оставалось в Мекке места, куда бы они не заглянули. Они
поднялись на высоты, обошли низины и, наконец, напали на
след, ведущий к Савру. Бросив клич, они собрались и погнались
за Ħабîбом . «Тот, кто убьет Ħабîба или приведет его, по-
лучит в подарок сто верблюдов», – высокомерно пообещал про-
клятый Абу Джахль.
Группа преследователей добралась до пещеры Савр. Они об-
наружили, что вход в пещеру закрыт, паук оплел его паутиной,
а голуби свили над ним гнездо, в котором голубка снесла яйца.
Все это Всевышний сделал средством для убережения Ţāҳā от
врагов. Язычники решили, что в пещере никого нет, и верну-
лись обратно. Они не смогли увидеть Расула с Абу Бакром ,
хотя те находились прямо перед ними, без преграды.
Абу Бакр , для которого Пророк стал дороже собственной
жизни, вошел в пещеру первым. Он разорвал свою одежду на
тряпки и закрыл ими дыры в пещере. Оставалась только одна
дыра, и Абу Бакр сел, закрыв ее своей ногой. Ħабîб уснул,
положив голову на колени Абу Бакру . В это время змея из
этой щели ужалила Абу Бакра в пятку. Его слеза упала на ще-
ку Ħабîба . Ħабîб , вздрогнув, проснулся и спросил, что слу-
чилось. Абу Бакр сказал, что змея ужалила его в ногу. Аħмад
смочил своей слюной место укуса, и боль исчезла.
По ночам ‘Абдуллах, сын Абу Бакра , приходил к ним с ново-
стями о том, что происходит днем у курайшитов. Также поздней
ночью еду и все необходимое приносила Асма, дочь Абу Бакра
. Слуга Абу Бакра Амир ибн Фахират водил овец в сторону
Савра, чтобы замести следы ‘Абдуллаха и Асмы.
Когда злосчастные преследователи прибыли к пещере, Абу
Бакр испугался, не зная что делать. Он успокоился, когда
Пророк сказал: «О чем нам беспокоиться, ведь Аллāћ с нами».
Они провели в пещере Савр три ночи. После этого, как и дого-
ворились, прибыл Амир ибн Фахират с верблюдами.
В ночь на понедельник они вышли из пещеры Савр и отпра-
вились в обход по побережью моря. С ними был и проводник.
105
Преодолев множество трудностей, Ħабîб покинул Мекку. И
как только не разрушились все горы и холмы, когда он покидал
отчий край?! Джинны плакали, глядя вслед Расулу , посланно-
му милостью ко всей Вселенной.
Продолжая путь в глубокой печали, Ħабîбуллāҳ остановил-
ся у женщины по имени Умму Ма‘бад. Расул спросил ее, не
продаст ли она ему молоко или мясо. Но у нее ничего не на-
шлось под рукой. Пророк увидел худую, обессилевшую овцу
и спросил женщину, можно ли ее подоить. «Доить-то можно, но
у нее нет молока», – ответила Ħабîбу Умму Ма‘бад. Ħабîб
прочитал ду‘а и провел рукой по вымени, и у овцы появилось
нескончаемое молоко, так что все напились, и никто не остался
голодным. Все получили благодать Ţāҳā . С тех пор эта овца
стала дойной, она давала много молока и утром, и вечером, по-
добно буйволице. День, когда Расул погостил у них и принес
благодать, стал для них праздником.
Приведем для благодати еще один рассказ о му‘джизатах Ра-
сула . Остановившись у Умму Ма‘бад, Расул сделал омове-
ние. Он помыл руки, прополоскал рот и выплюнул эту воду под
колючку, росшую перед шатром. На следующее утро, когда лю-
ди проснулись, они стали очевидцами му‘джизата Расула . К
своему величайшему удивлению, они обнаружили, что на месте
колючки выросло большое дерево. На нем были желтые плоды
цвета варса[1] с ароматом амбры и вкусом меда. Если их ел го-
лодный, они утоляли голод, жаждущим они заменяли воду, были
лекарством для больных. У животных, поевших листья этого де-
рева, безмерно прибывало молоко. Местные жители назвали его
деревом благодати, оно стало настоящим кладом для жителей
пустыни. Все были бесконечно рады такой благодати и милости.
Но однажды утром дерево изменилось до неузнаваемости.
Листья его стали мелкими, а плоды осыпались. Люди встрево-
жились, не зная, что же могло быть причиной этого. Оказалось,
что причиной этих перемен была кончина Ħабîбуллāҳа . Де-
рево благодати зачахло потому, что Пророк милости отпра-
вился в Ахират.
[1] Варс - желтая трава, используемая в качестве красителя.
106
Таким оно оставалось тридцать лет. В одно утро на дереве вы-
росли колючки. Вся его красота исчезла, плоды опали, и от его
прежнего вида не осталось ничего. Снова люди обеспокоились и
стали спрашивать друг друга, что могло случиться. Вскоре они
узнали, что подлый сын Ибну Мулджима из хавариджитов убил
‘Али , сына Абу Талиба. На состоянии дерева, росшего в степи,
отразилось то, что погиб шахидом ‘Али , унаследовавший зна-
ния Расула . Такое состояние дерева стало признаком скорби
в связи с уходом двоюродного брата Ħабîба из этого бренного
мира. После этого нур дерева совсем погас, на нем росли толь-
ко листья. Но листья обладали такой же силой, как и плоды, и
приносили людям такую же пользу. Дерево осталось таким же
благодатным даже тогда, когда заросло колючками. Его листья
заменяли плоды.
Спустя еще двадцать лет у основания дерева выступила чи-
стая кровь, а листья его совсем скрутились. Дерево потеряло
красоту и стало больше походить на кустарник. Люди поняли,
что и в этом кроется какая-то мудрость. Вскоре стало известно,
что Ħусейн убит в Кербеле. Ветки дерева высохли, скручен-
ные листья опали, оно больше не возродилось и окончательно
высохло. Так вновь стало ясно, что благодать покинула землю,
когда свет очей Фатимы (ее сын) отправился в Ахират.
Так умерли халифы, и настало время царей. Угнетатели пре-
ступили границы Шариата, но и последователи пути Шафи`
не перевелись. Умма разделилась, как и говорил Пророк , и
те, кого Аллāћ наставил, оказались на верном пути. Ислам стал
подобен мутной воде, и мирское окончательно покорило своих
приверженцев.
Да поможет Аллāћ следовать по пути потомков Расула , спод-
вижников и их последователей. О Создатель Вселенной, сделай
всеобщей для уммы благодать познавших Аллāћа, которым от-
крылся их истинный уровень. Амин!
Теперь вернемся к рассказу о переселении в Медину, о том,
что было с Ţāҳā после упомянутой остановки у Умму Ма‘бад.
107
Когда они отправились дальше, Суракат помчался следом за
ними верхом на резвом коне и со злым умыслом приблизился к
ним. Абу Бакр испугался за Пророка , но тот успокоил его,
сказав: «Аллāћ с нами». Суракат самонадеянно приближался к
ним с твердым намерением не возвращаться обратно, пока не
убьет Ħабîбуллāҳа . Он уже считал своими сто верблюдов, обе-
щанных курайшитами за его голову. Суракат несся как ветер,
надменно приговаривая: «Сейчас мы увидим!». Пророк попро-
сил о помощи, и Аллāћ ответил на его просьбу: ноги коня, на ко-
тором мчался Суракат, завязли в земле. Когда конь увяз в твер-
дой земле как в песке, Суракат в отчаянии стал умолять Ħабîба
спасти его. Увидев его покорность, Ţāҳā сжалился над ним.
Земля отпустила коня. Но Суракат, освободившись, снова воз-
намерился убить Пророка . И снова конь увяз ногами в земле,
как и прежде. Суракат опять стал умолять, и Ħабîб сжалился
над ним. Так Ħабîб прощал его, но когда Суракат снова соби-
рался напасть, ноги его лошади застревали в земле, и это повто-
рялось несколько раз. Наконец, Суракат, поняв, кто есть Аħмад
, опомнился, покаялся и уверовал. Суракат вернулся тем же
путем, которым прибыл, и как мог постарался защитить Проро-
ка . Встретив по пути преследователей, он вернул их обратно,
сказав, что Аħмад ушел другой дорогой.
Суракат вернулся, а Ţāҳā продолжил путь. Ħабîб встре-
тил Бураидата ибн Хусайба, который шел за ним в надежде по-
лучить сто верблюдов, обещанных за его убийство. Он вел за
собой семьдесят соплеменников. Ħабîбуллāҳ спросил его: «Кто
ты, из какого рода?» «Ибн Хусайб Бураидат», – был ответ. Про-
рок очень обрадовался его ответу и сообщил Ċиддику, что их
ожидает радость. Они призвали Бураидата к Исламу, и тот вы-
слушал их. Его разум взял верх над невежеством, и он внял при-
зыву. Бураидат и его товарищи с радостью приняли Ислам и
стали сподвижниками. Милость Всевышнего пролилась на них
дождем, и они вместе с Ţāҳā переселились в Медину. Аħмад
прибыл в Кубу и спасся от врагов, подобно Мусе , ушедшему в
Мадйан. В одном из преданий сказано, что это было в понедель-
ник, 12-го числа месяца раби аль-авваль.
108
Расул оставил ‘Али в Мекке, чтобы вернуть людям иму-
щество, переданное ему на хранение. Раздав все, что было пе-
редано на хранение Расулу , ‘Али на третий же день при-
соединился к ним вместе с немощными мусульманами (оставав-
шимися в Мекке. – Прим. пер.). Они построили мечеть Куба, с
богобоязненностью заложив фундамент, и с этого началось ле-
тосчисление Ислама.
В сказаниях по-разному говорится о том, сколько дней они
там провели. Одни говорят о восемнадцати днях. Отправляясь
в пятницу утром из Кубы в Медину, Пророк совершил пят-
ничный намаз в пути. Это было место под названием Рануна’,
между Кубой и Мединой, где проживало племя Бану Салим. До
этого Ħабîб не совершал пятничных намазов, это был пер-
вый. Как сказано в книге «Нурул абсар», он совершил намаз с
коллективом в сто человек.
Не исключено, что первый пятничный намаз Расул совер-
шил в Кубе, поскольку, если они пробыли в Кубе четырнадцать
или двадцать два дня, то непременно провели там и пятницу. А
если принять версию, согласно которой Расул пробыл в Кубе
только три-четыре дня, то допускается возможность соверше-
ния пятничного намаза в Рануне, потому что в таком случае
они могли не остаться в Кубе до пятницы. Как бы там ни было,
мы не станем отрицать это. Из страха оказаться отрицающим
пришлось привести обе эти версии. Будучи в Мекке, Ħабîб не
совершал пятничный намаз, потому что курайшиты не дали ему
такой возможности.
Мусульмане Медины, жаждавшие встречи с Пророком , три
дня подряд провели в ожидании. Потеряв надежду, они разо-
шлись по домам, в то время как караван Пророка уже прибли-
жался. Его заметил один иудей, который взобрался на высокий
холм и наблюдал за дорогой. Он стал кричать, словно глашатай,
и сообщил об этом племенам Авс и Хазрадж, сказав, что этот
караван – радость для них. Так Пророка с большой радостью
встретили в Медине.
109
Каждый хотел, чтобы Ţāҳā остановился у него. Ħабîб ,
никого не выделяя, отвечал так, что все остались довольны.
«Аллāћ повелел верблюду, дайте ему идти куда велено», - сказал
он. Верблюд с Аħмадом на спине пошел вперед и остановился,
опустившись на колени, на месте будущей мечети. Затем вер-
блюд встал с этого места, пошел дальше и остановился также у
дома Абу Аййуба. После этого он снова встал и вернулся туда,
где останавливался раньше, и обосновался там. Он посмотрел
по сторонам и начал урчать. Пророк сказал, что здесь место
его жилища, и спешился. Он выразил желание построить здесь
мечеть. Участок предлагали ему даром, но Пророк не согла-
сился принять дар. Владельцами этой земли были двое сирот, о
которых заботился сын Зарарата. Ħабîб отдал сиротам десять
динаров и начал закладку фундамента мечети.
Согласно версии, приведенной в книге «Ис‘афу ррагибин»,
строительство началось в конце месяца раби аль-авваль, а за-
вершилось на следующий год в месяце сафар. В строительстве
принимал участие и сам Пророк , он носил камни вместе со
сподвижниками. В то время как другие носили по одному кир-
пичу, Аммар брал всегда по два. Рядом с мечетью построили и
две комнаты – для Савды и ‘Айши. До окончания строительства
мечети и комнат Ħабîб жил в доме Абу Аййуба.
В день, когда Расул прибыл в Медину, в городе все озарилось
нуром. Горы и холмы заполнились голосами распевающих заду-
шевные стихи, восхваляющие Ħабîба . Давайте же произнесем
салават Пророку , любить которого Творец обязал все разумные
существа, которого повсюду сопровождает милость и чей бара-
кат является общим, как для живых, так и для умерших.
Мавлāя ċалли ва саллим дāиман абадан
‘Алā Ħабîбика хайри-ль-халķи куллиҳими.
О Аллāћ, одари вечным и бесконечным свалатом и саламом
лучшего из творений – Твоего Любимца Аħмада
‘Алā Ħабîбика хайри-ль-халķи куллиҳими.
О Аллāћ, одари вечным и бесконечным свалатом и саламом
лучшего из творений – Твоего Любимца Аħмада